Инфоурок Биология Другие методич. материалыУрок биологии 8 класс "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

Урок биологии 8 класс "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

Скачать материал

     Тема: "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

Разработал: учитель биологии ГБОУ ООШ с. Романовка Косова Л.И.

Цель урока: осознать значение мышечной активности, физического труда     и занятий спортом для формирования и развития организма подростка; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления
Задачи урока:

Образовательные: раскрыть условия формирования опорно-двигательной системы, влияние физических упражнений на ее развитие; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления.

Развивающие: развивать логическое мышление, монологическую речь, внимание, наблюдательность, умение применять свой жизненный опыт на уроке, умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные: формировать бережное отношение к своему здоровью, аккуратность при выполнении работ, чувство ответственности за результаты своего труда, культуру общения, интерес к предмету.

Оборудование :  мультимедийный проектор, компьютеры.

          

 

Здравствуйте, ребята!

 Когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся.  Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? 

 Здоровье для человека – одна из главных ценностей.  И сегодня на уроке мы с вами будем вести беседу о здоровье, а говорить о здоровье нужно в хорошем настроении. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А что бы улыбки ваши были еще ярче, я вам включу солнышко.

          Начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. У вас на столах лежат листочки с заданиями, разберите их. Подпишите и выполняйте работу. Если вы ответили на вопросы положите ручки и я увижу, что все готовы работать дальше. Поменяйтесь листочками с соседом по часовой стрелке. Проверьте работу, исправьте ошибки и выставите оценки. Ответы и шкала оценок на доске. Вернули листочек хозяину. Теперь посмотрите на свои ошибки. Если вы закончили анализировать свои ответы, положите листочки в центре стола. Спасибо.

            А теперь забыли на время о своих оценках и настраиваемся на рабочий лад. Тема нашего урока «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения».

            Хорошее здоровье, пожалуй, – главный источник полноценного счастья и радости человека, его неоценимое богатство. Занимаясь физическими упражнениями и спортом, мы укрепляем своё здоровье. Особенно в юности организм развивается и совершенствуется при выполнении физических упражнений. Чтобы не растерять свое здоровье, необходимо вести здоровый образ жизни. Напишите на листочках составные компоненты ЗОЖ.

(Работа на листиках (30 сек.))

А теперь прочитайте свои записи. Молодцы. Вот видите большинство из вас написали …

           Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармонического развития человека.  

Дж.Тиссо «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения».

            Еще великие мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ отмечали положительное влияние движений на организм. Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой. Аристотель, например, говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Первым поднял голос в защиту здоровья русского народа М.В.Ломоносов. Он сам отличался большой физической силой и атлетическим сложением. Ломоносов считал необходимым «стараться всячески быть в движении тела». А.И.Радищев глубоко верил, что физическим воспитанием можно «укрепить тело, а с ним и дух». А.В.Суворов ввел, и сам делал военную гимнастику, требовал тренировки и закаливания войск. Л.Н.Толстой любил косить, копать, пилить, увлекался ездой на велосипеде. В 70 лет Толстой побеждал молодежь в беге на коньках. Он писал: «При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, не писать, ни даже внимательно слушать других и ночь проходит без сна». Максим Горький увлекался греблей, плаванием, игрой в городки, зимой ходил на лыжах и катался на коньках. И.П.Павлов до глубокой старости занимался спортом и любил физический труд. Он много лет руководил гимнастическим кружком врачей в Петербурге.

1.      Что же происходит в организме при физической работе?

2.      Какова роль движения в гармоничном развитии человека?

3.       К чему может привести малая двигательная активность?

4.     В чем заключается профилактика заболеваний опорно-двигательной системы? Работая на уроке, мы получим ответы на вопросы:

Что же происходит в организме при физической работе?

- Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При длительной и систематической мышечной нагрузке изменяются не только мышцы, но и скелет. Сухожилия работающей мышцы раздражают надкостницу. Это вызывает усиленное формирование кости в местах прикрепления к ней мышцы. Вследствие этого кости становятся толще, крепче, на них возникает бугристость. Развитые мышцы поэтому будут иметь достаточную опору.

 Костный аппарат становится прочным. Возрастает мышечная масса, повышается сила.

Уменьшается количество жировой ткани, в результате улучшается телосложение.

В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря чему улучшается кровоснабжение и к мышцам поступает больше кислорода. К активно работающим мышцам проникает больше крови, капилляры в них значительно расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ из них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция. А значит и улучшается деятельность всех органов со стороны центральной нервной системы. Вот например,  мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить напряжение в организме, так как при работе быстрее разрушаются гормоны, и они перестают действовать на нервные центры (избыток гормонов лишает человека сна, вызывает его беспокойное состояние). Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее.  Жизненная емкость легких возрастает. Тренируется сердечная мышца. В организме быстрее протекают обменные процессы. Работающие  мышцы сдавливают  и  растягивают  кровеносные сосуды. Особенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по ним венозной крови и вынос продуктов распада, а поэтому улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение ее кислородом (т.е. кровь не застаивается, постоянно обновляется) и при этом улучшается настроение, активизируется познавательная активность.

            Чтобы активизировать нашу познавательную деятельность проведем разминку:

1.     Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.

2.     Ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты головы  вправо и влево.

3.     Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны головы вперед, назад.

4.     Ноги на ширине плеч, руки на поясе, поднимаем оба плеча.

5.     Ноги на ширине плеч, руки на поясе, поднимаем плечи попеременно.

6.     Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны туловища в стороны.

7.     Ноги на ширине плеч, руки на поясе, подъем на носки и пятки попеременно.

Молодцы. Усаживаемся.

Какова роль движения в гармоничном развитии человека?

         Здоровье – это гармоничное единство физических, психических, социальных функций человека. Психически здоровый человек спокоен, уверен в себе, уравновешен и поэтому всегда и во всем успешен. В здоровом теле - здоровый дух.  Известно, что физические упражнения облегчают психологический стресс, вызывают в теле химические реакции, благодаря которым мы чувствует себя хорошо. Поэтому, занимаясь физической зарядкой, человек укрепляет свое физическое и психическое здоровье.

          В своей книге Гарт Гилмор “бег ради жизни” утверждал: “Полчаса в день на упражнения – довольно выгодное помещение капитала”, если учесть, что каждые 30 минут занятий несут 10 часов здоровой, радостной жизни. Каждая сотня физических упражнений по утрам это выигранные у болезней поединки. В движении – жизнь.

   К чему может привести малая двигательная активность?

           Эпоха научно-технической революции привела к уменьшению доли ручного труда. Весь ручной труд механизирован и автоматизирован. Мы не носим воду, не колем дрова и т.д. Развитие городского транспорта и таких средств передвижения, как лифт, эскалаторы, движущиеся тротуары,  появление сотовых телефонов, интернета и других средств связи привели к широкому распространению малоподвижного образа жизни,  к гиподинамии – понижению двигательной активности.

 Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У людей развивается слабость скелетных мышц, т.е. ослабляется мышечный корсет, который удерживает позвоночник в прямом положении, что ведет к развитию искривлений позвоночника, нарушению осанки и плоскостопию.  Каждый позвонок отвечает за какой-либо орган. Неправильная осанка приводит к неправильному расположению позвонков. Когда позвонки располагаются неправильно, они ущемляют корешки спинного мозга, который расположен в телах позвонков. Спинной мозг рассылает нервные импульсы во все внутренние органы, сигнализируя болью о неисправности, что приводит к нарушению деятельности внутренних органов.
       Посмотрите друг на друга и скажите, правильно ли вы сидите? Встаньте и посмотрите, правильно ли вы стоите? Как вы считаете? А теперь посмотрите, как вы сидите и стоите. А вот правильно. Правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении называется осанкой.

Чтобы правильно сидеть необходимо

1.      В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.

2.      Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.

3.      Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.

4.      Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.

5.      Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.

6.      Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.

Для того чтобы стоять правильно необходимо, чтобы

1.       Голова и туловище держались прямо.

2.      Голова слегка приподнята.

3.      Плечи несколько отведены назад.

4.      Грудная клетка развернута.

5.      Плечи находятся на одном уровне.

6.      Живот подобран.

7.      В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.

        На вопрос: какие бывают нарушения осанки; что такое плоскостопие; их последствия; меры предупреждения. Вы ответите сами.

         На столе  у вас лежат листочки белого и желтого цвета. На белых листочках есть таблица, которую вы должны заполнить самостоятельно. На желтых листочках находится информация, с которой вы будете работать. Если будут возникать вопросы, то просто поднимите руку. Все понятно? Приступаем к работе.

Контрольные вопросы:

1.      Что такое гиподинамия?

2.      Что такое осанка?

3.      Какие нарушения осанки бывают?

4.      Назовите признаки лордоза, болезни каких органов вызывает, причины возникновения?

5.      Назовите признаки кифоза, болезни каких органов вызывает,  причины возникновения?

6.      Назовите признаки сколиоза, болезни каких органов вызывает, причины возникновения?

7.      Назовите признаки плоскостопия, болезни каких органов вызывает,  причины возникновения?

Молодцы.

      А сейчас вы будете работать группами. Я вам даю ситуацию. Вы ее рассматриваете, обсуждаете, анализируете и прочитываете для всего класса.

Молодцы.

В чем заключается профилактика заболеваний опорно-двигательной системы?

Меры профилактики сколиоза

Меры профилактики лордоза

Меры профилактики кифоза

Меры профилактики плоскостопия

А теперь давайте обобщим всю информацию и сделаем вывод, ответив на вопрос что же нужно делать, чтобы правильно формировался аппарат опоры и движения.

А мне на данный вопрос  хочется ответить словами древних греков, которые на камне высекли следующее изречение « Если хочешь быть сильным – бегай,  хочешь быть красивым – бегай,   хочешь быть умным – бегай!»

 

Молодцы.

 

Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Домашнее задание на доске ( каждый из вас дома заполнит листок самоанализа и сделает вывод о состоянии вашей осанки и сводов стопы, составить режим вашей двигательной активности в течение дня)

Оценки вам выставит в дневники Татьяна Яковлевна.

И в заключении мне хочется вам сказать словами Сухомлинского: “Поставь перед собой 100 учителей и они окажутся бессильными, если ты сам не можешь заставить себя и требовать от себя”. Все зависит от вас! Желаю вам всем доброго здоровья.

 

Домашнее задание раздать и объяснить.

Приложение 1. Лист самоанализа

Фамилия, имя учащегося ____________________________________________________________

 

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ОСАНКУ

Наличие нарушений

Результаты наблюдений

Выводы

(ДА или НЕТ)

Выявление боковых искривлений

  1. Углы лопаток на одном уровне
  2. Один плечевой сустав расположен выше другого
  3. Треугольники, образованные между туловищем и опущенными руками, равны
  4. Задние (остистые) отростки позвонков  образуют прямую линию

 

 

 

 

 

Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника

Встаньте спиной к стене.

  1. Просуньте ладонь между стеной и поясницей. Проходит только ладонь.
  2. Попробуйте просунуть кулак.

Если второе удастся, то осанка нарушена.

Норма

 

Осанка нарушена

 

Наличие нарушений

Результаты наблюдений

Выводы

 

Выявление плоскостопия

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две эти точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Подчеркните:

 

Плоскостопие:

а) выявлено

б) не выявлено

Раздатка

Лордоз

Лордозом принято называть выпуклость позвоночника, обращённую вперёд.

Симптомы

Внешними показателями наличия лордоза может служить раздвижение в коленях, уплощение грудины и выпирающий вперёд живот, таз и корпус отклоняются назад, наблюдается ограничение подвижности и боли, вызванные перенапряжением спинных мышц и связок позвоночника. Со временем лордоз вызывает деформацию других частей тела. Деформация будет тем чётче проявляться, чем моложе человек. Так, у детей и подростков лордоз может стать причиной вторичной деформации грудной клетки и органов, расположенных в грудной полости.  В первую очередь страдают дыхательная и сердечно-сосудистая система, ухудшается работа желудочно-кишечного тракта. Деформированные органы не способны выполнять свои функции в полном объёме, это приводит к быстрой утомляемости, хронической усталости, замедлению обмена веществ, то есть, к ухудшению работы всего, что так необходимо молодому растущему организму.

Причины

Причиной лордоза поясничного отдела позвоночника могут быть: избыточный вес, спазмы мышц спины, возраст, неправильная осанка или наличие разнообразных патологических процессов в позвоночнике, опухоли.

Диагностика

Определить лордоз самостоятельно можно, поставив человека спиной к стене соприкасаясь с ней лопатками, ягодицами и пятками. И просунув руку между поясницей и поверхностью стены. Если при этом между рукой и спиной есть свободное пространство, через которое проходит кулак, то это явный признак наличия лордоза у обследуемого человека.

Лечение

Длительный процесс лечения лордоза включает в себя:

§  ЛФК (лечебная физическая культура). Многие упражнения могут предупредить появление негативных факторов лордоза и ослабить болевые ощущения, ограничивающие физическую активность. Но положительный эффект наступает только при условии, если упражнения подобранны правильно и выполняются систематически.

§  Массаж. Массажные процедуры способствуют уменьшению болевых ощущений, улучшению обмена веществ, кровообращения и снять напряжение со спазмированных мышц.

Комплекс упражнений для лечения лордоза

В качестве ориентировочного комплекса упражнений для лечения и профилактики лордоза можно использовать следующие упражнения:

§  Упражнение I — И.П. – ноги на ширине плеч. На 1 — наклон вперёд руками, тянемся к стопам и делаем вдох, на 2 — возврат в И.П., на 3-4 — повтор.

§  Упражнение II — Исходное положение – спиной к стене. На 1,2,3 — пытаемся коснуться поясницей стены, не отрывая пятки, таз и лопатки от неё. На 4 — возврат на И.П.

§  Упражнение III — И.П. – стоя. На 1- наклон вперёд, обхватываем руками колени, на 2-3 — пружинные наклоны вперёд, стремясь лбом дотронуться до коленей, на 4 -  возврат на И.П.

§  Упражнение IV — И.П – стоя. На 1- приседаем, руки перед собой, глубокий выдох, на 2 — возврат на И.П., делаем вдох. На 3-4 — повтор.

§  Упражнение V — И. П. – лёжа на спине. На 1,2,3 — стараемся коснуться поясницей пола, на 4 — возврат на  И.П.

§  Упражнение VI — И. П. – лёжа на спине, руки разведены в стороны. На 1 — опираемся руками в пол и поднимаем ноги, запрокидывая их за голову так, чтобы колени оказались возле ушей. На 2-3 — удерживаем принятое положение. На 4 — возврат в И. П.

 

Кифоз

Кифоз – это изгиб позвоночного столба  кзади. При длительном нарушении осанки, травме, заболевании опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника может меняться, появляются новые (патологические) изгибы, или усиливаются уже существующие. Когда усиливается изгиб позвоночника кзади, говорят о кифозе.

Проявления кифоза

Внешне пациент с кифозом может выглядеть сутулым, а при выраженном искривлении – горбатым. Плечи выступают вперед, лопатки отведены назад и в стороны, грудная клетка впалая, пущена голова с выступающим вперед подбородком, выпяченный живот, впалые ягодицы. В качестве компенсации возникает плоскостопие, так как в таком положении тела наиболее устойчивой оказывается опора на вогнутую внутрь стопу.

При кифозе страдают внутренние органы, что приводит к развитию хронических заболеваний. Уменьшается вентиляция легких, что создает условия для длительного течения бронхо-легочных инфекций. Затрудняется работа сердца в результате уменьшения пространства в грудной клетке. Сдавливается печень, желудок, меняется положение почек, кишечника. Это может вызывать нарушения в системе пищеварения, в частности холецистит, гастродуоденит, язву желудка. Нарушение свободного тока крови в шейных сосудах в результате усиленного изгиба позвоночника приводит к нарушению мозгового кровообращения. В результате могут беспокоить стойкие или преходящие головные боли, шум в ушах, головокружения. В дальнейшем раньше наступают возрастные изменения мозга.

Для кифоза характерен болевой синдром, который может возникать по следующим причинам:

§  напряжение мышц спины,

§  разрушение межпозвоночных дисков и тел позвонков,

§  сдавливание внутренних органов.

Человек с патологическим кифозом быстро устает от физической нагрузки, может испытывать затруднения в выполнении некоторых физических упражнений.

Диагностика

Осмотр в кабинете у хирурга. Пациента просят повернуться в профиль, лицом, наклониться вперед в положении стоя и достать носки обуви пальцами рук. Последняя проба информативна для оценки формы позвоночника, так как может усилиться или выявить себя кифоз грудного и поясничного отдела. Кроме того, при выраженном грудном кифозе пациент не сможет достать руками носки обуви.

Лечение

Назначают лечебную физкультуру, физиотерапию, массаж, плаванье, лечение положением (правильная посадка за столом, жесткая кровать), ортопедическое пособие. Целью лечения является выработка правильной осанки и укрепление мышц спины и брюшного пресса. Применение корсета рекомендуется только на начальном этапе лечения, для закрепления ощущения правильной осанки. Также возможно дозированное ношение корсета в течение основного лечебного периода. Постоянное поддерживание позвоночника с помощью корсета не способствует укреплению мышц, а чаще еще больше их ослабляет, что только усугубляет патологию.

 

 

Сколиоз

Сколиоз - это такое боковое искривление позвоночника, в результате которого образуется реберный горб.

  Признаки(симптомы) сколиоза

При возникновении грудного сколиоза грудной отдел позвоночника искривляется,  живот смещается вперед, а лопатка и плечо человека приподнимается. Поясничный сколиоз не так сильно отражается на внешнем виде человека, однако такое заболевание отличается особой болезненностью, да и при внимательном рассмотрении можно увидеть, что тазовые кости у больного асимметричны.

 Первый момент сводится к тому, что происходит негативное воздействие на внутренние органы человека, которые начинают работать со «сбоями». Например, сколиоз способен так нарушить дыхательную функцию человека, что происходит возникновение патологии легочного кровообращения, застой в легких крови и перегрузка сердечной мышцы. Во-вторых, из-за отрицательных изменений внешности, часто наблюдается возникновение психо-эмоциональных травм у пациента. Практика показала, что особенно тяжело такую «деформацию» своего тела переносят подростки и молодые девушки.

Для того, чтобы уже на начальной стадии определить наличие заболевания, можно ориентироваться на следующие признаки сколиоза, позволяющие прямо сейчас провести нехитрую самодиагностику. Итак, нужно встать перед зеркалом и принять привычную позу осанки. У человека, который имеет сколиоз, будет:

  • одно плечо находиться чуть выше другого,
  • угол одной из лопаток будет сильно выпирать,
  • расстояние прижатой руки от бока до талии с двух сторон будет различным,
  • при наклоне вперед будет заметна кривизна позвоночника. 

Причины сколиоза

Приобретенные причины сколиоза, в свою очередь, можно разделить на следующие:

  • неправильная осанка,
  • «сидячий» образ жизни,
  • следствие ревматизма, рахита, поражения нервной системы (паралича), 
  • повреждение составных частей позвоночника (позвонков, дисков, сосудов),
  • физические нагрузки, при которых основное давление оказывается на слабые места позвоночника.

Важно отметить, что в группе риска возникновения сколиоза сегодня чаще всего оказываются офисные работники и учащиеся. Именно они подолгу сидят в «неправильной» позе, что приводит к искривлению позвоночника - в результате чрезмерной постоянной нагрузки на одни и те же расслабленные мышцы позвоночного столба. При этом не стоит забывать, что сколиоз может появиться у людей в любом возрасте. Причем, обратите внимание, что мужчины болеют им чаще, чем женщины и дети.

Лечение сколиоза

При этом каждый из этапов представляет собой длительный и активный процесс. Например,  необходимо добиться, чтобы вместо расслабленных (или вообще неработающих мышц) у больного появился активный, близкий к здоровому,  мышечный корсет для позвоночника. Обычно такой результат достигается с помощью постоянного выполнения специальной лечебной гимнастики. В лечение сколиоза также входит использование, плавание, тренировка равновесия, применение приемов расслабления мышц спины. Кроме того, очень важно при лечении, чтобы больной постоянно следил за своей осанкой и избегал факторов, которые послужили возникновению болезни.
Профилактика сколиоза

Профилактика сколиоза должна начинаться с самого раннего возраста и продолжаться на протяжении всей жизни. При этом на первый план выходит организация пространства, которое окружает человека. Например, рабочее пространство должно обеспечивать, чтобы человек не сутулился и его позвоночник не был перегружен. Для желающих  предотвратить сколиоз мягкая постель является недопустимой роскошью. Также, профилактика сколиоза обязательно должна дополняться правильным  питанием, регулярными прогулками пешком и комплексом несложной, но регулярной зарядки.

Плоскостопие

  Внешние признаки плоскостопия

  • Быстро снашивается внутренняя сторона каблука и подошвы на обуви
  • Увеличение стопы в размере, особенно по ширине, часто возникает необходимость приобретать обувь на размер больше
  • Изменение походки: тяжелая, неестественная походка, появляется косолапее, нарушается осанка.

 Тест на плоскостопие
Для ориентировочной диагностики плоскостопия можно самостоятельно провести несложный тест. Смажьте подошвы, каким либо красящим веществом (тушь, йод, зеленка и др.), можно жирным кремом. Затем на листе бумаге оставьте отпечаток, так чтоб нагрузка на стопы была равномерной, и вы находились в обычном для себя положении стоя. На листе бумаги проведите линию параллельно подошвенной вырезке от пальцев к пятке, и к ней же проведите перпендикуляр в самом глубоком месте вырезки до наружного края стопы. В том случае когда, отпечаток узкой части стопы занимает половину и более линии проведенной перпендикулярно первой линии, то это говорит о возможном плоскостопии.
Причины развития плоскостопия

·                     Тяжелые физические нагрузки, в том числе люди профессий, которые связаны с продолжительным пребыванием на ногах: парикмахеры, продавцы, и др.

·                     Избыточный вес,  поднятие и ношение тяжестей

·                     Обувь! Неправильная обувь первая причина в развитии плоскостопия. В подтверждение этому женщины страдают в 4 раза чаще плоскостопием, чем мужчины. Каблук выше 4 см реальная угроза здоровью, и соответственно чем он выше, тем выше риск развития плоскостопия и его неприятных осложнений. Кроссовки так же могут сослужить плохую службу. При движении большую часть нагрузки кроссовки берут на себя, это происходит благодаря хорошей амортизирующей способности подошвы и их способности отлично фиксировать стопу. Таким образом, мышцы и связки стопы не функционируют как следует и в конечном счете, теряют тонус и становятся вялыми, что благоприятствует развитию плоскостопия.

Чем опасно плоскостопие? Осложнения плоскостопия

  • Деформация стопы, косточки большого пальца, мизинца, вросший ноготь, мозоли
  • Неправильное, непропорциональное развитие мышц ног
  • Заболевания коленных суставов
    • Деформирующий артроз
    • Повреждение менисков
    • Разболтанность коленного сустава
  • Заболевание суставов таза Заболевания позвоночника
  • Сколиоз
  •  Радикулит
  • Остеохондроз
  • Межпозвоночные грыжи
  •  Возможно развитие варикозного расширения вен
  • Пяточная шпора

Десять наиболее важных моментов, указывающих на плоскостопие:

  1. Обувь изношена с внутренней части
  2. При работе на ногах и ходьбе быстро появляется усталость
  3. Ноющие боли, усталость в стопе, мышцах бедра, голени, пояснице возникающие к концу дня, отечность.
  4. Чувство тяжести в ногах, ноги «налиты свинцом», судороги
  5. Хождение на каблуках доставляют сильный дискомфорт
  6. Стопа увеличивается в размере, необходимо покупать обувь на размер больше
  7. Нога не влезает в любимую обувь
  8. Приседая трудно держать равновесие
  9. Нарушается осанка, тяжелая неестественная походка
  10. На большом пальце растет «косточка»

Несколько советов для профилактики плоскостопия у детей

  •  Ходить босиком.
  •  Обувь должна быть:
    • гибкой, просторной, каблук не более 1-1,5 см
    • плотно фиксировать стопу, но не сдавливать ножку
    • задник высокий жесткий, хорошо фиксирует ножку
    • подошва устойчива, не скользить
  • Делать гимнастику и массаж ног
  • Детям старше 2 лет, будут благоприятны упражнения для развития мышц и сухожилий стопы (брать предметы пальчиками ног, ходить на носочках, пяточках, внешней стороне стоп и др.)

Профилактика плоскостопия

  • Правильно подобранная обувь, на толстой и мягкой подошве, каблук не более 4 см.
  • Ношение стелек-супинаторов при длительных нагрузках.
  • В свободное время давать отдых ногам, не менее 30 секунд, 3-4 раза вдень вставать на внешние стороны стоп.
  • После работы рекомендуется принять теплые ванны для ног, с их последующим массажем.
  • Хождение босиком по неровной поверхности, по камешкам, по песку, ходьба на пятках, внутренней поверхности стоп, цыпочках, подвижные игры.
  • Правильно дозировать физическую нагрузку, избегать чрезмерных нагрузок

 

 

 

СИТУАЦИЯ 1

 В старших классах ученик Т. увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Т. постоянно носил с собой ( чаще в правой руке). «Как ты носишь такую тяжесть?» - удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Т. пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовал Т. обратиться к врачу. Т. последовал его совету.

ВОПРОСЫ

 1.Как вы считаете, какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка?

а) сутулость б) лордоз в)сколиоз г)нарушение осанки д)кифоз

2.Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника такого вида? а)малоподвижные образ жизни б)нерациональное питание в)неправильная осанка вследствие переутомления г) неправильная осанка вследствие укорочения одной из ног

3.Что помогает избежать такого искривления позвоночника? а)длительные пешие прогулки б)усиленное питание в)пребывание на свежем воздухе г)избавление от вредной привычки постоянно нагружать одну часть тела.

4.Что в данном случае может помочь в лечении?

 а)усиленные самостоятельные занятия физкультурой и спортом б)различные виды физической работы в)подвижный образ жизни г)выполнение рекомендаций врача.

СИТУАЦИЯ 2

 На день рождения подруги школьница 16-ти лет Л. Пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги быстро устали. Она чувствовала себя совсем взрослой и счастливой. После угощения, стали танцевать. Но через некоторое время, из-за боли в ногах, Л. Пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

 

ВОПРОСЫ

 1.Как вы считаете, что стало причиной боли в ногах у Л.?

а)дальнее расстояние, которое пришлось преодолеть Л. до дома подруги б)туфли на высоких каблуках в)продолжительные танцы

2.Может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья человека? а)да, но несущественно б)может существенно ухудшить походку в) может существенно ухудшить осанку г)может отрицательно сказаться на работе всех органов и систем организма

3. Какие из предложенных мер помогут Л. В данной ситуации сохранить правильную осанку, походку и избежать деформации стоп?

а)правильно подобранная обувь б)тренировка хождения на высоких каблуках в)ношение обуви без каблуков г)тренировка хождения на дальние расстояния

 

СИТУАЦИЯ 3

 

Одиннадцатиклассница А. на улице встретилась со своей бывшей школьной подругой М., которую не видела 3 года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком.

 

                                            ВОПРОС

 

 1.  По  каким  признакам  можно  предположить, что у девушки наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата?

А) опущенная голова, Б)грустное выражение лица, В)шаркающая походка, Г)висящее мешком пальто, Д)сгорбленная спина, Е) согнутые ноги Ж)Сведенные плечи

 

2. Влияет ли неправильная осанка на внешность человека?

А)Нет, не влияет. Б) Влияет на фигуру.

В) Ухудшает походку. Г) Делает человека малопривлекательным.

 

 

СИТУАЦИЯ 4

 

 После резкого замечания учителей и полученной двойки ученик Р. шел, раскачиваясь, по коридору школы. Движения его были угловаты, голова опущена, спина сгорблена, живот выпячен. «Ты почему так некрасиво ходишь?» - спросил его учитель физкультуры. «Ну и что? Мне в балете не выступать!» - мрачно  ответил он.

 

                                    ВОПРОС

 1.Влияет ли неправильная походка на осанку и состояние здоровья человека? а) нет, не влияют б)улучшают в)ухудшают незначительно г)оказывают вредное воздействие

 

2.Что в данном случае послужило причиной плохой осанки Р.? а)нарушения питания б)недостаточная двигательная активность в) недостаточное пребывание на свежем воздухе г)угнетенное настроение, связанной с плохой отметкой.

 

3. Как вы считаете, какой вид искривления позвоночника будет у подростка?

а) сутулость б) лордоз в)сколиоз г)нарушение осанки д)кифоз

 

 

 

 

 


Биология 8 класс

Тема урока: «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения»

Дата: 17.12.2013 года

Термины

Определение

Виды нарушений

Признаки нарушений

Какие вызывают болезни

Причины нарушений

Меры профилактики

Гиподинамия

 

 

 

------------------------

----------------------------

---------------------------

------------------------------

----------------------------

Осанка

 

Искривление позвоночника:

- Лордоз

 

 

 

 

 

 

 

- Кифоз

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сколиоз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плоскостопие

 

 

 

 

 

 

 

-------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок биологии 8 класс "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Тема: "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

Разработал: учитель биологии ГБОУ ООШ с. Романовка Косова Л.И.

Цель урока: осознать значение мышечной активности, физического труда     и занятий спортом для формирования и развития организма подростка; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления
Задачи урока:

Образовательные: раскрыть условия формирования опорно-двигательной системы, влияние физических упражнений на ее развитие; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления.

Развивающие: развивать логическое мышление, монологическую речь, внимание, наблюдательность, умение применять свой жизненный опыт на уроке, умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные: формировать бережное отношение к своему здоровью, аккуратность при выполнении работ, чувство ответственности за результаты своего труда, культуру общения, интерес к предмету.

Оборудование :  мультимедийный проектор, компьютеры.

          

 

Здравствуйте, ребята!

 Когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся.  Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? 

 Здоровье для человека – одна из главных ценностей.  И сегодня на уроке мы с вами будем вести беседу о здоровье, а говорить о здоровье нужно в хорошем настроении. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А что бы улыбки ваши были еще ярче, я вам включу солнышко.

          Начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. У вас на столах лежат листочки с заданиями, разберите их. Подпишите и выполняйте работу. Если вы ответили на вопросы положите ручки и я увижу, что все готовы работать дальше. Поменяйтесь листочками с соседом по часовой стрелке. Проверьте работу, исправьте ошибки и выставите оценки. Ответы и шкала оценок на доске. Вернули листочек хозяину. Теперь посмотрите на свои ошибки. Если вы закончили анализировать свои ответы, положите листочки в центре стола. Спасибо.

            А теперь забыли на время о своих оценках и настраиваемся на рабочий лад. Тема нашего урока «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения».

            Хорошее здоровье, пожалуй, – главный источник полноценного счастья и радости человека, его неоценимое богатство. Занимаясь физическими упражнениями и спортом, мы укрепляем своё здоровье. Особенно в юности организм развивается и совершенствуется при выполнении физических упражнений. Чтобы не растерять свое здоровье, необходимо вести здоровый образ жизни. Напишите на листочках составные компоненты ЗОЖ.

(Работа на листиках (30 сек.))

А теперь прочитайте свои записи. Молодцы. Вот видите большинство из вас написали …

           Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармонического развития человека.  

Дж.Тиссо «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения».

            Еще великие мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ отмечали положительное влияние движений на организм. Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой. Аристотель, например, говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Первым поднял голос в защиту здоровья русского народа М.В.Ломоносов. Он сам отличался большой физической силой и атлетическим сложением. Ломоносов считал необходимым «стараться всячески быть в движении тела». А.И.Радищев глубоко верил, что физическим воспитанием можно «укрепить тело, а с ним и дух». А.В.Суворов ввел, и сам делал военную гимнастику, требовал тренировки и закаливания войск. Л.Н.Толстой любил косить, копать, пилить, увлекался ездой на велосипеде. В 70 лет Толстой побеждал молодежь в беге на коньках. Он писал: «При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, не писать, ни даже внимательно слушать других и ночь проходит без сна». Максим Горький увлекался греблей, плаванием, игрой в городки, зимой ходил на лыжах и катался на коньках. И.П.Павлов до глубокой старости занимался спортом и любил физический труд. Он много лет руководил гимнастическим кружком врачей в Петербурге.

1.      Что же происходит в организме при физической работе?

2.      Какова роль движения в гармоничном развитии человека?

3.       К чему может привести малая двигательная активность?

4.     В чем заключается профилактика заболеваний опорно-двигательной системы? Работая на уроке, мы получим ответы на вопросы:

Что же происходит в организме при физической работе?

- Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При длительной и систематической мышечной нагрузке изменяются не только мышцы, но и скелет. Сухожилия работающей мышцы раздражают надкостницу. Это вызывает усиленное формирование кости в местах прикрепления к ней мышцы. Вследствие этого кости становятся толще, крепче, на них возникает бугристость. Развитые мышцы поэтому будут иметь достаточную опору.

 Костный аппарат становится прочным. Возрастает мышечная масса, повышается сила.

Уменьшается количество жировой ткани, в результате улучшается телосложение.

В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря чему улучшается кровоснабжение и к мышцам поступает больше кислорода. К активно работающим мышцам проникает больше крови, капилляры в них значительно расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ из них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция. А значит и улучшается деятельность всех органов со стороны центральной нервной системы. Вот например,  мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить напряжение в организме, так как при работе быстрее разрушаются гормоны, и они перестают действовать на нервные центры (избыток гормонов лишает человека сна, вызывает его беспокойное состояние). Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее.  Жизненная емкость легких возрастает. Тренируется сердечная мышца. В организме быстрее протекают обменные процессы. Работающие  мышцы сдавливают  и  растягивают  кровеносные сосуды. Особенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по ним венозной крови и вынос продуктов распада, а поэтому улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение ее кислородом (т.е. кровь не застаивается, постоянно обновляется) и при этом улучшается настроение, активизируется познавательная активность.

            Чтобы активизировать нашу познавательную деятельность проведем разминку:

1.     Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.

2.     Ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты головы  вправо и влево.

3.     Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны головы вперед, назад.

4.     Ноги на ширине плеч, руки на поясе, поднимаем оба плеча.

5.     Ноги на ширине плеч, руки на поясе, поднимаем плечи попеременно.

6.     Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны туловища в стороны.

7.     Ноги на ширине плеч, руки на поясе, подъем на носки и пятки попеременно.

Молодцы. Усаживаемся.

Какова роль движения в гармоничном развитии человека?

         Здоровье – это гармоничное единство физических, психических, социальных функций человека. Психически здоровый человек спокоен, уверен в себе, уравновешен и поэтому всегда и во всем успешен. В здоровом теле - здоровый дух.  Известно, что физические упражнения облегчают психологический стресс, вызывают в теле химические реакции, благодаря которым мы чувствует себя хорошо. Поэтому, занимаясь физической зарядкой, человек укрепляет свое физическое и психическое здоровье.

          В своей книге Гарт Гилмор “бег ради жизни” утверждал: “Полчаса в день на упражнения – довольно выгодное помещение капитала”, если учесть, что каждые 30 минут занятий несут 10 часов здоровой, радостной жизни. Каждая сотня физических упражнений по утрам это выигранные у болезней поединки. В движении – жизнь.

   К чему может привести малая двигательная активность?

           Эпоха научно-технической революции привела к уменьшению доли ручного труда. Весь ручной труд механизирован и автоматизирован. Мы не носим воду, не колем дрова и т.д. Развитие городского транспорта и таких средств передвижения, как лифт, эскалаторы, движущиеся тротуары,  появление сотовых телефонов, интернета и других средств связи привели к широкому распространению малоподвижного образа жизни,  к гиподинамии – понижению двигательной активности.

 Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У людей развивается слабость скелетных мышц, т.е. ослабляется мышечный корсет, который удерживает позвоночник в прямом положении, что ведет к развитию искривлений позвоночника, нарушению осанки и плоскостопию.  Каждый позвонок отвечает за какой-либо орган. Неправильная осанка приводит к неправильному расположению позвонков. Когда позвонки располагаются неправильно, они ущемляют корешки спинного мозга, который расположен в телах позвонков. Спинной мозг рассылает нервные импульсы во все внутренние органы, сигнализируя болью о неисправности, что приводит к нарушению деятельности внутренних органов.
       Посмотрите друг на друга и скажите, правильно ли вы сидите? Встаньте и посмотрите, правильно ли вы стоите? Как вы считаете? А теперь посмотрите, как вы сидите и стоите. А вот правильно.Правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении называется осанкой.

Чтобы правильно сидеть необходимо

1.      В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.

2.      Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.

3.      Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.

4.      Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.

5.      Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.

6.      Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.

Для того чтобы стоять правильно необходимо, чтобы

1.       Голова и туловище держались прямо.

2.      Голова слегка приподнята.

3.      Плечи несколько отведены назад.

4.      Грудная клетка развернута.

5.      Плечи находятся на одном уровне.

6.      Живот подобран.

7.      В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.

        На вопрос: какие бывают нарушения осанки; что такое плоскостопие; их последствия; меры предупреждения. Вы ответите сами.

         На столе  у вас лежат листочки белого и желтого цвета. На белых листочках есть таблица, которую вы должны заполнить самостоятельно. На желтых листочках находится информация, с которой вы будете работать. Если будут возникать вопросы, то просто поднимите руку. Все понятно? Приступаем к работе.

Контрольные вопросы:

1.      Что такое гиподинамия?

2.      Что такое осанка?

3.      Какие нарушения осанки бывают?

4.      Назовите признаки лордоза, болезни каких органов вызывает, причины возникновения?

5.      Назовите признаки кифоза, болезни каких органов вызывает,  причины возникновения?

6.      Назовите признаки сколиоза, болезни каких органов вызывает, причины возникновения?

7.      Назовите признаки плоскостопия, болезни каких органов вызывает,  причины возникновения?

Молодцы.

      А сейчас вы будете работать группами. Я вам даю ситуацию. Вы ее рассматриваете, обсуждаете, анализируете и прочитываете для всего класса.

Молодцы.

В чем заключается профилактика заболеваний опорно-двигательной системы?

Меры профилактики сколиоза

Меры профилактики лордоза

Меры профилактики кифоза

Меры профилактики плоскостопия

А теперь давайте обобщим всю информацию и сделаем вывод, ответив на вопрос что же нужно делать, чтобы правильно формировался аппарат опоры и движения.

А мне на данный вопрос  хочется ответить словами древних греков, которые на камне высекли следующее изречение « Если хочешь быть сильным – бегай,  хочешь быть красивым – бегай,   хочешь быть умным – бегай!»

 

Молодцы.

 

Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Домашнее задание на доске ( каждый из вас дома заполнит листок самоанализа и сделает вывод о состоянии вашей осанки и сводов стопы, составить режим вашей двигательной активности в течение дня)

Оценки вам выставит в дневники Татьяна Яковлевна.

И в заключении мне хочется вам сказать словами Сухомлинского: “Поставь перед собой 100 учителей и они окажутся бессильными, если ты сам не можешь заставить себя и требовать от себя”. Все зависит от вас! Желаю вам всем доброго здоровья.

 

Домашнее задание раздать и объяснить.

Приложение 1. Лист самоанализа

Фамилия, имя учащегося ____________________________________________________________

 

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ОСАНКУ

Наличие нарушений

Результаты наблюдений

Выводы

(ДА или НЕТ)

Выявление боковых искривлений

  1. Углы лопаток на одном уровне
  2. Один плечевой сустав расположен выше другого
  3. Треугольники, образованные между туловищем и опущенными руками, равны
  4. Задние (остистые) отростки позвонков  образуют прямую линию

 

 

 

 

 

Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника

Встаньте спиной к стене.

  1. Просуньте ладонь между стеной и поясницей. Проходит только ладонь.
  2. Попробуйте просунуть кулак.

Если второе удастся, то осанка нарушена.

Норма

 

Осанка нарушена

 

Наличие нарушений

Результаты наблюдений

Выводы

 

Выявление плоскостопия

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две эти точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Подчеркните:

 

Плоскостопие:

а) выявлено

б) не выявлено

Раздатка

Лордоз

Лордозом принято называть выпуклость позвоночника, обращённую вперёд.

Симптомы

Внешними показателями наличия лордоза может служить раздвижение в коленях, уплощение грудины и выпирающий вперёд живот, таз и корпус отклоняются назад, наблюдается ограничение подвижности и боли, вызванные перенапряжением спинных мышц и связок позвоночника. Со временем лордоз вызывает деформацию других частей тела. Деформация будет тем чётче проявляться, чем моложе человек. Так, у детей и подростков лордоз может стать причиной вторичной деформации грудной клетки и органов, расположенных в грудной полости.  В первую очередь страдают дыхательная и сердечно-сосудистая система, ухудшается работа желудочно-кишечного тракта. Деформированные органы не способны выполнять свои функции в полном объёме, это приводит к быстрой утомляемости, хронической усталости, замедлению обмена веществ, то есть, к ухудшению работы всего, что так необходимо молодому растущему организму.

   

Причины

Причиной лордоза поясничного отдела позвоночника могут быть: избыточный вес, спазмы мышц спины, возраст, неправильная осанка или наличие разнообразных патологических процессов в позвоночнике, опухоли.

Диагностика

Определить лордоз самостоятельно можно, поставив человека спиной к стене соприкасаясь с ней лопатками, ягодицами и пятками. И просунув руку между поясницей и поверхностью стены. Если при этом между рукой и спиной есть свободное пространство, через которое проходит кулак, то это явный признак наличия лордоза у обследуемого человека.

Лечение

Длительный процесс лечения лордоза включает в себя:

§  ЛФК (лечебная физическая культура). Многие упражнения могут предупредить появление негативных факторов лордоза и ослабить болевые ощущения, ограничивающие физическую активность. Но положительный эффект наступает только при условии, если упражнения подобранны правильно и выполняются систематически.

§  Массаж. Массажные процедуры способствуют уменьшению болевых ощущений, улучшению обмена веществ, кровообращения и снять напряжение со спазмированных мышц.

Комплекс упражнений для лечения лордоза

В качестве ориентировочного комплекса упражнений для лечения и профилактики лордоза можно использовать следующие упражнения:

§  Упражнение I — И.П. – ноги на ширине плеч. На 1 — наклон вперёд руками, тянемся к стопам и делаем вдох, на 2 — возврат в И.П., на 3-4 — повтор.

§  Упражнение II — Исходное положение – спиной к стене. На 1,2,3 — пытаемся коснуться поясницей стены, не отрывая пятки, таз и лопатки от неё. На 4 — возврат на И.П.

§  Упражнение III — И.П. – стоя. На 1- наклон вперёд, обхватываем руками колени, на 2-3 — пружинные наклоны вперёд, стремясь лбом дотронуться до коленей, на 4 -  возврат на И.П.

§  Упражнение IV — И.П – стоя. На 1- приседаем, руки перед собой, глубокий выдох, на 2 — возврат на И.П., делаем вдох. На 3-4 — повтор.

§  Упражнение V — И. П. – лёжа на спине. На 1,2,3 — стараемся коснуться поясницей пола, на 4 — возврат на  И.П.

§  Упражнение VI — И. П. – лёжа на спине, руки разведены в стороны. На 1 — опираемся руками в пол и поднимаем ноги, запрокидывая их за голову так, чтобы колени оказались возле ушей. На 2-3 — удерживаем принятое положение. На 4 — возврат в И. П.

 

Кифоз

Кифоз – это изгиб позвоночного столба  кзади. При длительном нарушении осанки, травме, заболевании опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника может меняться, появляются новые (патологические) изгибы, или усиливаются уже существующие. Когда усиливается изгиб позвоночника кзади, говорят о кифозе.

Проявления кифоза

Внешне пациент с кифозом может выглядеть сутулым, а при выраженном искривлении – горбатым. Плечи выступают вперед, лопатки отведены назад и в стороны, грудная клетка впалая, пущена голова с выступающим вперед подбородком, выпяченный живот, впалые ягодицы. В качестве компенсации возникает плоскостопие, так как в таком положении тела наиболее устойчивой оказывается опора на вогнутую внутрь стопу.

При кифозе страдают внутренние органы, что приводит к развитию хронических заболеваний. Уменьшается вентиляция легких, что создает условия для длительного течения бронхо-легочных инфекций. Затрудняется работа сердца в результате уменьшения пространства в грудной клетке. Сдавливается печень, желудок, меняется положение почек, кишечника. Это может вызывать нарушения в системе пищеварения, в частности холецистит, гастродуоденит, язву желудка. Нарушение свободного тока крови в шейных сосудах в результате усиленного изгиба позвоночника приводит к нарушению мозгового кровообращения. В результате могут беспокоить стойкие или преходящие головные боли, шум в ушах, головокружения. В дальнейшем раньше наступают возрастные изменения мозга.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 507 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 10 класс.
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 30.09.2020
  • 5972
  • 77
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1396
    • DOCX 55.2 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Косова Лариса Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Косова Лариса Ивановна
    Косова Лариса Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18058
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 157 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 392 человека

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и менеджмент в спортивной сфере

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе