- 30.09.2020
- 792
- 6
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"
Разработал: учитель биологии ГБОУ ООШ с. Романовка Косова Л.И.
Цель урока: осознать значение мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления
Задачи урока:
Образовательные: раскрыть условия формирования опорно-двигательной системы, влияние физических упражнений на ее развитие; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления.
Развивающие: развивать логическое мышление, монологическую речь, внимание, наблюдательность, умение применять свой жизненный опыт на уроке, умение обобщать и делать выводы.
Воспитательные: формировать бережное отношение к своему здоровью, аккуратность при выполнении работ, чувство ответственности за результаты своего труда, культуру общения, интерес к предмету.
Оборудование : мультимедийный проектор, компьютеры.
Здравствуйте, ребята!
Когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся. Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?
Здоровье для человека – одна из главных ценностей. И сегодня на уроке мы с вами будем вести беседу о здоровье, а говорить о здоровье нужно в хорошем настроении. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А что бы улыбки ваши были еще ярче, я вам включу солнышко.
Начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. У вас на столах лежат листочки с заданиями, разберите их. Подпишите и выполняйте работу. Если вы ответили на вопросы положите ручки и я увижу, что все готовы работать дальше. Поменяйтесь листочками с соседом по часовой стрелке. Проверьте работу, исправьте ошибки и выставите оценки. Ответы и шкала оценок на доске. Вернули листочек хозяину. Теперь посмотрите на свои ошибки. Если вы закончили анализировать свои ответы, положите листочки в центре стола. Спасибо.
А теперь забыли на время о своих оценках и настраиваемся на рабочий лад. Тема нашего урока «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения».
Хорошее здоровье, пожалуй, – главный источник полноценного счастья и радости человека, его неоценимое богатство. Занимаясь физическими упражнениями и спортом, мы укрепляем своё здоровье. Особенно в юности организм развивается и совершенствуется при выполнении физических упражнений. Чтобы не растерять свое здоровье, необходимо вести здоровый образ жизни. Напишите на листочках составные компоненты ЗОЖ.
(Работа на листиках (30 сек.))
А теперь прочитайте свои записи. Молодцы. Вот видите большинство из вас написали …
Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармонического развития человека.
Дж.Тиссо «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения».
Еще великие мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ отмечали положительное влияние движений на организм. Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой. Аристотель, например, говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Первым поднял голос в защиту здоровья русского народа М.В.Ломоносов. Он сам отличался большой физической силой и атлетическим сложением. Ломоносов считал необходимым «стараться всячески быть в движении тела». А.И.Радищев глубоко верил, что физическим воспитанием можно «укрепить тело, а с ним и дух». А.В.Суворов ввел, и сам делал военную гимнастику, требовал тренировки и закаливания войск. Л.Н.Толстой любил косить, копать, пилить, увлекался ездой на велосипеде. В 70 лет Толстой побеждал молодежь в беге на коньках. Он писал: «При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, не писать, ни даже внимательно слушать других и ночь проходит без сна». Максим Горький увлекался греблей, плаванием, игрой в городки, зимой ходил на лыжах и катался на коньках. И.П.Павлов до глубокой старости занимался спортом и любил физический труд. Он много лет руководил гимнастическим кружком врачей в Петербурге.
1. Что же происходит в организме при физической работе?
2. Какова роль движения в гармоничном развитии человека?
3. К чему может привести малая двигательная активность?
4. В чем заключается профилактика заболеваний опорно-двигательной системы? Работая на уроке, мы получим ответы на вопросы:
Что же происходит в организме при физической работе?
- Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При длительной и систематической мышечной нагрузке изменяются не только мышцы, но и скелет. Сухожилия работающей мышцы раздражают надкостницу. Это вызывает усиленное формирование кости в местах прикрепления к ней мышцы. Вследствие этого кости становятся толще, крепче, на них возникает бугристость. Развитые мышцы поэтому будут иметь достаточную опору.
Костный аппарат становится прочным. Возрастает мышечная масса, повышается сила.
Уменьшается количество жировой ткани, в результате улучшается телосложение.
В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря чему улучшается кровоснабжение и к мышцам поступает больше кислорода. К активно работающим мышцам проникает больше крови, капилляры в них значительно расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ из них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция. А значит и улучшается деятельность всех органов со стороны центральной нервной системы. Вот например, мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить напряжение в организме, так как при работе быстрее разрушаются гормоны, и они перестают действовать на нервные центры (избыток гормонов лишает человека сна, вызывает его беспокойное состояние). Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее. Жизненная емкость легких возрастает. Тренируется сердечная мышца. В организме быстрее протекают обменные процессы. Работающие мышцы сдавливают и растягивают кровеносные сосуды. Особенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по ним венозной крови и вынос продуктов распада, а поэтому улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение ее кислородом (т.е. кровь не застаивается, постоянно обновляется) и при этом улучшается настроение, активизируется познавательная активность.
Чтобы активизировать нашу познавательную деятельность проведем разминку:
1. Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.
2. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты головы вправо и влево.
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны головы вперед, назад.
4. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, поднимаем оба плеча.
5. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, поднимаем плечи попеременно.
6. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны туловища в стороны.
7. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, подъем на носки и пятки попеременно.
Молодцы. Усаживаемся.
Какова роль движения в гармоничном развитии человека?
Здоровье – это гармоничное единство физических, психических, социальных функций человека. Психически здоровый человек спокоен, уверен в себе, уравновешен и поэтому всегда и во всем успешен. В здоровом теле - здоровый дух. Известно, что физические упражнения облегчают психологический стресс, вызывают в теле химические реакции, благодаря которым мы чувствует себя хорошо. Поэтому, занимаясь физической зарядкой, человек укрепляет свое физическое и психическое здоровье.
В своей книге Гарт Гилмор “бег ради жизни” утверждал: “Полчаса в день на упражнения – довольно выгодное помещение капитала”, если учесть, что каждые 30 минут занятий несут 10 часов здоровой, радостной жизни. Каждая сотня физических упражнений по утрам это выигранные у болезней поединки. В движении – жизнь.
К чему может привести малая двигательная активность?
Эпоха научно-технической революции привела к уменьшению доли ручного труда. Весь ручной труд механизирован и автоматизирован. Мы не носим воду, не колем дрова и т.д. Развитие городского транспорта и таких средств передвижения, как лифт, эскалаторы, движущиеся тротуары, появление сотовых телефонов, интернета и других средств связи привели к широкому распространению малоподвижного образа жизни, к гиподинамии – понижению двигательной активности.
Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У людей развивается слабость скелетных мышц, т.е. ослабляется мышечный корсет, который удерживает позвоночник в прямом положении, что ведет к развитию искривлений позвоночника, нарушению осанки и плоскостопию. Каждый позвонок отвечает за какой-либо орган. Неправильная осанка приводит к неправильному расположению позвонков. Когда позвонки располагаются неправильно, они ущемляют корешки спинного мозга, который расположен в телах позвонков. Спинной мозг рассылает нервные импульсы во все внутренние органы, сигнализируя болью о неисправности, что приводит к нарушению деятельности внутренних органов.
Посмотрите друг на друга и скажите, правильно ли вы сидите? Встаньте и посмотрите, правильно ли вы стоите? Как вы считаете? А теперь посмотрите, как вы сидите и стоите. А вот правильно.Правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении называется осанкой.
Чтобы правильно сидеть необходимо
1. В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.
2. Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.
3. Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.
4. Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.
5. Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.
6. Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.
Для того чтобы стоять правильно необходимо, чтобы
1. Голова и туловище держались прямо.
2. Голова слегка приподнята.
3. Плечи несколько отведены назад.
4. Грудная клетка развернута.
5. Плечи находятся на одном уровне.
6. Живот подобран.
7. В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.
На вопрос: какие бывают нарушения осанки; что такое плоскостопие; их последствия; меры предупреждения. Вы ответите сами.
На столе у вас лежат листочки белого и желтого цвета. На белых листочках есть таблица, которую вы должны заполнить самостоятельно. На желтых листочках находится информация, с которой вы будете работать. Если будут возникать вопросы, то просто поднимите руку. Все понятно? Приступаем к работе.
Контрольные вопросы:
1. Что такое гиподинамия?
2. Что такое осанка?
3. Какие нарушения осанки бывают?
4. Назовите признаки лордоза, болезни каких органов вызывает, причины возникновения?
5. Назовите признаки кифоза, болезни каких органов вызывает, причины возникновения?
6. Назовите признаки сколиоза, болезни каких органов вызывает, причины возникновения?
7. Назовите признаки плоскостопия, болезни каких органов вызывает, причины возникновения?
Молодцы.
А сейчас вы будете работать группами. Я вам даю ситуацию. Вы ее рассматриваете, обсуждаете, анализируете и прочитываете для всего класса.
Молодцы.
В чем заключается профилактика заболеваний опорно-двигательной системы?
Меры профилактики сколиоза
Меры профилактики лордоза
Меры профилактики кифоза
Меры профилактики плоскостопия
А теперь давайте обобщим всю информацию и сделаем вывод, ответив на вопрос что же нужно делать, чтобы правильно формировался аппарат опоры и движения.
А мне на данный вопрос хочется ответить словами древних греков, которые на камне высекли следующее изречение « Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!»
Молодцы.
Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Домашнее задание на доске ( каждый из вас дома заполнит листок самоанализа и сделает вывод о состоянии вашей осанки и сводов стопы, составить режим вашей двигательной активности в течение дня)
Оценки вам выставит в дневники Татьяна Яковлевна.
И в заключении мне хочется вам сказать словами Сухомлинского: “Поставь перед собой 100 учителей и они окажутся бессильными, если ты сам не можешь заставить себя и требовать от себя”. Все зависит от вас! Желаю вам всем доброго здоровья.
Домашнее задание раздать и объяснить.
Приложение 1. Лист самоанализа
Фамилия, имя учащегося ____________________________________________________________
ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ОСАНКУ
Наличие нарушений
Результаты наблюдений
Выводы
(ДА или НЕТ)
Выявление боковых искривлений
Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника
Встаньте спиной к стене.
Если второе удастся, то осанка нарушена.
Норма
Осанка нарушена
Наличие нарушений
Результаты наблюдений
Выводы
Выявление плоскостопия
Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две эти точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.
Подчеркните:
Плоскостопие:
а) выявлено
б) не выявлено
Раздатка
Лордоз
Лордозом принято называть выпуклость позвоночника, обращённую вперёд.
Симптомы
Внешними показателями наличия лордоза может служить раздвижение в коленях, уплощение грудины и выпирающий вперёд живот, таз и корпус отклоняются назад, наблюдается ограничение подвижности и боли, вызванные перенапряжением спинных мышц и связок позвоночника. Со временем лордоз вызывает деформацию других частей тела. Деформация будет тем чётче проявляться, чем моложе человек. Так, у детей и подростков лордоз может стать причиной вторичной деформации грудной клетки и органов, расположенных в грудной полости. В первую очередь страдают дыхательная и сердечно-сосудистая система, ухудшается работа желудочно-кишечного тракта. Деформированные органы не способны выполнять свои функции в полном объёме, это приводит к быстрой утомляемости, хронической усталости, замедлению обмена веществ, то есть, к ухудшению работы всего, что так необходимо молодому растущему организму.
Причины
Причиной лордоза поясничного отдела позвоночника могут быть: избыточный вес, спазмы мышц спины, возраст, неправильная осанка или наличие разнообразных патологических процессов в позвоночнике, опухоли.
Диагностика
Определить лордоз самостоятельно можно, поставив человека спиной к стене соприкасаясь с ней лопатками, ягодицами и пятками. И просунув руку между поясницей и поверхностью стены. Если при этом между рукой и спиной есть свободное пространство, через которое проходит кулак, то это явный признак наличия лордоза у обследуемого человека.
Лечение
Длительный процесс лечения лордоза включает в себя:
§ ЛФК (лечебная физическая культура). Многие упражнения могут предупредить появление негативных факторов лордоза и ослабить болевые ощущения, ограничивающие физическую активность. Но положительный эффект наступает только при условии, если упражнения подобранны правильно и выполняются систематически.
§ Массаж. Массажные процедуры способствуют уменьшению болевых ощущений, улучшению обмена веществ, кровообращения и снять напряжение со спазмированных мышц.
Комплекс упражнений для лечения лордоза
В качестве ориентировочного комплекса упражнений для лечения и профилактики лордоза можно использовать следующие упражнения:
§ Упражнение I — И.П. – ноги на ширине плеч. На 1 — наклон вперёд руками, тянемся к стопам и делаем вдох, на 2 — возврат в И.П., на 3-4 — повтор.
§ Упражнение II — Исходное положение – спиной к стене. На 1,2,3 — пытаемся коснуться поясницей стены, не отрывая пятки, таз и лопатки от неё. На 4 — возврат на И.П.
§ Упражнение III — И.П. – стоя. На 1- наклон вперёд, обхватываем руками колени, на 2-3 — пружинные наклоны вперёд, стремясь лбом дотронуться до коленей, на 4 - возврат на И.П.
§ Упражнение IV — И.П – стоя. На 1- приседаем, руки перед собой, глубокий выдох, на 2 — возврат на И.П., делаем вдох. На 3-4 — повтор.
§ Упражнение V — И. П. – лёжа на спине. На 1,2,3 — стараемся коснуться поясницей пола, на 4 — возврат на И.П.
§ Упражнение VI — И. П. – лёжа на спине, руки разведены в стороны. На 1 — опираемся руками в пол и поднимаем ноги, запрокидывая их за голову так, чтобы колени оказались возле ушей. На 2-3 — удерживаем принятое положение. На 4 — возврат в И. П.
Кифоз
Кифоз – это изгиб позвоночного столба кзади. При длительном нарушении осанки, травме, заболевании опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника может меняться, появляются новые (патологические) изгибы, или усиливаются уже существующие. Когда усиливается изгиб позвоночника кзади, говорят о кифозе.
Проявления кифоза
Внешне пациент с кифозом может выглядеть сутулым, а при выраженном искривлении – горбатым. Плечи выступают вперед, лопатки отведены назад и в стороны, грудная клетка впалая, пущена голова с выступающим вперед подбородком, выпяченный живот, впалые ягодицы. В качестве компенсации возникает плоскостопие, так как в таком положении тела наиболее устойчивой оказывается опора на вогнутую внутрь стопу.
При кифозе страдают внутренние органы, что приводит к развитию хронических заболеваний. Уменьшается вентиляция легких, что создает условия для длительного течения бронхо-легочных инфекций. Затрудняется работа сердца в результате уменьшения пространства в грудной клетке. Сдавливается печень, желудок, меняется положение почек, кишечника. Это может вызывать нарушения в системе пищеварения, в частности холецистит, гастродуоденит, язву желудка. Нарушение свободного тока крови в шейных сосудах в результате усиленного изгиба позвоночника приводит к нарушению мозгового кровообращения. В результате могут беспокоить стойкие или преходящие головные боли, шум в ушах, головокружения. В дальнейшем раньше наступают возрастные изменения мозга.
6 653 507 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Косова Лариса Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
7 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.