Инфоурок Биология КонспектыУрок биологии 6 класс

Урок биологии 6 класс

Скачать материал

                Тема «Условия прорастания семян»

                                                                 На мертвых травах снег

                                                                                      лежит давно,

                                                            А их метелки семя сохранили,

                                                             И в снег, живое, падает оно,

                                                            И в лед вмерзает, чистое от

                                                                                                   пыли.

                                                            Все снежная скрывает пелена,

                                                                 Как будто мир затих от

                                                                                          потрясений.

                                                               Земля уснула семенем полна

                                                                Чтобы проснуться в зелени

                                                                                              весеннем.

                                                                                          П.Комаров

Цели: изучение условий  прорастаний семян,  осуществление связи теории с практикой, с жизнью, с сельскохозяйственным трудом.

Задачи:

1.Образовательные

·       Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян (температуры, влажности, наличия воздуха, о глубине заделки семян в почву).

·       Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян. Научиться определять процент всхожести семян.

2.Развивающие:

·       Развивать понятия об условиях, необходимых для прорастания семян, осуществлять внутрипредметные связи с ранее изученным материалом.

·       Развивать умения по определению всхожести семян, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

·       Развивать интеллектуальные умения, умения наблюдать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

3.Воспитательные

·       Воспитывать культуру работы в группе, бережного отношения к природе, познавательный интерес к предмету.

Оборудование: опыты, заложенные во внеурочное время, по выяснению условий, необходимых для прорастания семян (семена пшеницы, ячменя, гороха, фасоли)  ИКТ,  таблица «Строение семени».

Тип урока: Урок –исследование в форме игры

Методы:  Проблемный, частично-поисковый  

Приемы: познакомить  учащихся с  особенностями  процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью.

Подготовительная экспериментальная часть урока:

Учитель. Представьте себе, что мы сотрудники КНИИСХ и к нам обратились крестьянско-фермерские хозяйства, которые решили специализироваться по выращиванию зерновых и бобовых культур, с просьбой, выяснить какие  условия необходимы для прорастания семян? Какие меры нужно предпринимать для сохранения полученного урожая и как определить процент всхожести семян?

Создаются экспертные группы учащихся, которые определяют  цели работы.

Каждой группа определяет ход работы, пишет  инструкцию по выполнению эксперимента,  по которому необходимо подготовить отчёт. За 6-8 суток до урока экспертные группы учащихся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. Группы проводят исследовательскую работу, благодаря чему осуществляется задача  – научить учащихся самостоятельно добывать знания. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента. До выполнения эксперимента учащимся известна лишь его цель, но не ожидаемый результат.

I группа изучает:

·       Нужна ли вода для прорастания семян?  

·       Необходим ли семенам кислород для прорастания?

II группа изучает:

·     Как влияют температурные условия на прорастание семян?

·     Нужен ли свет для прорастания семян?

III группа вычисляет:

·       Процент всхожести семян

                                            Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний

Систематизируются и уточняются знания о строении и составе семян.

1.Что такое семя, семядоля, эндосперм, зародыш

2.Какое строение имеет:

-семя фасоли

-зерновка пшеницы

-зародыш двудольного растения

-зародыш семени однодольных растений

Ответы на второй вопрос проверяются через ИД

III. Изучение нового материала

Учитель формулирует познавательную задачу.

Семена растений длительное время хранятся в сухом состоянии в зернохранилищах. Известны случаи сохранения всхожести семян в течение десятка лет. Например:  семена, найденные в толще льда, в гробницах не теряют свою жизнеспособность даже сотни лет. Какие условия необходимы, чтобы зародыш семени тронулся в рост?

 Условия прорастания семян. (Беседа по результатам опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян, заложенных заранее.)

Для того чтобы ответить на эти вопросы, группа сотрудников в течение нескольких дней провела серию опытов.

И по проделанной работе послушаем отчеты руководителей групп.

Каждая группа выступает с кратким докладом и демонстрацией результатов работы: отвечает на вопросы, проводит самоанализ, делает выводы.
I группа:

Опыт №1 Нужна ли вода для прорастания семян?     

В два стакана помещаем одинаковое количество семян пшеницы. В первом стакане семена оставляют сухими, во второй стакан на дно наливаем немного воды. Оба стакана закрываем стеклом и ставим в теплое место. Через 4-5 суток в стакане, где была вода, семена прорастут. В первом стакане семена не проросли.

Вывод: Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества.

Опыт №2 Необходим ли семенам кислород для прорастания?

В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена слегка смочили водой, второй стакан до половины наполнили кипяченной охлажденной  водой. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в теплое место.  Через 4-5 дней в первом стакане семена проросли, во втором семена набухли, но не проросли. Здесь вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания.

Вывод: : Кислород воздуха важное условие для прорастания семян и развития проростка. Семена различных растений требуют разного количества воды, например, поле риса после посева заливают водой. 

 

 

 

II группа

 Опыт №3 Как влияют температурные условия на прорастание семян?

По отношению к теплу семена бывают холодостойкие (пшеница, рожь, горох) и теплолюбивые (фасоль, кукуруза, томат и др.). Поэтому посев культурных растений надо проводить в оптимальные агротехнические сроки, со строгим учетом требований конкретного растения (сорта) к теплу и влаге.

Наша группа определяла, влияют ли температурные условия на прорастание семян.
Для этого взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Один стакан поместили в тёплое место, другой – на холод, в холодильник. Когда семена, помещённые в тёплое место проросли, сравнили их с семенами, выставленными на холод. Мы увидели, что на холоде семена не проросли.

Вывод: Прорастающим семенам необходимо тепло. (таблица тепла)

Опыт №3 Нужен  для прорастания семян свет?

Чтобы получить ответ на вопрос, мы взяли два стакана и в каждый поместили по 6 семян фасоли. Затем один стакан поместили в темноту ( в шкаф), другой – оставили на свету. Через четыре дня получили ответ. Семена которые содержались в темноте, развивались лучше и их проросло  больше, чем на свету.

Вывод:  Для прорастания семян свет не нужен.

Учитель. Семена прорастают в темноте и только семена отдельных растений (морковь, табак) лучше прорастают на свету, поэтому они обычно находятся почти на поверхности почвы.

При прорастании семян молодой проросток пробивает слой почвы и выносит побег на поверхность. Может ли маленький проросток пробиться через слой почвы в 5-10см? Как опытным путем можно доказать, на какую глубину следует закладывать семена разных растений?

III группа

Опыт №4 Выяснение оптимальной глубины заделки семян пшеницы и фасоли.

В самодельный кювет насыпаем песок и укладываем семена слоями по диагонали так, чтобы они были видны через стекло. В течение 7-10суток ведем наблюдение за развитием зародыша и появлением всходов.

Вывод: На основе полученных опытов установили, что глубина заделки семян зависит от их размера и свойств почвы. Для средних и мелких семян недостаточно питательных веществ, чтобы в течение долгого времени пробиться с большей глубины .  

Учитель. Глубина заделки семян зависит также от качества почвы. В песчаную почву семена заделывают глубже, чем в плотную глинистую. Это связано с тем, что песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. Вот почему мелко посеянные семена могут не получить достаточно влаги и подсохнуть. Глинистая почва в верхних слоях содержит много влаги, но уже на  небольшой глубине в ней содержится очень мало воздуха. В такую почву нельзя глубоко помещать семена. Они здесь будут задыхаться от недостатка кислорода. К тому же через плотную глинистую почву проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

Учитель: Способность семян к прорастанию называется всхожестью.

– Как определить всхожесть семян?

 III группа

Опыт №5 Определение всхожести семян

 Для определения всхожести семян  отсчитали 100семян пшеницы подряд, без выбора, разложил на мокрой фильтровальной бумаге. Через 4 дня и через 10 дней подсчитали число проросших семян. Первый учёт показывает, на сколько дружно прорастают семена, второй – какова их окончательная всхожесть. Всхожесть оценивается в процентах, подсчитывая число проросших семян из 100 посеянных, приняв 100 посеянных семян за 100%.

1-я проба – посеяно 100 шт., проросло 96
2-я проба – посеяно 100 шт., проросло 95
3-я проба – посеяно 100 шт., проросло 93
4-я         проба         –         посеяно        100          шт.,         проросло        94

Из полученных данных подсчитали средний процент всхожести семян.

Средний процент всхожести:  96 + 95 + 93+ 94       

                                                         4                         =94,7%

Учитель. Умения определять всхожесть семян необходимы для подготовки семян к посеву. Всхожесть определяет хозяйственную годность семян.

 Прорастание семян. Рассказ учителя по слайдам   с записью схемы на доске и в тетрадях.)  

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

Что наблюдается при прорастании семян?
При прорастании семян фасоли молодой корень, развивающийся из зародышевого корешка, разрывает кожуру и выходит наружу. Он быстро растёт и укрепляется в почве. Затем начинает расти зародышевый стебелёк, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку. Из неё развивается надземный стебель фасоли с листьями. То есть семядоли выносятся на свет и становятся зелёными. Такое прорастание называется надземным (липа, редис). У гороха, пшеницы, дуба семядоли остаются в почве. Надземный побег развивается из почки зародыша. Такое прорастание называется подземным прорастанием. Попав в благоприятные условия,  семена прорастают. Что такое прорастание? Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

Влага, тепло, воздух влияют не только на прорастание семян, но и на будущий урожай.

 

Закрепление изученного

Таким образом, исходя из проделанной работы, мы с вами составим рекомендацию фермерам- полеводам.

      Рекомендация по выращиванию культурных растений

 1.Для выращивания растений необходимы следующие условия: вода, воздух, тепло.

2.Глубина заделки семян зависит от размера и от свойств почвы.

Мелкие семена сеют на глубину 1-2см, семена средних размеров, например, пшеницы, ржи , ячменя на глубину 2-4см, крупные семена фасоли, гороха на глубину 4-5см.

Глубина заделки семян зависит от качества почвы. В песчаную почву семена заделывают глубже, чем в плотную глинистую. Это связано с тем, что песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. Вот почему мелко посеянные семена могут не получить достаточно влаги и подсохнуть. Глинистая почва в верхних слоях содержит много влаги, но уже на  небольшой глубине в ней содержится очень мало воздуха. В такую почву нельзя глубоко помещать семена. Они здесь будут задыхаться от недостатка кислорода. К тому же через плотную глинистую почву проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

3. Доказано, что живые семена дышат: поглощают кислород и выделяют углекислый газ и тепло, понемногу расходуя питательные вещества, отложенные в семени. При недостаточном проветривании и высокой влажности в зернохранилище температура зерна может быстро нарастать до 600. Зерно становится непригодным для посева. Чтобы сохранить полученный урожай необходимо сухое, хорошо проветриваемое зернохранилище.

4.Семена должны обладать всхожестью, т.е. способностью к прорастанию в соответствующих условиях. Всхожесть определяется процентом семян, из которых развились нормальные проростки. Прорастание семян начинается с поглощения ими воды: они набухают. Набухают как всхожие и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие –прорастают. Семена с погибшим зародышем теряют свою всхожесть, не могут прорастать.

5.Для определения процента всхожести и продолжительности прорастания семян следует брать не менее четырех проб по 100 семян в каждой.

 

Учитель оценивает дневники опытов, проведенных во внеурочное время и дома, оформление тетрадей и дневников наблюдений. Фермеры (учитель) поблагодарили за проделанную работу и вручили премию сотрудникам.

Домашнее задание:

Следующее задание фермеров –полеводов:

Определить какие сорта зерновых и бобовых культур дают наибольший урожай для данной местности.

Литература:

1.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс

2.Кузнецова В. И. Уроки биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок биологии 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по автоматизации производства

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

урок проводится в 6 классе, после изучения темы "Семя".Тип урока: урок-исследование в форме игры.Методы: проблемый, частично-практичный. Целью урока являются изучение условий прорастаний семян, осуществление связи теории с практикой, с жизнью, с сельскохозяйственным трудом.

задачи:

1.образовательные: сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян (температуры, влажности, наличия воздуха, о глубине заделки семян в почву);установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

2. развивающие: развивать понятия об условиях, необходимых для прорастания семян, осуществлять внутрипредметные связи с ранее изученным материалом.

3. воспитательные: воспитывать культуру работы в группе, бережного отношения к природе, познавательный интерес к предменту.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контроль знаний по биологии в 10 классе. Контрольные работы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 2. Структура и функции клетки
  • 01.10.2020
  • 6978
  • 67
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.11.2014 1009
    • DOCX 69.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Найминова Галина Пюрвеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Найминова Галина Пюрвеевна
    Найминова Галина Пюрвеевна
    • На сайте: 9 лет
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7051
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 137 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 455 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 164 человека

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе