5класс
УСЛОВИЯ
ЖИЗНИ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ . СРЕДА ЖИЗНИ
Цель урока:
- ознакомить школьников с условиями жизни на
планете Земля , средами жизни на планете ; - развивать мышление , внимание и
память учащихся , умение анализировать , обобщать и систематизировать
полученную информацию ,
- отрабатывать навыки поисковой деятельности
на уроке ;
формировать научное мировоззрение ,
воспитывать бережное отношение к планете
Земля , средам обитания организмов .
Ожидаемые результаты : ученики называют условия жизни на планете Земля , основные среды
жизни ; объясняют связь между организмами , приводят примеры организмов ,
существующих в различных средах жизни , узнают их на рисунках и фотографиях .
Базовые понятия и термины :
организмы , биосфера , литосфера , атмосфера , гидросфера , среда жизни
Оборудование: компьютер ,проектор ,
раздаточный материал
Тип урока : усвоение новых знаний .
I. Организационный момент
II . Актуализация опорных знаний и
мотивация учебной деятельности
1 . Проверка домашнего задания .1) Задание для
всего класса
. Интерактивная игра « Поймай слово».
Вопрос к ученикам :
1 . Организмы , имеющие смешанный тип питания
.Варианты ответов : автотрофы , гетеротрофы , миксотрофы .
2 . Безъядерные организмы . Варианты ответов :
растения , бактерии , животные , грибы
.3 . Имеют мицелий. Варианты ответов :
растения , бактерии , животные , грибы
.4 . Способны фотосинтезировать . Варианты
ответов : грибы , растения , животные
.5 . Способны к активному движению .Варианты
ответов : растения , животные , грибы
.6 . Не являются многоклеточные .Варианты
ответов : животные , бактерии ,грибы. Ответы : 1 - миксотрофы ; 2 - бактерии ;
3 - грибы ; 4 - растения ; 5 - животные ; 6 - бактерии
.2 ) Индивидуальное задание .
2 . Сообщение темы урока . Тема на доске
закрыта. Учитель размещает на доске или экране четыре группы рисунков и
фотографий организмов , существующих в различных средах ( воде , почве ,
наземно - воздушной среде , других организмах ) . Предлагает ученикам рассмотреть
их. Ставит ученикам вопросы.- Как вы думаете , по какому принципу организмы
объединены в группы ? ( Условия , в которых существуют организмы . )Учитель
подводит учащихся к пониманию того , что все живые организмы существуют в
определенных условиях. Открывает надпись темы на доске , объявляет ее .
3 . Объявления цели и задач урока .(Учитель
сообщает цели и задачи урока , знакомит с планом работы на уроке , который
записан на доске. )
4 . Обсуждение высказывания. «Облетев Землю в
корабле-спутнике , я увидел , как прекрасна наша планета . Люди , будем хранить
и приумножать эту красоту , а не разрушать ее» . (Ю. Гагарин ) Учитель
подводит учащихся к пониманию того , что наша планета является уникальной
благодаря условиям , которые на ней есть. Именно благодаря таким условиям на
Земле возможна жизнь. На любой живой организм влияет окружающая среда .
Учитель объясняет ученикам , что представляет
собой атмосфера , предлагает записать дату до тетрадей .Необычность и
уникальность нашей планеты состоит прежде всего в том , что она пригодна для
жизни , то есть единственным средоточием жизни в пределах Солнечной системы .
Только на Земле развитая оболочка жизни ( живого вещества ) - биосфера
.Биосфера (от греч . Βιος - жизнь и σφαῖρα - шар) - это сфера существования живых организмов, представляет собой
глобальную планетарную экосистему. Биосфера представляет собой целостную
взаимосвязанную систему , которая включает в себя живые организмы во всех
оболочках Земли . Она включает: всю литосферу и гидросферу , нижние слои
атмосферы (около 10 км от поверхности суши ) , подземные слои литосферы (до 10
км вглубь , включая 0,5-1 км под дном океана).Понятие биосфера впервые ввел
австрийский ученый Э. Зюсс в 1875 году. Учение о биосфере создал советский
ученый и философ В. Вернадский в 1926 году. Биосфера состоит из живого ,
неживой ( Биокосное ) и косного вещества. Живое вещество - это совокупность
всех живых организмов . Неживая вещество - органические и органико -минеральные
остатки или все то , что создано с участием живых организмов и неживой природы
( например , торф) . Косного вещество создана горными породами , водой и
другими неорганическими веществами без участия живых организмов .В биосфере
происходит жизнедеятельность всех живых организмов , связанных с природными
процессами . Также в биосфере осуществляется преобразование энергии ,
круговорот воды и химических элементов . Живые организмы постоянно превращают
внешний вид планеты. Например , зеленые растения сформировали современную
атмосферу (газовую ) Земли и по сей день удерживают ее постоянный состав . Из
органических остатков образуется грунт, также необходим для жизни. Большинство
полезных ископаемых , таких как уголь , торф , нефть , образованные растениями
и другими живыми организмами.
5 . Интерактивная игра « Поймай слово».Учитель
задает вопрос и предлагает школьникам несколько вариантов ответов . Ученики
должны выбрать правильный ответ и хлопают в ладоши , когда ее услышат
.6 . Интерактивная игра « О чем идет
речь? ».Учитель дает характеристику тем или иным организмам , а
учащиеся отгадывают , о чем идет речь
( Ученикам следует заблаговременно отметить ,
что ответами являются названия царств организмов).
Вопрос к ученикам :
1 . Царство организмов , в котором большой
группой является тип
.2 . Большая часть представителей этого царства
вызывают заболевания других организмов .
3 . Клетки этих организмов окружены клеточной
стенкой из целлюлозы .
4 . Бывают съедобные и ядовитые .
5 . Царство организмов , в котором наибольшей
группой являются отдел .
6 . Бывают растительноядные и хищные .Ответы
: 1 - животные ; 2 - бактерии ; 3 - растения ; 4 - грибы ; 5 - растения ; 6 -
животные .
ответы :Биосфера Живая оболочка Земли .Неживая
вещество Совокупность органической и органико - минерального вещества
. III . Усвоение
новых знаний (Литосфера Твердая оболочка Земли
.Среда жизни Все , что окружает живые организмы .Атмосфера Воздушная оболочка
Земли .Живое вещество Совокупность всех живых организмов .Гидросфера Водная
оболочка Земли ).
1 . Ознакомление с планом объяснения нового
материала. План объяснения нового материала
1 ) Биосфера . ( а ) Слово учителя ; б)
словарная работа. )
2 ) Оболочки Земли . ( а ) Слово учителя с
элементами беседы ; б) упражнение « Подпиши рисунок ».
3 ) Условия жизни на Земле. ( а ) Частично
поисковый метод (работа с учебником ) ; б) составление схемы « Условия жизни на
Земле». )
.К оболочкам Земли
относятся литосфера , гидросфера , атмосфера и биосфера .
Литосфера
(от греч . Λίθος - камень и σφαίρα - шар , сфера ) - это верхняя твердая оболочка земного шара . В ее
состав входят земная кора и верхняя часть мантии ( расплавленного слоя внутри
Земли ) . Вспомним , какие особенности внутреннего строения Земли нам известны.
( Ядро (внутреннее и внешнее ) , мантия , кора ). Литосфера имеет важное
значение для жизни , потому что: - Создает твердую
основу поверхности , потому жизнь возможна только на поверхности Земли ( внутри
нее содержится расплавленная магма и раскаленное ядро из никеля и железа) ;
- Включает в себя
полезные ископаемые;
- Имеет особый
плодородный слой - грунт, который создает условия для жизни растительных
организмов , является средой обитания для многих бактерий , животных и грибов.
Атмосфера
Земли (от греч. Άτμός - пара и σφαῖρα - шар) - это смесь газов , окружающих Землю и содержатся благодаря
силе тяжести , или газопаровых оболочка Земли . Атмосфера осуществляет ряд
функций , которые обеспечивают жизнь на Земле , а именно :
- Защищает Землю от
воздействия открытого космоса;
- Предотвращает
переохлаждение и перегрев Земли (соответственно) , создает благоприятный
температурный режим
;- Содержит азот ,
входящий в состав почти всех живых организмов , и кислород, необходимый для
дыхания и при соединении с водородом превращается в воду (то есть служит
составным элементом воды - другой обязательной для жизни природного вещества )
.
Гидросфера
- это водная оболочка Земли между литосферой и
атмосферой. В состав гидросферы входят океаны , моря и континентальные водные
массы , снежный покров и ледники. Значение гидросферы заключается в следующем:
- Вода является
составной частью организмов ;
- Благодаря ее
взаимодействия с другими оболочками ( атмосферой и гидросферой ) осуществляется
круговорот воды в природе , который способствует нормальному развитию и
существованию растительных и животных организмов
- Гидросфера
является средой обитания подводных растений , животных и микроорганизмов ;
- Вода является
местом появления ( зарождения ) жизни ( за наиболее распространенной гипотезе
жизнь сначала зародилась в воде и только потом часть живых организмов вышла на
сушу )
.б)
Упражнение « Подпиши рисунок ».Учащимся
предлагается на рисунке ( который они выполняют в тетрадях ) подписать оболочки
Земли . Попробовать изобразить условно границы биосферы ( пунктиром )
.атмосфера Гидросфера литосфера
3 ) Условия
жизни на Земле.( а ) Частично поисковый метод (работа
с учебником ) ; б) составление схемы . )Ученики должны внимательно прочитать
текст учебника (или другого информационного источника ) и составить схему
условий, обеспечивающих жизнь на Земле.Важнейшей из условий , обеспечивающих
жизнь на нашей планете , можно считать благоприятную удаленность от Солнца.
Само расположение планеты Земля в пределах той зоны , где нет недостатка и
избытка в поступлении внешней энергии , обеспечивает нам относительно
постоянные условия на планете. Температурный режим создал условия для появления
и развития жизни (живых организмов ) .Также важным условием является то , что
вода на нашей планете может существовать в жидком состоянии (это , опять же ,
связано с температурным режимом ) .Масса земного шара также играет определенную
роль , так как только при таком массы возможно образование гравитационного поля
Земли и, соответственно , формирование газовой оболочки земного шара и
гидросферы . Без разогрева во внутреннем ядре Земли , без движения
тектонических плит и вулканизма не смог бы образоваться ландшафт. Масса нашей
планеты достаточное для того , чтобы надежно « прикрепить » к ней и удержать
силой притяжения газовую оболочку . Это важно , потому что воздушная оболочка
удерживает тепло , сглаживает температурные контрасты между ночью и днем .
Магнитное поле , которого практически лишены соседние планеты , играет важную
роль как защитный экран.
4 ) Среды жизни. ( а ) Слово учителя с
элементами беседы ; б) составление схемы « Среды жизни».
Во время рассказа учителя ученики в тетрадях
составляют схему (учитель изображает схему на доске ) .На Земле не существует
ни одного организма , жизнь которого бы не зависела бы от окружающей среды ,
то есть каждый организм подвергается воздействию окружающей среды и сам в
определенной степени влияет на окружающую среду. Каждый живой организм
существует в определенной среде . Все , что окружает организм и так или иначе
влияет на его состояние , развитие , выживание и размножение , называется
средой обитания .На нашей планете существуют различные условия сред жизни .
Различают четыре основных среды жизни . Такими средами являются:
- Наземно -воздушная
;- Водная ;
- Почвенная ;
- Другие организмы
.б) Составление схемы «Среда
2 . Физкультминутка .
IV . Закрепление нового материала
1 . Интерактивная игра « Кто где живет? »
(Работа в малых группах). Каждая группа получает набор фотографий организмов
. Ученики должны посоветоваться между собой и быстро и правильно определить
среду обитания организмов . ( Раздаточный материал. )
2 . Задания на установление соответствия « Что
к чему ? ». ( Раздаточный материал. )
V. Домашнее задание , инструктаж по его выполнению
1 . Задание для всего класса. 1 ) Учебник 2
) Провести исследовательский практикум «Исследование влияния температуры ,
света и влажности на прорастание семян »
2 . Индивидуальное задание .Подготовить
сообщение о вулканах и гейзеры Земли .
VI . Подведение итогов урока
1 . Фронтальный опрос .- Что такое биосфера ?-
Какие условия обеспечивают жизнь на нашей планете ?- Что такое среда жизни ?-
Какие среды жизни являются основными на нашей планете ?2 . Слово учителя.Земля
- уникальная планета Солнечной системы . На ней постоянно зарождается жизнь ,
происходят какие-то преобразования , она и есть сама жизнь . Именно условия ,
которые есть на нашей планете , позволяют жить нам и всем живым организмам ,
которые окружают нас .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.