Инфоурок ОБЖ Другие методич. материалыУрок безопасности "Зимняя река"

Урок безопасности "Зимняя река"

Скачать материал

Урок безопасности

Тема: «Зимняя река. География безопасности»

 

Цели: 1. Знакомство с правилами безопасного  движения по льду;

1.     Обучение методам оказания помощи себе и людям, провалившимся под лед;

2.     Развитие наблюдательности, познавательных интересов;

3.     Воспитание взаимовыручки, помощи в трудной ситуации, любви к ближнему.

Материалы: кроссворды для групп (3 штуки); инструкция на каждого ученика «Правила безопасности на льду»; карточка «полынья»; иллюстрации зимней реки; «Дерево решений», листочки на каждого ученика.

 

                                                   Ход урока.

Ι. Организационный момент.

Гуляет русская зима.

Останови ее попробуй.

Махнет рукой – бела земля,

Махнет другой – растут сугробы.

Белеют деревья и дома,

Морозит, устали не зная

Гуляет русская зима,

Морозная, не злая!

 

- Что доброго сделала Зима для нас?

- Какое настроение вызывает зима?

- Посмотрите на зимние иллюстрации. Что вы видите?

 

Доска: иллюстрации «Зимней реки».

 

ΙΙ. Вступительная беседа

      Но не только летом, но и зимой многих людей тянет к реке, к озеру. На ледяной глади появляются конькобежцы, лыжники. Чтобы сократить себе путь, идут по замершей реке пешеходы.

     Ледяная поверхность рек и озер приносит людям много удовольствий. Но в то  же время таит большую опасность.

- Как вы думаете почему?

(Тонкий лед не выдерживает тяжести человека).

 

ΙΙΙ. Формулирование темы урока, целей.

- Попробуйте определить тему нашего урока.

- Сегодня мы поговорим о зимней реке и узнаем о способах безопасности на зимней реке.

Доска:   Зимняя река. География безопасности.

 

ΙҮ. Работа над новым материалом.

1.     Меры предосторожности на зимней реке.

·        Двигаться по льду нужно по специально оборудованным пешеходным переправам, соблюдая меры предосторожности.

·          При отсутствии таких переправ, прежде  чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности, проверенной взрослыми, опытными людьми.

·         Категорически запрещается проверять прочность льда ударом ноги. Почему?

·          Не следует спускаться на лыжах и санках в незнакомых местах, особенно с обрыва?

·        Многие люди увлекаются рыбной ловлей со льда. Делают лунки во льду – проруби. Во время рыбной ловли нельзя пробивать много лунок на небольшой площади, прыгать и бегать по льду. Почему?

- Вспомните русскую народную сказку «По щучьему велению».

- Подумайте, почему Емеля не боялся ходить к проруби? (Он ходил всегда по протоптанной дорожке).

     При движении по люду следует быть осторожным, внимательно следить за поверхностью  льда, обходить опасные и подозрительные места, остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега.  Почему?

 

2. Работа в группах.

- Сначала прочтите и обсуди правило безопасности на льду, а затем прочтите всем ребятам. Внимательно слушайте все правила и подготовьте 1 вопрос по своему правилу.

 

1.     Лёд считается прочным, если его толщина не менее 7см. Для группы людей и для катка безопасен лёд  толщиной не менее 12см.

2.     Прочный лёд имеет синеватый или зеленоватый оттенок, а матово – белый или с желтоватым оттенком – ненадёжен.

3.     Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.

4.     Непрочен лёд около стоков вод у заводов, фабрик, в местах впадения ручьёв, где бьют ключи,  и где лёд примыкает в берегу реки.

5.     Тёмное пятно на снегу таит опасность: под снегом может оказаться непрочный лёд.

6.     Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами. Лёд под снегом всегда тоньше.

 

Вопросы от групп.

 

Ү. Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо,              (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,                  (Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы                (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.                  (Показать нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда                       (Прыжки на месте)

Вьюга злится

Снег кружится.                                   (Кружатся на месте)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.                    (Имитация движением рук)

 

ҮΙ. Способы оказания помощи провалившимся под лед.

1.     Чтение стихотворения Усачева А.А. и его обсуждение.

(читают учащиеся)

Внимательно послушайте стихотворение и  попробуй ответить на вопросы учителя.

 

Однажды в холодную зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

Гляжу, опускается медленно в прорубь

Какой-то детина… торчит только нос!

 

Сначала я принял его за моржа.

«Спасите!» - вдруг крикнул детина, дрожа.

Бедняга, наверно он шел на рыбалку,

И вдруг угодил в полынью с головой…

И я протянул ему лыжную палку,

И вскоре он выбрался полуживой.

 

Ну что вам ещё рассказать про детину?

В реке распугал он всех раков и рыб.

Зато воспаленье поймал и ангину,

Простуду и насморк, и кашель, и грипп!

 

- Что такое «полынья»?

Доска:             полынья                        рисунок

(Пространство чистой воды среди неподвижных льдов или  на их границе.

Не замершее место посередине реки)

 

- Почему детина оказался в полынье?

- Как автор его спас?

- Что произошло с героем стиха, после того, как его спасли?

- А что было бы, если бы никого не оказалось рядом?

 

2.     Алгоритм оказания помощи, если ты провалился под лёд. (У каждого уч-ся)

(Чтение цепочкой).

     В случае провала под лед, необходимо действовать быстро и решительно, не паниковать.

1. Широко расставив ноги, старайся выползти грудью на лёд без резких движений.

(Вес тела распределяется на всю площадь льда)

2. Осторожно вытащи на лёд сначала одну ногу, потом другую.

3. Откатись от полыньи и ползи в ту сторону, откуда ты пришел. Одновременно зови на помощь людей.

(Выбравшись из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги).

4. На берегу нужно согреться и переодеться в сухое.

(А пока вы не в тепле, нельзя останавливаться и отдыхать)

Переохлаждение организма может привести к остановке сердца.

 

3.     Алгоритм действий, если тонет другой человек.

- Как спасать другого человека, если он оказался в ледяной воде.

 

1.     Кричи, что ты идёшь на помощь. Действуй решительно.

2.     Приближайся к полынье ползком, широко раскинув руки, к краю полыньи ни в коем случае не приближайся.

3.     Не пытайся тонущему подать руку и вытянуть его. Лёд выдерживает человека на расстояние 3 – 4м от полыньи. Протяни тонущему лыжу или лыжную палку, веревку или шарф.

4.     Если вас двое или трое, то можно лечь на лёд и цепочкой продвигаться  к пострадавшему, удерживая друг друга за ноги. Первый подаёт шарф, доску, лыжную палку.  (Предметы толкать по льду осторожно).

5.     Вытащив друга на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и добраться до тёплого места, чтобы растереться, напоить горячим чаем и переодеть в сухое.

6.     Если необходимо. Вызови скорую помощь.

 

- Ребята, запомните эти правила. Наклейте их в свой дневник.

 

ҮΙΙ. Закрепление.

1.     Вопросы:

- Какие места на льду считаются опасными? (Около стока вод, кустов, камышей, сугробов, где течение реки, где бьют ключи).

- Мы всем классом решили прейти замершую реку. Лёд еще не окреп и шедший впереди всех оказался в воде. Как будем спасать товарища?

 

2.     Кроссворд. Работа в 3 группах (по рядам)

3.     Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

 

4.     Именем какого морского животного называют человека, который окунается в холодную воду зимой?

 

5.     Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз  сама,

Потому что я ….

 

6.     Не замёршее место посередине реки.

 

7.     Как называют человека, который приходит на помощь другим людям?

 

8.     Лунка на льду для ловли рыбы зимой.

 

 

 

 

Б

 

 

1

Е

 

 

 

 

З

 

 

2

О

 

 

 

 

П

 

 

3

 

 

А

 

 

С

 

 

4

 

 

 

Н

 

 

 

О

 

 

5С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

 

6

 

 

 

 

 

Ь

 

 

ҮΙΙΙ. Итог урока.

- Что нового вы узнали  на уроке безопасности?

 

ΙХ. Рефлексия.

Доска: «Дерево решений». У каждого листик от дерева.

 

- Как вы поступите, если сами или ваш друг оказался подо льдом.

- Напишите свое решение на листике дерева, и прикрепите его.

 

 

 

 

 

 

Приложение

Памятка    «Зимняя река. Меры безопасности».

1. Действуй быстро, не паникуй!

2. Широко расставив ноги, старайся выползти грудью на лёд без резких движений.

3. Осторожно вытащи на лёд сначала одну ногу, потом другую.

4. Откатись от полыньи и ползи в ту сторону, откуда ты пришел. Одновременно зови на помощь людей.

(Выбравшись из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги).

5. На берегу нужно согреться и переодеться в сухое.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок безопасности "Зимняя река""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок безопасности для учащихся  начальных классов знакомит  с правилами безопасного  движения по льду, мерами предосторожности на зимней реке.

Учащиеся познакомятся с алгоритмом  оказания помощи себе и людям, провалившимся под лед.

На данном занятие используется групповая форма работы. Для закрепления пройденного материала и подведения итога занятия предлагается кроссворд "Безопасность". Для рефлексии используется "Дерево решений", где учащиеся,  прикрепляя "листик" к дереву, записывают свое решение, как они поступять в данной ситуации. 

В приложении  предложена памятка-иструкция "Правила безопасности на льду".

Данное занятие можно использовать на классных часах, во внеурочной деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 115 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Положение о пятидневных сборах по ОВС
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
  • Тема: Глава 4. Основы обороны государства и воинская обязанность
  • 01.10.2020
  • 1103
  • 18
«Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
День безопасности дорожного движения
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
  • Тема: Глава 2. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
  • 01.10.2020
  • 388
  • 0
«Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 652
    • DOCX 61.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Соколова Елена Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Соколова Елена Васильевна
    Соколова Елена Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 10
    • Всего просмотров: 15475
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Основы безопасности жизнедеятельности")

Учитель основ безопасности жизнедеятельности

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности")

Учитель физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек

Курс профессиональной переподготовки

Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель экологии и основ безопасности жизнедеятельности

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 109 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 346 человек

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек