Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок развития речи. Сочинение-описание по картине А.Н.Комарова «Наводнение» .(5 класс)

Урок развития речи. Сочинение-описание по картине А.Н.Комарова «Наводнение» .(5 класс)

Скачать материал

.1'

        Сочинение-описание по картине А.Н.Комарова «Наводнение» (5 класс)

 

 

Цели:

познакомить учащихся с описанием животного, изображенного на картине; подготовить их к самостоятельному письменному сочинению по аналогичной картине;

ввести в словарь школьников слово «анималист».

                                                                                                       

                          Ход урока

1.Рассказ о художнике.

Комаров Алексей Никанорович (1879-1977) родился в Тульской губернии. Раннее детство провел в деревне и еще в возрасте четырех-пяти лет рисовал и лепил из хлеба домашних животных. Закончил   Школу живописи, ваяния и зодчества. Иллюстрировал детские журналы и книги. Художник много путешествовал, участвовал в оформлении атласа «Промысловые птицы  и звери СССР», проиллюстрировал большой труд «Птицы Советского Союза» и множество научных и популярных книг       

Алексей Никанорович Комаров - заслуженный деятель искусств. Любимая тема Комарова - различные животные в той естественной среде, в которой они обитают на воле. Комаров - художник - анималист. Большой знаток природы, он умеет тонко и достоверно передать характер, повадки зверей.

Все произведения А.Н.Комарова проникнуты любовью к родной природе, ее живому миру. «Ведь та же лиса, тот же заяц, - по словам художника, - украшение природы! Как бриллиант!»

2. Словарно-стилистическая работа.

Комаров - художник-анималист. Кто такой анималист? В словаре дается такое объяснение.  

АНИМАЛИСТ - а, м. Художник или скульптор, изображающий в своих произведениях преимущественно животных. [От лат. апimаl - животное]  (Малый академический словарь)

Задание: Выпишем это слово и его лексическое значение в словарик и запомним

Составление предложений со словами «анималист», «акварель».

- Художник-анималист Комаров правдиво и с любовью изображает животных.

В своих картинах художники-анималисты наделяют животных человеческими чертами характера.

 Картина А.Н.Комарова «Наводнение» выполнена акварелью.

3. Беседа по картине.

Нам предстоит составить рассказ по картине Комарова «Наводнение».

1 Какое время года изображено на картине? (Ранняя весна)

2. Почему картина так называется?

З. Какие синонимы можно подобрать к слову "наводнение"?

НАВОДНЕНИЕ (ср. род) - затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, обычно являющееся стихийным бедствием.

НАВОДНЕНИЕ - половодье, разлив, паводок.

Подумайте над данными вопросами и ответьте устно. Кто     изображен на картине?  Почему зайчик оказался на дереве? Как он туда попал?

 Заяц, который забрался на дерево, спасаясь от наводнения.

Весна приносит лесным зверушкам не только радость теплых солнечных дней, но и неприятности, и даже настоящую беду. Весеннее солнышко растопило снег, растаял и лед, сковывающий берега реки. Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни высоких деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка на редких островках холмов, окруженных холодной водой. Но не все успевают добраться туда, не всем хватает места на земле. Вот заяц забрался на сучковатую ветку старого дерева..

 

 

4.Расскажите, где и как он сидит. Каким художник изобразил зайчика? Опишите его: какие у него голова, глаза, уши, шерсть? Подберите полные прилагательные к этим словам и запишите их.

 

Он сидит на толстом сучке старого крепкого дерева, низко над водой, затопившей остров. Ему очень страшно.

 

 Заяц от страха весь съежился, напрягся, крепко прижался к стволу дерева, поджал лапы.

5.Каким художник  изобразил зайца. Опишите его.

1.Голова у зайчика маленькая, коричневатая. Вокруг глаз - белые пятна.

 Глаза темные круглые, блестят от испуга.

 Длинные уши торчком, на их кончиках видны черные пятна. У зайца густая шерстка. На шее она желтовато-коричневая, сзади - серо-белая.

Спинка темная. Маленький хвостик поджат

2.Голова у зайца продолговатая, мордочка светленькая, с широкой темно- коричневой полосочкой  посередине. Глаза крупные, большие, зрачки расширены от испуга. Уши длинные, стоят торчком, чуткие, настороженные, на кончиках рыжеватых ушей черные пятнышки. Шерсть у зайца на грудке желтоватая, на брюшке ­светло-серая. Он умный, хитрый, догадливый, растерялся в опасный момент, создавшегося положения.

6.Что еще можно сказать об этом зайце? Как он проявил себя?

7.Расскажите, как могло так случиться, что заяц оказался   на  дереве?

Наступила долгожданная весна. Небо по- весеннему голубеет. Рыхлый снег уже не может выдержать теплых лучей солнца. Повсюду текут и звенят разговорчивые ручейки. Вода поднимается выше берегов, затопляя поля, луга и кустарники, образуя маленькие острова. На одном островке, под кустом, спал заяц. Ему так крепко спалось, что он не слышал, как шумит и бурлит прибывающая вода. И только когда вода прикоснулась к его лапкам, зайка, вскочил, огляделся. В страхе он начал метаться по островку, а вода все прибывала и прибывала. Зайцу показалось, что его ничто не спасет. И вдруг он увидел сухое могучее дерево. Это был старый ветвистый  дуб.  Русак подбежал к нему  и стал   прыгaть на толстый нижний сук. Несколько раз бедняжка прыгал на дерево, но каждый раз обрывался и падал вниз, в холодную воду. Наконец он достиг цели. Так заяц оказался на дереве.

7.Какие чувства вызывает эта картина?

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.  Картина А. Н. Комарова «Наводнение» проникнута любовью к животному миру и всей природе

4. Составление плана

 

1.Кто такой А.Н. Комаров?

 

2.Какое время года изображено на картине?

 

3. Почему картина так называется?

 

4. Как зайчик оказался на дереве?

 

5. Каким художник изобразил зайчика? Внешний вид (голова, глаза, уши, туловище, цвет шерсти). Поза. Повадки. Характер.

 

 

6. Какое состояние испытывает зверек?

 

7. Как себя ведет?

 

8. Как он может спастись?

 

9.Мое отношение к картине. Какие чувства вызывает эта картина?

 

5 . Написание  сочинения-описания по картине А.Н.Комарова «Наводнение»

 

                 Примерный вариант    написания сочинения.

Алексей Никанорович Комаров - художник - анималист. Большой знаток природы, он умеет тонко  передать характер, повадки зверей. Все произведения А.Н.Комарова проникнуты любовью к родной природе.

  На картине А.Н.Комарова «Наводнение» изображен заяц, попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он догадался и сумел забраться на дерево.

Затаив дыхание, зайка сидит на толстой ветке старого дуба и ожидает, что будет дальше: будет ли прибывать вода?

От страха он весь съежился, длинные задние лапы поджал под себя, а передние вытянул вперед, чтобы не упасть с дерева в холодную воду. Свою гибкую спинку он выгнул, и пушистая шерсть на нем встала торчком.

Грудка у зайца желтенькая с розоватым оттенком, брюшко и бока серенькие.

Шерстка на спинке разных оттенков: она и бурая, и серая, и коричневая, как будто в крапинку. Голова у зайца большая. Круглые глаза смотрят испуганно. Длинные рыжеватые уши с черными пятнышками на концах стоят настороженно.

Заяц-русак со страхом смотрит на воду, которая подходит к самому дереву. В воде, как в зеркале, отражаются темные силуэты деревьев.

Картина мне нравится и не нравится. Нравится потому, что на ней очень хорошо нарисована жизнь природы весной, ее красота. Не нравится потому, что неясна судьба бедного зайки. Спадет вода или поднимется, спасется заяц или утонет?

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок развития речи. Сочинение-описание по картине А.Н.Комарова «Наводнение» .(5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект  предназначен  для написания сочинения   по картине.   Цели: познакомить учащихся с описанием животного, изображенного на картине; подготовить их к самостоятельному письменному сочинению по аналогичной картине;

ввести в словарь школьников слово «анималист». Комаров Алексей Никанорович (1879-1977) родился в Тульской губернии. Раннее детство провел в деревне и еще в возрасте четырех-пяти лет рисовал и лепил из хлеба домашних животных. Закончил   Школу живописи, ваяния и зодчества. Иллюстрировал детские журналы и книги. Художник много путешествовал, участвовал в оформлении атласа «Промысловые птицы  и звери СССР», проиллюстрировал большой труд «Птицы Советского Союза» и множество научных и популярных книг       

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 543 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 498
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 4626
    • DOCX 20.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курсакова Людмила Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Курсакова Людмила Ивановна
    Курсакова Людмила Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 330316
    • Всего материалов: 64

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 338 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов