Урок
информатики по теме "Организация обмена данными". 8 -й класс
Цель урока:
познакомить с понятием обмена данными через буфер обмена; познакомить с
понятием обмена данными по технологии OLE.
Задачи
урока:
·
сформировать представление о назначении обмена данными;
·
сформировать представление о способах обмена данными
·
выполнить практическую работу с применением технологий обмена
данными;
·
сделать выводы об удобстве применения каждого способа.
Оборудование:
компьютер, мультимедиапроектор.
Урок
сопровождается демонстрацией презентации (Приложение_1).
ХОД
УРОКА
1. Актуализация знаний.
Повторение изученного ранее.
Ответить
на вопросы (слайд 1):
·
Что такое файл?
·
Какие действия можно выполнить с файлом?
·
Какие параметры файла вы знаете?
·
Что такое папка?
·
Какие параметры папки вы знаете?
·
Какие действия можно выполнить над папкой?
2. Новая тема.
Сообщение
темы и цели урока (слайд 2).
1.
Для чего нужен обмен данными.
Под
обменом данными понимают их передачу от одного объекта другому. В результате
этого процесса объекты могут изменяться, а иногда создаются новые объекты.
Такими
объектами могут быть приложения, папки, документы, а передаваемые данные –
документы или их фрагменты, файлы, папки. Так в результате копирования файла
или папки, появляются их копии. Вследствие обмена данными между приложениями
создаются составные документы, отдельные части которых были созданы в разных
приложениях.
Составной
документ – документ, в котором объединены данные, созданные в разных
приложениях (слайд 3).
Например,
в текст, созданный в приложении Word можно включить изображение, нарисованное в
графическом редакторе Paint. В результате появляется составной документ,
включающий данные разного типа, созданные в различных программах. Когда мы
откроем текстовый документ, являющийся главным, подключаются все связанные с
ним объекты, созданные в других приложениях.
Обмен
данными в среде Windows осуществляется (слайд 4):
·
перетаскиванием объекта мышью;
·
через буфер обмена;
·
по технологии OLE.
2.
Обмен данными путём перетаскивания объектов мышью.
(Учащиеся
хорошо знакомы с данной технологией, поэтому они сами могут сформулировать эту
технологию.)
Когда
объекты близко расположены друг к другу можно организовать обмен данными путём
перетаскивания мышью, например, страницы одного документа или окна папок.
Технология
приёма:
·
выделить объект;
·
перетащить объект до места назначения, удерживая левую клавишу
мыши.
Если
при перетаскивании объекта удерживать клавишу <Ctrl> происходит копирование
объекта.
3.
Обмен данными через буфер обмена (слайд 6).
Для
обмена данными в Windows выделяется область памяти, в которую можно поместить
объект, а затем извлечь его оттуда. Эта область памяти называется буфером
обмена (англ. Clipboard). В буфер обмена можно поместить любой объект Windows.
При
обмене данными через буфер обмена (слайд 7):
·
выделяется объект;
·
помещается объект в буфер обмена с помощью команд Правка –
Копировать (или Правка – Вырезать);
·
из буфера обмена объект можно вставить в любое приложение с
помощью команды Правка – Вставить.
Вставить
объект можно в любое количество приложение, если в буфер обмена объект попал с
помощью команд Правка – Копировать (слайд 8).
Такой
способ обмена данными годиться в том случае, если нет необходимости редактировать
вставленный объект.
4.
Обмен данными по технологии OLE.
Более
гибкий способ обмена данными между приложениями Windows является технология OLE
– Object Linking and Embedding, что означает «связывание и внедрение объектов».
Эта технология позволяет устанавливать связь объекта с приложением, в котором
оно было создано (слайд 9).
Объект
OLE – любые данные: текстовые, графические, звуковые и т. д., которые создаются
каждый в своём приложении, а затем включаются с составной документ. В нашем
примере – это рисунок.
Рассмотрим
технологию OLE на примере создания составного документа на основе текста,
созданного в приложении Word, в который вставляется рисунок из приложения
Paint.
Можно
ввести следующие понятия:
Источник
– приложение, средствами которого создаётся объект OLE-рисунок. В нашем примере
это программа для создания графических приложений Paint.
Приёмник
– приложение, которое принимает объект OLE. В нашем примере это программа для
создания текстовых документов Word.
Технология
связывания объекта с приложением-источником (слайды 10, 11, 12):
1.
Создать объект (рисунок) в приложении-источнике, графическом
редакторе Paint.
2.
Сохранить рисунок.
3.
Открыть документ в приложении-приёмнике, текстовый редактор
Word, в который будет вставлен рисунок.
4.
Выполните действия Вставка – Объект.
5.
В диалоговом окне «Вставка объекта» перейти на вкладку «Создание
из файла».
6.
С помощью кнопки «Обзор» найти место на диске где храниться
созданный объект (файл-рисунок). Выделить файл. Нажать кнопку «Вставить».
7.
После возвращения на вкладку «Создание объекта» поставить флажок
в окне «Связь с файлом». Нажать ОК.
При
связывании объект OLE находится в документе-источнике, а приложение-приёмник
содержит информацию о том, где следует искать объект. Поэтому при
редактировании объекта OLE в исходном приложении эти изменения отражаются и в
документе-приёмнике.
Подведение
итогов:
·
Проанализируйте достоинства и недостатки каждой технологии.
·
Какая технология наиболее предпочтительна?
·
От чего зависит выбор технологии обмена данных?
Для
закрепления данной темы мы выполним практическую работу.
3. Практическая работа.
Учащимся
выдаётся инструкционная карта выполнения задания (Приложение_2).
Учащиеся используют файлы – заготовки, расположенные на дисках ученических
компьютеров (Приложение_3
– файл с исходными текстами загадок, Приложение_4
– файл с картинками – отгадками к загадкам).
Цель
практической работы: исследовать все три технологии,
сравнить их.
Используя
инструкционную карту по выполнению практической работы создать составной
документ «Обмен данными», в котором представьте загадки и отгадки к ним в виде
рисунков. Исследовать надо все три способа обмена данными, поэтому картинок
меньше, чем загадок, к одной загадке надо нарисовать картинку-отгадку с помощью
графического редактора Paint. В тетради сделать вывод: в каких случаях удобно
пользоваться технологией перетаскивания, когда лучше технология OLE, а когда
использование через буфер обмена. Укажите достоинства и недостатки каждого
метода.
Домашнее
задание: § 14.7
Литература:Информатика.
Методическое пособие для учителя. 8
класс / Под ред. проф. Макаровой Н. В. – СПб.: Питер, 2004.
1.
Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по
информационным технологиям / Под ред. проф. Макаровой Н. В. – СПб.: Питер,
2001.
2.
Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс / Под ред. проф. Макаровой
Н. В. – СПб.: Питер, 2008.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.