Инфоурок Литература КонспектыУрок " ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» . (9 класс)

Урок " ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» . (9 класс)

Скачать материал

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Каляпина Елена Борисовна

 

Тема: ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Задачи:

обучающиеобобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочинённые предложения; определять смысловые отношения в ССП между его частями; расставлять знаки препинания в указанных конструкциях;

развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся.

Оборудование к уроку: карточки для индивидуальной работы, тест № 3, 4 по теме «Сложносочинённое предложение», текст (отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Холстомер»), памятка по теме «Группы ССП по союзам и значению», презентация.

Ход урока:

I. Актуализация прежних знаний.

1. Индивидуальная работа с карточками по теме «Виды подчинительной связи в словосочетании».

Задание: обозначить  главное слово и вид подчинительной связи в словосочетаниях.


КАРТОЧКА № 1

1) зажмурившись от света

2) вынужден отвечать

3) пропущенная запятая

4) готовим к будущему

5) своего отца

6) мамины письма

7) вскользь написал

КАРТОЧКА № 2

1) расправляя уголки

2) прилежно учившейся

3) учившейся гимназистки

4) чуть слышно

5) надеяться на чудо

6) потихоньку радовалась

7) щурил глаза


 

2. Работа с текстом.

(1) Солнце уже выбралось выше леса и ярко блестело на траве в извивах реки. (2) Роса обсыхала и собиралась каплями, кое-где, около болотца и над лесом, как дымок, расходился последний утренний пар. (3) Тучки кудрявились, но ветру ещё не было. (4) За рекой щетинкой стояла зелёная, свёртывавшаяся в трубку рожь, и пахло свежей зеленью и цветом. (5) Кукушка куковала с прихрипываньем из леса, и Нестер, развалившись на спину, считал, сколько лет ему ещё жить. (6)Жаворонки поднимались над рожью и лугом. (7) Запоздалый заяц попался между табуна и, выскочив на простор, сел у куста и прислушивался. (Л.Н.Толстой. «Холстомер».

- Поработаем с текстом и вспомним орфограммы и пунктограммы, изученные ранее.

 

1) Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.

Прислушался (неполное действие).  

 

2) Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) из предложения 7, укажите их количество.

Ответ: 1 (заяц попался, сел, прислушивался)        

 

4)  В предложении 5, 7 пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 Кукушка куковала с прихрипываньем из леса, (1) и Нестер, (2) развалившись на спину, (3) считал, (4) сколько лет ему ещё жить. Запоздалый заяц попался между табуна и (5), выскочив на простор (6), сел у куста и прислушивался.


- Итак, мы подошли с вами к теме нашего сегодняшнего урока: «Повторение и обобщение по теме «Сложносочинённое предложение». Запишите  тему урока в тетрадях.

 

3. Проверка домашнего задания (§ 8). Опрос по теме «Группы ССП по союзам и значению» с заполнением таблицы. (Таблица заранее начерчена на доске. Ученики по очереди (по выбору учителя) выходят и заполняют таблицу, остальные делают то же самое, но на листочках-карточках с распечатанной таблицей).

 

 

 

Соединительные

Разделительные

Противительные

Союзы

и, да (и), ни-ни, тоже, также

или (иль), либо, то - то, не то - не то, то ли – то ли

а, но, да (но), однако, зато, же

Значение

одновременность или последовательность происходящих событий

чередование явлений

явления противопоставляются одно другому

 

Заполненная таблица отдаётся ученикам. Её необходимо вклеить в тетрадь для подготовки к ОГЭ.

 

II. Формирование умений и навыков.

1. Беседа с классом.

Продолжаем разговор о сочинительных союзах.

 

- Какие сочинительные союзы могут вызвать затруднение при написании и при расстановке знаков препинания?

Союзы тоже, также можно спутать с указательными местоимениями и частицами, которые пишутся раздельно;

Союз зато можно принять за сочетание предлога и местоимения;

союз однако можно спутать с вводным словом.

 

- Вы уже знаете, как нужно проверить себя, чтобы не допустить подобных ошибок. Сейчас мы с вами ещё раз повторим это, чтобы вы не сделали досадных ошибок во время диктанта.

 

2. Определительный диктант. (Один ученик работает у доски.)

Он никогда не плакал, зато на него иногда находило дикое упрямство (зато – противит. союз в ССП; = но, указывает на противопоставление действий).

Берись за то, к чему ты сроден (за то – предл.+местоим.; берись (за что?) за то).

Сад был так же хорош, как и несколько лет назад (так же – местоим.+частица).

Я был доволен своим результатом, мой друг также радовался за меня (также – соединит. союз в ССП, указывает на одновременность действий).

Что же мы будем, однако, делать? (однако – вводное слово, указывающее на порядок мыслей, в этом случае однако близко по значению к словам следовательно, значит).

Он был очень любезен, однако его слова меня насторожили (однако – противит. союз; =но).

 

3. Синтаксическая пятиминутка. (Один ученик работает у доски.)

- Какие задания из ОГЭ мы закрепим, выполняя синтаксическую пятиминутку?

(8, 9, 10, 11, 12)

 

Задание: выделить грамматические основы предложения, объяснить постановку знаков препинания, составить схему предложения.

Виднелись башни монастыря, выдававшегося из-за соснового леса, и далеко впереди виднелись разъезды неприятеля. (Повеств., невоскл., слож., ССП, состоит из 2 частей.: 1 – прост., двусостав., распр., полн., осложнено обособл. определением, выраженным причастным оборотом; 2 – прост., двусостав., распр., полное, ничем не ослож.)

 

4. Беседа с классом.

- В каких случаях в сложносочинённых предложениях не ставится запятая?

 

5. Объяснительный диктант.

Задание: выделить грамматическую основу, определить вид предложения, объяснить постановку знаков препинания.

На холм он взобрался, и в тусклую даль он смотрит… (А.С.Пушкин) (СПП, и – соединит. союз)

В густом вечернем воздухе летали сотни светлячков и разносилось благоухание цветущих магнолий. (ССП с общим второстеп. членом; и – соединит. союз)

Огромная луна стояла над горою и заливала город зеленоватым светом. (Прост., ослож. одн. обст.; или – разделит. союз)

В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. (Пришвин) (СПП с общим второстеп. членом, и – соединит. союз)

 

6. Закрепление материала. Самостоятельная работа с тестом по теме «Сложносочинённое предложение».

ТЕСТ. Вариант 1.

1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

1) тоже, либо, зато;

2) да, ни - ни, тоже;

3) да, не то - не то;

4) однако, или, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении: Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).

1) соединительный;

2) противительный;

3) разделительный.

3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом И:

1) Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием (Симонов).

2) Солнце село, и тусклые тучи висели над тёмной степью (Чехов).

3) Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли (Горький). 

4) В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

4. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой (Арсеньев).

2) Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).

3) Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов). 

4) Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал (Симонов).

5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены):

1) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тёмном (Горький).

2) Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат (Катаев).

3) Опять не убраны хлеба и не покошены  покосы (Григорьев). 

4) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвётся пополам (Ахматова).

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Она была молода (1) и умна (2) и (3) считала нужным брать от жизни всё лучшее, что та ей преподнесёт (Тургенев).

1) 1, 2, 3;

2) 1,3;

3) 1,2;

4) 2.

7. Сколько простых предложений в составе сложного (знаки препинания не расставлены)?

Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).

1) 2;

2) 3;

3) 4.

 

ТЕСТ. Вариант 2.

1. В каком ряду перечислены разделительные союзы?

1) то-то, зато;

2) да, также;

3) или, либо;

4) однако, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении: На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна (Паустовский).

1) противительный;

2) соединительный;

3) разделительный.

3. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

2) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни всё лучшее (Тургенев).

4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).

4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены):

1) Вековые тёмные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).

2) Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся шагов (Бунин).

3) Проехали семь вёрст и вдали показался невысокий дом и двор (Арсеньев).

4) У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонёк (Горький).

5. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Светало (1) и свет (2) ещё не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).

1) 1, 2, 3;

2) 1, 3;

3) 1;

4) 2, 3.

6. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:

1) Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).

2) Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).

7. Сколько простых предложений в составе сложного (знаки препинания не расставлены)?

Туман то заволакивал вершины гор то опускался в долину то вдруг поднимался кверху и тогда дождь шёл ещё сильнее (Арсеньев).

1) 2;

2) 3;

3) 4.

 

Ответы:

Задание

1

2

3

4

5

6

7

ТЕСТ

III

2

2

4

1

3

4

1

IV

3

2

2

4

3

1

1

 

7. Подведение итогов урока.

- Какие основные моменты вам необходимо запомнить при изучении темы «Сложносочинённые предложения»?

- Где пригодится вам знание данной темы?

 

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение в формате ОГЭ «Роль сочинительных союзов в предложении» (на основе отрывка из рассказа Л.Н.Толстого «Холстомер»).

 

 

Список литературы

 

1. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2010.

 

2. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.] – 27-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

 

3. Сборник упражнений по русскому языку / Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004.

 

4. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г.А.Богданова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок " ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» . (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочинённые предложения; определять смысловые отношения в ССП между его частями; расставлять знаки препинания в указанных конструкциях; развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся. Оборудование к уроку: карточки для индивидуальной работы, тест № 3, 4 по теме «Сложносочинённое предложение», текст (отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Холстомер»), памятка по теме «Группы ССП по союзам и значению», презентация.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 820 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по литературе на тему "Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в «Слове о полку Игореве»" (9 класс)
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Зинин С.А., Сахаров В.И.,Чалмаев В.А.
  • Тема: «Слово о полку Игореве»
  • 29.12.2020
  • 3418
  • 83
«Литература (в 2 частях)», Зинин С.А., Сахаров В.И.,Чалмаев В.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.02.2020 7452
    • DOCX 83.5 кбайт
    • 1652 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лагутина Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лагутина Ирина Николаевна
    Лагутина Ирина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 104057
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 212 человек из 53 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 29 регионов

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе