- Итак, мы подошли с вами к теме нашего сегодняшнего урока: «Повторение
и обобщение по теме «Сложносочинённое предложение». Запишите тему урока в тетрадях.
3. Проверка домашнего задания (§ 8). Опрос по теме «Группы ССП по
союзам и значению» с заполнением таблицы. (Таблица заранее
начерчена на доске. Ученики по очереди (по выбору учителя) выходят и заполняют
таблицу, остальные делают то же самое, но на листочках-карточках с
распечатанной таблицей).
|
Соединительные
|
Разделительные
|
Противительные
|
Союзы
|
и,
да (и), ни-ни, тоже, также
|
или
(иль), либо, то - то, не то - не то, то ли – то ли
|
а,
но, да (но), однако, зато, же
|
Значение
|
одновременность
или последовательность происходящих событий
|
чередование
явлений
|
явления
противопоставляются одно другому
|
Заполненная
таблица отдаётся ученикам. Её необходимо вклеить в тетрадь для подготовки к ОГЭ.
II. Формирование умений и
навыков.
1. Беседа с классом.
Продолжаем разговор о сочинительных союзах.
- Какие сочинительные союзы могут вызвать затруднение при написании и
при расстановке знаков препинания?
Союзы
тоже, также можно спутать с указательными местоимениями и
частицами, которые пишутся раздельно;
Союз
зато можно принять за сочетание предлога и местоимения;
союз
однако можно спутать с вводным словом.
- Вы уже знаете, как нужно проверить себя, чтобы не допустить подобных
ошибок. Сейчас мы с вами ещё раз повторим это, чтобы вы не сделали досадных
ошибок во время диктанта.
2. Определительный диктант. (Один ученик
работает у доски.)
Он
никогда не плакал, зато на него иногда находило дикое упрямство (зато
– противит. союз в ССП; = но, указывает на противопоставление действий).
Берись
за то, к чему ты сроден (за то – предл.+местоим.; берись (за
что?) за то).
Сад
был так же хорош, как и несколько лет назад (так же –
местоим.+частица).
Я
был доволен своим результатом, мой друг также радовался за меня (также
– соединит. союз в ССП, указывает на одновременность действий).
Что
же мы будем, однако, делать? (однако – вводное слово, указывающее
на порядок мыслей, в этом случае однако близко по значению к словам следовательно,
значит).
Он
был очень любезен, однако его слова меня насторожили (однако –
противит. союз; =но).
3. Синтаксическая пятиминутка. (Один ученик
работает у доски.)
- Какие задания из ОГЭ мы закрепим, выполняя синтаксическую
пятиминутку?
(8, 9, 10, 11, 12)
Задание: выделить грамматические основы
предложения, объяснить постановку знаков препинания, составить схему
предложения.
Виднелись башни монастыря, выдававшегося
из-за соснового леса, и далеко впереди виднелись разъезды
неприятеля. (Повеств., невоскл., слож., ССП, состоит из 2 частей.: 1
– прост., двусостав., распр., полн., осложнено обособл. определением,
выраженным причастным оборотом; 2 – прост., двусостав., распр., полное, ничем
не ослож.)
4. Беседа с классом.
- В каких случаях в сложносочинённых предложениях не ставится запятая?
5. Объяснительный диктант.
Задание: выделить грамматическую основу,
определить вид предложения, объяснить постановку знаков препинания.
На
холм он взобрался, и в тусклую даль он смотрит…
(А.С.Пушкин) (СПП, и – соединит. союз)
В густом вечернем воздухе летали
сотни светлячков и разносилось благоухание цветущих
магнолий. (ССП с общим второстеп. членом; и – соединит. союз)
Огромная
луна стояла над горою и заливала город зеленоватым светом.
(Прост., ослож. одн. обст.; или – разделит. союз)
В лесу ещё снег лежит нетронутый
и деревья стоят в снежном плену. (Пришвин) (СПП с общим
второстеп. членом, и – соединит. союз)
6. Закрепление материала. Самостоятельная работа с тестом по теме
«Сложносочинённое предложение».
ТЕСТ. Вариант 1.
1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?
1)
тоже, либо, зато;
2)
да, ни - ни, тоже;
3)
да, не то - не то;
4)
однако, или, но.
2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении: Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).
1)
соединительный;
2)
противительный;
3)
разделительный.
3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом И:
1)
Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием (Симонов).
2)
Солнце село, и тусклые тучи висели над тёмной степью (Чехов).
3)
Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать
свои мысли (Горький).
4)
В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).
4. Укажите сложносочинённое предложение:
1)
Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой (Арсеньев).
2)
Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).
3)
Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).
4)
Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал (Симонов).
5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий
второстепенный член (знаки препинания не расставлены):
1)
Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тёмном (Горький).
2)
Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат
(Катаев).
3)
Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).
4)
И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвётся пополам (Ахматова).
6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Она была молода (1) и умна (2) и (3) считала нужным брать от жизни всё
лучшее, что та ей преподнесёт (Тургенев).
1)
1, 2, 3;
2)
1,3;
3)
1,2;
4)
2.
7. Сколько простых предложений в составе сложного (знаки препинания не
расставлены)?
Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он
скучает и томится (Лермонтов).
1)
2;
2)
3;
3)
4.
ТЕСТ. Вариант 2.
1. В каком ряду перечислены разделительные союзы?
1)
то-то, зато;
2)
да, также;
3)
или, либо;
4)
однако, но.
2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении: На Пересыпи не то что-то горело, не то
восходила луна (Паустовский).
1)
противительный;
2)
соединительный;
3)
разделительный.
3. Укажите сложносочинённое предложение:
1)
Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).
2)
Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось
Анне (Сергеев-Ценский).
3)
Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни всё лучшее (Тургенев).
4)
Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).
4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий
второстепенный член (знаки препинания не расставлены):
1)
Вековые тёмные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло
пробиться сквозь листву (Симонов).
2)
Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся шагов (Бунин).
3)
Проехали семь вёрст и вдали показался невысокий дом и двор (Арсеньев).
4)
У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонёк (Горький).
5. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Светало (1) и свет (2) ещё не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).
1)
1, 2, 3;
2)
1, 3;
3)
1;
4)
2, 3.
6. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:
1)
Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся
неопределённый звук, похожий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).
2)
Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).
7. Сколько простых предложений в составе сложного (знаки препинания не
расставлены)?
Туман то заволакивал вершины гор то опускался в долину то вдруг
поднимался кверху и тогда дождь шёл ещё сильнее (Арсеньев).
1)
2;
2)
3;
3)
4.
Ответы:
Задание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
ТЕСТ
|
III
|
2
|
2
|
4
|
1
|
3
|
4
|
1
|
IV
|
3
|
2
|
2
|
4
|
3
|
1
|
1
|
7. Подведение итогов урока.
- Какие основные моменты вам необходимо запомнить при изучении темы
«Сложносочинённые предложения»?
- Где пригодится вам знание данной темы?
Домашнее задание:
написать сочинение-рассуждение в формате ОГЭ «Роль
сочинительных союзов в предложении» (на основе отрывка из рассказа Л.Н.Толстого
«Холстомер»).
Список
литературы
1. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 8-9 классы. –
М.: ВАКО, 2010.
2. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов,
С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.] – 27-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
3. Сборник упражнений по русскому языку / Д.Э.Розенталь. – М.: ООО
«Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004.
4. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г.А.Богданова. –
5-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.