Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русскому языку в 9 классе

урок по русскому языку в 9 классе

Скачать материал

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Средства связи: союзы, союзные слова, частицы

Цель: формирование представления о придаточных изъяснительных

Задачи: 1)научиться распознавать придаточные изъяснительные, знать их структуру и средства связи,

2)развивать навыки постановки знаков препинания в СПП,

3)воспитывать культуру умственного труда, умение работать в группе

Форма урока: получение новых знаний

Методы: аналитический, исследовательский, частично- поисковый, словесный

 

1.Органнизационный момент

Класс произвольно делится на две группы по пять человек

2. 1 этап «Разминка»- группам дается карточка с заданием «Дайте характеристику предложениям: простое, ССП, СПП, простое с однородными членами, назовите значение союза И (знаки препинания не расставлены)

1.Челкаш рассердился, и острое жжение в его груди у горла передернуло его.(ССП, соединительный союз, отношение результата)

2.Я шел за Афанасием Ивановичем по комнатам и темным коридорам. (простое, союз И объединяет однородные обстоятельства)

3.Ширяев прихлебывал чай из стакана и прислушивался к разговору в комнате. (простое, однородные сказуемые)

4.Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена. (ССП, соедин., результата)

5.Кто живет без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей. (СПП, придаточное после главного)

Обсуждается результата- 5 минут

3. 2 этап «Погружение»- Анализ текста

3.1.Словосочетание и предложение- основные синтаксические единицы (+)

2.Сложное предложение всегда состоит из двух грамматических основ (-)3.В СПП части равноценны  и  не зависят друг от друга (-)

4.В ССП запятая перед союзом И не ставится при наличии общего второстепенного члена (+)

5.Виды союзов в ССП: соединительный, противительный и взаимоисключения (-)

6.СПП состоит из главной и придаточной части (+)

7.Придаточная часть всегда стоит после главной в СПП (-)

8.Второстепенные члены предложения- это определение, дополнение и приложение. (-)

9.Дополнение выражается именем существительным в именительном падеже

10.Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей

11.Дополнение является частью грамматической основа

Выпишите из предложения словосочетания с дополнениями и поставьте к ним вопросы:

Образец: Фонарь освещал колодец. Освещал (кого? Что?) колодец.

Дверь заскрипела, и лесник шагнул через порог. Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Из-под мокрой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.

Вывод:  к какому члену предложения относятся дополнения?

4.3 этап «Получение новых знаний»

Мы продолжаем работу по теме: СПП с придаточными изъяснительными.

Составить опорную схему по тексту учебника стр.105

-          К чему относятся придаточные изъяснительные?

-          Какие части речи выступают в качестве контактного слова?

-          На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

-          С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?

-          Может ли частица служить для соединения главного предложения к придаточному?

-          Какую роль играет контактное слово ТОТ (та,то)?

 

 Презентация опорной схемы – 10 минут

 

Первичное закрепление

Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное   и с помощью чего присоединяется к  главному – 5 минут

Образец:
[Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил      я    путешествие двадцатилетней давности). [        ],(насколько           ).

1.Следователь догадался, (…) где может скрываться преступник.

2. Приятно было смотреть (       ), какие они загорелые, независимые.

3. Уверен (        ), что он справится с заданием.

4. Известно (      ) что слоны в диковинку у нас.

5. Что волки жадны всякий знает (        ).

6. Сколько он так просидел трудно сказать (       ).

5.4 этап  «Закрепление» 7-8 минут

Выполнить упражнение №179

Выбрать придаточные изъяснительные со значение контактных глаголов А)речи, Б)мысли, В)состояния

1—мысли, 2-речи, 3- речи, 4-речи, 5-состояния 6-мысли 7- мысли 8- состояния

6.5 этап «Рефлексия» - 3 минуты

.Вместо точек поставьте союзы или союзные слова, подходящие по смыслу

1.Считай несчастным тот день или час … ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию

2.Поставь над собой сто учителей, … они окажутся бессильными, … ты не можешь заставить себя и требовать от себя.

7.Взаимооценка

Домашнее задание: стр.107 №181 правило на стр.105-106

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку в 9 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по автоматизации производства

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Средства связи: союзы, союзные слова, частицы

Цель: формирование представления о придаточных изъяснительных

Задачи: 1)научиться распознавать придаточные изъяснительные, знать их структуру и средства связи,

2)развивать навыки постановки знаков препинания в СПП,

3)воспитывать культуру умственного труда, умение работать в группе

Форма урока: получение новых знаний

Методы: аналитический, исследовательский, частично- поисковый, словесный

 

1.Органнизационный момент

Класс произвольно делится на две группы по пять человек

2. 1 этап «Разминка»- группам дается карточка с заданием «Дайте характеристику предложениям: простое, ССП, СПП, простое с однородными членами, назовите значение союза И (знаки препинания не расставлены)

1.Челкаш рассердился, и острое жжение в его груди у горла передернуло его.(ССП, соединительный союз, отношение результата)

2.Я шел за Афанасием Ивановичем по комнатам и темным коридорам. (простое, союз И объединяет однородные обстоятельства)

3.Ширяев прихлебывал чай из стакана и прислушивался к разговору в комнате. (простое, однородные сказуемые)

4.Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена. (ССП, соедин., результата)

5.Кто живет без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей. (СПП, придаточное после главного)

Обсуждается результата- 5 минут

3. 2 этап «Погружение»- Анализ текста

3.1.Словосочетание и предложение- основные синтаксические единицы (+)

2.Сложное предложение всегда состоит из двух грамматических основ (-)3.В СПП части равноценны  и  не зависят друг от друга (-)

4.В ССП запятая перед союзом И не ставится при наличии общего второстепенного члена (+)

5.Виды союзов в ССП: соединительный, противительный и взаимоисключения (-)

6.СПП состоит из главной и придаточной части (+)

7.Придаточная часть всегда стоит после главной в СПП (-)

8.Второстепенные члены предложения- это определение, дополнение и приложение. (-)

9.Дополнение выражается именем существительным в именительном падеже

10.Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей

11.Дополнение является частью грамматической основа

Выпишите из предложения словосочетания с дополнениями и поставьте к ним вопросы:

Образец: Фонарь освещал колодец. Освещал (кого? Что?) колодец.

Дверь заскрипела, и лесник шагнул через порог. Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Из-под мокрой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.

Вывод:  к какому члену предложения относятся дополнения?

4.3 этап «Получение новых знаний»

Мы продолжаем работу по теме: СПП с придаточными изъяснительными.

Составить опорную схему по тексту учебника стр.105

-          К чему относятся придаточные изъяснительные?

-          Какие части речи выступают в качестве контактного слова?

-          На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

-          С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?

-          Может ли частица служить для соединения главного предложения к придаточному?

-          Какую роль играет контактное слово ТОТ (та,то)?

 

 Презентация опорной схемы – 10 минут

 

Первичное закрепление

Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное   и с помощью чего присоединяется к  главному – 5 минут

Образец:
[Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил      я    путешествие двадцатилетней давности). [        ],(насколько           ).

1.Следователь догадался, (…) где может скрываться преступник.

2. Приятно было смотреть (       ), какие они загорелые, независимые.

3. Уверен (        ), что он справится с заданием.

4. Известно (      ) что слоны в диковинку у нас.

5. Что волки жадны всякий знает (        ).

6. Сколько он так просидел трудно сказать (       ).

5.4 этап  «Закрепление» 7-8 минут

Выполнить упражнение №179

Выбрать придаточные изъяснительные со значение контактных глаголов А)речи, Б)мысли, В)состояния

1—мысли, 2-речи, 3- речи, 4-речи, 5-состояния 6-мысли 7- мысли 8- состояния

6.5 этап «Рефлексия» - 3 минуты

.Вместо точек поставьте союзы или союзные слова, подходящие по смыслу

1.Считай несчастным тот день или час … ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию

2.Поставь над собой сто учителей, … они окажутся бессильными, … ты не можешь заставить себя и требовать от себя.

7.Взаимооценка

Домашнее задание: стр.107 №181 правило на стр.105-106

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 163 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 6 класс VIII вид. ОВЗ.
  • Учебник: «Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода
  • 01.10.2020
  • 689
  • 35
«Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 474
    • DOCX 30.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бакай Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бакай Татьяна Анатольевна
    Бакай Татьяна Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4856
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 69 регионов

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 15 регионов

Мини-курс

Финансовое моделирование и управление инвестиционными проектами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе