Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по чтению "Лев и Собачка " Л. Толстой

Урок по чтению "Лев и Собачка " Л. Толстой

Скачать материал

Урок чтения в 3-м классе по теме "Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"

Составила и провела Чурсина Юлия Владимировна –учитель начальных классов МКОУ «Ярковская СОШ»

 

 

·         Цели урока: образовательные:

o    продолжить работу над анализом художественного произведения,

o    отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

·         развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;

·         воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Формируемые УУД:

·         регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение,  оценивать деятельность свою и товарища;

·         познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;

·         коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в группах, в паре, использование ИКТ.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты.

·         вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;

·         увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;

·         повышение эрудиции и словарного запаса детей;

·         развитие фантазии, творческого воображения;

·         совершение доброго поступка по отношению к животным;

 

Оборудование:

– презентация Microsoft Power Point
– компьютер, проектор, экран;
-сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”



Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1)

Учитель: - Ребята, начинаем урок литературного чтения.       

Мне приятно вас видеть. Пусть этот урок  принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. И, как всегда, настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнёмся друг другу.  

                      Привет, сосед! Улыбнись и  мне в ответ.
                          Я хочу, чтобы ты не грустил,
                          Всем улыбки сегодня дарил.

                         

II.  Речевая разминка

Учитель: Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. Упражнение «Роза», «Свеча», «Лифт»

А сейчас прочитайте стихотворение про себя (слайд 2)

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог.

Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)

– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.( хором)                                             3. Постановка учебной задачи.

Учитель: Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках? (Дети рассказывают о своих младших друзьях)

- Собака – друг человека, верные друзья, никогда не передаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. (слайд 3) Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.

Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных”, куда люди обращаются с различными жалобами и просьбами в защиту животных. Помогают пристроить в хорошие руки, создают приюты для бездомных животных.

А кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать. (слайд 4)

Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

Учитель (добавляет): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

IV. Знакомство с новым произведением

Учитель:

- Приходилось ли вам читать грустные произведения? Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, потому я вновь говорю “Здравствуй, замечательный русский писатель Л.Н.Толстой”. (слайд 5)

Какие произведения Л. Толстого вы читали? Обратите внимание на выставку книг. Некоторые вам известны, а некоторые неизвестны.  Я рекомендую  прочитать  эти книги.

Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

- Как он относится к людям?

Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". (слайд 6)

- Что помогают понять эти слова?

(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке

1. С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев)

2.Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)

– Открываем учебник с.       Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? (слайд 7)

– О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).Чему мы должны сегодня научиться?

– Прочитайте слово под заголовком.  (Быль) Что оно обозначает?  Казакова Алина  нашла  значение  этого  слова  в толковом  словаре Ожогова.( ученик) и зачитает.

– История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно,  в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём до конца жизни.

– А видел кто – нибудь, как кормят зверей в зоопарке?

Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.

5. Чтение рассказа учителем.

- Что вас тронуло в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами и мыслями!

(Рассказ очень грустный. Я чуть не заплакала. Собачку жаль, и когда она умерла, и когда в клетку попала. Льва тоже жалко)

- Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем.

чтение вслух детьми  по  цепочке .

словарная работа

- Ребята,  какие слова вас непонятны ? (Лондон, барин...)

- Много стран на свете. Наша страна называется...Россия. Столица – Москва.

Есть страна Англия. Столица Англии – Лондон.  Барин – богатый человек.                                   ФИЗМИНУТКА

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

 

6. Работа над содержанием рассказа.

 

- Ответы на  вопросы-1) Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой. Собачка была забавной)

-2) Как знакомство льва и собаки переросло у них в чувство дружбы и привязанности друг к другу. Подтвердите это словами из текста. - Выборочное чтение

 

- 3) В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.)

- 4) Когда они так счастливо жили, что же произошло? (Собачка умерла. Оборвалась жизнь собачки. Не стало собачки...)

- 5)Как вел себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение)

- 6) Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а потом нарастание его горя? Подтвердите словами из текста(выборочное чтение)

- 7) В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)

-8) Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен? (Да, чувства любви присуще не только человеку, но и животному. Любит как человек, кормит как человек. У животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание, об умершем друге.)

-9) От чего умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться, так как потерял друга)

 

( Слайд 8 ) Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства такие как,  тревога, забота, доверие. Тоска , но проявляются они у них по-разному. Лев - хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.

Прочитайте два последних предложения.

- Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)

- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? (слайд 9) (Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.)

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!

7. Работа с пословицами (слайд 10)

– Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?

1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.

8. Организация художественного творчества

Творческие задания (Задание по группам)

1 группа: Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как выглядят животные? Рассказать. Озаглавить.

2 группа: Найдите в рассказе завязку, кульминацию.

3 группа: Найдите в рассказе развязку.

 

Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.

Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.

9. Итог урока.     Наш урок подходит к концу. Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал  класс?

Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей)

Ученики: Чтобы мы пожалели собаку…Посочувствовали ей…

 

– Так с каким же рассказом мы сегодня познакомились? Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа? (слайд 11)

– Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро. Учите состраданию.

– А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных друзей, проявляют чуткость к обиженному, могли бы защитить их в трудный момент?

– Значит у вас ребята большое и доброе сердце. Запомните, ребята (слайд 12)

“Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”

– Разрешите мне подарить вам на память сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”

10. Домашнее задание (слайд 13)

Нарисовать плакат, посвященный защите животных.

Попробуйте придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной, и запишите её.

Как вы думаете, кто заслужил сегодня пятёрки? (Выставление оценок с комментированием)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по чтению "Лев и Собачка " Л. Толстой"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

·         Цели урока: образовательные:

o    продолжить работу над анализом художественного произведения,

o    отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

·         развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;

 

·         воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 081 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 418
    • DOCX 28.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чурсина Юлия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чурсина Юлия Владимировна
    Чурсина Юлия Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 24166
    • Всего материалов: 29

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 27 регионов

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 423 человека из 66 регионов

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 31 региона

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе