Урок чтения в 3-м классе по теме "Л.Н. Толстой.
Рассказ-быль "Лев и собачка"
Составила и провела Чурсина Юлия Владимировна –учитель
начальных классов МКОУ «Ярковская СОШ»
·
Цели
урока:
образовательные:
o продолжить
работу над анализом художественного произведения,
o отрабатывать
навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения,
учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;
·
развивающие: развивать
познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и
логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в
паре;
·
воспитывающие: воспитывать
доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к
чтению, любознательность, целеустремленность.
Формируемые
УУД:
·
регулятивные -
умение высказывать свое мнение, предположение, оценивать деятельность свою и
товарища;
·
познавательные –
работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать
информацию из одной формы в другую, делать выводы;
·
коммуникативные –
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика);
Технология: исследовательская,
коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.
Методы: проблемно-поисковый,
объяснительно- иллюстративный, работа в группах, в паре, использование ИКТ.
Формы
обучения:
коллективная, групповая, индивидуальная.
Ожидаемые
результаты.
·
вызвать
у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому,
совершить доброе дело;
·
увеличение
интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с
другими произведениями этого же автора;
·
повышение
эрудиции и словарного запаса детей;
·
развитие
фантазии, творческого воображения;
·
совершение
доброго поступка по отношению к животным;
Оборудование:
–
презентация Microsoft Power Point
– компьютер, проектор, экран;
-сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”
Ход урока
I. Организационный
момент (слайд 1)
Учитель: -
Ребята, начинаем урок литературного чтения.
Мне приятно вас видеть. Пусть этот урок
принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
И,
как всегда, настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнёмся друг
другу.
Привет, сосед!
Улыбнись и мне
в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
II. Речевая
разминка
Учитель:
Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с
вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание.
Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. Упражнение «Роза»,
«Свеча», «Лифт»
А сейчас прочитайте стихотворение
про себя (слайд 2)
Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог.
– Ребята,
как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.)
Почему? (Ответы детей.)
– А сейчас прочитаем вслух,
соблюдая выбранную интонацию.( хором)
3. Постановка учебной задачи.
Учитель: Дети, у
кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного
знаете о собаках? (Дети рассказывают о своих младших друзьях)
- Собака –
друг человека, верные друзья, никогда не передаёт своего хозяина. Собаки раньше
были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает
человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные
собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до
озлобления и отчаяния. (слайд 3) Мы
должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним,
защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро
начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь
красивой.
Ребята, у
нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в
России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных”, куда люди
обращаются с различными жалобами и просьбами в защиту животных. Помогают
пристроить в хорошие руки, создают приюты для бездомных животных.
А кто из вас был в зоопарке? Кто
видел льва? Что вы о нем можете рассказать.
(слайд 4)
Рассказы детей: лев – это
хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной
гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.
Учитель (добавляет):
Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной
силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда
они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.
IV. Знакомство с
новым произведением
Учитель:
- Приходилось ли вам читать
грустные произведения? Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством
Л.Н.Толстого, потому я вновь говорю “Здравствуй, замечательный русский писатель
Л.Н.Толстой”. (слайд 5)
Какие произведения Л. Толстого вы
читали? Обратите внимание на выставку книг. Некоторые вам известны, а некоторые
неизвестны. Я рекомендую прочитать эти книги.
Мы уже многое знаем об этом
писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души.
Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)
- Как он относится к людям?
Нашим помощником будет эпиграф
"Чуткому сердцу откроются тайны". (слайд
6)
- Что помогают понять эти слова?
(Только человек с чутким сердцем
может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)
Отгадайте загадки и вы узнаете о
ком мы сегодня будем читать на уроке
1. С царственной гривой, с гордой
походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев)
2.Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)
– Открываем учебник с. Прочитайте,
как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? (слайд 7)
– О чём нам может рассказать
заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).Чему мы должны сегодня
научиться?
– Прочитайте слово под заголовком. (Быль)
Что оно обозначает? Казакова Алина нашла значение этого слова в толковом
словаре Ожогова.( ученик) и зачитает.
– История, о которой рассказывает
Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне.
Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там
бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение
чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём до конца жизни.
– А видел кто – нибудь, как кормят
зверей в зоопарке?
Так вот, раньше хищников кормили
нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких
зоопарков.
5. Чтение рассказа
учителем.
- Что вас
тронуло в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами и мыслями!
(Рассказ
очень грустный. Я чуть не заплакала. Собачку жаль, и когда она умерла, и когда
в клетку попала. Льва тоже жалко)
- Мне
понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем.
чтение
вслух детьми по цепочке .
словарная
работа
- Ребята,
какие слова вас непонятны ? (Лондон, барин...)
- Много
стран на свете. Наша страна называется...Россия. Столица – Москва.
Есть страна Англия. Столица Англии
– Лондон. Барин – богатый человек.
ФИЗМИНУТКА
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки
положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
6. Работа над
содержанием рассказа.
- Ответы
на вопросы-1) Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой
собачки съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда,
пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой. Собачка
была забавной)
-2) Как
знакомство льва и собаки переросло у них в чувство дружбы и привязанности друг
к другу. Подтвердите это словами из текста. - Выборочное чтение
- 3) В чем
проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с
собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как
старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не
отдавал никому.)
- 4) Когда они
так счастливо жили, что же произошло? (Собачка умерла. Оборвалась жизнь
собачки. Не стало собачки...)
- 5)Как вел
себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста (выборочное
чтение)
- 6) Какими
словами писатель передал сначала недоумение льва, а потом нарастание его горя?
Подтвердите словами из текста(выборочное чтение)
- 7) В чем
выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)
-8)
Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен? (Да, чувства любви присуще не
только человеку, но и животному. Любит как человек, кормит как человек. У
животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у
льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание, об умершем друге.)
-9) От чего
умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться, так как потерял
друга)
( Слайд 8 ) Даже
животные испытывают глубокие, сильные чувства такие как, тревога, забота,
доверие. Тоска , но проявляются они у них по-разному. Лев - хищник. Он в ярости
разрывает другую собаку.
Прочитайте два последних
предложения.
- Что вы почувствовали, читая эти
строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он
пережил ее несколько дней.)
- Мог ли написать этот рассказ
человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)
Давайте еще раз обратимся к
эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? (слайд 9)
(Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце -
ледяное, спящее.)
А теперь прикоснитесь каждый к
своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость,
печаль других людей?
Мне приятно, что в нашем классе
ребята с чуткими сердцами!
7. Работа с
пословицами (слайд 10)
– Какая пословица подходит к этому
рассказу? Почему?
1. Где дружбой дорожат, там враги
дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.
8. Организация
художественного творчества
Творческие задания (Задание по группам)
1
группа: Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как выглядят
животные? Рассказать. Озаглавить.
2
группа: Найдите в рассказе завязку, кульминацию.
3
группа: Найдите в рассказе развязку.
Учитель: Сейчас вы
будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать,
какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
Собачка: Не тронь
меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.
Лев: Какая ты
интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.
9. Итог урока. Наш урок подходит к концу. Подведем итог. Кто доволен своей
работой на уроке? Как работал класс?
Что
дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель
писателя? (ответы детей)
Ученики:
Чтобы мы пожалели собаку…Посочувствовали ей…
– Так с каким же рассказом мы
сегодня познакомились? Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа? (слайд 11)
– Спасибо, Лев Николаевич, за ваши
добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро. Учите состраданию.
– А у нас в классе есть такие
ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных друзей, проявляют
чуткость к обиженному, могли бы защитить их в трудный момент?
– Значит у вас ребята большое и
доброе сердце. Запомните, ребята (слайд 12)
“Всё доброе на Земле – от солнца,
всё хорошее – от человека”
– Разрешите мне подарить вам на
память сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”
10. Домашнее
задание (слайд 13)
Нарисовать плакат,
посвященный защите животных.
Попробуйте придумать свою концовку
рассказа, чтобы она была радостной, и запишите её.
Как вы думаете, кто заслужил
сегодня пятёрки? (Выставление оценок с комментированием)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.