Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок окружающего мира на тему

Урок окружающего мира на тему

Скачать материал

Урок природоведения "Путешествие с комнатными растениями". 1-й класс,  


Цели:    1.Обучающая:  формирование умения распознавать растения по существенным признакам.

               2.Развивающая: развивать умение по уходу за комнатными растениями.

               3.Воспитательная: воспитание любви к красоте и пользе   комнатных растений.

 

Оборудование:

·                     живые комнатные растения;

·                      рисунки  детей с изображением комнатных растений;

·                     карта мира;

·                     флажки для укрепления на карте названия растения;

·                     кроссворд по теме урока;

·                     таблички-паспорта с названиями растений и указанием родины их произрастания;

·                     конверты со словами отгадками;

·                     атлас – определитель;

·                     энциклопедии и справочники

 

Ход урока

I.      Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

Мы за парты тихо сели

И  на доску посмотрели

Ой !Ой !Ой! Кто – то стучится в дверь! Ребята,  вы узнали кто это? Это персонаж  из сказки «Приключения Незнайки и его друзей» известного детского писателя Н. Носова, которому в этом году исполняется 60 лет. Но он не перестает учиться у ребят. И сегодня  узнает много нового и своим друзьям Коротышкам расскажет, чему научился.

 Незнайка!   Проходи, садись и слушай внимательно и все запоминай.

Незнайка, ты любишь загадки. И ребята любят.

11.Актуализация знаний.

       Сегодня на уроке работа ем 4 командами: команда хранители народных традиций, поэты, ученые, художники.  В каждой команде выберете командира.

 

КОМАНДА ХРАНИТЕЛИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ – это люди, которые придумывали загадки, пословицы, поговорки , примечали различные приметы и передавали их из уст в уста, из поколения в поколение. И так они дошли и до наших дней.

РАБОТАЕМ  В  КОМАНДАХ

Команды совещаются и командир говорит ответ или тот, кого назначит командир.

 

   Отгадайте загадки:

1.Круглый шарик          Малахова Карина

   Словно ежик,

   Но без мордочки и ножек

   На моем растет окне,

   Очень нравится он мне.  (КАКТУС)

 

2.      Накрыт бокал с водицей           Слава Никитин

Ежовой  руковицей  (кактус)

 

                                                             3. Лик пахучий            Артем Красюк

                                                            А хвост колючий    (роза)

 

4.С молоком, а не коза        Слава Никитин

    С корой, а не лоза. (ФИКУС)

 

5.Только. не чудо, не призрак, не грезы, – Анжелика Артамонова

   Ясный, живой и горячий цветок

Листья расправил средь вьюги морозной,

Красный бутончик открыл  на восток.(Декабрист)

 

6.Хоть не зверь я и не птица,   Горчатов Богдан

   Но могу я защититься!

   Растопырю коготки –

   Только тронь мои цветки. (РОЗА)

 

7.Очищают воздух,   

    Создают уют.

    На окнах зеленеют,

    Круглый год цветут.( комнатные растения)

 

-Молодцы, ребята из команды «Хранители народных традиций. Отлично справились с заданием.

 

 А почему их называют комнатными?

 

11.Самоопределение к деятельности.

 

А как вы думаете, всегда ли они были комнатными?

Зачем мы держим их у себя дома, ухаживаем за этими растениями?

Где будем искать ответы на наши вопросы?

Что нам поможет в наших исследованиях?

     О чем  сегодня  будем говорить на уроке?

     Прочитайте тему урока: «Путешествие  с комнатными растениями»

Ответить на все вопросы  нам поможет сегодняшний урок.

Отгадайте ребус

1.    «Зеленый паучок- растение с длинными свешивающими усами, на которых вырастают растеньица –детки. (ХЛОРОФИТУМ)

2.    Растение, которое имеет прозвище «Ванька -мокрый» (БАЛЬЗАМИН)

3.    Растение со свисающими ветками (ТРАДЕСКАНЦИЯ)

4.    Растение, которое похоже на зеленого ежика (КАКТУС)

5.    Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла (КАЛАНХОЕ)

6.    Очень распространенное растение с цветками розового, белого и красного цвета, которые собраны в зонтик. (ГЕРАНЬ)

7.     

111. Вводная беседа.

- Сегодняшний урок мы посвятим необычайно красивому, сказочному творению природы – растениям. Но растениям не простым, а тем, которые вы можете увидеть на ваших подоконниках. Поздней осенью или зимой, когда за окном снег, а деревья лишены и цветов и листьев, в это время эти растения радуют нас своим зеленым великолепием!

Чтобы ответить на все эти вопросы, поближе познакомиться с растениями, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Ведь эти растения самые настоящие путешественники, прибывшие к нам из далеких стран!

Предлагаю вам отправиться в путешествие вокруг света на самолете. А зачем вы спросите? Что мы там увидим?

1V. Работа в  группах

Но прежде, чем отправится в дальние страны, неплохо бы вспомнить о наших растениях. О том, как они живут у нас осенью и зимой. Для этого, как настоящие путешественники заполним «въездную визу», в которой необходимо ответить на вопросы ( листочки в конверте  с напечатанными  ответами  лежат на партах у всех 4 групп, группа обсуждает, находит  и  говорит ответ.

1.                 Отгадайте загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья». (ОСЕНЬ)

2.                 Первый месяц осени.

3.                 Опадание листьев с дерева.

4.                 Какие деревья не скинули на зиму зеленый наряд?

5.                 Клен, тополь, береза, рябина – как называют эти деревья одним словом?

6.                 Вечнозеленое растение.

7.                 Как называются листья у хвойных растений?

8.                 Как называют растение, у которого осенью хвоинки опадают?

9.                 В какое время года растения как бы засыпают?

Замечательно справились с заданием,  визы оформлены. На  каждом листочке с обратной стороны написаны названия  растения,о котором мы  сейчас и будем говорить.

V. Открытие и усвоение нового знания.

 

Отправляемся в   Америку.

 

  Чтобы пересечь океан нам возможно только на самолете (включаю звук взлетающего самолета).

Путь наш лежит через раскаленную солнцем пустыню, где некрасивые, выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды.

Мы с вами в Мексике

КОМАНДА УЧЕНЫХ   ДЕНДРОЛОГОВ

 

Загадка.  Ни подушка для иголок             Миша Невский

                И ни ежик, и ни ёлка.

                Но не даст себя в обиду,

                Потому что весь в иголках. ( кактус )

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О КАКТУСЕ

РАССКАЗ УЧЕНИКА  Энциклопедия 1 группа

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ             

Растущие здесь кактусы достигают огромных размеров и разных форм .

Кактусовые заросли имеют страшный вид. Стволы похожи на чудовища. Так что же в них интересного и красивого?

- У них большой толстый стебель, а роль листиков у них играют что? (Колючки.)

 Все их строение приспособлено к накоплению влаги.

Кактусы в пустыне как бочки с водой. Во время дождя корни быстро всасывают воду. А с наступлением засухи высыхают мелкие корни, а толстые остаются живыми. Кактусы очень выносливы!

Огромные кактусы  на родине используют как живую изгородь или забор.

Так почему же все-таки мы при их устрашающем виде, и даже некрасивости этих цветов, держим их в доме, классе?

Вывод:

Кактусы хорошо защищают нас от негативной энергии, они нейтрализуют агрессивную внешнюю среду.

Самолет летит дальше в Африку. Здесь мы и остановимся.

 

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБ АЛОЕ –АФРИКА   ( ученик) 2 группа

Родина – южная Африка. Все помнят сказку Чуковского «Доктор Айболит». А кто вспомнит название реки в Африке, куда спешил знаменитый доктор лечить зверей? (Лимпопо.)

Отправимся и мы с вами за доктором Айболитом. Здесь на юге Африки в пустыне Карру растет одно замечательно растение, которое помогало доктору лечить больных. Его иногда еще называют столетником, считая, что он цветет через сто лет. Алоэ растет в пустыне, где растению приходится долгое время жить без воды. И поэтому листья у алоэ даже не похожи на листья. Они толстые, мясистые, снизу выпуклые, а сверху вогнутые. Края листа зазубрены.  Сок в листьях горький, но очень полезный.

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ

 Если вы порезали или обожгли палец, срежьте кусочек листа алоэ, разрежьте его пополам и приложите к ранке. Она быстро затянется. Настой из листьев алоэ с медом пьют как лекарство, которое помогает организму бороться с болезнью.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ДРАЦЕНЕ      3 группа

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ФИКУСЕ

Загадка. С молоком, а не коза

               С корой, а не лоза.

 

Стих.    .Маленький росточек – фикус на окне,

               Тропиков кусочек подарили мне

                На окошке быстро фикус подрастал

                Каждый день его я, щедро поливал.

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБ АСПАРАГУСЕ     4 группа

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ФИАЛКЕ

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО:

Замечательный цветок

Он как красный огонек

Красавица – русалка

Распускается … (фиалка)

 

                                            Очень милые цветы

                                            Голубые лепестки,

                                            Проявите чуть смекалки

                                            Те цветы зовут ….(фиалки)

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О РОЗЕ ДОМАШНЕЙ

РОЗА

Посмотрите на окне

Расцветает в комнате

Не тюльпан, и не мимоза

А в шипах красотка …(роза)

ПЕСЕНКА ПРО РОЗУ под БАЛАЛАЙКУ

 

 

 

Вывод:

К сожалению, мир растений огромен и обо всех растениях на данном уроке не можем рассказать.

Но и того, что мы услышали достаточно, чтобы ответить на вопросы:

1.                 Почему мы называем их комнатными растениями, ведь на родине они растут в дикой природе?

2.                 Зачем человек разводит комнатные растения? Какая от них польза? – для красоты. Они с давних пор радуют человека своим великолепием.

3.                 Они делают наш мир прекраснее, а  помещение уютным.

4.                 А еще, какую пользу приносят комнатные растения?

 

Вывод:

 Мы узнали, что растения  защищают нас от негативной энергии, они нейтрализуют внешнюю среду, создают здоровый микроклимат. Чем больше зелени, тем чище воздух.

V1.Усвоение новых знаний и способов действий.

А сейчас нам надо ответить на вопрос, что нужно делать человеку, чтобы растения радовали глаз: цвели, росли?

Мы и растение – единое целое. Мы зависим от них – они зависят от нас.

Как ухаживать за комнатными растениями.СД

 

1.Полив.

2.Протирать крупные листья влажной губкой, т.к. там оседает пыль, а растение дышит листьями, с мелкие листья опрыскиватьраспылителем.

3.Два раза подкармливаем удобрениями (осенью и весной).

А что еще?

    4.Да, о рыхлении – а когда рыхлить?

Вывод:

 После полива. Корням растений нужна не только вода, но воздух. Почву рыхлят на 1-2 см. по краю горшка, чтобы не повредить корни.

Вот основные правила ухода за растениями, но отдельно о каждом цветке и его уходе нужно справляться в книгах справочниках .

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ

Но отчего в одном кабинете при одинаковом уходе они лучше растут, а в другом хуже?!!

Оказывается, они реагируют на шум окружающих. В каникулы цветы лучше растут, чем в учебной четверти. Почему?

Доказательство:  исследования ученых о комнатных растениях.

ГРУППА УЧЕНЫХ

1.К комнатному растению прикрепляли датчик, который показывал состояние растения в покое, движение датчика  была  прямая линия.

2. Потом ставили кастрюлю с горячей водой – линия начала колебаться, т.е. растение начинало волноваться.

3. Дальше в кастрюлю клали рака, и линия скачком стала прыгать, т.е. растение ужасно беспокоилось.

Вывод: этим ученые доказали, что растение реагирует на окружающий мир.

Если дети шумят, кричат, дерутся, обижают друг друга – растениям плохо, они не растут. Так, что, ребята, задумайтесь над словами ученых.

 

ГРУППА ХРАНИТЕЛИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

Как вы понимаете эти высказывания?

 В народе говорят: «Растения держатся корнями, а человек друзьями»

Цветы, что дети уход любят.

Где цветок, там и медок.

 

 

III. Заключение.

Для чего вам эти знание о растениях нужны?

- Для того чтобы комнатные растения  украшали нашу жизнь, а  мы будем за ними ухаживать.

- Попробуйте каждый из вас взять заботу на себя, о каком – либо растении. Каков будет результат через год. Все будет видно на растен

Как они появляются в наших домах?

Во-первых можно купить их в магазине, но дорого. А знаете ли вы, что существует поверье. Человек должен в своей жизни выстроить дом, посадить дерево и вырастить сына. Вы еще в самом начале вашего пути. Дом выстроить еще рано, а вот посалить комнатное растение можно. Вот дети, которые уже сами посадили цветы – это Лида,  Карина, ….

РАБОТА ПО КОМПЬЮТЕРУ

Каждый из вас сейчас нарисует свое любимое растение  и раскрасит красочно.

Все самые настоящие путешественники любят рассказывать о своих наблюдениях. Давайте попробуем и мы с вами проверим свои знания о растениях.. Проверочная работа СД

IV. Итог урока.

- Сделайте вывод, что я узнал на уроке при помощи « клише».

- Оцените работу своей группы при помощи веера, ,при этом  не забудьте посовещаться.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ НАШЕГО УРОКА, Я ХОЧУ ПРОЧИТАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ:

 

 

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за синих морей;

Их не пугают метели холодные

Бурые грозы и свежесть ночей.               

                                                        И.Бунин.

 

СПАСИБО ЗА УРОК!!!!!!!!!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок окружающего мира на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Путешествие с комнатными растениями»

Тип  и вид урока: постановка и решение учебной задачи

Урок открытия новых знаний

Тесно связан с предыдущим уроком  темой «Природа в доме»

 

Организованными, активными и подготовленными к уроку были  все учащиеся

 

Цели: 1.Обучающая: формирование представления о комнатных растениях как   части живой природы, их значения для человека.

2.     Развивающая: показать разнообразие комнатных растений, учить распознавать их,развивать речь, внимание, память, расширять кругозор учащихся.

3.     Воспитательная: прививать любовь и заботливое отношение к комнатным растениям.

 

  

    Урок триединой цели  успешно достиг. Все 3 цели  выполнены.

 Красной ленточкой через весь   урок  формировалось представление о комнатных растениях, зачем они нужны  человеку и какую пользу  приносят. Наряду с этим  показано разнообразие  происхождения комнатных растений. Каждый в жизни должен  сам ориентироваться и знать для себя названия растений и распознавать их.  При подготовке и выступлении на уроке самостоятельно дополнительного материала у детей развивалась память, речь.  Узнавая много нового расширяется кругозор детей, пополняется словарный запас слов. Дети начинают креативно мыслить.

Так как сегодня в условиях инновационного  развития страны в ходе внедрения ФГОС 2 поколения одной из задач является развитие у  учащихся универсальных учебных действий, то  эти задачи пронизывали каждый этап урока.

Воспитательные моменты присутствовали в словах учителя и учеников на протяжении всего урока.

 

Физкультминутка -

цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить  мотивацию учения.

 

Отбор содержания соответствовал полноте раскрытия темы урока.

Использовалась  фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая  форма работы.

 

     Акцент был поставлен на работу в группах, где можно было наблюдать развитие коммуникативных  учебных   универсальных  действий - это умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других  и общаться  между собой.

 

   Использовались различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, инсценировка игры  на инструменте и песня,  хороводный танец.

 

    Главный этап урока — знакомство с комнатными растениями проходил в виде путешествия на  самолете по  карте мира.

    Дети были поделены на команды, которые назывались — поэтами, художниками, учеными, хранителями народных традиций.

     Сами дети находили дополнительный материал и  готовили презентации про разные комнатные растения.  Далекие страны, Родину растений, называли и  отмечали на карте мира флажками.

     Каждая презентация сопровождалась  показом растения, рисунками детей , загадками, стихами, пословицами и поговорками к данному растению.

     Так как на уроке присутствовал герой книги Н. Носова -  Незнайка,  то он тоже принимал участие в уроке и загадывал загадки детям.

     Все этапы урока работали на  главный этап  -раскрытие темы  и логичные переходы от этапа к этапу,    тесно связанные  между собой.

Мотивация детей к учебной деятельности с самой первой минуты заключалась в отгадывании кроссворда — это и была тема урока. Но для этого потребовались знания предыдущих уроков окружающего мира. Дети замечательно справились с этим заданием и сами сказали  какие задачи будут решать на уроке.

     Планируемые предметные  результаты — это позитивное отношение к правильной устной речи  как  показателям общей культуры речи, ее оформлении при работе с презентацией каждым учеником.

      Метапредметные результаты : высказывание своего предположения, внесение необходимых коррективов в сказанном. Находят ответы на вопросы в атласе -определителе, т.е.учатся пользоваться справочниками, по инструкции осуществлять сравнения с описанием того  или иного растения, устанавливать причинно -следственные связи, анализировать и делать выводы.        Реализовывался деятельностный подход и в дифференцированном задании при подготовки к уроку. Это можно было наблюдать  при работе команд  - команда  «Хранители народных традиций», «Поэты», «Ученые», «Художники».

     Время на уроке было рационально распределено на все этапы урока.

     Дидактический материал был представлен  в виде  конвертов с ответами — словами,  атлас — определитель у каждого ученика, смайлики, раздаточный материал каждой группе, рисунки детей, карта мира, флажки, таблица с комнатными растениями, живые комнатные растения, презентации детей, использовался компьютер — звук самолета при путешествии по странам мира, инструмент балалайка, самбреро, Незнайка в галстуке и шляпе, письмо — конверт Коротышкам с пословицами, поговорками, стихами, загадками детей,

шапки четырехуголки с кисточкой — ученые.

     Все материалы соответствовали  целям занятия.

Атмосфера занятия позитивная , о чем дети показали  смайликами- улыбка человечка.

    Задачи урока удалось реализовать успешно, на высоком  профессиональном уровне. Дети в процессе всего урока испытывали мотивацию к учению, желанию работать в группе, в команде  творчески  и с  интересом , общаться , помогать друг другу,узнавать новое, стремиться к саморазвитию.

      Вывод:

     Дети чувствовали себя спокойно, уверенно с интересом приступали к выполнению заданий. Для привлечения внимания использовала презентации, раздаточный материал. Применяла высокий темп урока и смену видов деятельности. После выполнения заданий осуществлялась самопроверка и самоконтроль. Положительные результаты урока обеспечили: смена видов деятельности другим. Использование различных форм урока ( индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная). Методы урока, способствующие продуктивной деятельности. Рациональное распределение времени на уроке. Соблюдение гигиенических требований к уроку. Готовность учителя и учеников помочь друг другу. Обстановка на уроке способствовала активизации умственной деятельности. Поощрение детей за работу. Своевременное проведение физкультминутки на релаксацию для снятия усталости.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

  

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 661 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 403
    • DOCX 76.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тихонова Надежда Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тихонова Надежда Ивановна
    Тихонова Надежда Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 16790
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 826 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 187 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Совместимость современных ценностей и классической поэзии

Перейти к трансляции