Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы на тему: «Народно — песенная основа поэзии С.А.Есенина».( 9 класс)

Урок литературы на тему: «Народно — песенная основа поэзии С.А.Есенина».( 9 класс)

Скачать материал

     Открытый урок  литературы  в 9 классе  на тему:

           «Народно — песенная основа поэзии  С.А.Есенина»

                               

Цели  :

образовательная  :  раскрыть  народную основу творчества поэта, выяснить,  что в основе есенинской поэзии лежит народно-песенное творчество.

Развиваюшая:   развивать навыки   выразительного чтения стихотворений,  развить речь учащихся; совершенствовать навыки самостоятельной работы ,  расширение их кругозора.

Воспитательная:  Воспитание  любви  к поэзии Есенина,  любви к родному языку, к родному краю через восприятие поэзии С.Есенина.

Познавательная обогащение словарного запаса

            Тип урока:        изучение нового материала 

Оборудование: портрет С.Есенина,  МП 3 запись стихотворения « Отговорила роща золотая», сборники стихотворений,  высказывания  по  теме,  компьютер, проектор, высказывания поэтов и писателей о творчестве.   Минусовка « Отговорила роща золотая»

 С. Есенина. Компьютерная презентация

Методические приёмы: сообщения учащихся, выразительное чтение

                                                                                   Эпиграф:

         

                       Есенин более всех других гениев подтверждает известную истину о том, что начало всякого искусства слова - в фольклоре.                                                                              Литературовед                         В. Базанов    

 

                                                                «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя».

                                                                                       С.А.Есенин. Автобиография 1924г.

 

Ход урока.

1. Орг.момент

2.Сообщение темы урока.

 

3 .Слово учителя. (Слайд 1)

 Сегодня   мы ещё раз прикоснёмся к поэзии С. Есенина, чтобы отметить удивительную песенность, мелодичность и звучность его стихов, их близость к народному творчеству, потому что тема  нашего  урока «Народно – песенная основа  поэзии С. Есенина».

 (Слайд 2).Чтение эпиграфов к уроку

Учитель:   «В детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии», -  писал Есенин. И в его стихах мы находим отзвуки самых популярных фольклорных жанров: песен и частушек, широко бытовавших в рязанской деревне.

Итак, первым шагом в приобщении Есенина к истокам народного творчества было обращение к народной песне.  

              4. Сообщение ученика на тему « Роль песни в жизни Е.А.Есенина» (Слайд 3)

В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина, веселый девичий смех в лугах .           

               Песня звучала для  Есенина  с  детства, с момента рождения:     Родился я с песнями в травном   одеяле,

    Зори меня вешние в радугу свивали…   (1912) (Слайд 4)

Песня была постоянной спутницей жизни Есениных. В     доме Сергея Есенина пели все-  мать, отец, сестры (Портреты родителей, сестер); духовные песни пели дед и отец, посещавшие дом странники…

В автобиографическом наброске 1916 года поэт писал «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю». Дед Есенина, Фёдор Андреевич Титов , по воспоминаниям сестры Екатерины, был особенно нежен к детям:  Уложить спать, рассказать сказку, спеть песню ребёнку для него было необходимостью.  Сергей часто вспоминал свои разговоры с ним и напевал припев одной из детских песен, которую пел ему дедушка:

Нейдёт коза с орехами,

Нейдёт коза  с калёными…

(Слайд 5)

Пел дедушка хорошо и   любил слушать,  когда хорошо поют.

Жил С.Есенин  у бабушки Натальи Евтеевны, которая заботилась о нём по-матерински. В долгие зимние вечера рассказывала она ему сказки, читала духовные стихотворения, унося воображения мальчика в мир старинных преданий и легенд.

 Она была мастерица рассказывать сказки. Эти сказки, по свидетельству самого поэта, собирали ребят  в зимний вечер:

                И садимся в два рядка

                Слушать бабушкины сказки

                Про Ивана-дурака.

                И сидим мы, еле дышим,

                Время к полночи идет.

                Притворимся, что не слышим,

                Если мама спать зовет

        (1915)

(Слайд 6,7,8)

Не меньшую, если не большую роль в пробуж­дении творческих способностей и - шире - в становлении личности Есенина сыграла его мать,    Татьяна Федоровна. Далеко за околицей родного села шла молва о ней как о замечательной песеннице. Каких только песен она не знала: и шуточных, и величальных, и игровых, и обрядовых, и полюбовных.

(Слайд 9)

Сестра поэта, Александра Александровна, говорила:  «Мне кажется, что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать…Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать ее пение».

Это  были  и русские народные песни, и роман­сы, а в предпраздничные вечера и праздничным утром она пела молитвы из церковной службы.

Она, как и бабушка, много ходила по церквям и все службы знала наизусть...

С младенческих лет  дети  слышали от нее прекрасные сказки, которые она рассказы­вала  им  артистически, а подрастая  ,  они  узнавали, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные на музыку стихи Пушкина, Лер­монтова, Некрасова и   других поэтов. И позже, когда сын читал ей свои стихи, «мать, как всегда, слушала чтение Сергея с затаенным дыханием.. Любовь к своей матери С.Есенин сохранил  и пронёс через  всю свою жизнь. В трудные минуты он обращался к ней как к самому верному и преданному другу.

Сестра Шура рассказывала: «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевал. Отец поэта, Александр Никитич Есенин, мальчиком пел в церковном хоре, умение петь он сохранил на всю жизнь, хотя довольно рано оторвался от деревенских корней.

 

                          (Слайд 10)

Писательница Софья Семеновна Виноградская, хорошо знавшая Есенина, вспоминала :  «Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу, песней можно было прогнать его плохое настроение и песней же можно было привести его в какое  угодно настроение. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее - грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал ее как-то по- особенному ,  по-своему»

Песня благотворно действовала на душу будущего поэта. Народные песни открывали перед ним красоту окружающего мира, пробуждали любовь к людям, отчему дому, родному селу, к тропинкам, убегавшим за дальнюю околицу. Народное песенное слово, впервые услышанное в Константинове, поэт ставил у истоков собственного творчества.

Учитель:  Стихи Есенина  по мелодичности, богатству, гибкости ритма - кровная родня народной песне.  

             Звучит песня на стихи С.Есенина «Клён ты мой опавший…»Мп3 ( запись)

          Учитель: Многие свои стихи Есенин называл «песнями»: «Песнь о собаке», «Далекая веселая песня», «Песня старика разбойника», «Песнь о великом походе», «Песнь о хлебе» и другие. »… В этих названиях слово «песнь» соотносится с чем-то возвышенным, таинственно торжественным. А тут – «Песнь о собаке».

5. Индивидуальное творческое задание. Восприятие, истолкование и анализ стихотворения «Песнь о собаке».

Учитель : (Слайд 11) Звучит  минусовка песни  « Отговорила роща золотая».

В одной из  телепередач, посвящённых Сергею Есенину, его сестра вспоминала, как однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате её гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит костёр рябины красной, но никого  не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая». Его положил на музыку композитор Григорий Пономаренко.

                   Звучит  стихотворение  «Отговорила роща золотая». МП3. Читает Михаил Ульянов. 

(Слайд 12)

  Учитель:   Его поэзия сразу же привлекла и привлекает до сих пор внимание композиторов. Более 200 музыкальных произведений  написано на стихи поэта. При этом отдельные произведения воплощены в музыке разными композиторами: “Береза” – 17 раз, “Не жалею, не зову, не плачу”, “С добрым утром” – 10 раз. 27 произведений написал Георгий Свиридов.

Учитель: Увлекался Есенин и частушками. По словам самого поэта, он начал писать, «подражая частушкам». На протяжении всей жизни он собирал частушки, их у него было около четырех тысяч

                     6. Доклад 2 . «С.Есенин и  народная частушка» (Слайд 3)

 В 1918 г. вышла в свет книга, собранных Есениным частушек, где он приводит несколько явно собственного сочинения. Вспоминает Александра Петровна Зимина, односельчанка Есенина:

«Придут к Есениным в дом девушки - Сережа на печке. Попросят его: «Придумай нам частушку». Он почти сразу сочинял и говорил: «Слушайте и запоминайте». Потом эти частушки распевали на селе по вечерам.

Из колодца вода льётся,

Вода волноватая.

Мил напьётся, подерётся,

А я виноватая.

 

Милый ходит за сохой,

Машет мне косынкой.

Милый любит всех душой,

А  я половинкой.

Должны  были  быть и прибаски , поющиеся, как пояснял Есенин, на растянутый лад под  ливенку.

Я свою симпатию

Узнаю по платию.

Как белая платия,

Так моя симпатия.

А вот прибаски ,певшиеся на плясовой лад, девками и бабами:

Мельник ,мельник,

Завёл меня в ельник.

Меня мамка веником:

-Не ходи по мельникам.

Особый род частушек – страдания:

Ах, колечко

Моё сине.

На колечке

Твоё имя.

 

Пострадала,

Ну довольно…

От сраданья

Сердцу больно.

В частушке как наиболее « мобильном» жанре русского фольклора отражались события,

которыми жила русская деревня того времени.

   Учитель: Но частушка, хотя и оказала непосредственное влияние на раннее творчество, в целом значила куда меньше, чем песня.

Учитель :   Немалое влияние на поэзию  Есенина оказала  и загадка .

       7.  Сообщение  №3 .  Загадка в поэзии С.Есенина. (Слайд1 4)

             Народная загадка научила Есенина метафоричности. Многие образы его  стихов либо родились из загадок, либо созданы по типу загадок, то есть в основе образа лежит скрытое сравнение, как в загадке. Остановимся на конкретных примерах.

Когда в стихотворении « Нивы сжаты, рощи голы…» мы читаем:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани,-

то поэтика загадки здесь налицо: месяц-  жеребёнок. По  той же логики месяц может оказаться не жеребёнком, а телёнком, да ещё и бодливым:

Месяц  рогом облако  бодает,

В  голубой купается пыли

«Месяц  рогом облако  бодает»

Но может предстать и жующей коровой:

Хорошо бы на стог, улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать.

« Закружилась  листва золотая»

Кроме  того месяц становится и всадником(« Покраснела рябина») , и колобком ( «То не тучи бродят за овином»), и рыжим гусем( «Отчарь»), и надломленной ковригой (О, край дождей и непогод»).А ещё месяц- конь, рыжий гусь, ягнёночек кудрявый, серп двурогий, подкова, язык колокола, золотая лягушка:

1.Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде…

2.На грядки серые капусты волноватой

Рожок луны по капле масло льёт…

3.Щебетнули  звёзды месяцу:

« Ой ты, жёлтое ягнятище,

Ты не мни траву небесную.

Перестань бодаться с тучами

Загадка о радуге даёт такой образ: « гарь в небесном коромысле..»

…Заря ,  опуская веки,

Будет звёздами ловить в них рыб.

Звёзды- рыбы

В стихотворении « Осень» (1916) читаем:

Тихо  в чаще  можжевеля по обрыву.

Осень  – рыжая кобыла - чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг её подков.

Схимник- ветер шагом осторожным

Мнёт листву по выступам дорожным

И целует на  рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Осень здесь по – крестьянски  увидена «рыжей  кобылой, палые листья, застрявшие в чаще можжевельника, -  клочками её гривы. Ветер приобретает облик схимника в чёрном одеянии, а алые рябиновые кисти становятся  кровавыми  язвами Христа, присутствие которого мистически ощущается  в чистом осеннем воздухе.

              Учитель :  Итак, загадка научила С.Есенина метафоричности, а ещё мир увиден глазами народа, глазами крестьянина

8.       Народная основа поэзии С. Есенина отразилась и выборе изобразительно- выразительных средств. Приведите примеры.(эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, обращения, повторы )

(Слайд 15-16)

Эпитеты

 

"черемуха душистая", «мохнатый лес» ,«голубыми» небесами», «великолепными коврами», «прозрачный лес»

Постоянные эпитеты: «тёмна ноченька», «кудри русые».

Краткие прилагательные: «алы зори», «белы снега», «сине море», «буйны головы»;

Олицетворения

 

зима «поет», «аукает», «баюкает».Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы — плачут, тополя — шепчут, "пригорюнились девушки-ели",  звёзды- «дремлют»,дорога- «задумалась»,ветер-« шепчет»и т.д.

сравнения

"во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей" , « стоят берёзы, как большие свечки», стекотуньи- сороки, как свахи»

метафоры

«Со снопом волос твоих овсяных   отоснилась ты мне навсегда»,

 « гаснут красные крылья заката»,  «горят серебряные росы», « куст волос золотистый вянет»  и т.д.

Обращения

 

«Милые березовые чащи! «, «Ой, вы луга и дубравы», «Песни, песни, о чём вы кричите?», «Пой, ямщик», «  не шуми, осина» и т.д.

      8.Сквозные образы (Слайд 17)

Есенин часто использует символику образов. Некоторые образы настолько любимы автором, что проходят через всю его лирику (береза, клен, черемуха).

      Из древнего мифологического уподобления человека дереву вырастает поэтический образ клена: «Стережет  голубую  Русь старый клен на одной ноге…» Дальнейшее развитие образа ведет  к сравнению слова с листвою: «Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова…» В том же ряду – «роща золотая отговорила милым языком…»

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Здесь показана молодая стройная березка, которая настолько уподоблена девушке, что невольно оказываешься в плену чувств, вызванных

9. Приём цветописи. (Слайд 18)

 У Есенина цветопись символична. Здесь немалое влияние на поэзию оказала  древнерусская живопись. Литературовед К.А. Кедров отмечает три главных цвета в древнерусской живописи и в поэзии :  алый , синий ,золотой.

Какие цвета использует поэт?

Чаще всего поэт использует синий, голубой цвет.

А синий, небесный цвет традиционно ассоциируется  с образом Богородицы. Вот и получается, что в есенинском синем цвете – религиозная точность, и опять же, неразделимая связь с народом.

10.  Обобщение и рефлексия. (Слайд 19)

Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какие цели были поставлены перед нами.

Достигли ли мы их? 

В чём истоки народности поэзии?

Как  эпиграфы к уроку помогают понять тему урока?

 Выводы:

1.       Мы доказали, что в основе есенинской поэзии лежит песенно-народное творчество. Его стихи похожи на  русские народные песни.

2.       Стихи Есенина  по  мелодичности, богатству, гибкости ритма - кровная родня народной песне. .

          3.   Основы поэтики Есенина – народные.

         4. Поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь.

          5.  Песни родной земли, как и ее народ, ее обычаи   навсегда остались в поэзии Есенина.

     9.Домашнее задание.

 Выучить наизусть  одно стихотворение поэта.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы на тему: «Народно — песенная основа поэзии С.А.Есенина».( 9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект предназначен для   изучения творчества С.Есенина.  Мы ещё раз прикоснёмся к поэзии поэта , чтобы отметить удивительную песенность, мелодичность и звучность его стихов, их близость к народному творчеству, потому что тема  нашего  урока «Народно – песенная основа  поэзии С. Есенина».

«В детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии», -  писал Есенин. И в его стихах мы находим отзвуки самых популярных фольклорных жанров: песен и частушек, широко бытовавших в рязанской деревне.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 191 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2014 1677
    • DOCX 35.4 кбайт
    • 64 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курсакова Людмила Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Курсакова Людмила Ивановна
    Курсакова Людмила Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 325323
    • Всего материалов: 64

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 36 регионов

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе