Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок Литературного чтения «И. Бунин «Листопад»

Урок Литературного чтения «И. Бунин «Листопад»

Скачать материал

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения

  Тема. Иван Бунин"Листопад".

 

УМК «Школа России»

ПРОГРАММА 1-4


          4 КЛАСС

 

АВТОРЫ   УЧЕБНИКА:

М. В. Голованова,  М. Г.Горецкий,  Л.В. Климанова

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов

  МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска

 Тамбовской области

Чикалина Анжелика Сергеевна

 

 

 

 

 

       

2012 г.        


Урок  Литературного чтения «И. Бунин  «Листопад»

Цели урока:

образовательные: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся;

развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, мультимедийные средства обучения.                                                  Ход урока

I.Оргмомент.

Устройтесь по удобнее, т.к. нам предстоит не просто учиться, а проработать нашу формулу «3П» ПОНИМАЙ ПРОЧИТАННОЕ, ПЕРЕЖИВАЙ ЧУВСТВА, ПРЕДСТАВЛЯЙ ОБРАЗЫ.  

 

II. Актуализация знаний.   

-Сегодня мы завершаем наш «Осенний марафон». Давайте вспомним с чего всё начиналось. (так называется наш проект (длинная дистанция), который начался с сентября)

-Какова конечная цель нашего проекта? (Исследовать осень на всех уроках, рассмотреть все её стороны)

-Чему мы уже научились, проходя наш маршрут? (рисовали осень, делали осенние поделки, наслаждались звучанием музыки, описывали осень в сочинениях, наблюдали осень в природе, побывали на балу у осени)

-А на уроке чтения мы чему должны научиться? (выразительно читать, понимать и представлять)

 

III. Проверка д/з: (стихи об осени)

 

– Как еще можно представить образ осени?

- Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только композиторы, привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи. Перед вами репродукции картин разных художников: И.С.Остроухова, В.Д.Поленова , И.И.Левитана. Все художники дали названия своим картинам “Золотая осень”.

-И в нашем городе художники не остались равнодушными к  осенней красоте. Это картина Бушуевой О. и Рудакова Н. Какое время года изображено? А какое место? (берег реки Цны)   (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Сентябрь”). Чайковский создал свой неповторимый образ осени.

 

IV.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами с помощью пейзажной живописи, музыки и поэзии постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров.

Прочитайте каждую 3 букву. Что получилось? Вы узнали фамилию поэта, чье стихотворение мы будем читать.

 

V. Рассказ о поэте.        

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей частью в Воронеже, а частью под Ельцом Липецкой области, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил Победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

 

- Отгадайте загадку:

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (Осень. Листопад )

- Я вам расскажу историю создания стихотворения Листопад.

 Бунин написал его летом 1900 года (ему было 30 лет). Гостил он в ту пору у брата - в деревне Огневке, Тульской губернии; работал в доме у окна за маленьким столом из некрашеных досок. В августе Листопад был завершен, а в октябре напечатан в петербургском журнале Жизнь - с подзаголовком Осенняя поэма и посвящением Максиму Горькому. Свою книгу 1901 года Бунин открыл этим стихотворением и назвал Листопад (показываю). Сборник Листопад был удостоен Пушкинской премии 1903 года.  До конца жизни поэт дорожил Листопадом.

 Когда хоронили Ивана Алексеевича, его жена Вера Николаевна вспоминала строки про терем лес, лиловый, золотой, багряный, и ее как-то успокаивало, что это случилось осенью в такой солнечный день, какой Бунин особенно любил. Так Листопад, принесший поэту славу, проводил его в последний путь на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.  

- Итак, мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

Слушайте и представляйте, переживайте!

 

VI. Работа над стихотворением.

Чтение стихотворения учителем. (музыка П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь”).

 

 1. Первичное восприятие.

- Как хорошо вы слушали! Кто главный герой этого стихотворения?

- Какие чувства вы испытали?

2. Вторичное чтение с карандашом про себя.

- Кому из вас захотелось побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки? с. 152 насладитесь красотой осеннего леса.

Вчитайтесь в эти строки и представьте, о чём пишет Бунин.

- На какие части можно разделить этот отрывок?

 

3. Анализ первой части отрывка.

- Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса.

- Каким автор изобразил лес?

- Найдите слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса.

(лиловый, золотой, багряный, в лазури голубой) Словарь на доске

 

4.Объяснение значения с использованием толкового словаря Ожегова.

- Есть ли непонятные слова? Подберите синонимы

    Завороженный – очарованный, околдованный.

    Лиловый – фиолетовый, сиреневый.

    Золотой – жёлтый, изумительный.

    Багряный – красный.

    Лазурь – яркий светло-синий цвет.

    Терем – на Руси дом в виде башни.

    Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.

- Кто из вас, ребята, видел терема? Как вы думаете, какие они?

 

5.Сообщение ученицы о теремах.

- Посмотрите на экран. Вот такие замечательные терема строили в Древней Руси.

ТЕРЕМ - поднятое, высокое жилое здание или часть его;

В деревянной Москве дома имели фигурные терема и высокое крыльцо. В фольклоре и литературе слово «терем» часто обозначало богатый дом.

В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы. В тереме обыкновенно располагалась светлица -  светлое помещение с несколькими окнами, где женщины занимались рукоделием. В старину терем, возвышавшийся над домом, было принято богато украшать. Часто роспись потолка и стен ассоциировалась с небом, здесь изображали дневное или ночное светило, яркие звезды, всякую красоту поднебесную. Не только живописная роспись делала теремок привлекательным: его крышу иногда покрывали настоящей позолотой. Отсюда и название златоверхий терем.

Постройки ХIII - ХV вв. отличают сложные фигурные формы кровли, позолота и инкрустация теремов, использование национальных орнаментов в карнизах, колоннах, сенях и крыльцах, замысловатые фризы. Резчиков и плотников на Руси всегда было много, и для них не составляло большого труда вырезать сложнейший растительный орнамент или воспроизвести сцену из языческой мифологии. Крыши домов украшали резными полотенцами, петушками, коньками.

- Что же особенно удивило Бунина? Прочитайте эти строки. (Лес, точно терем расписной)

- Как называются такие слова в художественной литературе?

Эпитеты - определение при слове, влияющее на его выразительность, помогает слову обрести красочность, насыщенность, не присущего ему в обыденной действительности. на доске

- Какие ещё эпитеты мы находим в этой части? (терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной)

- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? (чтобы ярче представили эту картину)

- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.

- О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный)

-Лес, точно терем расписной

- Как же называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы?

6. Сравнение - уподобление одного предмета другому по какому-либо общему для них признаку. на доске

Метафора - потребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака

– Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем.

- Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны.

- Почему лес стоит стеной?

- А почему пёстрой, весёлой?

- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья)

- Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой)

- Объясните это выражение.

- Что автор пишет о ёлочках?

- Как называется этот приём? (сравнение)

- Почему автор использует такое сравнение?

- На что похожи ёлочки? (на башни терема)

- Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны)

- Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

- Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон)

- Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема?

- Что заметили? Какой прием использует автор? (сравнение)

- Почему появились эти оконца?

- Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?

- Как называет автор окна? (просветы - оконца)

- О каком качестве поэта это говорит?

- Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки)

- Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью)

- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.

- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?

- Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин?

- Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

- Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение)

- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.

1) "лес, точно терем расписной"

Что делает Бунин? он удивляется, восхищается

2) "оконца", "ёлочки"

он любуется, любит то, о чём пишет

3) "весёлой, пёстрою толпой"

он радуется, ему весело:

- Какое настроение вызывает у автора эта картина?

7. Вывод по 1 части.

- В каком образе предстала осень?(веселая)

 

V. Физкультминутка для глаз.

 

VI. Анализ 2 части отрывка.

- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.

- Какова здесь осень? (грустная)

- Как вы догадались? (и осень тихою вдовой:)

- Кто такая вдова и почему она тихая? Вдова – женщина, у которой умер муж

 (она уже успокоилась, все позади). Грустят вдовы, грустит и осень. Почему слово Осень написано с заглавной буквы? (имя хозяйки лесного терема)

- Какое средство художественной выразительности использует автор?

(олицетворение)

- О чём грустит осень? (играет последний мотылёк, молчание леса – мёртвое, улетели птицы)

-Найдите слово, которое повторяется несколько раз.(СЕГОДНЯ)

- Что хотел показать этим повтором автор? (все быстротечно, все мимолетно, и дни, годы, уже надо именно сегодня ценить и видеть красоту, что вся эта красота скоро закончится)

- Случайно ли это?

- Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток)

- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток:)

-  С чем сравнивается поляна? ( с широким двором)

- А что во дворе? (паутина)

- С чем сравнивается паутина?(сеть из серебра)

- А когда бывает много паутины? ( в теплые дни бабьего лета)

- Объясните слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).

- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит, тоскует)

- Можно ли услышать тишину?

- Как он пишет о тишине?

- Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину. (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье)

- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье)

-Закройте глаза и представьте, что вы в лесу аудиозапись ШУРШАНИЕ ЛИСТИКА

- Обратите внимание на последние 8 строчек. Какие звуки в словах помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч)

- Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"(звукопись)

Звуковые средства описания картин в тексте. Найдите слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика?

"молчанье" - ч ;

"вышине" - ш ;

"можно" - ж ;

"тишине" - ш ;

"расслышать" - ш ;

"шуршанье" - ш .

- Как же будете читать эти строчки? Почему?

Попробуем прочитать хором так, чтобы зашуршали листики.

- А можно ли судить о настроении автора по этой картине? - Какое оно?

- Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк)

- В каком образе выступает осень в этой части?

VII. Работа над выразительностью. (Работа в парах по памятке).

- Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно? Темп чтения. Тон чтения. Логические ударения. Паузы.

(Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы.)

Чтение по цепочке, по 2 строчки

Индивидуально вслух

- Какими настроениями проникнут этот отрывок? (грустными)

 

VIII. Творческая работа в группах. (ПО ПАМЯТКЕ под музыку леса)

Надпись:  Синквейн -  пятистрочная стихотворная форма.

1.     Ключевое слово, о чём пойдёт речь

2.     2-3 прилагательных об этом предмете

3.     3-4 глагола

4.     Фраза, выражающая отношение к предмету

5.     Одно слово - суть предмета

 

ФИЗ-КА  ЛИСТОПАД

Давайте поднимем настроение с помощью музыки

 

12.Итог урока (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Ноябрь”).

 Бунин заканчивает  отрывок стихотворения теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале и эти слова, как рамка к картине, нарисованной поэтом.

- Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

- Что узнали о поэте?                                                                                                                       

 - Кому И.А.Бунин посвятил стихотворение «Листопад»?                                                         

 - Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

- А какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?

- При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строчки из этого стихотворения?

13.Домашнее задание. (по выбору)

- Сегодня мы рассмотрели только две картины из отрывка стихотворения Бунина "Листопад", дома вы продолжите  работу дальше, если прочтёте стихотворение полностью.

-Выразительно читать или выучить наизусть.

- Сочинить сказку, стихи или рассказ про "Осень"

-Прочитать другие стихи Бунина.

 А может кто-то захочет нарисовать свою картину осени.

IХ. Выставление отметок.

 

 14. Рефлексия.

- Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением на уроке захотелось вновь побывать в осеннем лесу? Но золотая осень закончилась, как же мы можем попасть в такой лес, неужели придётся ждать целый год? (с помощью поэзии, музыки, картин) наш проект завершён. Но на стенде должно что-то остаться после сегодняшнего урока-листопада. Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению, один приколите к стенду, а один возьмите на память о нашем уроке. Вам понравился наш проект? Есть желание продолжить работу? Но как быть, ведь осень заканчивается?

15. Заключительное слово учителя.

- Так незаметно приходит зима. И значит, мы с вами продолжаем своё путешествие в мир поэзии, будем читать стихи о зиме, рассматривать зимние картины. Придумайте название для нового проекта. Урок окончен. Спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок Литературного чтения «И. Бунин «Листопад»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по выставочной деятельности

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок  Литературного чтения «И. Бунин  «Листопад»

Цели урока:

образовательные: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся;

развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

 

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 765 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 450
    • DOCX 166.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чикалина Анжелика Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чикалина Анжелика Сергеевна
    Чикалина Анжелика Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3295
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 117 человек

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 719 человек

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек