Инфоурок Математика Другие методич. материалыУрок – исследование в 7 классе по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»

Урок – исследование в 7 классе по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»

Скачать материал

У – 133                                                 Урок – исследование  по теме

« Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»

Цели

  1. Образовательная:

-       Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел;

-       Сформировать умение практически их применять.

  1. Развивающая:

-       Развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической речи, память, интерес к математике, умение рассуждать.

  1. Воспитательная:

-       воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности, самостоятельности.

Оборудование: Урок проводится с использованием компьютерной техники, интерактивной доски, геометрические фигуры, карточки с заданиями для контроля, кубик с заданиями.

План урока

1.      Орг. момент – 2 мин

2.      Мотивационно – ориентировочный этап – 5 мин

3.      Тема и цель урока – 2 мин

4.      Актуализация опорных знаний – 5 мин

5.      Сравнительный анализ и вывод формулы – 10 мин

6.      Физкультминутка – 1 мин

7.      Закрепление – 17 мин

8.      Задание на дом – 1 мин

9.      Итог урока. Выставление отметок – 2 мин

 

Ход урока

1.      Орг. момент – 1 мин

-        Здравствуйте ребята. Садитесь, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, поэтому и начнем мы его не обычно.

Сегодня первый день весны

И на душе теплее.

Я так хочу, чтоб все вокруг

Были добрее.

Тепло своё делю на всех,

Своим стихотвореньем.

Чтоб всем сопутствовал успех,

Удача и терпенье.

-     Представьте себе, что сегодня наш класс – научно – исследовательский институт. А вы сотрудники этого института и занимаетесь проблемами математики. Девизом нашего сегодняшнего рабочего дня будет лозунг: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»

2.      Мотивационно – ориентировочный этап – 5 мин

-     Давайте начнем трудовой день с участия в работе лаборатории теоретиков. В ней много правил, по которым мы будем работать:

1. Как умножить степени с одинаковыми основаниями?  (Основание оставить тем же, а показатели

                                                                                                    степеней сложить)

2. Что называют одночленом?                                   (Произведение чисел, переменных и их степеней)

3. Что называют многочленом?                                   (Сумму одночленов)
4. Как умножить многочлен на многочлен?

-     Переходим в лабораторию практиков

Найдите произведение:

                       Проверка:   

                         Проверка:  

3.      Тема и цель урока – 2 мин

-     Сегодня мы продолжим изучение темы «Умножение многочлена на многочлен». Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножить короче, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращенного умножения, их несколько. Одна из них квадрат суммы и разности двух выражений

-     Итак, запишите число, классная работа и тему урока «Квадрат суммы и разности двух выражений». Сегодня мы с вами в роли исследователей «откроем» две из этих формул и научимся применять её. А как вы думаете, для чего нужны формулы?

-        Правильно, они упрощают вычисления.

4.      Актуализация опорных знаний – 5 мин

-     Выполним небольшое задание, оно нам поможет в открытии новых знаний.

Даны два выражения 3а и 4в, вот они на доске (справа от темы на доске), составьте и запишите в стандартном виде:

1.      сумму                                                                   3а+4в

2.      разность                                                               3а-4в

3.      сумму квадратов                                                 (3а)2+(4в)2

4.      разность квадратов                                             (3а)2-(4в)2

5.      квадрат суммы                                                    (3а+4в) 2=9а2+24ав+16в2

6.      возвести в квадрат первое выражение             9а2

7.      возвести в квадрат второе выражение             16в2

8.      произведение первого и второго                      12ав

9.  их удвоенное произведение                               24ав

-        Как возвести число в квадрат?

-        Замените квадрат суммы в прошлом задании на произведение. Найдите получившееся произведение.

5.      Сравнительный анализ и вывод формулы – 10 мин

-       Исследовательская работа. (8 слайд)

Входим в лабораторию для проведения опытов. Каждая парта – отдельная группа. Вам предстоит найти произведение многочленов: 1 группа – 1 произведение, 2 группа – 2 произведение и т.д., После того как вы проведете опыт, один из вас выходит к доске и записывает в правом столбце таблицы полученный результат. (Средняя часть таблицы закрыта)

Задание:  Найти  произведение  данных  многочленов

 

1

2

3

(a+ b)(a+ b)

(a +b)2

= a 2 + 2 ab + b2

(c + d )(d +c)

(c + d)2

= c+ 2 cd + d2

(х+у)(х+у)

(x +y)2

= x2 – 2 xy + y2

(a- в)(a -в)

(а - в) 2

= а 2 – 2 аb + b2

(c - d) (c -d)

(c -d)2

= c- 2 cd + d2

(x – y) (x – y)

(x – y)2

= x2 – 2 xy + y2

 

-       Проанализируем результаты проведенных опытов

Вопросы:  1) Можно ли  выражения  в  I  столбце  записать  короче? (Получив ответы, учитель

                                                                                                                        открывает II столбец)

                  2) Есть  ли  нечто  общее  в  полученных результатах?

                  3) Подсчитайте,  сколько  получилось  членов  в  каждом  многочлене?     (трехчлен)

                              4) Что представляет  собой 1й, 2й  и  3й  члены  по  сравнению  с 1-м  и  2-м 

                                   выражениями, стоящими  в  основании  соответствующей  степени? 

                                  (Ученики говорят, а один из них – помощник  с помощью шаблонов и магнитов

                                   фиксирует ответы на доске)

1-й  член – квадрат  первого  выражения.

2-й  член – удвоенное  произведение  первого  и  второго  выражений.

3-й  член – квадрат  второго  выражения

                              5)  Изменяется  ли  результат, если  возвести  в  квадрат  не сумму, а разность двух

                                   выражений?              

-       Вывод: Находили  произведение    двух  одинаковых  двучленов (1 столбец таблицы),  т.е.  возводили  в  квадрат  сумму  и  разность  двух  выражений (2 столбец таблицы). Получили формулу квадрата суммы и разности двух выражений. Учащиеся записывают общую формулу квадрата суммы  и разности двух чисел и дают словесное описание.

                           (а + b)2 =  а 2 + 2аb + b- формула  сокращённого  умножения.

-       (подчёркивается, что эта формула в дальнейшем будет применяться для возведения в квадрат суммы двух выражений).

-       Записываем в тетрадь, обводим в рамочку.

-       прочитайте  правило по  учебнику  на  стр. 152 – 153

6.      Физкультминутка – 1 мин

Теперь немного отдохнем.

Будьте внимательны.

 

1.  Хлопнет тот, у кого имя Саша

2.  Топнет тот, у кого маму зовут Наташа

3.  Присядут те, кто любит математику.

4.  Те, кому 13 лет, повернется налево, а кому 14, повернуться направо.

 

5.  Девочки топнут, а мальчики хлопнут.

6.  Максимы встанут, а Вовы поднимут руки.

7.  А теперь все вместе покиваем.

8.  Присаживаемся, и приступаем к работе.

_________________________________________

1.  Хлопнет тот, у кого имя Сергей

2.  Топнет тот, у кого маму зовут Наташа

3.  Присядут те, кто любит математику.

4.  Те, кому 13 лет, повернется налево, а кому 14, повернется направо.

 

5.  Девочки топнут, а мальчики хлопнут.

6.  Тимофеи встанут, а Юли поднимут руки.

7.  А теперь все вместе покиваем.

8.  Присаживаемся, и приступаем к работе.

 

7.      Закрепление изученного материала – 17 мин

-   Приступаем к испытаниям. 1 этап. Перед вами карточка с правилом, записанном в учебнике.

1.      Ученики  выполняют  упражнение: «Разделить  правило  чёрточками  на  отдельные  указания».

Квадрат  суммы  двух  выражений ║ равен  квадрату  первого  выражения  ║  плюс  удвоенное  произведение  первого  и  второго  выражений  ║  плюс  квадрат  второго  выражения.

Расстановку  чёрточек  сверяют

2.      Вызванный  ученик  читает  правила  по  учебнику  и, останавливаясь  после  каждой  чёрточки, выполняет  соответствующую  часть  упражнения: «Квадрат  суммы  двух  выражений (убеждается, что  дан  именно  квадрат  суммы (4х-5у)2, а  не  что-либо  другое)  равен  квадрату  первого  выражения, далее на доске.

(x +y)2                                      (a – b)2

(2c +3d)2                                  

(-a - b)2

(-a + b)2

-     Групповая работа. Каждая группа работает  самостоятельно, получив тестовое задание.

            Выбрать  правильный  ответ.

Задания

А

Б

В

Г

1)    (х + 2)2

х2 + 4 +2х

х2 + 4 – 4х

х2 +4х + 4

х2 + 4

2)      ( 2а - 3 )2

2+ 12а + 9

4a2-12a+9

2a2-12a+9

4a2-9

3)      (3а+b)2

9a2+b2+6ab

9a2+b2

3a2+6ab+b2

9a2+3ab+b2

4)  (7 – b)2

49+b2-14b

49-b2

49+b2-7b

49+b2

 

                               Результаты работы с тестами учащиеся записывают на доске.

1

2

3

4

B

Б

А

А

 

8.      Задание на дом – 1 мин

Стр. 153, 154 (2 правила, 2 формулы)

№ 799 (а – д), № 803 (а – в)

9.      Если остается время кубик – экзаменатор с заданиями

-        Игра  «Кубик – экзаменатор».

На каждой грани, записан квадрат суммы или разности двух выражений.  Вызванный по желанию ученик, подбрасывает кубик и комментирует выпавшую ему на верхней грани часть формулы, называет многочлен, в который можно преобразовать данный квадрат двучлена.

 

 

(4zy – 3р)2

 

 

 

 

 

(b – 3)2

 

 

(g + 5c)2

 

 

 

(4c2- 5t)2

 

 

 

 

(1/2x + 1)2

 

 

  (7c + 5p)2

 

 

 

10.  Итог урока – 2 мин

-        Молодцы. Как вы считаете, вы справились с исследовательской деятельностью?

-        Кто может сказать какие формулы вы сегодня вывели?

-        Как звучит правило?

-        Все ли было понятно?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

 

 

1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

 

1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

 

 

1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

 

1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

 

 

1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

 

1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

 

 

1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

 

1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

 

 

1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок – исследование в 7 классе по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На уроке решались следующие задачи:

  1. Образовательная:

-        Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел;

-        Сформировать умение практически их применять.

  1. Развивающая:

-        Развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической речи, память, интерес к математике, умение рассуждать.

  1. Воспитательная:

-        воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности, самостоятельности.

Оборудование урока:компьютер, интерактивная доска SmartBoard, мультимедийный проектор, геометрические фигуры, карточки с заданиями для контроля

Тип  урока:  изучение новых знаний. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

План-конспект урока по математике на тему "Простые и составные числа" 5 класс по учебнику Дорофеева Г.В. и др.
  • Учебник: «Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.
  • Тема: 6.2. Простые и составные числа
  • 01.10.2020
  • 1245
  • 21
«Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 459
    • DOCX 94.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Моргунова Юлия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Моргунова Юлия Александровна
    Моргунова Юлия Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2229
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Аспекты преподавания самостоятельного учебного курса «Вероятность и статистика» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 989 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 300 человек

Курс повышения квалификации

Преподавание математики в школе в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 735 человек

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Планирование проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе