У –
133 Урок – исследование по
теме
« Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
Цели
- Образовательная:
- Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел;
- Сформировать умение практически их применять.
- Развивающая:
- Развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности
учащихся, математической речи, память, интерес к математике, умение рассуждать.
- Воспитательная:
- воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности,
самостоятельности.
Оборудование: Урок проводится с использованием компьютерной техники, интерактивной
доски, геометрические фигуры, карточки с заданиями для контроля, кубик с
заданиями.
План урока
1. Орг. момент – 2 мин
2. Мотивационно – ориентировочный этап – 5 мин
3. Тема и цель урока – 2 мин
4. Актуализация опорных знаний – 5 мин
5. Сравнительный анализ и вывод формулы – 10 мин
6. Физкультминутка – 1 мин
7. Закрепление – 17 мин
8. Задание на дом – 1 мин
9. Итог урока. Выставление отметок – 2 мин
Ход урока
1.
Орг. момент – 1
мин
-
Здравствуйте ребята. Садитесь, сегодня у нас с
вами не совсем обычный урок, поэтому и начнем мы его не обычно.
Сегодня первый день весны
И на душе теплее.
Я так хочу, чтоб все вокруг
Были добрее.
Тепло своё делю на всех,
Своим стихотвореньем.
Чтоб всем сопутствовал успех,
Удача и терпенье.
- Представьте себе, что сегодня наш класс – научно – исследовательский
институт. А вы сотрудники этого института и занимаетесь проблемами математики.
Девизом нашего сегодняшнего рабочего дня будет лозунг: «Дорогу осилит идущий, а
математику - мыслящий»
2.
Мотивационно – ориентировочный этап – 5 мин
- Давайте начнем трудовой день с участия в работе лаборатории теоретиков.
В ней много правил, по которым мы будем работать:
1. Как умножить степени с одинаковыми основаниями? (Основание оставить
тем же, а показатели
степеней сложить)
2. Что называют одночленом? (Произведение
чисел, переменных и их степеней)
3. Что называют многочленом? (Сумму
одночленов)
4. Как умножить многочлен на многочлен?
-
Переходим в лабораторию практиков
Найдите произведение:
Проверка:
Проверка:
3.
Тема и цель урока – 2 мин
-
Сегодня мы продолжим изучение темы «Умножение
многочлена на многочлен». Ещё в глубокой древности было подмечено, что
некоторые многочлены можно умножить короче, быстрее, чем все остальные. Так
появились формулы сокращенного умножения, их несколько. Одна из них квадрат
суммы и разности двух выражений
-
Итак, запишите число, классная работа и тему
урока «Квадрат суммы и разности двух выражений». Сегодня мы с вами в роли
исследователей «откроем» две из этих формул и научимся применять её. А как вы думаете, для чего нужны формулы?
-
Правильно, они упрощают вычисления.
4.
Актуализация опорных знаний – 5 мин
-
Выполним небольшое задание, оно нам поможет в
открытии новых знаний.
Даны
два выражения 3а и 4в, вот они на доске (справа от темы на доске), составьте и
запишите в стандартном виде:
1.
сумму
3а+4в
2.
разность 3а-4в
3.
сумму
квадратов (3а)2+(4в)2
4.
разность
квадратов (3а)2-(4в)2
5.
квадрат
суммы (3а+4в) 2=9а2+24ав+16в2
6.
возвести в квадрат первое выражение 9а2
7.
возвести в квадрат второе выражение 16в2
8.
произведение первого и второго
12ав
9.
их удвоенное произведение 24ав
-
Как возвести число в квадрат?
-
Замените квадрат суммы в прошлом задании на
произведение. Найдите получившееся произведение.
5.
Сравнительный анализ и вывод формулы – 10 мин
- Исследовательская работа. (8 слайд)
Входим в лабораторию для проведения опытов. Каждая парта
– отдельная группа. Вам предстоит найти произведение многочленов: 1 группа – 1
произведение, 2 группа – 2 произведение и т.д., После того как вы проведете
опыт, один из вас выходит к доске и записывает в правом столбце таблицы
полученный результат. (Средняя часть таблицы закрыта)
Задание: Найти произведение данных многочленов
1
|
2
|
3
|
(a+ b)(a+ b)
|
(a +b)2
|
= a 2 + 2 ab + b2
|
(c + d )(d +c)
|
(c + d)2
|
= c2 + 2 cd + d2
|
(х+у)(х+у)
|
(x +y)2
|
= x2 – 2 xy + y2
|
(a- в)(a -в)
|
(а - в) 2
|
= а 2 – 2 аb + b2
|
(c - d) (c -d)
|
(c -d)2
|
= c2 - 2 cd + d2
|
(x – y) (x – y)
|
(x – y)2
|
= x2 – 2 xy + y2
|
- Проанализируем результаты проведенных опытов
Вопросы: 1) Можно ли
выражения в I столбце записать короче? (Получив ответы, учитель
открывает
II столбец)
2) Есть ли нечто общее в полученных
результатах?
3) Подсчитайте, сколько получилось
членов в каждом многочлене? (трехчлен)
4) Что представляет собой 1й,
2й и 3й члены по сравнению с 1-м и 2-м
выражениями, стоящими в основании
соответствующей степени?
(Ученики говорят, а один из них –
помощник с помощью шаблонов и магнитов
фиксирует ответы на доске)
1-й член – квадрат первого выражения.
2-й член – удвоенное произведение первого и второго
выражений.
3-й член – квадрат второго выражения
5) Изменяется ли результат, если
возвести в квадрат не сумму, а разность двух
выражений?
- Вывод: Находили произведение двух
одинаковых двучленов (1 столбец таблицы), т.е. возводили в квадрат сумму
и разность двух выражений (2 столбец таблицы). Получили формулу квадрата
суммы и разности двух выражений. Учащиеся записывают общую формулу квадрата
суммы и разности двух чисел и дают словесное описание.
(а + b)2 = а 2 +
2аb + b2 - формула сокращённого умножения.
- (подчёркивается, что эта формула в дальнейшем будет применяться для
возведения в квадрат суммы двух выражений).
- Записываем в тетрадь, обводим в рамочку.
- прочитайте правило по учебнику на стр. 152 – 153
6.
Физкультминутка –
1 мин
Теперь немного отдохнем.
Будьте внимательны.
1. Хлопнет тот, у кого имя Саша
2. Топнет тот, у кого маму зовут Наташа
3. Присядут те, кто любит математику.
4. Те, кому 13 лет, повернется налево, а кому 14,
повернуться направо.
5. Девочки топнут, а мальчики хлопнут.
6. Максимы встанут, а Вовы поднимут руки.
7. А теперь все вместе покиваем.
8. Присаживаемся, и приступаем к работе.
_________________________________________
1. Хлопнет тот, у кого имя Сергей
2. Топнет тот, у кого маму зовут Наташа
3. Присядут те, кто любит математику.
4. Те, кому 13 лет, повернется налево, а кому 14,
повернется направо.
5. Девочки топнут, а мальчики хлопнут.
6. Тимофеи встанут, а Юли поднимут руки.
7. А теперь все вместе покиваем.
8. Присаживаемся, и приступаем к работе.
7. Закрепление изученного материала – 17 мин
- Приступаем к испытаниям. 1 этап. Перед вами карточка с правилом,
записанном в учебнике.
1. Ученики выполняют упражнение: «Разделить правило чёрточками на
отдельные указания».
Квадрат суммы двух выражений ║
равен квадрату первого выражения ║ плюс удвоенное произведение первого
и второго выражений ║ плюс квадрат второго выражения.
Расстановку чёрточек сверяют
2. Вызванный ученик читает правила по учебнику и, останавливаясь
после каждой чёрточки, выполняет соответствующую часть упражнения: «Квадрат суммы двух выражений (убеждается, что дан именно
квадрат суммы (4х-5у)2, а не что-либо другое) равен квадрату
первого выражения, далее на доске.
(x +y)2
(a – b)2
(2c +3d)2
(-a - b)2
(-a + b)2
- Групповая работа. Каждая группа работает самостоятельно, получив
тестовое задание.
Выбрать правильный ответ.
Задания
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
1) (х + 2)2
|
х2 + 4 +2х
|
х2 + 4 – 4х
|
х2 +4х + 4
|
х2 + 4
|
2) ( 2а - 3 )2
|
4а2+ 12а + 9
|
4a2-12a+9
|
2a2-12a+9
|
4a2-9
|
3)
(3а+b)2
|
9a2+b2+6ab
|
9a2+b2
|
3a2+6ab+b2
|
9a2+3ab+b2
|
4)
(7 – b)2
|
49+b2-14b
|
49-b2
|
49+b2-7b
|
49+b2
|
Результаты работы с тестами
учащиеся записывают на доске.
8.
Задание на дом – 1 мин
Стр. 153, 154 (2 правила, 2 формулы)
№ 799 (а – д), № 803 (а – в)
9.
Если остается время кубик – экзаменатор с
заданиями
-
Игра «Кубик – экзаменатор».
На каждой грани, записан квадрат суммы или разности двух
выражений. Вызванный по желанию ученик, подбрасывает кубик и комментирует
выпавшую ему на верхней грани часть формулы, называет многочлен, в который
можно преобразовать данный квадрат двучлена.
|
(4zy – 3р)2
|
|
(b – 3)2
|
(g + 5c)2
|
(4c2- 5t)2
|
(1/2x + 1)2
|
|
(7c + 5p)2
|
|
|
|
|
|
10. Итог урока – 2 мин
-
Молодцы. Как вы считаете, вы справились с
исследовательской деятельностью?
-
Кто может сказать какие формулы вы сегодня вывели?
-
Как звучит правило?
-
Все ли было понятно?
1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
|
1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения
минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
|
1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
|
1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения
2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения
минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
|
1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
|
1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения
минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
|
1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
|
1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения
минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
|
1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
|
1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения
минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.