Тема: Урок – путешествие в страну праздников.
Цель: Приобщить учащихся к культуре родного края на основе местных традиций и праздников. Познакомить учащихся с самыми любимыми народными праздниками: Святки и Масленица; выяснить роль праздника в жизни сельского населения. Научиться любить и уважать культуру своих предков, уметь анализировать изученный материал. Использовать материал с сюжетно-ролевой игрой.
Оборудование: 1. гр. пластинка
2. наличие народных костюмов
3. аппликационный материал
ХОД УРОКА:
I. Орг. момент (объявление темы и цели уроки).
II. Изучение нового материала.
План: 1. Из истории праздника
2. Святки
3. Масленица
1. В нашем представлении праздник – это остановка будничного течения дел, отдых и развлечения. Весь год русского человека заполнен церковными праздниками, однако подавляющее большинство христианских праздников возникло на месте старых языческих. Что такое язычество и чем оно отличается от христианства? На основе этих 2-х религий, образовалась прочная связь. В любом празднике мы сможем увидеть элементы язычества и христианства. Праздник – это всегда веселье, когда люди не сидят в своих домах, а выходят на улицу и все вместе празднуют. Праздник всегда мыслился человеком одушевленным и одухотворенным: он «заходил» и « уходил», его встречали и провожали. А что за праздник без церковных колоколов. Колокольный перезвон, сообщая людям, что сегодня праздник или что сегодня обычный день. Это говорит о том, что в праздник колокольный звон был иным, чем в будничный день.
2. Одним из любимых праздников русского народа считались – Святки. Они включают в себя 3 основных праздника: Рождество; Новый год; Крещение.
Давайте посмотрим, как праздновался этот праздник в старину.
Учащийся: Ой, вы чай еси, красны девицы
И добры молодцы!
Слушайте и глядите!
Да не говорите, что слыхом не слыхали
И видом не видали.
Приглашаем Вас всех на Святки.
Учащийся: Святки от слова «святой». На святки славили и прославляли Христа, новый год, будущий урожай, желали здоровья и счастья друг другу. Святки самый веселый праздник он длится 2 недели.
Учащийся: Праздновали святки и стар и млад. Но тон задавала молодежь. Песни, пляски, гадания и игры – скучать было некогда. На святки был обычай: мальчики и девочки собрались группами и ходили колядовать.
Учащийся: Коляда – является заклинательной песней. Дети ходили по домам и пели колядки, за это их должны были одарить. Если хозяева отказывались одаривать колядовщиков, то для них это грозило плохими последствиями на весь год.
Учащийся: Пришла коляда накануне Рождества
Дайте коровку, маслену головку!
А дай бог тому, кто в этом дому
Ему рожь густа, рожь ужиниста
Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига.
Из полузерна пирог.
Учащийся: - Эй хозяйка открывай ворота!
- Ишь чего захотели, идите дальше!
- Ах так, тогда слушай.
Учащийся: У Федула жена, очень жадная была
У ней шуба не зашита и рубаха не помыта.
Да и муж не дюж-лентяй, неуклюж.
Золовушка – неудаха, не ткачиха и не пряха.
Деверек картинка, в голове мякинка.
Хозяин- Что же ты стоишь открывай двери, а не то вся деревня сбежится.
Хозяйка - Проходите гости дорогие, проходите в дом.
-Теперь и праздновать можно.
Учащийся: Коляда, коляда пришла коляда накануне Рождества.
С Новым годом поздравляем, счастья
Всем мы вам желаем.
Уродись пшеничка, горох-чечевичка.
На поле – копнами
На столе – пирогами.
Учащийся: Чем, хозяюшка, нас одарите,
Что хозяюшка, нам подарите?
Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?
Учащийся: Желаем счастливого, Нового года,
Во всех начинаниях, хорошей погоды!
Пусть сбудется все, что вас на примете,
Пускай почитают родителей дети!
Пусть горе обходит сторонкою хату,
Пусть с песней живется легко и богато!
Хозяйка - Спасибо! Приходите на будущий год.
3. В феврале или начале марта праздновали конец зимы. Этот праздник в народе называют Масленица. Длился этот праздник целую неделю.
Учащийся: Весна, весна красная!
Приди, весна с радостью,
С радостью, с огромной милостью.
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Учащийся: Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый веселый, разгульный и ожидался он всеми с большим интересом.
Каждый день имеет свое название:
Понедельник: встреча
Вторник: заигрыш
Среда – лакомка.
Четверг – широкий четверг.
Пятница – тещины вечеринки
Суббота – заловкины посиделки.
Воскресенье – проводы зимы.
Учащийся: Во многих областях России принято было делать чучело Масленицы из соломы, наряжать в девичий костюм и возить по улицам. Чучело ставили на видное место, где проходили все развлечения.
Учащийся: Душа ль ты моя, Масленица
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
- Едет, едет Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая.
- Здравствуй.
Учащийся: А давайте мы ей частушки споем.
Частушки: Как на масляной недели
Из трубы блины летели
Ой блины, вы блины
Ой блиночки мои.
Я на Масленку катался
Трое саней изломал
Ворона коня замучил
Но милашку покатал
Шила платье из капусты
Огурцом отделала
Рассердилась платье съела
Что же я наделала?
Купи тетя мне коня
Вороные ножки
Буду девочек катать
По большой дорожке.
Девки, Масленка идет
Кто нас покатает?
У Петруни на дворе
Сивка пропадает.
У меня четыре шали,
Пятая пуховая
Не одна я боевая
Все мы здесь бедовые.
Учащийся: - Это вы то бедовые?
- Ах так!
Учащийся 1: - Николай, Николай, сиди дома не гуляй, в балалаечку играй.
Учащийся 2: - А ты Сашка – таракашка, на сарай полезай!
Там кошку дерут, тебе хвостик дадут!
Учащийся 3: - А ты, Маринка- корзинка, прыгала скакала, в болото упала!
Учащийся 4: - А ты, Наташка – пышка, на улицу вышла, на камушек села,
три яблочка съела!
Учащийся: Полно вам ребята ссориться да дразниться. Давайте лучше песни петь. Да веселиться.
Песня: «Блины».
Учащийся: А мы свою Масленицу провожали
Тяжко-важко да по не вздыхали
А Маслена, Маслена- возратися
Да самого Велика поста протянися!
Масленица догорела, всему миру надоела,
Обманула, провела, годика не дожила,
До поста довела!
Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела
В Ростов ушла.
Учащийся: - Масленица прощай! А на тот год опять приезжай.
Учащийся: Последний день Масленицы – воскресенье, в народе еще называют – прощальным. В этот день было принято просить прощение друг у друга за нанесенные обиды в течение года.
Стих: «Прощальное воскресенье» (Дементьев)
III. Закрепление материала.
Аппликация (корзинка с праздниками)
IV. Д\з: повторить даты: выяснить у родителей, бабушек и дедушек, какие праздники знают они (подготовить рассказ о каком либо народном празднике).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.