Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Урок 4.
Наша первая программа!
Я поэт, зовусь я Цветик! От меня вам всем приветик!
Мультфильм про Незнайку
Учитель ОиВТ: Клепачёва Е.А
2 слайд
В компьютерной литературе принято начинать обучение программированию с создания приложения, выводящего на экран надпись Hello World!.
Мы не станем нарушать эту славную традицию, поэтому запустите PascalABC.NET и сразу же сохраните документ Program1.pas в новой папке Hello под тем же названием.
Как вы помните, для этого следует нажать кнопку Сохранить или выполнить команду меню Файл > Сохранить как…, а затем произвести традиционные процедуры для сохранения нового файла.
Название документа изменится на hello.pas, и мы, наконец, сможем заняться самым интересным в программировании - написать хоть и крохотную программу, но зато своими руками!
3 слайд
Наберите в Редакторе кода такой текст:
program Hello;
begin
writeln('Hello World!');
end.
4 слайд
Цвет отдельных слов определяется самой ИСР, поэтому не ищите кнопок выбора цвета! А выделяются слова не столько для красоты, сколько для удобства ориентирования в исходном коде. Например, комментарии выводятся на экран зелёным шрифтом. Названия объектов, методов (процедур, функций), ключевые слова – чёрным, переменных – тоже чёрным, а их значения – зелёным. О смысле этих элементов любой программы мы ещё поговорим, но уже сейчас вы должны обратить внимание на то, что сходные по назначению слова выделяются одним и тем же цветом.
5 слайд
Вот и вся программа! Нажимаем кнопку Запуск (F9) и видим на экране скромные плоды нашего скромного труда
Наша первая программа приветствует мир!
6 слайд
Мы написали сейчас консольное приложение. В среде PascalABC.NET в режиме отладки (а кнопка Выполнить запускает программу в отладочном режиме) информация выводится в Окно вывода, которое находится в нижней части Главного окна ИСР.
Чтобы увидеть работу программы в настоящем консольном окне, следует запустить программу в автономном режиме. Для этого нажмите клавиши Shift+F9 или выполните команду меню Программа > Выполнить без связи с оболочкой
7 слайд
Вывод на консоль
8 слайд
В этом случае будет создано консольное окно приложения, но отладочный режим теперь уже не действует.
Наша программа в настоящем консольном окне
9 слайд
Настройка ИСР
Прежде чем идти дальше, давайте настроим среду разработки так, чтобы в ней было удобно работать. Выполните команду меню Сервис > Настройки
Настраиваем ИСР
10 слайд
Откройте вкладку Редактор, установите флажки и задайте более крупный шрифт, чтобы не портить глаза
Редактируем Редактор кода!
11 слайд
Строки в Редакторе кода нумеруются только для удобства перемещения по длинному исходному тексту, в самой про- грамме они не используются. Согласитесь, гораздо проще найти нужную строку, если она имеет номер. Правда, номер строки может и измениться, если вы перед ней вставите одну или несколько строк, но тут уж ничего не попишешь!
12 слайд
Некоторые строки принято оставлять пустыми, чтобы отделять друг от друга смысловые части программы.
Как только вы нажмёте клавишу ВВОД (или ENTER), к тексту добавится ещё одна пустая строка, причем строки нумеруются последовательно, начиная с единицы
Все строки пронумерованы!
13 слайд
На следующей вкладке – Опции компилятора – установите флажки так, как оказано на Рис
Продолжаем благоустраивать ИСР
14 слайд
Теперь выполняемый файл программы с расширением .EXE после запуска программы останется в папке в целости и сохранности, и вы сможете запустить его на любом компьютере, на котором установлена платформа .NET 4.0.
Однако работа программы на диске отличается от работы этой же программы в среде разработки – после вывода сообщения консольное окно тут же закроется, так что вряд ли вы успеете его прочитать.
15 слайд
Допишите ещё одну строку к исходному коду:
program Hello;
begin
writeln('Hello World!');
readln(); end.
Теперь окно закроется только после нажатия на какую-нибудь клавишу
16 слайд
Допишите ещё одну строку к исходному коду:
program Hello;
begin
writeln('Hello World!');
readln(); end.
Теперь окно закроется только после нажатия на какую-нибудь клавишу
17 слайд
Если программа на открытой вкладке Редактора кода запускалась, то слева от её названия появится жирная точка
18 слайд
И на последней закладке – Intellisense – установите все флажки. Intellisense – это умная подсказка, которая облегчает набор исходного текста. О ней мы в своё время ещё поговорим.
Подсказываем подсказке!
19 слайд
Структура программы
По правилам паскаля, всякая программа должна начинаться с заголовка. Он состоит из двух слов – ключевого слова program (это слово по-английски и означает программа) и названия самой программы. В конце заголовка нужно поставить точку с запятой:
program Hello;
20 слайд
Структура программы
Но в большинстве современных версий паскаля допускается заголовок не указывать. Закомментируйте его и снова запустите программу – она будет работать точно так же:
//program Hello;
begin
writeln('Hello World!'); readln();
end.
21 слайд
Структура программы
После заголовка в более или менее сложных программах идут объявления модулей, констант, переменных и других элементов программы. Но они могут и отсутствовать, как, например, в нашей программе.
А вот потом обязательно следует блок операторов между операторными скобками begin – end.
22 слайд
В паскале роль операторных скобок исполняют ключевые слова begin и end, которые совсем не похожи на скобки. Но вот в языках C++, C# и других для этих целей используют фигурные скобки:
{
}
Назначение этих слов легче запомнить, если знать, что с английского слово begin переводится как начало, а end как конец. Назначение точки в конце программы понятно без объяснений.
23 слайд
Обратите внимание на точку после ключевого слова end! Она сигнализирует об окончании текста программы. После этой точки ничего писать нельзя!
Операторы (команды паскаля, завершающиеся точкой с запятой) между операторными скобками образуют тело программы. Ни одна программа на паскале, точно так же, как и мы с вами, не может существовать без тела, хотя в нём может не быть вообще ни одного оператора.
24 слайд
Иногда конструкцию
begin
. . .
end.
называют главной, или основной программой, в отличие от подпрограмм и объявлений.
25 слайд
Сохраните изменения в программе, нажав
кнопку Сохранить или Сохранить все
Кнопка Сохранить все записывает на диск не только активный файл, но и все остальные, открытые в Редакторе кода, так что будьте с ней осторожны, иначе вы можете случайно изменить файлы на диске!
Все сохраняющая кнопка
26 слайд
Эти действия можно выполнить и в меню Файл
27 слайд
Однако вернёмся к нашей первой программе. Вы, должно быть, ожидали большего? - Тогда начните новый проект и запишите его в папку Hello2. Текст его не сильно отличается от прежнего:
uses GraphABC;
begin
TextOut(10,10,'Hello World!');
end.
28 слайд
Если вы забыли, как это делается, то нажмите кнопку Новый или клавиши Ctrl+N, и в окне Редактора кода появится новый пустой документ с названием по умолчанию.
Запишите файл на диск, предварительно создав для него отдельную папку
29 слайд
Обратите внимание – в начале программы появилась строка
uses GraphABC;
Она сообщает ИСР, что мы хотим использовать в программе модуль GraphABC. Он необходим для того, чтобы создавать приложения с графическим интерфейсом. Запускаем программу на выполнение - теперь появляется графическое окно с приветствием
30 слайд
Этот вариант вас, наверное, удовлетворит полностью, особенно если учесть, что вы набрали всего четыре строки текста, а ваша программа уже успешно работает. Ни в одной другой среде разработки вы не сможете вот так запросто написать работоспособную программу!
Графическое окно
31 слайд
Это уже здорово, но ведь вы легко можете добавить и другие строки к документу, которые затем появятся на экране. Например, вы можете поприветствовать мир и на родном языке, присовокупив к исходному тексту программы ещё одну строку:
uses GraphABC;
Begin
TextOut(10,10,'Hello, World!');
TextOut(10,30,'Здравствуй, Мир!'); end.
32 слайд
Запускаем программу и получаем результат
Именно то, что мы хотели!
33 слайд
А заглянем-ка в папку с нашей программой - в ней появился новый файл приложения - hello2.exe.
Если вы дважды кликнете по нему, то программа запустится, и на экране появится окно с приветствиями.
А всё-таки ловкие мы ребята: ничего не зная о программировании, сумели написать полноценное приложение для Windows!
34 слайд
Одновременно будет создано и консольное окно. Чтобы от него избавиться, вместо кнопки Выполнить (F9), нажмите клавиши Shift+F9 или Ctrl+F9. В последнем случае программа не запускается, а только компилируется в выполняемый файл на диске. Эта команда доступна также из меню
Компилируем программу
35 слайд
Конечно, вы должны помнить, что среда разработки многое сделала за вас, потому что даже создание пустого окна Windows требует немало усилий со стороны программиста, а вы можете вывести пустое окно на экран с помощью всего трёх строк:
uses GraphABC;
begin end.
Запускаем программу - и перед нами настоящее окно Windows, со всеми кнопками
Стандартное окно Windows
36 слайд
Вы можете перемещать его по экрану, изменять размеры, сворачивать и разворачивать и, в конце концов, закрыть, нажав на кнопку с крестиком.
Если вы не планируете использовать программу ещё раз, то сохранять её на диске не обязательно.
Как видите, создавать приложения для Windows, имея PascalABC.NET, очень просто.
37 слайд
Обратите также внимание на то, что сейчас в Редакторе кода одновременно открыты два документа, и вы можете легко переключаться между ними, просто кликая на нужном вам документе. Вы можете открыть сколько угодно документов.
Документы в Редакторе кода
38 слайд
Такой многодокументный интерфейс ИСР очень удобен при работе над несколькими проектами одновременно, потому что вам не придётся постоянно закрывать и открывать нужные вам проекты.
Чтобы изменить последовательность вкладок с документами, возьмитесь за вкладку мышкой и перетащите её в нужное место.
39 слайд
Одно или несколько окон вы можете использовать для временного хранения части кода разрабатываемой программы. Вырежьте или скопируйте несколько строк из основной про- граммы и вставьте их во временное окно. Измените эти строки при отладке программы. Если новый вариант программы работает неверно, то вы легко сможете вернуть изменённые строки на место из временного хранилища
40 слайд
В проектах Hello и Hello2 при запуске программ мы получили два окна - одно невзрачное - консольное, второе красочное - графическое. Вам может показаться, что консольное окно вовсе не нужно, если есть графическое, но это не совсем так.
41 слайд
Раньше все программы были консольными и выводили информацию исключительно в текстовом виде. Не очень красиво, но тогда и компьютеры использовались только для серьёзных вычислений, так что результаты вполне можно было представить в виде строк, состоящих из слов и чисел.
42 слайд
«Ну, это было давно!» - скажете вы, и опять будете неправы: и сейчас нередко результат работы программы достаточно вывести в текстовом виде. Например, если вы хотите узнать у компьютера, сколько будет дважды два, то вам совсем не нужно графическое окно.
43 слайд
Пишете «программу»:
Begin
writeln('2 * 2 = ' + (2*2).ToString());
end.
Запускаете её и в консольном окне получаете результат
Результат вычислений в консольном окне
44 слайд
Всё, вы удовлетворили свое
любопытство!
Конечно, когда вы программируете
на паскале, программа,
uses GraphABC;
Begin
TextOut(10,10,'2*2 ='+ (2*2).ToString());
end.
45 слайд
которая выводит тот же самый результат в графическом окне
ничуть не сложнее, но если бы вам пришлось программировать на C++, то разница была бы ощутимой.
46 слайд
Поэтому мы будем действовать, как настоящие программисты: если нам будет достаточно только увидеть результат вычислений, то мы будем создавать консольное приложение с текстовым окном, а если потребуется графика - приложение Windows с графическим интерфейсом.
47 слайд
Подсказка
Наверное, вы заметили, что при наборе строки появляется подсказка со списком допустимых объектов программы. Например, мы начинаем набирать первую строку программы и, как только мы нажмём клавишу р, сразу же увидим всплывающее окно подсказки
48 слайд
Подсказка
«Интеллектуальная» подсказка
49 слайд
Подсказка
Так как ИСР не может знать заранее, какое слово мы хотим набрать, то она просто переходит на первую строку, начинающуюся с буквы р. Но нам нужно ключевое слово program, которое находится ниже в алфавитном списке, поэтому продолжаем набирать строку дальше
50 слайд
Подсказка
И ещё дальше
Подсказка нашла нужное слово
51 слайд
Подсказка
Вот теперь в окне подсказки оказалось нужное нам слово, и мы можем не продолжать набор, а просто нажать клавишу ВВОД. Слово целиком появится в окне редактирования (Рис. 4.23), а подсказка исчезнет с экрана.
Слово вставлено в строку программы
52 слайд
Подсказка
Заметьте: нам не пришлось до конца вводить довольно длинное слово, и напечатано оно без ошибок, которые мы могли бы сделать!
Можно ещё облегчить себе ввод слов, если просто напечатать первую букву, а когда появится подсказка, прокрутить её на нужное нам слово с помощью мышки или клавиш со стрелочками ВВЕРХ-ВНИЗ. Когда появится нужное нам слово, нажима- ем клавишу ВВОД или дважды щёлкаем по нему мышкой.
53 слайд
Подсказка
Подсказку можно вызвать в любое время, нажав клавиши
CTRL+ПРОБЕЛ.
Если в исходном коде программы имеются синтаксические ошибки, то подсказка может и не появиться. В этом случае нужно проверить текст.
54 слайд
Подсказка
Обратите также внимание на то, что справа от окна подсказки появляется информация о текущем объекте (он выделен синим фоном) . Когда вы хорошо выучите все операторы паскаля, эта информация вам не потребуется, но на первых порах очень даже пригодится!
55 слайд
Подсказка
Название процедур и функций отделяется от названия модуля точкой. Как только вы поставите точку после слова GraphABC, снова всплывёт окно подсказки, в котором вы сможете выбрать свойство или метод
Подсказка выводит список процедур и функций модуля
GraphABC и информацию о процедуре TextOut
56 слайд
Здесь вы найдёте сведения, например, о методе TextOut. Вот так, прокручивая мышкой подсказку, можно выучить весь паскаль. Это, конечно, шутка: по словарю немецкого языка говорить не научишься. С паскалем ничуть не проще.
Название модуля в большинстве случаев можно и не писать, но если вы хотите получить список всех его элементов, то напиши те название модуля и поставьте точку.
57 слайд
Если вы захотите получить помощь по любому объекту программы, который имеется в исходном коде, подведите к нему курсор мышки и прочитайте короткую справку. Так что весь справочник по паскалю у вас всегда под рукой!
Справка по модулю GraphABC, процедуре TextOut и функции
ToString
58 слайд
Шаблоны кода
Для облегчения и ускорения набора текста в ИСР предусмотрена возможность вставки целых фрагментов текста (их называют шаблонами текста, по-английски - snippets). Для этого нужно набрать несколько начальных букв и нажать клавиши Shift+ПРОБЕЛ.
59 слайд
Шаблоны кода
Чтобы начать программу в новом документе, мы набираем только prog и нажимаем указанные клавиши. Тут же появляется за- готовка программы:
program Program1;
begin
end.
60 слайд
Шаблоны кода
Имя программы совпадает с именем файла. Если вы предварительно запишете пустой документ на диск, например, под именем test.pas, то программа будет иметь имя test.
61 слайд
Шаблоны кода
Как мы знаем, заголовок программы указывать не обязательно. На этот случай имеется другой шаблон. Набираем буквы be, нажимаем клавиши – и получаем «обезглавленную» заготовку программы:
begin
end.
62 слайд
Шаблоны кода
Конечно, такую «операцию» нужно провести только в самом начале разработки программы, но многие конструкции языка необходимо набирать много и часто. Особенно это относится к операторным скобкам. Но – достаточно напечатать только букву b и нажать клавиши Shift+ПРОБЕЛ, чтобы они заняли своё место в исходном тексте:
63 слайд
Шаблоны кода
begin
end;
Очень часто приходится набирать слово integer, означающее в паскале целый тип. Переменные этого типа встречаются в про- граммах чаще всего, поэтому для него также имеется шаблон кода, который срабатывает после ввода буквы i:
integer
64 слайд
Шаблоны кода
Другие шаблоны кода вам пока будут непонятны, поэтому мы изучим их на следующих уроках.
65 слайд
Задания на дом
Напишите ещё несколько коротких программ, выводящих в графическое и текстовое окно строчки или результаты арифметических вычислений.
2. Изучите работу с подсказками и шаблонами кода.
66 слайд
Урок создан по учебнику Валерия Рубанцева
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УРОКИ
С ПАСКАЛЕМ, или
PascalABC.NET для начинающих»
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация к уроку по программированию Урок4_Моя первая программа
Данная презентация, как и все последующие, создана по книге В.Рубанцева "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УРОКИ С ПАСКАЛЕМ, или PascalABC.NET для начинающих"
Применяется мною на уроках информатики в 10-х профильных классах, а также на элективном курсе по программированию в 9-11 не профильных классах.
Весь курс состоит из 64 уроков (включая практические занятия).
На этих уроках можно узнать:
- как гениальный немецкий художник Альбрехт Дюрер составил
знаменитый магический квадрат и почему он поместил его на
своей гравюре Меланхолия;
- о черепахе, на панцире которой был нарисован первый в мире
магический квадрат Ло-шу;
- и о другой Черепашке - она умеет бегать по экрану, оставляя за
собой причудливый след в виде замысловатых фигур;
- о литорее обычной и мудрой;
- как средневековый математик Фибоначчи разводил кроликов, и
что из этого вышло;
- что такое тыблоко;
- как просеивать числа через решето Эратосфена;
- чем занимается высшая арифметика и комбинаторика;
- о секретах транслитерации;
- как рекурсия помогает решать головоломку Ханойские башни и
зачем нам нужен стек и многое другое.
6 664 044 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Клепачёва Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.