Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок 3 класс окружающий мир "Экологическая безопасность"

Урок 3 класс окружающий мир "Экологическая безопасность"

Скачать материал

Тема: Экологическая безопасность.

Учитель: Жданова Е.Ф.

Класс:   3 клас  УМК «Школа России».

Цель урока: осмысление и запоминание знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ

а) образовательные: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде; формировать представление о том, что такое цепь загрязнения.

б) развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

.в) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и закреплению нового материала.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

 

 

 

Планируемые  результаты:

учащиеся узнают: понятие «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;

учащиеся научатся: определять возможные причины появления экологических проблем и находить пути решения экологической безопасности человека.

Оборудование:

§  конверты с карточками для моделирования цепи загрязнения;

§  карточки для приема «кластер», таблицы «Знаю», «Хочу узнать»,«Узнал»;

§  карточки с текстами;

§  презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;

§  учебное слайд-шоу «Как прекрасен этот мир»;

§  листы  бумаги , маркеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Этапы урока

Примечание

1. Оргмомент.

 

Учитель: -  Мы начинаем урок окружающего мира. Ребята, с помощью разноцветных кружков, разделитесь на три группы.  Посмотрите на товарищей своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение? Выберите в своих группах капитана и секретаря. Назовите свою команду.

2.Актуализация знаний,  целеполагание.  Стадия «Вызов».

2.1.  Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение учителем стихотворения во время просмотра 1-й части ролика.

  Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика.  После просмотра фильма, поделитесь своими чувствами.                                                                              

Я – природа, я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастие

Подарить – в моей всё это власти –

Гриб в лесу, ромашку на лугу,

Небо в час восхода и захода.

Иву над рекой,…

Учитель: С каким настроением вы  смотрели первую часть фильма? Почему вы ощутили радость?

(Свежесть утра, запах луговых цветов, услышали шум прибоя…)

Учитель: Какое настроение от просмотра второй части фильма? Почему? ( На картинках грязь, мусор, дым застилает небо, бедный лебедь не может жить в грязной воде…)

Учитель: − Произошло нарушение экологии.

2.2. Актуализация понятия «экология», «окружающая среда».  Учитель: − Что такое экология?(ответы детей , если затрудняются куда нужно обратиться?)

Учитель: Экология  - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой.  ( На доске выстраивается схема)                                                                                               Учитель: −Что является окружающей средой для человека?(выслушиваются ответы детей, если затрудняетесь.)

Учитель: Эти термины вы хорошо знаете. Мы их внесем в графу таблицы учета знаний – ЗНАЮ. Еще раз, вы знаете что такое ( дети: экология и окружающая среда)

Учитель: -  Что же является миром рукотворным и нерукотворным.  Ребята, на общем столе лежат картинки. Одна команда выбирает  объекты рукотворного мира и крепит их на доску, вторая команда выбирает объекты живого мира, а третья неживого.

Представители команд выходят к доске и крепят объекты.

Учитель : с помощью сигнальных карточек оцените работу групп. ( Выставляем оценку за первое задание в общую таблицу)

Переход по щелчку на слайд 3

 Учитель: Окружающая среда это глубокие моря и океаны, высокие горы, просторы лугов, густые леса.−     К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности. Кто в этом виноват? В этом виноват человек.   Уже сам человек  нуждается в защите!

− На последних уроках мы работали по теме- безопасность. О какой безопасности будет идти речь сегодня? ( Дети : Экологическая безопасность)

Учитель: Сегодня на уроке поговорим об экологической безопасности, о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.

3. Стадия «Осмысление».

Учитель:  Ребята, что же вы узнаете на этом уроке?

 ( Дети: Что такое Экологическая безопасность, правила экологической безопасности)

Учитель: Заносим термины в таблицу учета знаний в раздел: Хочу знать.

Учитель: Как вы думаете, что такое экологическая безопасность?

(Выслушиваем ответы детей)

Учитель: Где можно об этом прочитать?

( Дети читают определение из учебника с. 30)

3.1. Обсуждение путей защиты от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Интерактивный метод обучения «Ковер идей».

Учитель: − Ребята, посмотрите, какой красивый ковёр из цветов! Ребята, почему существует проблема? Возьмите карточки с текстами, прочитайте  и обсудите в группах, как человек загрязняет окружающую его среду. Далее возьмите листы  бумаги и напишите, какая проблема загрязнения окружающей среды существует?

(дети в группах читают тексты на карточках, записывают причины возникновения проблемы, вывешивают листы на доску и проговаривают проблему вслух)

Карточки с текстами для выделения проблемы загрязнения окружающей среды:

      Карточка 1. 

В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей, причем их доля постоянно возрастает.

     Особую тревогу вызывает состояние воздуха в крупных городах. Загрязнение воздуха происходит самыми разными способами.

        Ещё одну опасность, которую сразу можно и не заметить, − это  кислотный дождь. Выхлопы машин и дым из фабричных труб содержат азот и серу. Соединяясь с влагой, которая содержится в воздухе, они образуют азотную и серную кислоты − вредные вещества, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди губят растительность и отравляют воду в реках, озёрах.

 

Карточка 2. 

     С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды.  Сельскохозяйственные земли могут загрязнять воду органическими веществами, отходами животных. Кроме того, поверхностные воды подвергаются загрязнению отходами животных и человека, городскими и промышленными сточными водами.

 

Карточка 3.

             Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжелых металлов, нефтепродукты. Как известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 миллионов тонн нефти. Определенный вклад в загрязнение воды вносят и кислотные дожди. Они способны растворять в грунте минералы, что приводит к увеличению содержания в воде ионов тяжелых металлов

( Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)

Физминутка. Игра «Дерево». Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения.

Инструкция для детей: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы − дерево. Представьте себя сильным дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны,  успешны. У вас всё получится!

3.2. Введение понятия «цепь загрязнения».

 Учитель: − Давайте рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей среды. От завода, фабрики или работы машин загрязняется неживая природа- воздух, вода, почва, что влияет на живые организмы и на людей в том числе. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепь загрязнения.

Учитель: − Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения.

(работа в группе с карточками для составления цепи загрязнения)

Карточки для моделирования цепи загрязнения:

Перевозка нефти танкером;

Разлив нефти

Нефтяная пленка

Зараженная нефтепродуктами рыба

Промысловая добыча

Попадание рыбы в пищу человеку

Заболевание органов пищеварения

3.3. Поиск решений проблемы.

Учитель: - Что можно изменить, чтобы цепь загрязнения исчезла?

( Каждая группа предлагает свои пути решения)

( Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)

3.4. Индивидуализация поиска решения.

Учитель: − Что лично каждый из вас может сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?

(Выслушиваем ответы детей)

Учитель: Что вы делаете для решения этой проблемы?

3.5. Работа по учебнику.

Учитель:  На все ли вопросы вы ответили?

( Дети мы не знаем правил экологической безопасности)

Учитель: Где можно найти ответ на этот вопрос? ( в учебнике)

Работаем по учебнику. Каждая команда работает со своим текстом и составляет правила Экологической безопасности.

(Дети работают в группах по учебнику. Представитель от команды знакомит всех с правилами. Правила каждой команды наклеиваются в книжку- раскладушку)

( Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)

4. Подведение итогов урока. Стадия «Рефлексия».

4.1.Работа с таблицей «ЗХУ», графа «Узнал».

Учитель: −Что нового вы узнали на уроке? Отмечаем  в таблице  «Узнал».

Урок подходит к концу. Подведем итоги.

Вы решили поставленную задачу и узнали, что такое экологическая безопасность и правила экологической безопасности. Все команды работали на уроке активно и получали только хорошие баллы. Значит вы справились с поставленной задачей хорошо.

 Кто-то испытывал трудности? ( Ответы детей)

Учитель Все группы работали успешно. Наибольшее количество баллов набрала.. . команда.

Вы закончили изучать тему :  «Наша безопасность» и на следующем уроке мы выступим перед учениками первых классов и подарим им книжку-раскладушку.

(дети сидят в группах по 6 человек)

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

На слайде 2 по щелчку перейти к просмотру ролика

 

 

 

 

 

 

 

 

DSC06810

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переход на слайд 3 (по щелчку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

Учитель щелчком по фото 1

Открывает вопрос «Почему существует проблема ЭБ?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переход на слайд 6 по управляющей кнопке «?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка по слайду 6, затем по управляющей кнопке «Домик» переход на слайд 4.

Щелкнуть по фото 2

 

 

 

 

 

Слайд 4. Щелкнуть по фото 3

 

 

Щелкнуть по фото 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок 3 класс окружающий мир "Экологическая безопасность""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Экологическая безопасность.

Учитель: Жданова Е.Ф.

Класс:   3 клас  УМК «Школа России».

Цель урока: осмысление и запоминание знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ

а) образовательные: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде; формировать представление о том, что такое цепь загрязнения.

б) развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

.в) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и закреплению нового материала.

 

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 136 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 466
    • DOCX 93.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жданова Екатерина Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жданова Екатерина Федоровна
    Жданова Екатерина Федоровна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 92186
    • Всего материалов: 77

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 94 человека из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 36 регионов