1.
Оргмомент.
Учитель:
- Мы начинаем урок окружающего мира. Ребята,
с помощью разноцветных кружков, разделитесь на три группы. Посмотрите на
товарищей своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые
добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение? Выберите в своих
группах капитана и секретаря. Назовите свою команду.
2.Актуализация
знаний, целеполагание. Стадия «Вызов».
2.1.
Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение учителем стихотворения во
время просмотра 1-й части ролика.
Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с
просмотра ролика. После просмотра фильма, поделитесь своими
чувствами.
Я
– природа, я – великий мастер.
Вечный
мастер жизни. Я могу,
Человек,
тебе за соучастие
Подарить
– в моей всё это власти –
Гриб
в лесу, ромашку на лугу,
Небо
в час восхода и захода.
Иву
над рекой,…
Учитель:
С каким настроением вы смотрели первую часть фильма? Почему вы ощутили
радость?
(Свежесть
утра, запах луговых цветов, услышали шум прибоя…)
Учитель:
Какое настроение от просмотра второй части фильма? Почему? ( На картинках
грязь, мусор, дым застилает небо, бедный лебедь не может жить в грязной
воде…)
Учитель:
− Произошло нарушение экологии.
2.2.
Актуализация понятия «экология», «окружающая среда». Учитель:
− Что такое экология?(ответы детей , если затрудняются куда нужно
обратиться?)
Учитель:
Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей
средой. ( На доске выстраивается
схема) Учитель:
−Что является окружающей средой для человека?(выслушиваются ответы детей,
если затрудняетесь.)
Учитель:
Эти термины вы хорошо знаете. Мы их внесем в графу
таблицы учета знаний – ЗНАЮ. Еще раз, вы знаете что такое ( дети: экология
и окружающая среда)
Учитель:
- Что же является миром рукотворным и
нерукотворным. Ребята, на общем столе лежат картинки. Одна команда выбирает
объекты рукотворного мира и крепит их на доску, вторая команда выбирает
объекты живого мира, а третья неживого.
Представители
команд выходят к доске и крепят объекты.
Учитель
: с помощью сигнальных карточек оцените работу групп. ( Выставляем оценку
за первое задание в общую таблицу)
Переход
по щелчку на слайд 3
Учитель:
Окружающая среда это глубокие моря и океаны, высокие
горы, просторы лугов, густые леса.− К сожалению, окружающая среда, наш
дом, находится в опасности. Кто в этом виноват? В этом виноват человек. Уже
сам человек нуждается в защите!
−
На последних уроках мы работали по теме- безопасность. О какой безопасности
будет идти речь сегодня? ( Дети : Экологическая безопасность)
Учитель:
Сегодня на уроке поговорим об экологической безопасности, о том, как
обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.
3.
Стадия «Осмысление».
Учитель:
Ребята, что же вы узнаете на этом уроке?
(
Дети: Что такое Экологическая безопасность, правила экологической
безопасности)
Учитель:
Заносим термины в таблицу учета знаний в раздел: Хочу знать.
Учитель:
Как вы думаете, что такое экологическая безопасность?
(Выслушиваем
ответы детей)
Учитель:
Где можно об этом прочитать?
(
Дети читают определение из учебника с. 30)
3.1.
Обсуждение путей защиты от вредного воздействия загрязненной окружающей
среды. Интерактивный метод обучения «Ковер идей».
Учитель:
− Ребята, посмотрите, какой красивый ковёр
из цветов! Ребята, почему существует проблема? Возьмите карточки с
текстами, прочитайте и обсудите в группах, как человек загрязняет окружающую
его среду. Далее возьмите листы бумаги и напишите, какая проблема
загрязнения окружающей среды существует?
(дети
в группах читают тексты на карточках, записывают причины возникновения
проблемы, вывешивают листы на доску и проговаривают проблему вслух)
Карточки
с текстами для выделения проблемы загрязнения окружающей среды:
Карточка
1.
В последние годы
наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными
газами автомобилей, причем их доля постоянно возрастает.
Особую
тревогу вызывает состояние воздуха в крупных городах. Загрязнение воздуха
происходит самыми разными способами.
Ещё одну
опасность, которую сразу можно и не заметить, − это кислотный дождь.
Выхлопы машин и дым из фабричных труб содержат азот и серу. Соединяясь
с влагой, которая содержится в воздухе, они образуют азотную и серную кислоты
− вредные вещества, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди губят
растительность и отравляют воду в реках, озёрах.
Карточка
2.
С атомных
электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы.
Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к
микробиологическим загрязнениям воды. Сельскохозяйственные земли могут
загрязнять воду органическими веществами, отходами животных. Кроме того,
поверхностные воды подвергаются загрязнению отходами животных и человека,
городскими и промышленными сточными водами.
Карточка
3.
Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с
непредсказуемым действием. В воде могут быть обнаружены повышенные
концентрации токсичных тяжелых металлов, нефтепродукты. Как
известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 миллионов тонн нефти.
Определенный вклад в загрязнение воды вносят и кислотные дожди. Они
способны растворять в грунте минералы, что приводит к увеличению содержания в
воде ионов тяжелых металлов
(
Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)
Физминутка.
Игра «Дерево». Цель: игра на использование снятия
волнения и напряжения.
Инструкция
для детей: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела,
глаза закройте. Представьте, что вы − дерево. Представьте себя сильным дубом,
стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги –
корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя
уверено и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не
ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы
легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы
– прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны,
успешны. У вас всё получится!
3.2.
Введение понятия «цепь загрязнения».
Учитель:
− Давайте рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей среды. От
завода, фабрики или работы машин загрязняется неживая природа- воздух, вода,
почва, что влияет на живые организмы и на людей в том числе. Загрязняющие
вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепь загрязнения.
Учитель:
− Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения.
(работа
в группе с карточками для составления цепи загрязнения)
Карточки
для моделирования цепи загрязнения:
Перевозка
нефти танкером;
Разлив
нефти
Нефтяная
пленка
Зараженная
нефтепродуктами рыба
Промысловая
добыча
Попадание
рыбы в пищу человеку
Заболевание
органов пищеварения
3.3.
Поиск решений проблемы.
Учитель:
- Что можно изменить, чтобы цепь
загрязнения исчезла?
(
Каждая группа предлагает свои пути решения)
(
Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)
3.4.
Индивидуализация поиска решения.
Учитель:
− Что лично каждый из вас может сделать, чтобы изменить существующую
ситуацию?
(Выслушиваем
ответы детей)
Учитель:
Что вы делаете для решения этой проблемы?
3.5.
Работа по учебнику.
Учитель:
На все ли вопросы вы ответили?
(
Дети мы не знаем правил экологической безопасности)
Учитель:
Где можно найти ответ на этот вопрос? ( в учебнике)
Работаем
по учебнику. Каждая команда работает со своим текстом и составляет правила
Экологической безопасности.
(Дети
работают в группах по учебнику. Представитель от команды знакомит всех с
правилами. Правила каждой команды наклеиваются в книжку- раскладушку)
(
Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)
4.
Подведение итогов урока. Стадия «Рефлексия».
4.1.Работа
с таблицей «ЗХУ», графа «Узнал».
Учитель:
−Что нового вы узнали на уроке? Отмечаем
в таблице «Узнал».
Урок
подходит к концу. Подведем итоги.
Вы
решили поставленную задачу и узнали, что такое экологическая безопасность и
правила экологической безопасности. Все команды работали на уроке активно и
получали только хорошие баллы. Значит вы справились с поставленной задачей
хорошо.
Кто-то
испытывал трудности? ( Ответы детей)
Учитель
Все группы работали успешно. Наибольшее количество баллов набрала.. .
команда.
Вы
закончили изучать тему : «Наша безопасность» и на следующем уроке мы
выступим перед учениками первых классов и подарим им книжку-раскладушку.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.