Кто
были эти люди?
Тема
урока: «Православная
церковь на Смоленщине в Литовский период»
(2часа)
Урок №1 : урок
изучения нового материала с использованием метода проблемного изложения и
работы с историческим документом по группам.
Цели: 1) воспитание гражданина и патриота своей Родины.
2) формирование
духовно-нравственного мировоззрения учащихся
3) показать, что
православные ценности являются основой нравственной культуры во все времена.
Задачи урока:
1)ознакомить учащихся с историческими деятелями и подвижниками в данный период;
охарактеризовать положение Православной церкви.
2) раскрыть значение понятий: Православие.
Католичество. Кревская Уния.
3)воспитать чувство личной сопричастности к
истории Отечества
4) выработать навыки работать в группах с
историческим документом, анализировать и отвечать на поставленные вопросы,
делать дополнения
Литература и оборудование: 1) АВ Карташёв. Очерки по истории русской церкви.Т1.-СП.: Изд-во
Олега Абышко, 2004; Библиополис(с.562-569)
2)МЮ Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий.
История православной культуры земли Смоленской: Учебное пособие-Смоленск:
Универсум, 2004. (с. 102-104)
Раздаточный материал для учащихся - печатный
вариант отрывков из Очерков истории русской церкви АВ Карташёва и прилагаемыми
вопросами.(См .в Приложении)
Оформление доски: 1) Эпиграф.
2) таблица с опорными словами, которая поможет
подготовиться к следующему уроку для решения кроссворда по теме.( См.
Приложение к уроку)
Ход урока:
1
.Мотивационная беседа
2.
План изучения нового материала.
I).
Великое княжество Литовское и православие( сообщение учителя )
2)
Как складывались взаимоотношения между православной церковью и властями Литвы?
(работа учащихся по группам с документами и вопросами к ним)
3.)
беседа по вопросам к документам и
решение
проблемных задач.
4)
рефлексия
5)
домашнее задание
Эпиграф: «Знайте, дорогие мои,
что молитва за врагов смягчает их сердца, и бывает, что они делаются даже
друзьями»
Преподобная Рахиль.
Старица Бородинская.
1
Мотивационная беседа.
Ребята! Мне нужна
сегодня ваша помощь, так как тема урока не простая . Мы будем работать с
дополнительными материалами и решать исторические задачи вместе. Нам
понадобится умение эти задачи перед собой поставить, слаженно работать в
группе, искать ответы на вопросы, анализируя текст. Этот урок я хочу
посветить(можно взять другой пример из соей жизни) директору нашей школы,
Соколову Владимиру Николаевичу, которого уже нет с нами, но именно он
предложил мне взять на себя ответственность и вести уроки по истории Православной
культуры земли Смоленской, ведь этот предмет делает всех людей добрее , а
Православная церковь - это наша история , в отличии от католической- помогает
нам жить в мире и согласии, и в единстве. В настоящее время всё больше
людей осознают , что Православие-это в действительности правильное толкование
нашего образа жизни , но так было не всегда. Ключевыми словами у нас сегодня
будут такие слова: Укрепление православной веры. Запишем в тетрадь тему урока . Я попрошу вас подумать , с какими
проблемами могла столкнуться наша Смоленщина , а точнее, Православная вера, в
период, когда поневоле входила в состав Литовского княжества .
Записи в ТЕТРАДИ.
Тема: Православная церковь на Смоленщине в литовский период. Первый
вариант записи
Проблема №1 .
Каково было положение православной церкви в Литовском государстве. (предполаг. ответ:
не простое)
Проблема
№ 2. Но, как знаем из истории , она выстояла. Какой
может быть следующий наш вопрос? Благодаря чему попытки литовских правителей в XV
веке подчинить Православную церковь Папе Римскому и Ватикану закончились
неудачно.( Предполаг. ответ: благодаря стойкости в Вере простого народа и
активному противостоянию православной иерархии)
Второй
вариант записи
Что хочу узнать на уроке
|
Что я могу сказать по этому
вопросу в конце урока.
|
1.
2.
|
|
План изучения
нового материала.
Обратите
внимание на доску. По ходу рассказа нам надо выяснить , что означают
эти даты, написанные на доске 1404-1514, 1385, 1458-1459
Вспомнить,
что означают эти понятия: Православие, Католичество, Кревская Уния,
Епископ
Кто
были эти люди: Миндвог, Гедимин, Ольгер, Ягайло, Витовт, Анна, Софья,
Свидригайло; Герасим
1. Великое княжество
Литовское и православие.
Православная церковь поднималась и мужала
с подъёмом и возмужанием Руси. Этот путь вместе с церковью проделали святые и
подвижники, порой оставшиеся никому неизвестными.
В самостоятельное княжество Смоленское
княжество обособилось к 12-му веку.
Что же представляет собой Литва?
Литовские племена, жившие в междуречье
Немана и Вилии, были язычниками. Они отставали в развитии от соседних русских
княжеств.
В начале XIIIв. Литовские племена
объединились в союзы, что бы защищаться от агрессии немецких рыцарей. Литовским
князем стал Миндвог.
В начале XIVв. Литва сумела подчинить
себе почти всю территорию Белой Руси, за исключением Смоленских земель.
Королём ВКЛР стал князь Гедимин.
В новом государстве уже поклонялись
христианским святыням. И население осознавало себя православной Русью. Князья
ВКЛР женились на русских княжнах.
Сын Гедимина Ольгерд в 1375 г. ратью
к Смоленску ходил.
« Всю землю Смоленскую повоевал и
попленил».
Сын Ольгерда- Ягайло женился на
польской принцессе и стал королём Польши. Он обещал ввести католичество во всех
своих землях и дать католикам особые привилегии. Это было записано в Кревской
Унии 1385 года. На другой год после брака Ягайло, в 1387 г. выполняет клятвенное
обещание. Крестит до 30 тыс. человек в католичество. Утверждаются латинские епархии
В 1395 г. литовские войска первый раз
взяли Смоленск. При въезде в Смоленск великого князя Витовта перед ним несли
католический крест и исполняли гимны на латыни. В 1404 г. Витовт окончательно
захватил Смоленск. Сам он был женат на дочери смоленского князя Анне, а свою
дочь Софью выдал замуж за Великого князя Московского Василия Дмитриевича. К
Православию Витовт относился бережно С 1404 года- по 1514 год Смоленск
находился под властью Литвы.
В 1458-1459гг. Русская Православная
церковь разделилась на 2 митрополии : Московскую и Киевскую, в которую вошли
епархии Великого княжества Литовского и Смоленская в том числе.С
Свидетельством сложности взаимоотношений
между Православной Церковью и властями Литвы служит следующий пример.
ЗАДАНИЕ: В нашем параграфе №2 стр.
103 последний абзац первого пункта об этом нам сообщает. Зачитать.
Вывод: наряду с разрушениями храмов в
военное время могут от властей пострадать и епископы, защищавшие веру.
2. Как
складывались взаимоотношения между Православной церковью и властями Литвы?
Ответ на наши проблемы найдём все вместе, работая по группам, каждый принесёт
свою соломинку.
Приложение к разработке.
Раздаточный
материал для первой группы или нескольким группам. ( По усмотрению учителя
использовать дифференцированный подход)
«………Главным
препятствием для имперского единства Польши, по средневековым государственным
понятиям, было разноверие. Нужно было как-то сводить Православие на нет. Самой
ранней в этом направлении, смелой мерой является Городельское постановление
1413 г., подписанное королем Ягайлом с литовским великим князем Александром
Витовтовичем (по-польски Витольдовичем), чтобы впредь на высшие государственные
должности в Литве назначались только лица римо-католического вероисповедания.
Другим симптоматическим пунктом этого постановления было открытое запрещение
вновь строить и даже возобновлять православные храмы. Само по себе это обидное
для православной стороны постановление обострялось еще немедленно открывшимися
претензиями расширяющегося латинства к отыманию сравнительно малолюдных
приходских православных храмов и передачи их, под разными предлогами,
римо-католикам. Такая процедура не могла пройти без конфликтов и даже насилий с
латинской стороны. Положено начало прямому гонению на Православие……..»
Вопросы к тексту:
1.
Как назывался документ 1413 года, подписанный Ягайло и Александром
Витовтовичем .
2.
По условиям этого документа на государственные должности в Литве можно было
назначать только каких лиц?
3.
Можно ли было строить православные храмы?
4.
Какова судьба уже существующих Православных храмов?
Ответы: 1) Городельское постановление
2) Лиц римско-католического вероисповедания
3) Нет.
4) Передавались католикам.
Вывод
учителя: «Положено начало прямому гонению на Православие.»
Раздаточный материал для второй группы.
« ……..Особенно
разрушительным, даже растлевающим образом на всю мораль иерархии и клира
действовало право «подавания» именно епископских кафедр. В московской части
Русской церкви, за исключением специфически демократического Новгорода,
совершенно отчетливо в татарский период сложился, условно говоря,
административно-бюрократический порядок замещения епископских кафедр. Сначала
местный, а потом и один только великий московский князь созывал около себя
«освященный Собор» из главнейших духовных сановников и предызбирал кандидата на
архиерейство, который и поставлялся «по изволению великого князя и освященного
Собора». Народ-масса не выражал никаких претензий вмешательства в это дело
высших властей. В Литве этот процесс носил в себе, условно говоря, черты
широкого демократизма. Великий князь, при участии других князей, бояр,
игуменов, священников и всего «людства» епархии, избирал кандидата. Правда, с
течением времени «людство» , т. е. мирянская масса, было устранено, и только
король вместе со знатными лицами тоже административно -бюрократически заменял
прежнюю «соборность».''Православная епископская кафедра и архимандричье место
великого монастыря стали рассматриваться в атмосфере патронатского права как
просто одно из почетных и хлебных мест кормления и вознаграждения за заслуги
государственные и военные. Забвение прямого смысла и назначения этих церковных
должностей как органов чисто церковных доходило до того, что эти места в
некоторых случаях католическим правительством продавались просто за большие
деньги, вносимые в королевскую казну. Чисто финансовый интерес к этому делу вел
к тому, что купивший кафедру или жалуемый ею за военные и государственные
заслуги был православный шляхтич (дворянин), который по своему безбрачному и
вдовому состоянию мог бы получить священный сан, в данном случае епископский.
Обе стороны подходили к этому вопросу с чисто денежной стороны и потому
создавалось временное положение: шляхтич, обладавший документом на владение
данной кафедрой, получал звание «нареченнаго владыки». Нареченный иногда и не
думал становиться священнослужителем и просто продавал свое право на все это
доходное имущество другому лицу за деньги, как недвижимую хозяйственную
собственность. Эта купля-продажа епархиальных постов вела к тому, что еще
занятые живыми епископами епархии через ходатайства у верховной королевской
власти передавались в руки других соискателей. А королевская канцелярия за
взятки, а может быть, и просто для унижения Православия, продавала право на
епископские кафедры одновременно двум соискателям. И последним предоставлялась
возможность насильственным, военным путем захватывать проданную им кафедру и
драться между собой, как псы из-за брошенной кости. Ниже мы расскажем о войне
двух претендентов на Брестскую кафедру: Феодосия Лозовского с Ионой Красненским…………»
Вопросы
к тексту. 1. Продолжите предложение. « Особенно разрушительным даже
растлевающим образом на всю мораль иерархии действовало ………………….»
2.Участвовал ли народ в Литовском государстве в
избрании кандидата на место епископа?
3.Найдите доказательства в тексте, подтверждающие, что сложившийся порядок
подачи, то есть назначения епископов . не ради веры, а ради наживы –способствовал
моральному разложению, а не укреплению веры.
Ответы.
1) ….Право «подавания» именно епископских кафедр
2) Сначала - да, потом - нет.
3) А королевская канцелярия за взятки, а может быть, и просто для
унижения Православия, продавала право на епископские кафедры одновременно двум
соискателям. И последним предоставлялась возможность насильственным, военным
путем захватывать проданную им кафедру и драться между собой, как псы из-за
кости.
Вывод: Карикатурный способ замещения епископских кафедр - этого
мозга церковной власти, стал для латино - польского правительства наилучшим
путём принижения и ослабления Православия.
Раздаточный материал для
третьей группы.
«Смоленщина и православная церковь на
рубеже XV-XVI вв.»
Рубеж XV-XVI вв. был временем очень суровых испытаний для
православного населения Литовского княжества. В этот период предпринимаются
особо активные попытки ввести католичество в Смоленских землях. В 1500 г.
епископ Виленский даже выпросил у папы римского особую грамоту (буллу), разрешавшую
католическому духовенству казнить смертью еретиков и язычников (нередко под это
определение подпадали православные). Бывали случаи, когда насильно крестили
детей из православных семей в католическую веру..
Всё это вызывало активное сопротивление со стороны Православной
церкви и местного населения. Во многом подобная политика Ватикана и
великокняжеской власти в Литве способствовала усилению тяги смолян к переходу
под власть Великого князя Московского.
Церковь оставалась хранительницей лучших традиций культуры нашего
края. Об этом свидетельствует «Летопись Авраамки» , составленная при дворе
Смоленских епископов монахом Авраамкой. Автор хорошо был знаком со
священным Писанием и трудами таких богословов, как Афанасий, Илларион Новый …
Это говорит о том, что сохраняется духовная православная школа.»
Вопросы к тексту.
1) Почему рубеж XV- XVI вв был самым опасным для православного населения.
2) Как в 1500 г епископ
Виленский поступал с еретиками, язычниками, православными?
3)Что свидетельствует о
сохранении православия?
Ответы: 1). Активные попытки ввести католичество. 2). Казнил
детей или насильственно крестил в католическую веру. 3).Летопись Авраамки.
Оформление доски.
Ключевое слово: Утверждение Православной веры.
3.Обсуждение
по вопросам после подготовки по группам .
4. Решение
проблемных задач с последующими записями в табличку: Что я могу сказать по этому
вопросу в конце урока? (См. таб. в нач. урока)
5. Рефлексия.
-понравилась ли такая форма работы?
-на каком
этапе почувствовал усталость?
-какой
материал запомнился легче всего?
-какой
вклад ты внёс в работу класса?
-на какую
оценку сегодня работал?
-что
мешало работать лучше?
6. Домашнее
задание: §2, п. 1-2 стр. 102-104. Записи в тетради: решение проблемных задач;
составление кроссвордов и Презентаций к уроку по желанию.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.