Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок №1. Лес и его обитатели.

Урок №1. Лес и его обитатели.

Скачать материал

Урок №1. Лес и его обитатели. Окружающий мир. УМК ПНШ ("Перспективная начальная школа")

·         Каторгина Елена Анатольевна, учитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе


Задачи урока:

-повторить материал о растениях и животных леса;

-углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы.

(Слайд 1 (См. презентацию))

Ход урока

- Ребята, мы сегодня начинаем новую главу ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.

- Какие ты знаешь природные сообщества?

( Это- лес, луг, поле, пресный водоём, болото.) (Слайд №2)

- А тему нашего урока вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

http://festival.1september.ru/articles/560393/img1.gif

1.Хвойное дерево. (Лиственница)

2.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками
. (Орехи)

3. Пусть я птичка – невеличка.
У меня, друзья, привычка-
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда
. (Снегирь)

(ЛЕС)

(Слайд 3)

- О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг?

- Растения: ель, тополь, сосна, малина, калин, дуб, кедр и др.

Животные: лиса, волк, медведь, заяц, лось, белка, барсук и др.

-Есть ли в родном крае леса?

-Да.

-Это тайга, смешанный лес или лиственный? (работа со Словариком в конце учебника. Учащиеся узнают, что тайга – это северные леса, в которых преобладают хвойные деревья – ель, пихта, сосна, лиственница, редко в тайге встречаются берёзы, осины, ольха. Смешанный лес – это лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья. Лиственный лес – это лес, в котором преобладают лиственные деревья, встречаются сосны, ели, лиственницы. Учащиеся по собственным наблюдениям определяют вид леса в родном крае.)

(Слайд №4)

- В Краснодарском крае в Предкавказье есть и лиственные, и хвойные, и смешанные леса, широколиственные леса, состоящие из дуба, граба, клёна, орешника, кизила. Леса Кубани отличаются не только красотой, но и породами необычайной ценности. В крае сосредоточено около 30% дубрав, свыше 80% буковых и примерно 90% каштановых насаждений России.

-Какие животные и растения встречаются там?

- В широколиственных лесах водятся косули, медведи, волки, шакалы, енотовидные собаки, лисы, кабаны, зайцы, олени. Утром лес и долины предгорий наполняются пением различных птиц - это сороки, дрозды, кукушки, сойки, трясогузки, иволги, совы, филины, скворцы, щеглы, зимородки, синицы, тетерева, индейки, дятлы.

(Слайд 5)

-На правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся уникальный массив Красного леса, где растут дуб, тополь, крушина, орешник, боярышник, шиповник, тёрн.

- Подумай и ответь на вопрос: что такое лес? (уточнить ответы поможет работа с текстом параграфа. Лес нередко называют “царством деревьев”, но это не совсем верно. Деревья – очень важная, но не единственная часть леса. Лес невозможно представить без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов, лишайников, грибов. Всем им для жизни нужны свет, вода, воздух, питательные вещества. Однако они приспособились жить рядом, сообща, не мешать друг другу.

- Как им это удаётся? Костя Погодин заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько “этажей”, или ЯРУСОВ. Соглашаешься ли ты с ним?

(Работа в парах: чтение текста. Дифференциация. Один из учащихся рассказывает другому какие деревья образуют верхний и третий ярусы, его сосед – низкорослые и лесные травы, нижний ярусы.)

(Слайд 6)

(Работа в группах по 4 человека. Деление на группы происходит по наличию у ребёнка цветной карточки, определённого цвета.)

- К какому из ярусов принадлежат следующие растения?

(Слайд №7 - 8)

Проверка. (Слайд №9)

Клён- первый ярус

Осина-первый ярус

Малина- кустарник

Мох – нижний

Рябина – низкорослые

Орешник – кустарник

Черника – лесные травы

Черёмуха – низкорослые

(За каждый правильный ответ выдаётся жетон, по количеству жетонов выявляются победители и оцениваются. Если группа выполнила всё верно то всей группе выставляется оценка “отлично”).

-Подводя итог этой части урока, учитель ещё раз подчёркивает, что ярусность в лесу помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу. Корни растений тоже располагаются ярусами и не мешают друг другу.

(Слайд10)

-Что же помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу? (Выслушиваются ответы детей.)

- Оказывается, это разный срок цветения. Например, ранней весной, когда на деревьях ещё нет листьев и они не мешают солнечному свету проникать до самой поверхности земли, расцветают первые травянистые растения – первоцветы, перелески, ветреницы.

Организуется работа в парах. Дети рассматривают рисунок леса. Один из учащихся рассказывает, сколько ярусов растений изображено на рисунке. Его сосед рассказывает, кто из животных на каком ярусе живёт.

Предлагается одной из пар озвучить свой ответ. Ученики дополняют ответы товарищей и оценивают.

-1ученик: 4 яруса - первый ярус, низкорослые, кустарники, травянистые.

2ученик: в первом ярусе живут дятлы, ястребы, насекомые; в низкорослом ярусе живут белки; листьями деревьев и кустарников питаются кабаны и зайцы; в траве живут грызуны и ежи. (Оцениваются ответы учащихся. )

Расширить и дополнить ответы учащихся поможет работа с текстом учебника. Они вслух читают текст параграфа, узнают о животных – обитателях различных ярусов.

Закрепления материала.

Учащиеся выполняют задание №18 в Тетради для самостоятельной работы. Ученики рассматривают рисунок леса в учебнике на с.46, сравнивают его с незаконченным рисунком в своей тетради на с.15. Дополняют его рисунками животных, проживающих на разных ярусах. (Взаимопроверка.)

Итог: кому на уроке было трудно усвоить тему? Почему? Что нужно сделать, чтобы всё было понятно? Что понравилось? Что не понравилось?

-На следующем уроке мы продолжим эту тему. Вы можете подготовить сообщение о животных леса. Сообщение должно быть интересным, содержать малоизвестные одноклассникам сведения. Обязательно надо рассказать, чем питаются животные и какие у него враги.

Литература

1.Автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В. и др. Учебник “Наш мир” М: Академкнига/Учебник, 2003-2004, 2005.

2. Автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Учебник – хрестоматия “Наш мир знакомый и загадочный”

М: Академкнига/Учебник, 2003-2004, 2005.

3.Картинки в интернете.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок №1. Лес и его обитатели."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по охране труда

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок №1. Лес и его обитатели. Окружающий мир. УМК ПНШ ("Перспективная начальная школа")

·         Каторгина Елена Анатольевна, учитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе

Задачи урока:

-повторить материал о растениях и животных леса;

-углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.

 

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 994 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 516
    • DOCX 21.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Каторгина Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Каторгина Елена Анатольевна
    Каторгина Елена Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 15443
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 121 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 091 человек

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе