Тема: Фестиваль заповедников Крыма
Цели и задачи:
1. Совершив заочное
путешествие, познакомить учеников с заповедными местами Крыма.
2. Обратить внимание
на проблемы исчезновения животного и растительного мира и их охрану.
3. Воспитывать
чувство ответственности за окружающую нас природу.
4. Учить видеть
прекрасное в природе.
5. Развивать
творческие способности учеников.
Тип: урок-конференция
Ход мероприятия
I.Организационный момент
Учитель приветствует участников фестиваля, озвучивает
цели и задачи мероприятия, знакомит учащихся с планом мероприятия и открывает
фестиваль эпиграфом с кратким его толкованием, после чего предоставляет слово
ведущим фестиваля…
Cлова
учителя
« Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с
ней»,-писал Л.Н.Толстой более ста лет тому назад. Вот только природа со времен
Толстого и даже гораздо позже, когда наши бабушки и дедушки были детьми,
окружала совсем другая, чем эта, среди которой мы живем. Реки тогда спокойно
несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом
небе ничто, кроме птичьих голосов, не нарушало тишину. А совсем недавно мы
поняли, что всего этого: чистых озер и рек, дикого леса, нераспаханных полей
степей, зверей и птиц – становится все меньше и меньше. Безумный век принес
человеку вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень
важна проблема сохранения окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей
работой, порой трудно было заметить, как бледнеет природа, как трудно было
когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой,
кто ее наблюдает и изучает, - ученые, писатели, работники заповедников, многие
другие, - обнаружили, что природа нашей планеты скудеет. И заговорили об этой
проблеме, чтобы задумались все люди планеты.
Просмотр видеофрагмента «Крым_Crimea_Мой_Край»
Слово предоставляется ведущим сегодняшнего
мероприятия
Ведущий 1
Природно-заповедный фонд Крыма
является важнейшим показателем эталонно-научного и природно-ресурсного
потенциала полуострова. Он играет большую роль в сохранении ландшафтного и
биологического разнообразия региона.
Ведущий 2
Заповедное дело в Крыму имеет более
чем вековую историю. Первой документально заповеданной территорией в Крыму стал
"Заказник горного леса" в районе Центральной котловины современного
Крымского природного заповедника. Он был учрежден в 1896 году Управлением по
императорским охотам на месте функционировавших с 1870
г. царских охотничьих угодий.
Ведущий 1
Реальные шаги по выявлению и
заповедной охране наиболее ценных природных комплексов на полуострове были
предприняты только в 1917, 1918 и в 1920-е годы ХХ столетия по инициативе
известных отечественных ученых - А.П. Павлова, И.И. Пузанова, Г.Ф. Морозова и
Е.В. Вульфа.
Ведущий 2
На основе исследований ученых к XXI
столетию на Крымском полуострове сформирована достаточно репрезентативная
система заповедных территорий различного таксономического ранга, включающая
уникальные и типичные ландшафты и местности. Общая заповедная площадь в Крыму
достигла 1550,8 кв. км, или 5,7% территории полуострова (с прибрежными
акваториями). Здесь (включая земли Севастополя) находится 155 особо охраняемых
ландшафтных комплексов, а именно: 6 природных заповедников, 33 заказника, 73
памятника природы, 34 парка-памятника садово-паркового искусства, ландшафтных и
дендрологических парков и 9 заповедных урочищ.
Ведущий 1
Наибольшее количество заповедных
территорий приходится на Крымское Субсредиземноморье, однако по площади
заповедная насыщенность ландшафтов Крыма значительно выше на Главной Крымской
гряде (Горный Крым). Значительно меньше развита заповедная сеть в Крымском
предгорье, Керченском холмогорье и особенно в Равнинном Крыму. В целом
заповедная насыщенность ландшафтов Крыма гораздо выше средних аналогичных
показателей по Украине, однако вдвое ниже уровня, который рекомендуется
Международным Союзом Охраны Природы (IUCN) как оптимальный показатель для
регионов планеты Земля.
Ведущий 2
Сегодня мы более подробно познакомимся с
такими природоохранными территориями, как заповедники.
Ведущий 1
Заповедник - участок территории (акватории),
на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс.
Заповедными обычно объявляются местности, типичные для данной географической
зоны (области) или содержащие ценные в научном отношении природные объекты
(виды растений и животных, типы ландшафтов, минералы и т.п.). К
заповедникам относят также музеи-заповедники, которые могут включать
целый город или какую-либо его часть, усадьбу, парк, представляющие особую
историческую, историко-художественную или мемориальную ценность.
Ведущий 2
В Крыму насчитывается 6 заповедников: Крымский природный
заповедник, Ялтинский горно-лесной заповедник, Природный заповедник "Мыс
Мартьян", Карадагский природный заповедник, Казантипский природный
заповедник, Опукский природный заповедник.
Ведущий 1
Итак, начнём знакомство с каждым из них...
II. Изложение материала
Выступления учащихся с заранее подготовленными презентациями.
III. Заключение
Cлова
учителя
И закончить сегодняшнее мероприятие хотелось небольшим
видеопутешествием. Итак, внимание на экран…(учащимся предлагается просмотреть небольшой
видеофрагмент, посвященный заповедникам мира. В завершении просмотра звучит
стихотворение «Это называется природа», в исполнении участника мероприятия)
Это называется - природа
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой дивный добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас – много, а она – одна!!!
IV. Подведение
итогов
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.