Инфоурок География КонспектыУрок - воображаемая экскурсия: «Виртуальное путешествие в Древний Китай. Культура древнего Китая»

Урок - воображаемая экскурсия: «Виртуальное путешествие в Древний Китай. Культура древнего Китая»

Скачать материал

Ярошинская Светлана Эдмундовна

Учитель БОУ «Средняя Общеобразовательная школа № 104» города Омска

 

Тема урока: «Виртуальное путешествие в Древний Китай. Культура древнего Китая»

тип урока: Урок - воображаемая экскурсия. Комбинированный урок с элементами игрового занятия (театрализованного представления).

Задачи:

Образовательные: остановиться на особенностях древней китайской культуры;

Развивающие: дать представление  о высоком уровне развития культуры Китая; приобщить учащихся к культуре древних народов, вызвать интерес к богатой истории этих стран.

Воспитательные: вызвать интерес учащихся к культуре древнего Китая

Оборудование: презентация «Культура Древнего Китая»,   «китайская шкатулка».

                           Видеоматериал,   музыка Древнего Китая.

                                                  Ход урока:

1.      Организационный момент

2.      Повторение домашнего задания.

- Географическое  положение  Китая;

- Природные условия;

- общая характеристика китайского общества;

- хозяйство и занятия.

      

       3. Изучение нового материала.

                 План.

1.      Характеристика древней китайской культуры.

2.      Архитектура.

3.      Одежда.

4.      Китайская кухня.

5.      Чайная  церемония.

6.      Китайские иероглифы.

7.      Золотой век китайской философии.

8.      Китайская музыка – одно из культурных сокровищ Поднебесной.

9.      О компасе и других достижениях древних китайцев.

 

4.      Рефлексия

Игра «Китайская шкатулка».

5.      Домашнее задание: написать рассказ по культуре Древнего Китая.

 

Здравствуйте дорогие ребята и гости. Сегодня мы побываем с вами в гостях у жителей

древнего Китая. Познакомимся с их культурой, гостеприимством, узнаем об их быте и традициях. Тема нашего урока: «Культура Древнего Китая».

     Китай – удивительная страна, страна с богатейшими традициями, которые уходят корнями глубоко в историю. Это государство церемоний и этикета. Раньше китайцы приветствовали друг друга с помощью рук, сложенных ладонью к ладони перед грудью, и поклона. С помощью поклона передают уважение к человеку. Давайте поприветствуем друг друга.

  Что это за страна такая- Китай. На прошлом уроке мы уже выяснили месторасположение, природные условия, общественный строй Древнего Китая.

  Учащиеся 6 класса подготовили сообщения:

- о географическом положении Китая;

-о природных условиях Китая;

- общая характеристика китайского общества;

- о хозяйстве  и занятиях в Китае;

- производство шелка.

  -На северо-восток от Индии, за высокими горами Гималаями, находится Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а Скалистым морем — Тибет, горный край по ту сторону Гималаев.

      В Китае текут две большие реки — Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. В плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот.

Случалось, что во время разлива Хуанхэ затопляла большие территории с сёлами и полями. Поэтому её называли ещё «Рекой, надрывающей сердца» и «Бичом Китая». Со временем люди научились бороться с паводками. Они строили плотины и рыли каналы.

Природные условия Китая

   В бассейне Хуанхэ в те далекие времена обитали животные жаркого пояса: слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды. Местность была покрыта широколиственными лесами, бамбуковыми зарослями, болотами и озерами и отличалась жарким, влажным климатом. Великие долины Северного Китая с их речными наносными почвами были исключительно благоприятны для земледелия. Ветры приносили сюда достаточное количество осадков, так что ирригация была непременным условием земледелия. В долине Хуанхэ часто затоплялись огромные пространства. Осадки выпадали нерегулярно: чрезмерные ливни сменялись засухами. Южный Китай покрыт вечнозелеными джунглями – территория не освоена.

   Великие реки Китая  очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей.

    Как и другие народы, В древнейшую пору своей истории древние китайцы поклонялись силам природы. Они их представляли себе в виде добрых и злых духов и демонов. Повелителем дождей, грозы, речных вод и всех подземных сил был дракон. Со временем дракон стал символом царя.

   Китайцы почитали пять священных гор, самой главной считали Тайшань. Её называли «мировой горой», которая соединяет небо и землю. Наиболее сильная клятва китайцев начиналась словами: «Пока Хуанхэ не обмелеет, пока Тайшань не сровняется с землёй, клянусь…».

Хозяйство древних китайцев-Основная еда китайцев — рис. Выращивать рис тяжело. По колено в воде вспахивали крестьяне поле и сеяли рис. Поля со всех сторон ограждали невысокими земляными плотинами. В плотине делали ворота, через которые пропускали воду на поле из рек и каналов.

Собранный рис толкли в ступе и готовили из него разную пищу. Чаще всего рис просто варили и ели деревянными палочками, которыми китайцы пользуются и сейчас, как мы с вами ложками и вилками.

Шелководство- Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Производство шёлка китайцы держали в строжайшем секрете. Шёлком торговали с другими странами. Во II в. до н. э. был проложен Великий Шёлковый путь. Через горы, степи и пустыни караваны верблюдов везли китайский шёлк на Запад.

Психологическая минутка

  Вы уже  устали и сейчас мы с Вами отдохнем с помощью гимнастики «Цигун».

Встаньте, пожалуйста. Поставьте ноги на ширине плеч, колени чуть согнуты, спина прямая, шея чуть наклонена вниз . Ладошки нужно собрать в виде лодочки- в них концентрируется энергия. Глаза закрыть, мышцы расслаблены, все плохое выбросили из головы. Готовы? Начинаем наше упражнение - Поднимите руки до уровня пупка. Ваши ноги – это корни дерева, тело-ствол, руки-ветви. Подышите.

А теперь представьте, что над головой собрались тучи, начался дождик и потоки воды омывают тело, унося усталость.

А вот вас осветило солнышко. Оно согревает и осушает влагу. Организм наполняется силой и энергией. Легкий ветерок раскачивает деревце из стороны в сторону. Легко и плавно. Повращайте кисти рук, встряхните. Вы самые лучшие, вы самые счастливые.

Итак,  ребята продолжаем наше путешествие.

 

Слайд №4 --История Китая считается одной из самых древнейших в мире, она включает пять тысяч лет исторического и культурного развития. За это время китайцы много воевали и захватывали земли, на страну тоже постоянно осуществляли набеги племена кочевников или войска соседних держав. Однако, несмотря на все это, традиции Китая продолжали формироваться и развиваться. Именно в Китае еще в древности возникла письменность, китайцы первые начали применять для написания бумагу, китайские мастера делали хорошее оружие, а искусство боя стало примером для воинов других стран.

 

Слайд №5 - Китайцы очень почтительно относятся к своим предкам, к природным богатствам и предметам искусства. Практически каждый уголок в Китае наполнен историей и культурной ценностью.

Слайд №6 культурный символ Китая.

Слайд № 7. Китайская культура является одной из древнейших.

1.      Характерные черты китайской культуры:

Ø  обращение к ценностям реальной земной жизни;

Ø  определяющая роль  традиций, обычаев, ритуалов и церемоний;

Ø  обожествление силы природы. Небо- это верховное божество для китайцев, поэтому страну они именуют Поднебесной. Существует культ Солнца и других светил, культ гор и воды.

 

2.      Архитектура древнего Китая


  Жилище – это область культуры, которая

формировалась в течение длительного времени. На развитие жилища оказали влияние многообразные факторы.

 “Не зная, в каких домах жили люди в определенную историческую эпоху, нельзя составить достаточно яркого и конкретного представления о самой этой эпохе».

Знание жилища помогает решению многих проблем этногенеза, хозяйства, семейного и

общественного быта, верований, искусства.

Из древних китайских источников известно, что существовали две первобытных формы жилища: гнезда и пещеры. 


     В Китае, здания, как дворцы, храмы и жилищные дома обычно построятся как комплекс. Строительный комплекс можно разделить на здания вокруг центральный дворец, а затем на отдельные номера. Большинство зданий строго следует принцип «оси в центре с симметричными крыльями». Таким образом, здания выглядят симметрично на левой и правой сторонах. Такая структура древней китайской архитектуры отразила эстетический стандарт гармонии и симметрии в древнем Китае.

 

3.      Одежда китайцев.

     Традиционная одежда китайцев менялась в зависимости от эпохи и была разной для знатных и простолюдинов. В древности различие в одежде в зависимости от положения в чиновничьей иерархии определялось термином «пять одежд» («у фу»): одежды Сына Неба (императора), одежды правителей вассальных княжеств, одежды их министров, одежды аристократов двух рангов. Необходимой деталью одежды был головной убор, который также зависел от ранга. Снимать головной убор даже в помещении было недопустимо. Также непозволительным считалось обнажать и какую-либо часть тела. Обувь являлась необходимой частью туалета, хождение босиком вне дома было неприличным, однако при входе в помещение обувь снималась. Ношение обуви и головного убора считалось отличительными признаками китайца и китайской культуры, выделяющих их среди живших вокруг варваров. Такое же символичное значение имела и прическа. В древности китайские мужчины и женщины не стригли волос, а укладывали их в сложные прически. Позже даже возникла традиция: когда подстригали волосы или ногти, их складывали в особый ларец на сохранение.

   Мужской официальный костюм делился на три основных категории по внешнему виду: «бяньфу» — народное одеяние, состоявшее из халата до колен и юбки до щиколоток, «чанпао» — длинный халат от плеч до пяток («чанпао» носили также и женщины) и «шэньи» — похоже на «бяньфу», но обе части сшиты вместе.

      Среди китайских женщин распространено ношение ярких цветов, особенно красного. Мужчины склонны к более темным тонам. Китаянки любят носить различные яркие украшения — особенно перстни, броши, блестящие заколки.

   Красавице полагалось иметь высокий лоб, выразительные, глубокие, словно омут, глаза, маленький ротик с ярко-красными губами, ровные белоснежные зубы, нежную кожу, крохотные изящные ручки и ножки. Одним словом, китайцы хотели, чтобы женщина походила на фею.

 

 

Китайская кухня

   Кулинарное искусство Китая начало складываться с возникновением самой китайской цивилизации. Китайцы создали утонченные способы приготовления пищи, как минимум 3000 лет тому назад. Об этом свидетельствуют археологические находки (бронзовые горшки, ножи, кухонные доски, лопатки, черпаки и т. п.) в городе Аньян провинции Хэнань. Еще в период Чуньцю («Весны и Осени») и Чжаньго («Воюющих царств») — 770—221 гг. до н. э.— в Китае стали появляться рестораны для широкой публики, а примерно 1500 лет назад была написана первая в мире кулинарная книга. Это говорит о том, что уже в то время кулинарное искусство являлось предметом исследования.  

   Любимые продукты китайской кулинарии — овощи, грибы, рыба, свинина, курятина, мука, сахар, растительное масло.

   В Китае есть поговорка: «Китайцы не придают особого значения одежде, но предпочитают вкусно поесть». Это соответствует действительности. Требующее тщательного, очень аккуратного, порой даже ювелирного труда умение готовить пищу и составлять красивые блюда стало в Китае настоящим искусством, к которому относятся весьма и весьма серьезно. Китайцам не знакомо наше понятие «перекусить», ибо прием пищи расценивается ими как момент приобщения к культуре нации, основным девизом формирования которой были «терпение и неторопливость». Китайцы "едят, не прикасаясь руками к пище". Палочки для еды, вошедшие в обиход несравненно раньше других столовых приборов, отражали общественное положение владельцев. Простонародье ело палочками из бамбука. У людей побогаче они были из сандалового дерева. Знать и купечество отправляли кушанья в рот палочками из слоновой кости. Ну а императору и его наместникам полагались серебряные палочки. Считалось, что они темнеют от соприкосновения с ядом и могут предупредить хозяина об опасности. В китайском доме у каждого члена семьи палочки, разумеется всегда свои, как и зубные щетки. Едят в Китае буквально все, особенно на юге. Как шутят гуанчжоусцы: «Можно есть любое животное на четырех лапах, кроме стола, и любую птицу, кроме самолета».

   Застолье в Китае имеет свои особенности.

Перед началом трапезы предлагают чай, а в заключение ее подают суп.

Выпить чаю прежде, чем сесть за стол, очень полезно. Это все равно, что прогреть мотор перед выездом из гаража.

 

Чайная церемония

Видео, сценка «Чайная церемония»

Сценка:

Учитель: Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.

1 ученик - Фу, какая гадость! Оно горчит. Вяжет, да и запах имеет странный …

2 ученик - Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велеки: попомни мои слова, за этим питьем большое будущее!

 Комментарии учителя: «За этим питьем будущее»

Древний китайский врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире.

Белизной он подобен нефриту,

Тонкостью - бумаге,

блеском подобен зеркалу,

 звонкостью - цимбалам?

    Кто из вас знает, из какого материала должны быть изготовлены чашки, чтоб соблюсти правила китайской церемонии. (Фарфор, белый цвет)

    В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

 

 

Бумага. Письменность. Литература.

   В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали.

Задания и вопросы к учащимся: А для чего его использовали? Ответ: полученную бумагу использовали для письма.

   Китайцы самостоятельно создали письмо. Это произошло более трех тысяч лет назад  (можно отметить, что китайское письмо – одно из древнейших в мире.

Умение писать иероглифы не только правильно, но и красиво требовало большого усилия и даже художественного таланта. В Китае высоко ценилось искусство каллиграфии- красивого написания иероглифов.

Слайд № 26.

Эпоха Чжаньго стала золотым веком китайской философии, в этот период складываются все основные философские течения — конфуцианство, даосизм и легизм.

Основатель конфуцианства — Кун-цзы (551-479 до н.э.) Он считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.

Правила поведения женщины в Китае

   При общении с женщинами в Китае действует старое конфуцианское правило: «Когда мужчина и женщина дают или берут что-либо, они не должны касаться друг друга». Касаться женщины, брать под руку, помогать одевать пальто — недопустимо. Не принято также уступать женщине место, открывать перед ней дверь. Женщины в Китае — полностью равноправны с мужчинами в работе, и часто занимают ответственные должности. Тем не менее, по китайской традиции, женщина должна быть скромной. Для нее недопустимо курить, не одобряется и употребление женщиной в компании спиртных напитков.

 

    Примерно одновременно с конфуцианством в Китае возникло другое влиятельное религиозно-философское течение — даосизм, основателем которого считается легендарный Лао-Цзы. В учении главное внимание уделяется законам, действующим в природе. В основе даосизма лежит идея о дао-пути, или учение о «пути природы», о вечной изменчивости мира. Свое кредо Jlao-Цзы формулирует так: «Человек следует законам Неба. Небо следует законам дао. а дао следует самому себе».

 

- Китайская музыка – одно из культурных сокровищ Поднебесной. Как и сам Китай, национальная музыка имеет историю в 5 тысяч лет. Однако изначально она использовалась не для услаждения слуха, а как средство исцеления тела и души.

Сообщения о музыке, о компасе.

  Одним из замечательных изобретений, сделанных в Китае, был компас. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.

    В науке систематизируются накопленные знания. В математике используют отрицательные числа. В астрологии расширяется карта звездного неба, наблюдают за солнечными пятнами, изобретается первый небесный глобус. В медицине используются 36 трактатов о болезнях  и фармакологии. Изобретен  сейсмограф. «Исторические записки" (130 томов) – первый исторический трактат. Процветала поэзия. Наиболее известными произведениями являются ода "Красавица" и песенка «Удочка» Сыма Сянжу . Блестящими поэтами были также Лу Цзя, Цзя И. Наряду с поэзией создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.

 

Рефлексия:

А теперь ребята закрепим из всего того, что Вы прослушали. У меня есть «Китайская шкатулка» и там находятся вещи, изобретенные в Древнем Китае.

 

Ø  Путеводитель,который применяют в туризме. Геологии. Путешествиях.

Ø  Это любят все. Используют каждый день, называется «Тцай-е».

Ø  Натуральный, гладкий, тонкий, легкий, применяется везде.

Ø  Без этого уже не представляем жизнь, используем в чайной церемонии.

Ø  Это изоретение любят все люди и готовят в каждой кухне.

Ø  Изоретение необходимое образованным людям для передачи и хранения знаний.

Ø  По определению Суворова-это «дура», а в ней изобретение китайцев?

Ø  Нетрадиционный метод лечения. Акупунктура или…

Ø  Эта игра изобретена в Китае и считается интеллектуальной игрой.

 

Культура Древнего Китая несет в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивают на особое восприятие; восхищение природой.

Домашнее задание: Составить рассказ, героем которого был бы древний китаец.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок - воображаемая экскурсия: «Виртуальное путешествие в Древний Китай. Культура древнего Китая»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок: «Виртуальное путешествие в Древний Китай. Культура древнего Китая».

Урок проведен в форме воображаемой экскурсии с применение с м элементов игрового занятия (театрализованного представления).

Цель и задачи урока - остановиться на  особенностях древней китайской культуры, а также дать представление  о высоком уровне развития культуры Китая; приобщить учащихся к культуре древних народов, вызвать интерес к богатой истории этих стран, вызвать интерес учащихся к культуре древнего Китая.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 676 945 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 1720
    • DOCX 424.5 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ярошинская Светлана Эдмундовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5639
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 295 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе