Открытый урок по истории Древней Руси
для 6 класса
Тема
урока: «Политическая
(феодальная) раздробленность на Руси. Главные политические центры».
Цели
урока: - актуализация
и закрепление знаний по истории политической раздробленности;
Задачи
урока:
Образовательные:
- закрепить и расширить приобретенные знания на уроке по теме «Феодальная
раздробленность», формировать умение добывать новые знания из различных источников, умение
делать выводы;
Развивающие:
- развивать навыки работы в команде, самостоятельные
навыки, умение рационально использовать время, отведенное на уроке; уважительно
относиться к культурному наследию своей страны.
Воспитательные:
-
воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважения и гордости к
своим предкам;
Тип
урока: Повторительно-обобщающий
с применением информационных технологий.
Вид
урока: Урок-турнир.
Используемые
методы: сочетание
монологического, диалогического, дискуссионного, эвристического с элементами
игры.
Оборудование:
компьютер,
интерактивная доска, карточки (звездочки) для рефлексии, индивидуальные задания
для каждой команды, эмблемы, карта «Политическая раздробленность 12-13вв.».
Выставка работ учащихся.
Ход урока:
1.
Орг.
момент:
Приветствие,
психологический настрой учащихся, объявление темы урока, целей, порядок
проведения конкурсов-турниров.
2.
Ход
урока-турнира:
1 конкурс «Приветствие»: три команды (Новгород Великий,
Галицко-Волынское и Владимиро - Суздальское княжество), представляют свои
земли. Название, эмблема, девиз по теме турнира.
Приветствие может быть в стихотворной форме, в
стилизованном летописном стиле с обращением к соперникам, к жюри.
2 конкурс «Разминка».
А) Команды задают друг другу по 2 заранее
приготовленных вопроса.
Б) Жюри раздает каждой команде по рисунку (весы),
учащиеся определяют, о каком княжестве – земле идет речь.
В) Учитель раздает «листок» из «летописи». Часть
текста утеряна. Необходимо восстановить «летопись».
3 конкурс «Историческая озвучка».
А) Ребятам предлагаются отрывки из древних летописей,
поучений, сказаний.
Необходимо определить автора и название источника.
Б) На экране портреты князей, храмы и другие
архитектурные постройки.
Необходимо угадать историческую картинку.
В) Назвать как можно больше дат, имена исторических
деятелей, известных памятников культуры и т.д.
4 конкурс «Картографы».
Определить на контурном листе границы княжеств и
обозначить главные города. (По жребию).
3. Итоги урока-турнира:
А) Жюри объявляет результаты баллов, определяют
победителя, отмечают наиболее активных участников. Ребята высказывают свои
впечатления, оценивают себя. Делается вывод о том, какие темы усвоили лучше,
над какими нудно еще поработать.
Б) Домашнее задание. Составить синквейн по теме
Раздробленность Руси.
Название княжества (земли)
|
Географическое положение
|
Природно-климатические условия, занятия
населения
|
Государственное
устройство
|
|
Северо - Запад Руси
На реке Волхов
|
|
|
|
|
Богатые леса с пригодными для земледелия
землями.
Население занималось земледелием, скотоводством,
рыбной ловлей, бортничеством, бобровым промыслом, добычей соли.
|
|
|
|
|
Княжеская власть ограничена боярской знатью
|
Название княжества (земли)
|
Географическое положение
|
Природно-климатические условия, занятия
населения
|
Государственное
устройство
|
Новгородская земля
|
Северо - Запад Руси
На реке Волхов
|
Новгородские земли малопригодные для
земледелия
Выгодное географическое расположение
Развитие торговли, ремесла
|
Республика
|
Владимиро – Суздальское
княжество
|
Княжество расположено на Северо-Востоке Руси
|
Богатые леса с пригодными для земледелия
землями.
Население занималось земледелием,
скотоводством, рыбной ловлей, бортничеством, бобровым промыслом, добычей
соли.
|
Наследственная монархия
|
Галицко-Волынское княжество
|
Юго-Западная Русь
|
Плодородные почвы и мягкий
климат благоприятствовали развитию земледелия.
Выгодные торговые пути – к
Дунаю, в центр и на Юг Европы, в Византию.
Богатое и независимое
боярство имело вотчинные владения
|
Княжеская власть ограничена боярской знатью
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.