Урок - практикум по русскому
языку
«Обстоятельство и его виды»
в 11 классе естественно-математического направления
Выполнил: учитель русского языка
и литературы Д.И.Жантлеуова
Тема: Обстоятельство
и его виды
Лексическая тема:
Промелькнувший метеор.
Цели урока:
Образовательная:
повторить и обобщить
знания учащихся об обстоятельстве и его видах;
Развивающая:
развивать умения правильно выделять обстоятельства в предложениях, определять
их вид по значению и способы выражения, активизировать творческие способности
учащихся, а также их самостоятельность мышления.
Воспитательная:
воспитывать культуру речи, интерес к творческой деятельности ученого Ш.Уалиханова.
Тип урока :
комбинированный
Форма урока: урок-практикум
Методы: самостоятельная
работа в группах, словесный, наглядный, практический, частично-поисковый
Оборудование
урока: интерактивная доска,
учебник, флипчарты, материалы для защиты постера, презентации о жизни и
творческой деятельности Ш.Уалиханова.
Эпиграф урока: “Как блестящий метеор, промелькнул над нивой
востоковедения Шокан Шынгисович Уалиханов…” Н.И.Веселовский
Ход урока:
I. Организационный
момент
1) Подготовка учащихся к уроку.
2) Проверка
посещаемости.
(Психологический
настрой).
Учитель: - День за
окном сегодня теплый и ясный, настроение у нас с вами прекрасное; давайте
улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
3) Объявление
темы и целей урока.
II. Вступление к теме
Прочитать текст. Найти обстоятельства,
задать вопросы, определить значения.
В детстве Шокан учился в казахской школе, где он
получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и
персидского языков.У мальчика с ранних лет появилась особая любовь к устному и
музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию. Изначально Шокан использовал
тушь и карандаш, но позже стал рисовать и акварелью. Он взял в привычку изображать на бумаге то, что видел вокруг, и
сохранил её на всю жизнь.
III. Повторение теоретических
сведений.
Составление постера по темам.
1-группа. Тема: Обстоятельство и его виды.
2-группа. Тема: Способы выражения обстоятельства.
(Во время выполнения работы учитель включает фрагмент
музыкальной записи. Прелюдии №15 Ф.Шопена)
Поэтическая минутка: Выразительное чтение наизусть
стихотворения Еркеша Ибрахимова «Шоқанға»
(Опережающее задание. Читает Е. Хамит)
IV. Закрепление
темы.
1) Выполнение
упражнений.
Упражнение 135.
Работа по группам.
1.Задания по развитию
речи:
1-группа.
·
Прочитайте текст. Составьте план к нему.
·
Перескажите текст от имени третьего лица, заменяя местоимение 1-го лица,
указывающее на рассказчика, именами существительными местоимением 3-го лица.
2-группа.
·
Прочитайте текст. Определите тип и стиль речи.
·
Перескажите текст от имени третьего лица, заменяя местоимение 1-го лица,
указывающее на рассказчика, именами существительными местоимением 3-го лица.
2. Выполнение
послетекстовых заданий:
1-группа.
• Выделите: 1) имена существительные со значением «место
(пространство)»; 2) наречия;
2-группа.
·
Выделите: 1) имена собственные, являющиеся географическими названиями; 2) деепричастные обороты.
·
Определите значения обстоятельств.
2) Тренировочное
упражнение
Запишите
предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства,
определите, чем они выражены. Над обстоятельствами поставьте вопросы, на
которые они отвечают.
1-группа.
1) Учитель
истории Гонсевский очень высоко ценил Шокана и иногда приглашал его к себе
домой.
2) Во
время учёбы в корпусе у юноши появилась страсть к путешествиям и мечта
открыть миру тогда ещё неизведанную Азию.
3) Он
часто навещал своё родовое имение — Усадьбу Сырымбета.
2-группа.
4) Незадолго
до окончания учёбы в кадетском корпусе учитель геодезии
К. К.
Гутковский познакомил молодого Шокана с семьёй Я. С. Капустина. 5) Подчеркивая поэтическую и музыкальную
душу народа, Валиханов рассказывает легенду, согласно которой есть сказочная
птица, которая, пролетая прямо над землей, как бы одаривает находящихся в
тени ее крыльев частицей своего гения.
6) 8 ноября 1853 года Шокан Уалиханов окончил Омский
кадетский корпус и стал кадровым офицером Русской императорской армии,
получив чин корнета.
3)
Контроль. Тест по разделу «Второстепенные члены предложения» (15
вопросов)
|
4)
Составление кластера на тему «Шокан Уалиханов»
V. Подведение итогов урока
Учитель: Перед вами
высказывание русского географа, друга Шокана Уалиханова Г. Потанина : «Шокан Уалиханов
принадлежит к числу тех исключительных натур, которые, как метеор, являются в
наш мир только на короткий срок, чтобы своей оригинальностью скрасить жизнь… Он
имел нежное сердце и острый ум».
Да, ребята, Ш.
Уалиханов все свои знания и силы отдал служению народу и Родине. Казахский
народ восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей Родины.
Завершаем наш
урок поэтическими строками:
Народ свой ты
стремился одарить
Плодами светлыми
культуры и науки.
И благородно правнуки
и внуки
Хранят твое наследие
теперь!
Народу своему ты
открыл в Европу дверь;
И берегут ученые в
веках
Труды твои на многих
языках!
VI. Домашнее
задание.
1. Написать эссе на тему «Слово о Шокане».
2. Повторить правила по разделу «Второстепенные члены предложения».
VII. Комментирование
оценок
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.