Тема урока: «Химические
реакции».
Тип урока. Изучение нового материала.
Цели:
1. Изучить сущность химических реакций;
научить школьников отличать физические явления от химических по определенным
признакам; изучить классификацию химических реакций по признаку выделения или
поглощения энергии.
2. Продолжить развитие
интеллектуальных (умение анализировать, сравнивать, делать выводы) и
практических умений учащихся; развивать познавательный интерес учащихся .
3. Продолжить формирование научного
мировозрения учащихся – объяснить сущность химических явлений с позиций
атомно-молекулярного учения; воспитывать культуру общения через работу в парах
«ученик – ученик», «ученик – учитель», воспитывать у учащихся такие личностные
качества как наблюдательность, внимательность, доброжелательность и
требовательность друг к другу.
Оборудование: компьютер,
мультимедийная презентация, видеозапись опыта: разложение воды электрическим током.
Для демонстрационного опыта:
фильтровальная бумага с наклеенными на нее опилками магния.
Для лабораторных опытов: медная
проволока, тигельные щипцы, спиртовка, спички, кусочки мела, раствор соляной
кислоты, растворы CuCl2 и NaOH, пробирки.
Ход урока.
1.Актуализация знаний. Фронтальная
беседа.
1. Что изучает химия?
2.Какие явления, происходящие с
веществами, вам известны?
3. Какие явления называются
физическими? Приведите примеры физических явлений.
4.Какие изменения происходят с
веществами при физических явлениях?
5.Какие явления называют химическими?
Приведите примеры химических явлений.
2.Изучение нового материала.
Сегодня на
уроке нам предстоит изучить сущность и признаки химических реакций, изучить
классификацию реакций по принципу выделения или поглощения энергии (слайд №2)
Итак, в чем сущность химической
реакции? Разобраться в этом нам поможет опыт: действие электрического тока на
воду. После демонстрации видеозаписи вам необходимо ответить на вопросы: что
происходит с исходным веществом, что образуется в результате реакции?
(видеозапись опыта разложение воды электрическим током).
Учитель комментирует опыт: для опыта
используется прибор Гофмана, состоящий из трех трубок, заполненных водой. В
крайних трубках находятся электроды: один заряжен положительно, другой –
отрицательно; к электродам подводится постоянный ток. При пропускании тока вы
наблюдаете появление пузырьков газа. В одной трубке газа набирается по объему в
два раза больше, чем в другой.
Газ, занимающий меньший объем,
поддерживает горение, в нем тлеющая лучинка вспыхивает. Какой это газ?
(кислород).
Газ, занимающий больший объем,
вспыхивает при поднесении лучинки - этот газ ? ( водород).
Что же происходит с молекулами воды
под действием постоянного электрического тока? ( молекулы разрушаются).
Точнее, разрушаются химические связи
между атомами водорода и кислорода в молекулах воды. Атомы водорода,
объединяясь попарно, образуют двухатомные молекулы водорода, атомы кислорода,
объединяясь попарно, образуют двухатомные молекулы кислорода – т.е. в продуктах
реакции образуются новые химические связи.
Понять сущность этой реакции нам поможет
статическая модель (слайд №3).
Учитель комментирует схему. Каждая
молекула воды состоит из атома кислорода, обозначим его красным кружочком, и
двух атомов водорода - кружочки синего цвета. При пропускании электрического тока
через воду разрушаются химические связи между атомами водорода и кислорода,
образуются одиночные атомы, которые объединяются попарно, образуя двухатомные
молекулы водорода и кислорода с новыми химическими связями.
Итак, в рассмотренном опыте исходное
вещество вода – жидкость, без цвета, вкуса и запаха, под действием
электрического тока разлагается на бесцветные газы: водород и кислород.
Продукты реакции отличаются от исходного вещества составом, строением, свойствами.
Сделаем вывод (слайд №4): согласно
атомно-молекулярному учению при химических реакциях молекулы разрушаются, а
атомы сохраняются; в процессе реакции происходит перегруппировка атомов.
В соответствии с теорией химической
связи происходит разрыв химических связей в исходных веществах и образование
новых в продуктах реакции. (Учащиеся делают записи в тетрадях).
Судить о протекании химических
реакций можно по определенным признакам. Для того чтобы сделать вывод о том, по
каким признакам мы будем отличать химические явления от физических, проделайте
опыты и результаты внесите в таблицу (слайд №5)
Исходные вещества
|
Полученные
продукты
реакции
|
Признаки
реакции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первый ряд выполняет опыт «Нагревание
медной проволоки в пламени спиртовки» (описание опыта см. в учебнике с.183).
Какие правила необходимо соблюдать при работе со спиртовкой?
(Ответы учащихся).
Второй ряд выполняет опыт
«Взаимодействие хлорида меди(II) c раствором щелочи».
Третий ряд – «Взаимодействие мела с
соляной кислотой» (описание опыта см. в учебнике с.184).
Вспомним какие правила нужно
выполнять при работе с кислотами и щелочами. (Ответы учащихся).
На работу отводится 5 минут. После
окончания учащиеся представляют результаты своей работы и наблюдения, заполняют
таблицу (слайд № 5)
Исходные вещества
|
Полученные продукты
реакции
|
Признаки реакции
|
Медь, кислород
|
Оксид меди(II)
|
Изменение цвета
|
Мел, соляная кислота
|
Углекислый газ, вода, соль
|
Выделение газа
|
Хлорид меди(II), гидроксид натрия
|
Хлорид натрия, гидроксид
меди
|
Выпадение осадка
|
|
|
|
А теперь ответьте на вопрос: по каким
признакам мы будем отличать химические явления от физических? ( ответы
учащихся).
Какие еще признаки могут указывать на
протекание химических реакций? Ответ подскажет нам опыт «Горение магния»
(демонстрация опыта).
Какие новые признаки реакций мы
наблюдали в данном опыте? (яркое свечение).
Все реакции горения сопровождаются
выделением света и тепла. Следовательно, можно сделать вывод: признаками
химических реакций являются также выделение света и тепла. Допишите это в
таблицу. (Отводится 2 минуты).
Еще Д.И.Менделеев указывал, что
наиболее существенным признаком всех химических реакций является изменение
энергии. Энергия затрачивается на разрушение одних веществ и выделяется при
образовании других веществ. Количество теплоты, которое выделяется или
поглощается в результате реакции, называется тепловым эффектом реакции. Реакции
бывают экзо- или эндотермическими (слайд №6)
Рассмотрим в общем виде схему,
поясняющую сущность экзо- и эндотермических реакций (слайд №7)
Экзотермические
реакции:
+
Q
Эндотермические
реакции:
Q - Q
На данной схеме (слайд №8) Буквой Q обозначено количество теплоты,
которое поглощается или выделяется в реакции, т.е. тепловой эффект реакции.
Тепловой эффект реакции записывается в правой части уравнения со знаком «+», если
теплота выделяется, и со знаком «-», если она поглощается. Тепловой эффект
выражается в килоджоулях (кДж) и часто относится к одному моль вещества.
Область науки, занимающаяся изучением
тепловых эффектов химических реакций, называется термохимией. А химические
уравнения с указанием теплового эффекта называют термохимическими.
3. Закрепление.
На экране отрывок из произведения
писателя – фантаста А.Казанцева «Пылающий остров».Прочтите этот текст и
посмотрите, как в художественном произведении нашло отражение то, о чем шла
речь сегодня на уроке. О каком признаке реакции автор говорит в этом отрывке?
(слайд № 9)
«Люди мира!
Воздух, которым вы дышите, состоит из смеси двух газов – азота и кислорода.
Кислород – очень деятельный газ. При повышенной температуре он стремится
соединиться со многими телами нашей Земли. Эта реакция хорошо известна нам как
горение. Когда горит уголь, вещество его соединяется с кислородом, при этом
выделяется тепло.
Соединение многих
тел с кислородом сопровождается выделением тепла; выражаясь научно, является
реакцией экзотермической. Но не все тела таковы. Есть соединения с кислородом,
образование которых требует тепла извне, есть явления холодного горения -
горения, не выделяющего, а поглощающего тепло. Таким холодным горением было до
сих пор соединение двух газов нашего воздуха – азота и кислорода. Эта реакция
эндотермическая, она требовала затраты значительной энергии и потому была редка
на Земле. Она происходила в природе во время грозовых электрических разрядов –
во время ударов молнии».
(Ответы учеников).
Я надеюсь, что знания, полученные на
уроке, пригодятся вам при дальнейшем изучении химии.
Домашнее задание (слайд № 10).
О.А. Жуковская
учитель химии МОУ гимназии №12
Краснооктябрьского района г. Волгограда
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.