- Учебник: «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
- Тема: Жанры публицистики
- 02.10.2020
- 657
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Разработка урока-игры "Времена года" предназначена для учащихся 5 класса.Проводится во время изучения темы "Устное народное творчество" как обобщающий урок по теме.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
села Новокулево муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан
Урок - игра «Времена года» в 5 классе.
Разработала: учительница русского языка и
литературы Ахтарьянова Н.Д.
Урок – игра «Времена года» в 5 классе.
Цель урока – игры: расширить знания учащихся, прививать уважение и любовь к произведениям устного народного творчества, пробудить интерес к чтению, воспитать любовь к природе.
Оборудование: Запись музыки П.И. Чайковского «Времена года», 4 ватмана, цветные бумаги белого, зеленого, красного и желтого цвета, 4 набора акварельных красок с кисточками, 4 шарика: синего, зеленого, красного и желтого цвета, 4 помады, листы с заданиями.
Ход урока-игры: Учитель приветствует учащихся и сообщает цель урока – игры. Проводится жеребьевка и класс делится на 4 команды.
Учитель предлагает взять по 1 цветной карточке, образовать команды по выбранным цветам, прочитать название команды, перевернув карточки. Учащиеся зачитывают названия своих команд: «Морозко», «Льдинка». «Василек», «Каравай».
Учитель: Ребята, мы узнали названия команд. Оценивать игру будет жюри (знакомство с членами жюри).Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
1 задание: В устном народном творчестве есть такие жанры как загадки, пословицы, поговорки, песни и сказки, которые посвящены временам года. Обратимся к загадкам. Команды по очереди начинают отгадывать загадки:
1. На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
2. Не зверь, а воет. (Ветер)
3. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
4. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
5. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает ? (Весной)
6. Рук нет, а строить умеет. ( Птица)
7.На первых мартовских проталинках
Растёт цветочек этот маленький.
Сквозь лёд он тонкий пробивается,
С весною вместе просыпается.
Что за цветы такие нежные?
Вы догадались? То - ………..(подснежники)
8. Сосульки плачут под слепящим солнцем.
Их слёзы попадают на оконце.
Внизу сверкает лужица-купель.
Что за окном? Весенняя - ……(капель)
9. Красное коромысло над рекою повисло (Радуга)
10. Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
11. Пушистая вата, плывет куда – то. (Облако)
12. Утром падаю всегда, не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах, на опушках и лугах. ( Роса)
13. Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает ? (Осенью)
14. Шел долговяз, да в земле увяз. ( Дождь)
15. Под ногами лежат. Зашагаешь – шуршат.
Яркие, цветные, Краешки резные. (Листопад)
16. Собрались в небе дружно, На юг лететь им нужно.
Далек их путь, мои друзья, Туда, где теплые края. (Отлет птиц)
2 задание: Выбрать из предложенного списка названия сказок, посвященные временам года:
Морозко. Репка. Гуси – лебеди. Мужик и медведь. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Дюймовочка. Зимовье зверей. Два Мороза. Лягушка – путешественница. Волк и семеро козлят. Дед Мазай и зайцы. Три поросенка. Красная Шапочка. Сказка про Емелю.
3 задание: Каждая команда должна правильно продолжить пословицы:
Задания команде «Льдинка»:
1.В зимний холод (всякий молод).
2.«Два друга — (мороз да вьюга).
3. Лето — припасиха, (зима — подбериха).
4.Летом каждый кустик (ночевать пустит).
5.В сентябре одна ягода, (да и та горькая рябина).
6.От осени к лету (повороту нету).
Задания команде «Каравай»:
1.Хороший снежок (урожай сбережёт).
2.Январь — году начало, (зиме середина).
3.Что летом родится, (зимой пригодится).
4.Летом не соберёшь — (зимой не найдёшь)
5.Март с водой, (апрель с травой)
6.Май холодный — (год хлебородный).
Задания команде «Василек»
1.Мороз и метели (под февраль налетели).
2.Мороз не велик, (да стоять не велит).
3. Кто весною потрудится, (тот осенью повеселится).
4.Кто спит весной, (плачет зимой).
5.Упал с дерева один (лист — жди осени).
6.Сентябрь холоден, (да сыт).
Задания команде «Морозко»:
1.Грач в воздухе — (весна на улице).
2. Матушка весна — (всем красна).
3. Как сено косят, (так дождей не просят).
4. Летом пролежишь, (а зимой с сумой побежишь).
5.Август собирает, (а зима поедает).
6.Ноябрь с гвоздём, (декабрь с мостом).
4 задание: Вспомнить и назвать народные приметы о временах года:
Приметы о зиме.
1.Был ночью иней – днем снег не выпадет.
2.Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.
3.Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.
4. Снегирь поет зимой на снег, вьюгу на слякоть.
Приметы о весне.
1. Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
2. Вода с гор потекла, весну принесла.
3. До первой грозы лягушки не квакают.
4. Весна – зажги снега, заиграй овражки!
Приметы о лете.
1. Лес притих перед грозой.
2. Сильная роса – к ясному дню.
3. Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.
4. Лягушки расквакались к непогоде.
Приметы об осени.
1.Гром в сентябре – теплая осень.
2. Осенью паутина - на ясную погоду.
3. Облака идут низко – скоро похолодает.
4. Дневной снежок – нележок, первый прочный снег выпадет ночью.
5 задание. На листах ватмана нарисовать народные праздники, которые проводились в зимой, весной, летом и осенью.
«Морозко»- рисует праздник Масленицы, «Льдинка» - «Сабантуй»,
«Василек»- «Воронья каша», «Каравай» - Праздник Урожая.
6 задание. Вспомнить любимые народные игры сезона у детворы:
«Малечина -калечина», «Мороз», «Два Мороза», «Звонари», «Лиска - лиса», «Горелки», «Заря», «Жмурки», «Пчелки и ласточка», «Невод», «У медведя во бору», «Стадо», «Казаки и разбойники», «Пустое место», «Бездомный заяц», «Золотые ворота», «Гуси - лебеди», «Шишки, желуди, орехи», «Зайцы в огороде».
7 задание. Выразительно прочитать считалки о временах года:
Команда «Каравай»:
10, 9, 8 – наступает ОСЕНЬ,
7, и 6, и 5 – листопад опять,
На 4, 3 – дождик, посмотри.
А на 2, 1 – ветер-исполин.
Вот такая осень –
Зиму в гости просит.
Команда «Морозко»:
10, 9, 8 – ЗИМУ в гости просим,
7, и 6, и 5 – снегопад опять,
На 4, 3 – в реках лёд, смотри!
А на 2, 1 – солнца апельсин
Нам тепло даёт,
К нам весну зовёт.
Команда «Льдинка»:
10, 9, 8 – мы ВЕСНУ попросим,
7, и 6, и 5 – вот капель опять,
На 4, 3 – вновь пошли дожди.
А на 2, 1 – солнце-исполин
Ярче разгорается,
Лето начинается!
Команда «Василек»:
10, 9, 8 – ЛЕТО в гости просим,
7, и 6, и 5 – зной царит опять,
На 4, 3 – спрячемся в тени.
А на 2, 1 – ливень-господин,
Радуга цветёт…
Осень к нам идёт.
8 задание: Написать древние названия месяцев в алфавитном порядке:
Декабрь: Лютень, Студень,Ветрозим, Стужайло.
Январь: Просинец,Трескун, Лютовей, Перезимье.
Февраль: Вьюговей, Бокогрей,Лютень, Ветродуй.
Март: Зимобор, Протальник, Грачевник,Капельник.
Апрель: Снегогон, Ручейник, Первоцвет,Березень.
Май:Травень,Цветень,Травник,Ярець.
Июнь:Разноцвет, Скопидом, Хлеборост.Кресень.
Июль: Страдник, Сенозарник,Грозник, Липень.
Август: Густоед, Разносол, Жнивень, Ленорост.
Сентябрь:Ревун, Хмурень, Вересень, Зоревник.
Октябрь:Грязник, Свадебник, Листобой, Хлебник.
Ноябрь:Грудень,Полузимник, Бездорожник,Листогной.
9 задание: Нарисовать на шариках портрет: Снегурочки, Веснянки, Лето и Осени с помощью помады.
Подведение итогов игры. Награждение команд - победителей и вручение призов.
Использованная литература:
1. Елкина Н.В, Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль: Академия развития, 1997.
2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Занимательная педагогика народов России», Москва: «Школа - Пресс»,1998.
6 664 839 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ахтарьянова Наиля Динисламовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.