Инфоурок ИЗО, МХК КонспектыУрок - занятие "Гжельское чудо"

Урок - занятие "Гжельское чудо"

Скачать материал

    Вид занятий: декоративное рисование в 5 классе (Учитель ИЗО: Огородник Е.С., МБОУ –СОШ№7 г. Клинцы, Брянской области)

             Тема: «Гжельское чудо».

          Цель:

·         познакомить с разнообразием посудных форм современной гжельской керамики;

·         украшение форм росписью с использованием традиционных для данного промысла приёмов письма;

·         упражняться в приёмах рисования кистью «мазка с тенями» (с растяжкой синего цвета);

·         развивать у учащихся эстетическое восприятие, чувство ритма и цвета;

·         развивать восприятие особенностей колорита гжельской росписи

·         (на белом фоне синие узоры);

·         прививать любовь и уважение к промыслам народного творчества.

Задачи:

Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.

 Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.

 Развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.

Методы: Демонстрация презентации, наглядных учебных пособий. Практическая работа.

Оборудование: Альбом, акварельные краски, кисточки, непроливашка с водой.

 

Ход занятия:

С -1

              Оргмомент.

 I.       Здравствуйте ребята.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 

2. Сообщение темы и цели занятия

 

Что ж давайте по порядку

Загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему урока назовёт.

 

С -2 Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель)

 

  С-3      Верно, ребята, сегодня на занятии мы продолжим знакомство по теме "Гжель". В начальной школе вы познакомились с элементами гжельской росписи. Сегодня вы подробнее узнаете о Гжели, вам предстоит создать эскиз росписи гжельской керамики, своими руками. Особенность занятия в том, что вы будете работать в творческих группах, представите собранный вами материал.

 

3.Проверка домашнего задания.

 

Дома вы готовили сообщения, подбирали стихи и загадки о Гжели и гжельской керамике. Ребята, сейчас вы должны очень внимательно прослушать сообщения, подготовленные одноклассниками, "Что нового, интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали"?

С -4

Фарфоровые чайники, подсвечники. Часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь

Известно всем в народе ее названье — Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила

Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый.

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения.

 С -5

И действительно, посмотрите, какая красота родилась под кистью художника, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет — Синий кобальт.

Сообщение I

Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы.

С - 6 Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим.

Сообщение II

С -7

Гжельская керамика - гончарные, фаянсовые и фарфоровые изделия, вырабатываемые на керамических производствах в селениях близ станции Гжель (Московская область). Гончарное мастерство существовало в Гжели с древних времен. До 18 века мастера Гжели и окрестных селений делали простую гончарную посуду и игрушки; в 18 веке они освоили выделку художественной майолики. В начале 19 века кустари Гжели перешли на производство изделий из фаянса и фарфора. В 30-40х годах 19 века около половины всех русских фарфорофаянсовых предприятий было сосредоточено в Гжели.

 

Сообщение III

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

 Гжель- это большой рабочий поселок из тридцати двух малых деревень.

В Русском музее много старинных гжельских изделий: квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, кружки.

 

Сообщение IV

Как и у всякой другой росписи у гжели есть своя история.

В 1724 году по приказу «Его императорского величества» - Петра 1 купцом Гребенщековым была открыта фабрика по производству «табачных трубок и майоликовой (бело-глиняной) посуды» Спустя всего 16 лет изделия фабрики стали знаменитыми и популярными, благодаря своей самобытности и народности.

         С - 8     Роспись майолики того времени выполнялась красками 4 цветов: желтой, зеленой, синей, черно-фиолетовой. В сочетании с белым цветом фона создавалось удивительное равновесие и декоративность.

 

Сообщение V

В конце 18 века изделия мастеров Гжели были разнообразны: квасники, кумганы, супницы, блюда, тарелки... В то время гжельские кумганы и квасники считались дорогими подарками, их ценили и тщательно хранили, ими награждали за заслуги пред отечеством.

Однако в 19 веке в Европе появляется фарфор, он становится популярным и начинает вытеснять майолику. Тогда гжельские мастера покупают секрет изготовления фарфора и с 1830 года заводчиком (производителем) фарфоровой гжели становится Яков Кузнецов.

         С -9    При нем начинается новый расцвет гжели. С изменением используемого материала, меняется и традиции росписи — мастера начинают использовать лишь один цвет — синий кобальт.

(Во время рассказа демонстрируются фотографии и изделия гжельской керамики)

        С – 10,11,12

Ребята, смотрите, к нам гости пришли на занятие.

Мы посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель,

А деревня наша гжель не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем, глину месим и поем

И игрушки, и посуду прославлять и вам тут будем.

Очень любим синий цвет, потому, что краше нет.

Небо гжельское такое, лучезарно- голубое

В речке синяя водица, так и хочется напиться,

Ну а только лето будет, голубица там и тут, Вот поэтому нас люди гжелью синею  зовут.

Чашки, блюдца, самовары знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару для показа привезли.

 

        Сообщение V/

        С -13

Литейный цех. Здесь в фарфоровую массу заливают в гипсовые формы. Осторожно вынимают, зачищают швы и обжигают при температуре 900 градусов. Теперь изделие отправляют в живописный цех.

С -14 Наносят рисунок от руки, круглыми беличьими кистями. Рисунок получается черным. Изделие покрывают глазурью и отправляют в печь с температурой 1350 градусов. Остывая изделие лучится белоснежной прозрачностью фарфора и синей росписью.

С -15,16

Исчерпывающую информацию вы получите на уроках химии.

"Что нового, интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали"?

4. Сейчас мы немного поиграем. 3 желающих: ваша задача правильно и красиво расписать эти предметы.

 

 

 

Справились ли ребята со своей работой?

Молодцы!

Ребята, прослушайте стихотворение Р, Киплинга «Синие розы» И ответьте на вопрос, где можно найти синие розы.

Целый ворох красных роз

Милой как-то я принес

Не взяла она и в слезы:

Синие найди ей розы!

Океан я пересек, чтоб найти такой цветок,

И расспрашивал я всех

 Но в ответ мне, громкий смех.

Зря я весь изъездил свет –

Синих роз под солнцем нет!

С-17

     5.   Самостоятельная практическая работа

Давайте поможем молодому человеку найти синие розы, а так – же закрепим знания о гжели, выполняя творческую работу. На столах лежат шаблоны вы обведете его и приступите к росписи. Обратите внимание на аккуратность, красочность, выразительность, композицию.

С-18

Перед вами карточки- подсказки с элементами росписи, вы можете их использовать в работе. Напоминаю, как рисуется веточка с листочками

Используйте уже знакомое примакивание, Точки.

Вот как проще нарисовать розу.

 

(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции).

С-19 Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу.

С-20 6.  Итог занятия.

(Оформление выставки работ вокруг «Милой»)

Сине – голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель

Это называется

Просто роспись ГЖЕЛЬ

 7.  Вручение дипломов.

За интересный материал все члены поисковой группы № 1, получают дипломы.

Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными, получите призы и дипломы

 

8.  Рефлексия

Мне хотелось бы узнать ваше мнение о занятии:

Если понравилось -синяя бабочка

Если не очень – белая бабочка

9.    Домашнее задание.

 

1.    Подобрать материал о Хохломе. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки).

2.    Поисковая группа № 2 готовит сообщения, стихи, загадки с показом иллюстраций, открыток, изделий Хохломы.

            Литература:

 Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Сказочная Гжель», Межуева Ю.А., Москва-Синтез, 2007 год

 Учебно-наглядное пособие для детей «Детям о народном искусстве», Грибовская А.А., Москва «Просвещение», 2002 год

 Учебник изобразительное искусство «Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс», Горяева Н.А., Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М., Москва «Просвещение», 2008 год

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок - занятие "Гжельское чудо""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок - занятие "Гжельское чудо" Вид занятий: декоративное рисование в 5 классе Цель:познакомить с разнообразием посудных форм современной гжельской керамики; украшение форм росписью с использованием традиционных для данного промысла приёмов письма;упражняться в приёмах рисования кистью «мазка с тенями» (с растяжкой синего цвета);развивать у учащихся эстетическое восприятие, чувство ритма и цвета; развивать восприятие особенностей колорита гжельской росписи (на белом фоне синие узоры);прививать любовь и уважение к промыслам народного творчества.Задачи:Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре. Развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.Методы: Демонстрация презентации, наглядных учебных пособий. Практическая работа.Оборудование: Альбом, акварельные краски, кисточки, непроливайка с водой.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 391 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Экспресс-тест «Народный праздничный костюм» по изобразительному искусству (5 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Народный праздничный костюм
  • 31.12.2020
  • 515
  • 10
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.10.2020 152
    • DOCX 386 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Манукян Владимира Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Манукян Владимира Николаевна
    Манукян Владимира Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69975
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и технология")

Учитель изобразительного искусства и технологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 82 человека

Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 272 человека

Курс профессиональной переподготовки

Искусство: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель искусства

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 158 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе