Вид занятий: декоративное рисование в 5 классе (Учитель ИЗО: Огородник Е.С., МБОУ
–СОШ№7 г. Клинцы, Брянской области)
Тема: «Гжельское чудо».
Цель:
·
познакомить с разнообразием посудных форм
современной гжельской керамики;
·
украшение форм росписью с использованием
традиционных для данного промысла приёмов письма;
·
упражняться в приёмах рисования кистью «мазка с
тенями» (с растяжкой синего цвета);
·
развивать у учащихся эстетическое восприятие,
чувство ритма и цвета;
·
развивать восприятие особенностей колорита
гжельской росписи
·
(на белом фоне синие узоры);
·
прививать любовь и уважение к промыслам народного
творчества.
Задачи:
Познакомить
учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью
росписи.
Воспитывать нравственно-эстетическое
отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
Развивать
творческую активность, навыки работы с художественным материалом.
Методы: Демонстрация презентации, наглядных учебных пособий. Практическая
работа.
Оборудование: Альбом, акварельные краски, кисточки, непроливашка с водой.
Ход занятия:
С -1
Оргмомент.
I.
Здравствуйте
ребята.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Сообщение темы и цели занятия
Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым и тему урока назовёт.
С -2 Снежно белая посуда, расскажи: ты
откуда?
Видно с севера пришла и цветами
расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель)
С-3 Верно, ребята, сегодня на занятии
мы продолжим знакомство по теме "Гжель". В начальной школе вы
познакомились с элементами гжельской росписи. Сегодня вы подробнее узнаете о
Гжели, вам предстоит создать эскиз росписи гжельской керамики, своими руками.
Особенность занятия в том, что вы будете работать в творческих группах,
представите собранный вами материал.
3.Проверка домашнего задания.
Дома вы готовили сообщения, подбирали
стихи и загадки о Гжели и гжельской керамике. Ребята, сейчас вы должны очень
внимательно прослушать сообщения, подготовленные одноклассниками, "Что
нового, интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали"?
С -4
Фарфоровые чайники, подсвечники. Часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь
Известно всем в народе ее названье — Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения.
С -5
И действительно, посмотрите, какая красота родилась под
кистью художника, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи
используется всего один цвет — Синий кобальт.
Сообщение I
Гжель называют родиной и колыбелью
русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми
цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые
цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые
цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы.
С - 6 Гжельские мастера ещё лепят скульптурки
животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим.
Сообщение II
С -7
Гжельская керамика - гончарные,
фаянсовые и фарфоровые изделия, вырабатываемые на керамических производствах в
селениях близ станции Гжель (Московская область). Гончарное мастерство существовало
в Гжели с древних времен. До 18 века мастера Гжели и окрестных селений делали
простую гончарную посуду и игрушки; в 18 веке они освоили выделку
художественной майолики. В начале 19 века кустари Гжели перешли на производство
изделий из фаянса и фарфора. В 30-40х годах 19 века около половины всех русских
фарфорофаянсовых предприятий было сосредоточено в Гжели.
Сообщение III
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
Гжель- это большой рабочий поселок из
тридцати двух малых деревень.
В Русском музее много старинных
гжельских изделий: квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, кружки.
Сообщение IV
Как и у всякой другой росписи у гжели
есть своя история.
В 1724 году по приказу «Его
императорского величества» - Петра 1 купцом Гребенщековым была открыта фабрика
по производству «табачных трубок и майоликовой (бело-глиняной) посуды» Спустя
всего 16 лет изделия фабрики стали знаменитыми и популярными, благодаря своей
самобытности и народности.
С - 8 Роспись майолики того
времени выполнялась красками 4 цветов: желтой, зеленой, синей,
черно-фиолетовой. В сочетании с белым цветом фона создавалось удивительное
равновесие и декоративность.
Сообщение V
В конце 18 века изделия мастеров Гжели
были разнообразны: квасники, кумганы, супницы, блюда, тарелки... В то время
гжельские кумганы и квасники считались дорогими подарками, их ценили и
тщательно хранили, ими награждали за заслуги пред отечеством.
Однако в 19 веке в Европе появляется
фарфор, он становится популярным и начинает вытеснять майолику. Тогда гжельские
мастера покупают секрет изготовления фарфора и с 1830 года заводчиком
(производителем) фарфоровой гжели становится Яков Кузнецов.
С -9 При нем начинается новый
расцвет гжели. С изменением используемого материала, меняется и традиции
росписи — мастера начинают использовать лишь один цвет — синий кобальт.
(Во время рассказа демонстрируются
фотографии и изделия гжельской керамики)
С – 10,11,12
Ребята, смотрите, к нам гости пришли на занятие.
Мы посланцы небольшой подмосковной
деревни Гжель,
А деревня наша гжель не за тридевять
земель.
Под Москвою мы живем, глину месим и поем
И игрушки, и посуду прославлять и вам
тут будем.
Очень любим синий цвет, потому, что
краше нет.
Небо гжельское такое, лучезарно- голубое
В речке синяя водица, так и хочется
напиться,
Ну а только лето будет, голубица там и
тут, Вот поэтому нас люди гжелью синею зовут.
Чашки, блюдца, самовары знают люди всей
земли.
Мы и к вам полно товару для показа
привезли.
Сообщение V/
С -13
Литейный цех. Здесь в фарфоровую массу
заливают в гипсовые формы. Осторожно вынимают, зачищают швы и обжигают при
температуре 900 градусов. Теперь изделие отправляют в живописный цех.
С -14 Наносят рисунок от руки, круглыми
беличьими кистями. Рисунок получается черным. Изделие покрывают глазурью и
отправляют в печь с температурой 1350 градусов. Остывая изделие лучится
белоснежной прозрачностью фарфора и синей росписью.
С -15,16
Исчерпывающую информацию вы получите на
уроках химии.
"Что
нового, интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали"?
4. Сейчас мы немного поиграем. 3 желающих:
ваша задача правильно и красиво расписать эти предметы.
Справились ли ребята со своей работой?
Молодцы!
Ребята, прослушайте
стихотворение Р, Киплинга «Синие розы» И ответьте на вопрос, где можно найти
синие розы.
Целый ворох красных роз
Милой как-то я принес
Не взяла она и в слезы:
Синие найди ей розы!
Океан я пересек, чтоб найти такой
цветок,
И расспрашивал я всех
Но в ответ мне, громкий смех.
Зря я весь изъездил свет –
Синих роз под солнцем нет!
С-17
5. Самостоятельная практическая
работа
Давайте поможем молодому человеку найти
синие розы, а так – же закрепим знания о гжели, выполняя творческую работу. На
столах лежат шаблоны вы обведете его и приступите к росписи. Обратите внимание
на аккуратность, красочность, выразительность, композицию.
С-18
Перед вами карточки- подсказки с
элементами росписи, вы можете их использовать в работе. Напоминаю, как рисуется
веточка с листочками
Используйте уже знакомое примакивание,
Точки.
Вот как проще нарисовать розу.
(Оказание индивидуальной помощи, советы
по композиции).
С-19 Приступайте к работе. Желаю
вам успешно выполнить работу.
С-20 6. Итог занятия.
(Оформление выставки работ вокруг «Милой»)
Сине – голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель
Это называется
Просто роспись ГЖЕЛЬ
7. Вручение дипломов.
За интересный материал все члены
поисковой группы № 1, получают дипломы.
Все вы сегодня хорошо потрудились в роли
гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными,
получите призы и дипломы
8. Рефлексия
Мне хотелось бы узнать ваше мнение о
занятии:
Если понравилось -синяя бабочка
Если не очень – белая бабочка
9. Домашнее
задание.
1. Подобрать
материал о Хохломе. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки).
2. Поисковая группа № 2 готовит
сообщения, стихи, загадки с показом иллюстраций, открыток, изделий Хохломы.
Литература:
Рабочая тетрадь по основам народного
искусства «Сказочная Гжель», Межуева Ю.А., Москва-Синтез, 2007 год
Учебно-наглядное пособие для детей «Детям о
народном искусстве», Грибовская А.А., Москва «Просвещение», 2002 год
Учебник изобразительное искусство
«Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс», Горяева Н.А.,
Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М., Москва «Просвещение», 2008 год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.