Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Другое / Урок внеклассного чтения "Е. Чарушин - друг ребят и зверят"

Урок внеклассного чтения "Е. Чарушин - друг ребят и зверят"

Технологическая карта урока внеклассного чтения

Урок внеклассного чтения, 3 класс

Тема урока: Чарушин Евгений Иванович – друг ребят и зверят.

Цель урока:

- Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы на основе творчества писателя и художника-иллюстратора Е.И. Чарушина,

Задачи:

Метапредметные:

Регулятивные: умение отбирать средства достижения деятельности

Познавательные: умение контролировать результат деятельности

Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, расширение представлений об общих нравственных категориях.

Предметные:
- формирование умений анализировать произведения Е. Чарушина, работать с источниками информации;

- развивать речь обучающихся; умение анализировать полученную информацию, формулировать собственную точку зрения;
- совершенствовать умения делать выводы и оценивать свою работу,

- способствовать формированию наблюдательности в окружающем мире, заставить задуматься над тем, что доброе отношение к природе облагораживает самого человека;

- воспитывать любовь ко всему живому, потребность в духовно-нравственном отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Планируемые результаты: 

Ученик научиться:

- обрабатывать информацию;

- анализировать тексты;

- расширит лексический запас слов

Ученик получит возможность научиться:

-давать характеристику героям рассказов Е. Чарушина через «синквейн».

Формы и методы обучения: фронтальная, групповая; частично-поисковый.

Дидактический материал: книги Е. Чарушина
Оборудование: компьютер, медиа проектор, карточки, выставка книг

Структура и ход урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Формирование УУД

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности




Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и приступим к работе.

Одна китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

И так, что мы будем делать сегодня на уроке?

Расшифруй тему урока:

Кроссворд

1.Она так с домом связана

И так к нему привязана,

Что даже в дом к знакомым

Приходит вместе с  домом (черепаха)

 

2. Зимой белый,

Летом серый?                (заяц)

 

3. Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он...                (жираф)

 

4. Носит детишек в сумке?      (Кенгуру)

 

5. Маленький рост,

Длинный хвост,

Собирает крошки,

Прячется от кошки?           (мышь)

 

6.   Бревно бревном,

А глянешь в пасть –

Можно в обморок упасть!?   (крокодил)

 

7. У кого короткий хвост крючком?

Кто роет землю пятачком?       (поросёнок)



hello_html_m4db7f448.png

- Сегодня мы продолжим чтение произведений по теме “О братьях наших меньших” под девизом

Остановись! Присядь! Нагнись! 
И под ноги взгляни! 
Живой живому удивись: они тебе сродни…”. 
(запись на доске)

Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, произведения какого автора мы будем читать? О чем его книги?

Правильно. Евгений Иванович Чарушин. Он пишет о животных

Поставим цель.

.

Позитивный настрой на урок




Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение


Определяют задачи урока

Разгадывают кроссворд и определяют тему урока


Познавательные УУД

- формирование умения извлекать информацию из кроссворда, пословицы, обложки книги, на основе анализа делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.

- Коммуникативные УУД

- формирование умение слушать и понимать других.

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

- оформлять свои мысли в устной форме.

- умение работать в малых группах.

Личностные результаты

-  формирование,

учебно-познавательного интереса к учебному материалу,

Регулятивные УУД

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Этап


Постановка проблемы

Вот перед вами 2 книжки. Какую из них вам хочется взять в руки, полистать и  прочесть.

 Конечно, с картинками.  А как правильно называют этот элемент книги?

Давайте с помощью словаря попробуем разобраться, что же такое иллюстрация.

 К какому словарю мы должны обратиться?

«Зачем книжке иллюстрации?» 


Мы читаем книги вместе.
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы – ни одной.
У меня слоны, жирафы
Звери все до одного,
И бизоны, и удавы,
А у папы – никого!
У меня - в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет!


« Что толку в книжке, - подумала Алиса – если в ней нет ни картинок, ни разговоров?»

( Л.Кэррол« Приключения Алисы в стране чудес»)


- Делают предположения, работают с информационными источниками

(толковый словарь)

III. Этап учебно-познавательная деятельность

Что вы знаете о писателе?


Евгений Иванович Чарушин (1901–1965)

- писатель:

- иллюстратор книг

«Я очень благодарен моим родным за моё детство,…И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству».

. Чарушин рос, по собственному определению, "с карандашом и кистью в руках". А на рисунках его чаще всего были всё те же собаки, медведи и прочие замечательные звери. Евгений-мальчик  был озорным ребенком, пришлось менять школы, но талантов у мальчика было множество. Он играл на скрипке, писал стихи, лепил, рисовал, был актёром, всё время что-то изобретал, за что в семье его прозвали "Евгеша-изобретатель".

Ничего удивительного не было в том, что, окончив школу, Евгений Чарушин отправился в Петроград, в Академию художеств. Кстати, когда учился в Академии, одно время даже жил на улице Зверинской, рядом с зоосадом. 

Он часто бывал в зоопарке, наблюдал за животными и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Художник хорошо умел показать характер, нрав каждого зверя.

  • Ребята, взгляните на иллюстрации Е.Чарушина. Кто является героем его рисунков?

- В книжках Евгений Иванович рассказывал про своих домашних любимцев, а также про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц. 

  • Ребята, а кто знает, как называют художников, рисующих животных? Взгляните на словарь к уроку и догадайтесь, какое это слово.

АНИМАЛИСТ. 

Чарушин был прекрасным анималистом.

Посмотрите внимательно на рисунки художника и определите, каких животных особенно  он любил изображать?

«Больше всего я люблю, – писал Чарушин, – изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».

 Что отличает иллюстрации Е.Чарушина?  (рисунки черно-белых коричнево-серых тонов, пользуется не красками, а простым карандашом, его животные похожи на настоящих и в тоже время на  сказочных. Они как живые, их хочется погладить, у каждого из них свой характер)

У Чарушина свои приемы передачи формы, цвета и фактуры.   Он стремится лаконичными средствами выразить характер   каждого зверя. 

Найдите, пожалуйста, книги,  на ваших партах и на выставке, проиллюстрированные Е.Чарушиным 


Физкультминутка. Ёжик

Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Ф\м Зайчики (Выскочили «маленькие зайчики». Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (Дети показывают.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, (Дети показывают.)
Раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Дети скачут.)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал. (Дети садятся.)


Сообщают факты из биографии писателя, учитель дополняет ответы детей.

Работа с информационными источниками

(толковый словарь), графика

IV.Этап

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации


Работа над рассказами Е. И. Чарушина.

По иллюстрациям определи рассказ.

  • Волчишко” - рассказ о маленьком звереныше, принесенном в комнату из волчьего логова в лесу. И мы видим, как волчонку тоскливо и страшно в чужом, незнакомом месте и ему хочется убежать в лес к матери – волчице. Какое правило друзей природы нарушил человек?

  • Это Томка. Он был ещё маленький, когда его забрал у своей мамы один охотник. Он грыз деревяшку. Охотник взял эту деревяшку и спрятал. А Томка нашёл его. Поэтому охотнику этот щенок понравился и он забрал его к себе.

  • Это Тюпа. Он был маленький, непонятный, неуклюжий, но в то же время очень хорошенький. И всегда удивлялся всему: птичкам, бабочкам, и даже букашкам разным. Всё время он полз, подкрадывался и тюпал “тюп – тюп - тюп”, поэтому его и прозвали Тюпой.

Кот Епифан сам научился ловить рыбу.

  • В каком рассказе ёжик напугал ребят? (театрализация произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ») Как относилась к ежу семья? Как поступили бы вы?

Работа с иллюстрациями, инсценирование рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ»



V. Этап Самостоятельной работы.

Самостоятельная работа в группах.

Сегодня на библиотечном уроке мы познакомимся с рассказом Е. Чарушина «Кабаны», научимся подмечать новое в характере животных.

Почему вы улыбнулись? Какое это произведение? Почему?

«Толстые» и «тонкие» вопросы:

- Соответствует ли название рассказа его содержанию?

- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так?

- Чем занимался автор в зоосаде? Прочитайте отрывок.

- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?

- Когда происходит действие рассказа? Прочитайте.

- Почему так рано? Прочитайте.

Перечислите животных зоосада.

Что такое синквейн? Найдите в рассказе характеристику оленя марала, составим вместе по нему синквейн

У детей на столе памятка для составления синквейна.

  1. Написать имя существительное по теме.

  2. 2 имени прилагательных

  3. 3 слова-действия

  4. Предложение

  5. Слово-смысл темы

Например:

  1. Марал Серёжка.

  2. Крупный, стройный.

  3. Скачет, сопит, пугает.

  4. «Каждый год олени меняют рога»

  5. Благородный олень

С.р. Составление в группах синквейна

Повторим правила работы в группе (выбор консультантов группы)



1 группа – волки

2 группа – гималайский медведь

3 группа – слон

4 группа – ягуар

5 группа - кабаны






Слушают аудиозапись рассказа.


Ответы обучающихся.











Самостоятельная работа.








Самоанализ теста.


.

Предметные УДД

- формирование умений анализировать произведение Е. Чарушина «Кабаны».

Регулятивные УДД

- умение отбирать средства достижения деятельности.




VI. Этап рефлексии деятельности на уроке

Домашнее задание.

 Что нового вы открыли для себя о Е.И.Чарушине?

Игра "завершите фразу"
1.Будущий писатель полюбил природу, потому что...
(Вся жизнь писателя была связана с животными и природой)
2.Е.Чарушин правдиво изображал животных , потому что...
(Потому что много наблюдал за ними)
3.Из его книг можно узнать о...
(Можно узнать о повадках, поведении и образе жизни животных)
4.Художник, который рисует животных называется...
(Называется анималистом)

Рефлексия (будем иллюстраторами, раскрась животных зоосада) Кому понравился урок, хорошо работал в группе, поднимите вверх свои рисунки.

Дополнительно, просмотр м\ф «Чуфырк»

А кто такой Чуфырк вам интересно узнать? А поможет нам в этом мультфильм «Чуфырк»

- Кто такой Чуфырк?

В книге «Моя первая зоология» этот рассказ назван «Тетерев» Опишите птицу.

- Как живётся животным зимой в лесу?

Д/з. читать и иллюстрировать произведения Е. Чарушина.

Всем спасибо, молодцы. Урок окончен.


Для установления обратной связи применим метод «Синквейн».

- урок внеклассного чтения

- Опишите:  какой он?

- интересный, познавательный, нужный

-Что мы делали на уроке внеклассного чтения?

- инсценировали, рассказывали, думали

- Главная мысль всех произведений Е.Чарушина?

- Составьте фразу из четырёх слов.

- Бережно относиться к природе.

- Синоним названия. Замените существительное «действие» синонимом из одного слова.

- Праздник.



Дети объясняют свой выбор, раскрашивают рисунки.


Предметные УДД

- формирование умения обобщать изученное Познавательные УДД - умение контролировать результат деятельности

Регулятивные УДД

- умение отбирать средства достижения деятельности

Личностные УДД

- развитие мотивации учебной деятельности, расширение представлений об общих нравственных категориях.




  • Другое
Автор Обоймова Елена Витальевна
Дата добавления 16.04.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 17
Номер материала MA-078848
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: