I. Организационный
момент, мотивация к учебной деятельности
|
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня
у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте улыбнёмся друг другу,
гостям и приступим к работе.
Одна
китайская пословица гласит:
«Когда
я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».
И
так, что мы будем делать сегодня на уроке?
Расшифруй тему урока:
Кроссворд
1.Она так с домом связана
И так к нему привязана,
Что даже в дом к знакомым
Приходит вместе с домом (черепаха)
2. Зимой белый,
Летом
серый?
(заяц)
3. Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что
он...
(жираф)
4. Носит детишек в сумке?
(Кенгуру)
5. Маленький рост,
Длинный хвост,
Собирает крошки,
Прячется от
кошки? (мышь)
6. Бревно бревном,
А глянешь в пасть –
Можно в обморок упасть!? (крокодил)
7. У кого короткий хвост крючком?
Кто роет землю
пятачком? (поросёнок)
- Сегодня мы продолжим чтение
произведений по теме “О братьях наших меньших” под девизом
“Остановись!
Присядь! Нагнись!
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись: они тебе сродни…”. (запись на доске)
Посмотрите на
выставку книг. Как вы думаете, произведения какого автора мы будем читать? О
чем его книги?
Правильно.
Евгений Иванович Чарушин. Он пишет о животных
Поставим цель.
.
|
Позитивный настрой на урок
Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать и
читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение
Определяют задачи урока
Разгадывают кроссворд и
определяют тему урока
|
Познавательные
УУД
- формирование умения извлекать информацию из кроссворда, пословицы,
обложки книги, на основе анализа делать выводы, обобщать и классифицировать
по признакам.
- Коммуникативные
УУД
- формирование умение слушать и понимать других.
- строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами
- оформлять
свои мысли в устной форме.
- умение работать в малых группах.
Личностные
результаты
- формирование,
учебно-познавательного
интереса к учебному материалу,
Регулятивные
УУД
-
формирование умения оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
- осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
|
II. Этап
Постановка проблемы
|
Вот перед вами 2 книжки. Какую
из них вам хочется взять в руки, полистать и прочесть.
Конечно, с картинками.
А как правильно называют этот элемент книги?
Давайте с помощью словаря
попробуем разобраться, что же такое иллюстрация.
К какому словарю мы должны
обратиться?
«Зачем книжке
иллюстрации?»
Мы читаем книги вместе.
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы – ни одной.
У меня слоны, жирафы
Звери все до одного,
И бизоны, и удавы,
А у папы – никого!
У меня - в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет!
« Что толку в книжке, - подумала
Алиса – если в ней нет ни картинок, ни разговоров?»
(
Л.Кэррол« Приключения Алисы в стране чудес»)
|
- Делают
предположения, работают с информационными источниками
(толковый словарь)
|
III. Этап учебно-познавательная деятельность
|
Что вы знаете о писателе?
Евгений Иванович Чарушин (1901–1965)
- писатель:
- иллюстратор книг
«Я очень благодарен моим родным за моё
детство,…И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему
детству».
. Чарушин рос, по собственному определению, "с
карандашом и кистью в руках". А на рисунках его чаще всего были всё те
же собаки, медведи и прочие замечательные звери. Евгений-мальчик был
озорным ребенком, пришлось менять школы, но талантов у мальчика было
множество. Он играл на скрипке, писал стихи, лепил, рисовал, был актёром, всё
время что-то изобретал, за что в семье его прозвали "Евгеша-изобретатель".
Ничего удивительного не было в том, что, окончив школу,
Евгений Чарушин отправился в Петроград, в Академию художеств. Кстати, когда
учился в Академии, одно время даже жил на улице Зверинской, рядом с
зоосадом.
Он часто бывал в зоопарке, наблюдал за животными и
выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво
изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность
зверя, но и движения, повадки и даже характер. Художник хорошо умел показать
характер, нрав каждого зверя.
·
Ребята,
взгляните на иллюстрации Е.Чарушина. Кто является героем его рисунков?
- В книжках Евгений Иванович рассказывал про своих
домашних любимцев, а также про зверей, живущих в лесу – волков, медведей,
лисиц.
- Ребята, а кто знает, как называют художников,
рисующих животных? Взгляните на словарь к уроку и догадайтесь, какое это
слово.
АНИМАЛИСТ.
Чарушин был прекрасным
анималистом.
Посмотрите внимательно на рисунки художника и
определите, каких животных особенно он любил изображать?
«Больше всего я люблю, – писал
Чарушин, – изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и
интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».
Что отличает иллюстрации Е.Чарушина?
(рисунки черно-белых коричнево-серых тонов, пользуется не красками, а простым
карандашом, его животные похожи на настоящих и в тоже время на
сказочных. Они как живые, их хочется погладить, у каждого из них свой
характер)
У Чарушина свои приемы передачи
формы, цвета и фактуры. Он стремится лаконичными средствами выразить
характер каждого зверя.
Найдите, пожалуйста, книги, на ваших партах и на
выставке, проиллюстрированные Е.Чарушиным
Физкультминутка. Ёжик
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Ф\м
Зайчики (Выскочили «маленькие
зайчики». Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (Дети показывают.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, (Дети показывают.)
Раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Дети скачут.)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал. (Дети садятся.)
|
Сообщают факты из
биографии писателя, учитель дополняет ответы детей.
Работа с
информационными источниками
(толковый словарь),
графика
|
IV.Этап
Творческое
применение и добывание знаний в новой ситуации
|
Работа над рассказами Е. И. Чарушина.
По иллюстрациям определи
рассказ.
- “Волчишко” - рассказ о маленьком
звереныше, принесенном в комнату из волчьего логова в лесу. И мы видим,
как волчонку тоскливо и страшно в чужом, незнакомом месте и ему хочется
убежать в лес к матери – волчице. Какое правило друзей природы нарушил
человек?
·
Это Томка. Он был ещё
маленький, когда его забрал у своей мамы один охотник. Он грыз деревяшку.
Охотник взял эту деревяшку и спрятал. А Томка нашёл его. Поэтому охотнику
этот щенок понравился и он забрал его к себе.
- Это Тюпа. Он был маленький, непонятный,
неуклюжий, но в то же время очень хорошенький. И всегда удивлялся всему:
птичкам, бабочкам, и даже букашкам разным. Всё время он полз,
подкрадывался и тюпал “тюп – тюп - тюп”, поэтому его и прозвали Тюпой.
Кот Епифан сам научился ловить рыбу.
·
В каком
рассказе ёжик напугал ребят? (театрализация произведения Е. Чарушина
«Страшный рассказ») Как относилась к ежу семья? Как поступили бы вы?
|
Работа с иллюстрациями, инсценирование рассказа Е. Чарушина «Страшный
рассказ»
|
V. Этап Самостоятельной работы.
|
Самостоятельная работа в
группах.
Сегодня на библиотечном уроке мы
познакомимся с рассказом Е. Чарушина «Кабаны», научимся подмечать новое в характере
животных.
Почему вы улыбнулись? Какое это
произведение? Почему?
«Толстые» и «тонкие» вопросы:
- Соответствует ли название рассказа
его содержанию?
- Почему Е. Чарушин назвал рассказ
именно так?
- Чем занимался автор в зоосаде?
Прочитайте отрывок.
- Какое качество помогло писателю так
подробно описывать этих животных?
- Когда происходит действие рассказа?
Прочитайте.
- Почему так рано? Прочитайте.
Перечислите животных зоосада.
Что такое синквейн? Найдите в рассказе
характеристику оленя марала, составим вместе по нему синквейн
У детей на столе памятка для
составления синквейна.
- Написать имя существительное по теме.
- 2 имени прилагательных
- 3 слова-действия
- Предложение
- Слово-смысл темы
Например:
1. Марал Серёжка.
2. Крупный, стройный.
3. Скачет, сопит, пугает.
4. «Каждый год олени меняют рога»
5. Благородный олень
С.р. Составление в группах
синквейна
Повторим правила работы в группе
(выбор консультантов группы)
1 группа – волки
2 группа – гималайский медведь
3 группа – слон
4 группа – ягуар
5 группа - кабаны
|
Слушают аудиозапись рассказа.
Ответы обучающихся.
Самостоятельная работа.
Самоанализ теста.
.
|
Предметные УДД
- формирование умений
анализировать произведение Е. Чарушина «Кабаны».
Регулятивные УДД
- умение
отбирать средства достижения деятельности.
|
VI. Этап рефлексии деятельности на уроке
Домашнее задание.
|
Что нового вы
открыли для себя о Е.И.Чарушине?
Игра "завершите фразу"
1.Будущий
писатель полюбил природу, потому что...
(Вся жизнь писателя была связана с животными и
природой)
2.Е.Чарушин
правдиво изображал животных , потому что...
(Потому что много наблюдал за ними)
3.Из
его книг можно узнать о...
(Можно узнать о повадках, поведении и образе
жизни животных)
4.Художник,
который рисует животных называется...
(Называется анималистом)
Рефлексия (будем иллюстраторами,
раскрась животных зоосада) Кому понравился урок, хорошо работал в группе,
поднимите вверх свои рисунки.
Дополнительно, просмотр м\ф
«Чуфырк»
А кто такой
Чуфырк вам интересно узнать? А поможет нам в этом мультфильм «Чуфырк»
- Кто такой
Чуфырк?
В книге «Моя
первая зоология» этот рассказ назван «Тетерев» Опишите птицу.
- Как живётся животным зимой в лесу?
Д/з. читать и иллюстрировать
произведения Е. Чарушина.
Всем спасибо, молодцы. Урок окончен.
Для установления обратной связи
применим метод «Синквейн».
- урок внеклассного чтения
- Опишите: какой он?
- интересный, познавательный, нужный
-Что мы делали на уроке внеклассного чтения?
- инсценировали, рассказывали, думали
- Главная мысль всех произведений Е.Чарушина?
- Составьте фразу из четырёх слов.
- Бережно относиться к природе.
- Синоним названия. Замените
существительное «действие» синонимом из одного слова.
- Праздник.
|
Дети объясняют свой выбор, раскрашивают рисунки.
|
Предметные УДД
- формирование умения
обобщать изученное Познавательные
УДД - умение
контролировать результат деятельности
Регулятивные УДД
- умение
отбирать средства достижения деятельности
Личностные УДД
- развитие мотивации учебной деятельности, расширение
представлений об общих нравственных категориях.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.