Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок вн. чтения "Е.И. Носов - великий писатель и художник. Белый гусь".

Урок вн. чтения "Е.И. Носов - великий писатель и художник. Белый гусь".

Скачать материал

Тема: Е.И. Носов - великий писатель и художник.         Рассказ «Белый гусь».

Цели урока:

Познакомить обучающихся с жизнью и  творчеством замечательного курского писателя Е.И. Носова. Формировать:

а)   умение самостоятельно работать с дополнительной литературой;

б)    навыки анализа художественного текста.

                   Развивать у обучающихся:

а)  языковую компетенцию;

б)  читательский интерес и познавательную деятельность.

                     Воспитывать:

а)  информационную культуру обучающихся;

б)  любовь и сострадание ко всему живому, бережное отношение к природе;

в)  коммуникативные умения;

г)  дисциплинированность, аккуратность, настойчивость в достижении цели.

Планируемые результаты:

Предметные: читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в сло­восочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст вслух (про себя), отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Выделять средства художественной выразительности в художественном тексте (эпитеты, сравнения).

Личностные: принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Воспитание уважительного отношения к России, чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; воспитывать любовь к родной стране, родному краю, выражающееся в интересе к ее природе, культуре; Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.

Метапредметные:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или, пользуясь толковым словарём под редакцией Ожегова. Формировать познавательный мотив, уметь  осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Обобщать и анализировать полученную информацию, делать выводы. Применять полученные знания на практике.

Коммуникативные:  участвовать в работе группы: выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче; передавать устно содержание прочитанного; уметь полно и чётко давать ответ на поставленный вопрос, выступать перед слушателями,  владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии  с нормами родного языка.

Регулятивные: прогнозировать тему урока. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Область:  литературное краеведение.

 

Дидактическое сопровождение: 

¾   Карточки с названиями произведений Е.И. Носова.

¾  портрет Е.И. Носова;

¾  выставка книг курского писателя Е.И. Носова;

¾   толковый словарь п\ред. Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю, Даля В.И

¾  демонстрационный ПК (или мультимедиа проектор);

¾  компьютерная презентация к уроку;

¾   проекты, рисунки учащихся;

¾   Книга Е.И. Носова «Белый гусь» (книгопечатная продукция типографии КГПУ) соответствует количеству учащихся класса.

 

Форма проведения:  урок - проект.

Основные методы, применяемые на данном уроке:

- информационный метод;

- исследовательский;

- творческий.

По профилю знаний:

- межпредметный.

 

По количеству участников проекта:

- групповые.

 

По характеру координации:

- со скрытой координацией.

 

По продолжительности проведения:

- средней продолжительности.

 

Стадии работы над проектом:

Проблема – Проектирование (планирование) –  Поиск информации – Продукт – Презентация –  Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).

Этапы проекта: Подготовительный – Практический – Контрольно-коррекционный – Заключительный.

 

Подготовка к уроку

Заранее ученики распределяются на группы с учётом их индивидуальных особенностей и личных пожеланий:

- группа литературоведов-исследователей;

-группа читателей;

-группа лингвистов;

- пресс-группа (в составе старшеклассников);

Перед чтением группы получают задание:

·                      Группе  литературоведов-исследователей даётся задание подготовить презентацию и доклад о жизни и творчестве писателя Е.И. Носова по плану:

- Где родился Е.И. Носов?

- Как складывалась его непростая жизнь?

- Награды писателя.

- Какие книги он написал?

- Что вы можете сказать о жанровом разнообразии произведений Е.И. Носова? - Привести примеры.

- Что вы знаете о Е.И. Носове, как художнике?

- Сколько лет прожил Е.И. Носов?

- Где находится могила писателя?

- Значение творчества писателя-земляка.

·                      Группе читателей необходимо прочитать другие произведения Е.Н. Носова, выучить понравившиеся стихи автора наизусть, стихи о нём.

     Собрать материал о том, как куряне чтут память Великого Мастера.

·                      Группе  лингвистов даётся задание провести словарную работу и найти художественные средства, которыми пользуется автор при описании белого гуся (гусят) по произведению Е.Н. Носова «Белый гусь».

 

План.

1. Словарная работа. Выяснить значение слов: кокарда, кулига, плес, привада, арма­да, кильватерный строй, куканы, картуз, лозняк.

2. Какова  внешность гуся, повадки, характер? Подтвердите выдержками из текста.

а)  Как автор показывает воинственный характер гуся?

б)  Почему  автор готов присвоить Белому гусю звание адмирала?

          3.  Найдите художественные средства, которыми пользуется автор при описании белого гуся (гусят).

·                      Пресс группе дано задание подвести итог значению творчества

 Е.Н. Носова. Они должны выполнить плакат и составить папку с проектами обучающихся. Показать презентацию и рассказ о памятниках животным, которые чем-либо прославились или отличились.

 Всем обучающимся предлагается задание найти, прочитать рассказ Носова            «Белый гусь» и принести в класс другие произведения  этого автора. 

По желанию обучающиеся выполняют рисунок к произведению «Белый гусь».

Всего в классе 19 человек. Они делятся на 3 группы. В каждой группе по несколько человек: руководитель и помощники. Каждый ребёнок выполняет часть своей работы, потому  чувствует себя ответственным за выполнение всего задания в целом для достижения необходимого результата.

 

Ход урока:

 

1.                             Организационный момент – 1 мин

Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их, пожалуйста! (Дети оглядываются, кивком головы здороваются). – Садитесь.

- Начинаем урок внеклассного чтения.

2.                             Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.  (1-2 мин.)

Учитель: - Ребята!  С творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке? (Мы начали знакомство с творчеством нашего земляка - К.Д. Воробьёва. Узнали девочку со странным именем Синель, открыли  для себя рассказ «У кого поселяются аисты»).

- Хочется начать наш урок словами М. Светлова, который писал (слайд 1)

«Друзья! Давайте утверждать заранее:

В любое время и в любом году -

У всей планеты славные куряне

Всегда и всюду будут на виду»  

- И я вам хочу предложить на сегодняшнем уроке познакомиться с жизнью и творчеством писателя, современника, земляка, гордостью Курского края.

-  А узнать имя писателя вам поможет выставка его книг (У. показывает рукой на выставку).

– Кто уже догадался, какова же будет тема сегодняшнего урока? (Наверное, мы познакомимся с биографией и  творчеством нового автора - нашего земляка Е.И.Носова)                          (слайд 2)

- Да, ребята, сегодня у нас пройдет необычный и очень интересный урок не только потому, что к нам  пришли гости, но и потому, что мы будем говорить о замечательном и талантливом курском писателе и художнике Евгении Ивановиче Носове (1925-2002 г.г.) Ведь всем нам необходимо знать культурно-историческое наследие не только России, но и своего Курского края. (Обращение к карте Курской области – слайд3).

3. Работа по теме урока. Выступление представителей групп с проектами.

- Ребята, перед осенними каникулами вы разбились на  группы, каждой из которых было дано задание к сегодняшнему уроку. Это группа литературоведов-исследователей, читателей, лингвистов. Пресс группа – в составе старшеклассников. Это жюри и корреспонденты в одном лице.

- Дадим слово литературоведам! (к доске выходят 4 ученика: 1-3 ученика  выступают с биографией, 4 – управляет компьютером)

а) Группа литературоведов-исследователей выходит к доске.

(План предоставляют  пресс группе).

- Мы собрали информацию из различных источников о жизни и творчестве  писателя и художника – Е.И. Носова, приготовили презентацию.

План.

- Где родился Е.И. Носов?

- Как складывалась его непростая жизнь?

- Награды писателя.

- Какие книги он написал?

- Что вы можете сказать о жанровом разнообразии произведений Е.И. Носова? - Приведите примеры.

- Что вы знаете о Е.И. Носове, как художнике?

- Сколько лет прожил Е.И. Носов?

- Где находится могила писателя?

- Значение творчества писателя-земляка.

Ученик №1: Е.И. Носов родился 15 января 1925 года в семье потомственного мастерового, кузнеца в д. Толмачево, (слайд 4) под Курском, на высоком берегу Сейма,— в краю, отмеченном летописями, воспетом автором «Слова о полку Игореве», Тургеневым и Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным (слайды 5, 6).

На рубеже тридцатых годов семья Носова переехала в г. Курск. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, чтобы продать и заработать на хлеб. В 1932 году пошел в школу № 9 (после войны № 25) (слайд 7).

В 1943 году, писатель ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска. В 1945 был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы» (слайд 8).

После войны Носов продолжил учёбу, окончил среднюю школу. С детства любил рисовать, обладал в этой области  талантом. Когда он уехал в Среднюю Азию  стал работать художником и литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1958 году вышла его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

Позже возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце» (слайд 9).

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны (слайд 10).

 ( слайд 11)На весь мир прославили Курскую землю книги замечательного писателя Е. Носова. Он был Мастером воистину во всем: писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи.

О войне  ещё Носов написал повесть «Усвятские шлемоносцы», рассказы – «Шопен, соната номер два», «Хутор Белоглин», «Яблочный спас», «Памятная медаль», «Фагот». За книгу повестей и рассказов «Шумит луговая овсяница» писатель удостоен как  Государственной премии РСФСР им. Горького (1975г.), за рассказы последних лет - международной премии М. Шолохова (1996г), премии «Москва-пение», «Умное сердце» (им. Платонова), премии «Отечество», премии А. Солженицына (2001г.) 3 мин.

Ученик 2: - Е.Н. Носов не только писатель, но и художник.

 (слайд 12) Писатель Соболев А. в 1966 г. говорил: «…А рисунки твои - прелесть! Я сначала не обратил внимания, чьи они, и думал: вот молодец художник, как здорово схватил! Гляжу, а это ты! Ну, молод­чина, ну, и молодчина!..»

Ученик 3: - Уважаемые гости! Познакомьтесь, пожалуйста, с другой стороной творчества писателя.

(Ученик 3 раздаёт гостям репродукции картин Е.Н. Носова).

 (показ репродукций картин Е.И. Носова «Автопортрет», «Родные окна», «Березовый свет», «Ласточкины гнезда», «Темная вода», «Церковь в Переделкине» - слайды 13-17)

Ученик 2: А ещё он очень любил фотографировать родную природу и прекрасно умел это делать, его фотоэтюды сродни самым лучшим живописным полотнам.            слайды 18 -20 (показ фотографий)

(Ученик 3 раздаёт гостям  фотографии Е.Н. Носова и становится к группе).

В каждой строке мастера живет его душа, в каждой живописной работе и фотографии – его любимые просторы, холмы, дерева, речки: они помогали ему жить, дарить радость людям.

Ученик 3:  - Интересно Е.И. Носов проводил досуг. (слайд 21)

- Друзьям он вытачивал деревянные резные игрушки. Внуку – из лесных материалов – пёстрых дятлов, рогатых жуков.

(слайд 22) - Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске, на Мемориале павших.

Обучающиеся материалы своего выступления отдают пресс группе.

(назначить ответственного).

Учитель: - Молодцы, ребята! Спасибо! Садитесь, пожалуйста.

б)   -  У нас также работала группа читателей.

( Дети выходят к доске и план работы  отдают  пресс группе)

- Нашей группе было дано задание  найти стихотворные произведения о Е.И.  Носове. Собрать материал о том, как куряне чтут память Великого Мастера. Но мы нашли даже стихотворения, которые написал сам Носов.

                                           План.

1. Какие стихи написал автор? Привести примеры.

2. Какие стихи написаны о самом авторе? Привести примеры.

3. Собрать материал о том, как куряне чтут память Великого Мастера.

Группа читателей (4 чел) выходят к доске и рассказывают стихи из архивов Мастера:

Ученик 1:

Год коня!..

Эх, дайте мне поводья!

Грива - вьюга, снег из-под копыт…

Пронесусь я звездным половодьем

По Руси, которая не спит.

Млеют огоньки среди сугробов,

Колокольный слышен благовест.

Месяц - ковш, налей вина на пробу,

Угости всех путников окрест.

Окропи коней моих на счастье,

Чтоб впотьмах не потеряли путь.

Эх, вы годы!.. Кони белой масти!

Унесите прочь куда-нибудь…

Ученик 2:

В ожидании праздника.

Голубо и весело:

Солнце - целый день!

Над оградой свесилась

Майская сирень.

Струи тонкой пряности

В воздухе текут,

Будто где-то пряники

К празднику пекут.              

Ученик 3:

-  А это стихотворение посвящено Носову.

  Е.И. Носову

Чтоб о России рассказать с любовью,

Ее, родную, мало обожать.

А нужно жить ее бездонной болью

И светлой ее радостью дышать

Печаль и гордость русского солдата,

И зоркий взгляд, и ум глубокий зрились

В алмазе первородного таланта

И в сердце, словно в фокусе, светились.

Ученик 4: Слайд 22.

- Писатель Е.И. Носов, ушел из жизни 13 июня 2002 г… Е. Носов был сыном не только Курской земли, но и России. Его память чтут  на Курской земле, в России, Германии, Италии, Канаде. Мы вам советуем прочитать «Книгу о Мастере», посвященную писателю, где сможете подробнее познакомиться с его жизнью и творчеством.                       (слайд 23)

В центре г. Курска есть памятник Евгению Носову. На памятнике надпись – призыв: «Покормите птиц!» также была открыта мемориальная доска  в здании, где  находилась школа №9, которую заканчивал Евгений Иванович (слайд 24).

Мы будем помнить Мастера, своего талантливого земляка Евгения Ивановича Носова. 5 мин.

 (Обучающиеся материалы своего выступления отдают пресс группе - старшеклассникам).

Учитель: Спасибо группе читателей. Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Физкультминутка.

Учитель: - Ребята, давайте ещё раз вспомним те произведения Носова, которые вы читали! - Вам известны, но не были названы. – Оглянитесь, пожалуйста, вокруг! Помощь вы сможете найти в разных уголках класса. Называйте произведение вслух «по цепочке», а карточки с названиями этих произведений группа литературоведов уже отнесла пресс группе. Старшеклассники к концу урока, помогут нам подготовить плакат, посвящённый творчеству Носова Е.И.

- Итак,  пожалуйста! (дети называют произведения Носова) 2 мин.

4. Продолжение работы по теме урока. (25 мин.)

4.1.  Слушание музыки. Подготовка к восприятию новой темы. (слайд 25)                  

- Ребята! На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с трогательным произведением Носова Е.И.     

- Как вы помните действие рассказа начинается в селе. И пусть музыкальное произведение Э. Грига поможет нам представить, как начинается утро в селе. (Нажать на микрофон. Звучит музыка Э. Грига «Утро») 1 мин. 20сек.

 - Представьте: занимается рассвет. Густой туман стелется  по полям, лугам, озеру. Наступает утро. Зарождается новый день. Все вокруг просыпается. Слышны звонкие голоса домашних животных. Блеют козы, весело и задорно кричат петухи. Громко загоготал гусь. От его звонкого крика зазвенели подойники в руках у доярок.  Рано утром они пришли доить  коров. За лошадкой спешит маленький жеребёнок, он боится отстать от своей мамы.   Хозяйки спешат вывести своих питомцев на луг. Трава на кулиге высокая, перемешанная луговыми цветами.

Дышится легко, свободно.  Смотришь вокруг и видишь: всё выше поднимается солнце. Все жители села рады новому дню!

– Среди перечисленных мною животных уже прозвучало название главного героя произведения Носова Е.И.

4.2.                                           Сообщение темы урока – 2 мин

Учитель: - Кто может назвать этого главного героя, который находится  в центре внимания автора?

- А как же называется произведение, с которым вы познакомились дома? («Белый Гусь»)

- Как вы думаете, ребята, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?

- Внимание на экран! Это и будет темой сегодняшнего урока.

                                  (Тема урока: слайд 26).

- Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть секреты произведения «Белый гусь»  писателя Е.И. Носова.

– Ребята, вы должны были взять интервью у заведующей школьной библиотекой и узнать о произведениях, героями которых являются гуси!  (Античная легенда «Как гуси Рим спасли», народные сказки «Гу­си-лебеди», песенка про двух веселых гусей, повесть-сказка Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», «Каштанка» А.П. Чехова и др.)        (слайд 27)

– Ребята, оказывается, гуси — довольно популяр­ные персонажи литературных произведений.

– Кроме того, существует множество картин известных художников с изображением гусей                     (слайды 28 -31)

(показ картин К. Костанди «Девочка с гусями» и «Гуси», В.Е Маковского «Девочка с гусями», В. Вавейкина «Девочка с гусями»)      -

4.3. Проверка первичного восприятия

- Вы читали дома произведение Е.Н. Носова «Белый гусь». – Понравился?       

– Мы продолжим знакомство с рассказом «Белый гусь», который произведет на нас с вами сильное эмоциональное воздействие.

-  Кто же находится в центре внимания авто­ра? (Белый гусь)    

– Главный герой произведения — гусь — птица, всем нам хорошо знакомая, но писатель дает нам возможность увидеть в привычном и обыден­ном необычное и высокое.

4.4. Выступление группы лингвистов.

Предоставляется слово группе лингвистов. Их работу также оценит наша пресс группа.

План.

1. Словарная работа. Выяснить значение слов: кокарда, кулига, плес, привада, арма­да, кильватерный строй, куканы, картуз, лозняк.

2. Какова  внешность гуся, повадки, характер? Подтвердите выдержками из текста.

а)  Как автор показывает воинственный характер гуся?

б)  Почему  автор готов присвоить Белому гусю звание адмирала?

          3.  Найдите художественные средства, которыми пользуется автор при описании белого гуся.

4.5. Словарная работа.   Ученик   садится за компьютер.      Слайд 32    

Ученик 1. -  У нас, лингвистов, было задание провести словарную работу по вашим, ребята, заявкам и найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор при описании белого гуся.

–  Мы выяснили значение непонятных для вас слов, пользуясь «Толковым словарём»  под ред. Ожегова С.И. - Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Кокарда – форменный знак на головном уборе.

Кулига  - 1.  ровное место, чистое и безлесное;

2. небольшой покос, лужок на заводи, заливе, и самая заводь.

Кильватерный стройследовать друг за другом.

Картуз – мужской головной убор с жёстким козырьком.

Куканы – веревка, на которую надевают, под жабры и в рот, пойманную рыбу, опуская ее на привязи в воду.

Плес – широкое  водное пространство между островами, перекатами.

Привада – корм для приманки зверей, птиц, рыб.

Лозняк – ивовый  кустарник.

– большое соединение кораблей, самолётов, танков.

   - В рассказе Носова  «Арма­да»  – это стадо гусей.

Подойник – сосуд, в который стекает молоко при ручном доении.

– Особое внимание мы обратили на  описание автором внешности Белого гуся.   Слайд 33

- «Белый гусь» это не имя собст­венное, но Носов,  наверно, пишет слова с прописной буквы из уважения к птице, которая вы­деляется среди остальных и внешним обли­ком, и повадками («Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге»).

- Итак, на слайде (Ещё раз нажать на Слайд 33) вы видите самые главные опорные словосочетания, которые автор употребляет при портретной характеристике гуся.     Курсором показать на словосочетания!

- Автор готов присвоить Белому гусю звание адмирала. («Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревен­скими гусями»; «ходил важно», «никогда не бежал, даже если за ним припустит собака»)

-  Сейчас ребята нашей группы зачитают ещё выдержки из рассказа, которые помогут нам всем представить внешность Белого гуся, повадки, характер.

        Ученик 2. (От хлопа­нья его «полутораметровых крыльев» по воде бежала рябь «и шуршали прибрежные камыши», «если же он при этом издавал свой крик, в  лугах у доярок тонко звенели подойники») 

       Ученик 3. (Гусь «никогда не бежал…» «Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды»).

       Ученик 1. О его исключительности автор пишет так: «Его оперение всегда ослепительно бе­лое, потому что гусь виртуозно ходит даже по самой грязи», « тугие перья так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада»).

      Ученик 4. («Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому,  как скла­дывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой растележенной дороге, не замарав ни единого пе­рышка»)                           

- Сейчас ребята нашей группы назовут  средства художественной  выразительности, которые применил Е.И. Носов, чтобы так описать своего героя.  (группа проект отдаёт пресс группе).      Слайд 34.

С.У. Ученик 2 (5): - При описании главного героя  автор использует следующие  эпитеты и сравнения:

Эпитеты

Сравнения

«Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями…»

«…собирал перепонки, подобно тому, как складывают веер…»,

« Солнечные лучи просвечивают перья, зарываясь в их глубине точно так же, как они отсвечивают в куске сахара».

Белоснежный китель;

«Цвета апельсиновой корки клюв…» Важная птица на кулиге

«…высоко и неподвижно держал свою шею, будто нёс стакан воды на голове…»

«Кильватерным строем ведёт свою гусиную армаду…»

«…казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада…»

«В силу своего высокого положения»

Вёл себя  как хозяин.

 Что значит вёл себя как хозяин? Везде и всюду он вел себя как хозяин: «Ему безраздельно принадлежа­ли отмели, которым не было равных по оби­лию тины, ряски, ракушек и головастиков. Са­мые чистые, прокаленные солнцем пляжи — его. Самые сочные участки луга — тоже его». «С сознанием своей власти» гусь относился и к человеку, прогоняя его с плеса, поедая у него червей из банки и утаскивая куканы с рыбой».    3,5 мин.

Учитель: - Спасибо, лингвисты! Думаю, после вашего выступления всем стало понятно, что  Белый гусь был  не только самой важной, но и красивой птицей на всей кулиге. – Садитесь, пожалуйста.

- Слово – пресс группе!         

 - Проекты групп соответствуют предложенным темам. Все пункты плана отражены в сообщении. Все группы творчески  подошли к заданиям, т.к. презентация наглядно  и ярко дополнила содержание каждого проекта. Группа литературоведов даже сделала фотографии. Молодцы, ребята!

Учитель: - Продолжим нашу работу в группах!

4.6. Работа в группах (со словарями).

Литературоведы, посмотрите в толковом словаре, как раскрывает С.И. Ожегов слова «маневр», Читатели - слово «атака», Лингвисты -   «оборона». – В каком значении употребляется эти слова в рассказе Е. Носов?

 (Маневр  -  ловко и предусмотрительно действовать, обходя возможные неприятности.

Атака - быстрое и решительное наступление (в споре, в работе, в игре).

Оборона - совокупность средств, необходимых для отпора врага.)     (слайд35)

– Скажите, с какими эпизодами из жизни Белого гуся можно связать эти слова?  Найдите подтверждение этому в тексте.

Литературоведы (группа 1: С маневрами можно сравнить действия Белого гуся по отноше­нию к человеку. Чтобы отвоевать у него плес, он то ведет свое гусиное войско «прямо на удочки», «то затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега. А купание-то с гоготом, с хлопаньем крыльев, с догонял­ками и прятками под водой». Другой раз гусь устраивает драки с соседней стаей, после ко­торых «о поклевках и думать нечего»).

Читатели (группа 2: Атакует Белый гусь то автора рассказа («Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся на­встречу»), то «пестро-рыжего бычка», который забрел на луг, где Белый гусь гулял с гусятами, то соседнюю стаю).

Лингвисты (группа 3: В эпизоде со стихией Белый гусь держит оборону: «Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная гра­дина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и погляды­вал на тучу, осторожно склоняя голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят»)

- Да, ребята, гусь как настоящий адмирал, как умеет воевать, так и также хорошо умеет обороняться и защищать.

-  А сейчас, ребята, давайте на этой ноте  немного отдохнём!

Физкультминутка  (2 мин.)

Под кустом зелёным  Руки вверх

В жёлтеньком песочке садятся на корточки

Грелся круглый домик  руки разводят и сводят

На высокой кочке  встают

В доме маленький жилец  показывают руками домик и голову…

Желторотенький птенец   гладят кулачок другой рукой

Клювом стукнул он немножко  рукой клювом «Стук»

И пробил себе окошко               руками показывают окно и лицо в нём

Вспыхнул сразу ярким светом  руки – вверх

Мир вокруг и краски лета         руки в стороны

В небе радугой зажглись          радугу показывают  пр. рукой сл. направо

Высоко взлетели ввысь            руки вверх и подпрыгивают

Удивлёнными глазами             руками глаза показывают

Наш малыш на мир смотря  руки разводят сначала в лев, затем в прав.

Замер в полном изумленье    глазами показывают изумленье, руки разв.  

И сказал: «Вот это га!»    руки – по швам

Клювиком почистил пух  «клювом» изображают чистку

И скорей за парту – плюх!  садятся на свои места.

4.7. Работа над образом.

I.  Образ  тучи в рассказе Е.И. Носова «Белый гусь».

– Какой образ в рассказе подразумевает опасность, связанную со стихией? (образ тучи)

Ребята,  с какого момента  в рассказе на ваш взгляд нарастает напряжение? (когда  из-за леса наползла туча)

а) – Как Е.И. Носов рисует образ тучи в рассказе? – Прочитайте!

35 с. 2 абзац сверху

(«… Я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной», «медленно и неотвратимо пожирала синеву неба»,  «Вот туча краем накатилась на солнце»,  «но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе» (на слайде 36 – репродукция картины Ф.А. Васильева «Перед грозой» и Томаса Бентона «Гроза»).

- Как свирепствовала туча?      

35 с. 4 абзац снизу.

( «Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались ледяные «горошины» ). 

слайд 36

б)  Описание града.

Как автор описывает град?

35 с. 4 абзац сверху.

(«Вдруг по козырьку кепки, что-то стукнуло…к моим ногам скатилась белая горошина». «По лугу волочились седые космы града», «Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались ледяные «горошины»; 

- Покажите приблизительно размер этих горошин!

 – Ещё как автор описывает град?

 («К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величиной с четвертинку пилёного сахара»).

- Раньше рафинада не было. Был большой кусковой сахар. Приблизительно четвертинка пилёного сахара - это вот такого размера град!

слайд 37.

– А какой цвет употребляет Носов по отношению к туче?

- («свинцовый» цвет преобладает (тёмно-серый)).

– Ребята, туча в рассказе – будто хищник, «пожирающее» всё на своём пути чудовище. Поэтому и у К.Е. Маковского («Дети, бегущие от грозы») мы видим на лицах детей страх (слайд 37).

- Наверно, так же страшно было во время разыгравшейся грозы и последовавшего после неё града Белому гусю, остальным гусям и их маленьким беззащитным гусятам.

в) Кульминация. Выборочное чтение учителем и хорошо читающими детьми.

- Давайте прочитаем этот кульминационный момент в рассказе вместе. Читаем абзацами. Я начну, продолжит Соня, Вероника, потом - Гриша.

(Под «Лунную Сонату Бетховена» учитель и хорошо читающие дети читают отрывок от слов  «Вдруг по козырьку кепки »… до слов «К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величиной с четвертинку пилёного сахара…»)

Учитель: «Вдруг по козырьку кепки …»  2 абзац, 111с

 «Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склоняя голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят»

 «Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины. Гуси не выдержали и побежали. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и жёлтый «одуванчик», иссечённый градом, поникал в траву.

А гуси всё бежали, пригибаясь к земле, «падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. … Они погибли почти все, так и не добежав до воды»… «К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величиной с четвертинку пилёного сахара…»)

(У. подводит детей к главной мысли и обобщает её):

У. - Да, ребята, только Белый  гусь не побежал спасаться, хотя, наверное, ему тоже было очень страшно…

- Он, как настоящий адмирал, не бросил бы свой тонущий корабль, не оставил своих беззащитных и бес­помощных гусят: он остался на месте, на посту, понимая, что бегство грозит гибелью его детям.

- ОН не мог бросить своих  двенадцать  «одуванчиков».

- И  здесь он подтвердил свою иск­лючительность.    1, 5 мин.

II.   «После тучи».

 а) Характеристика состояния природы.

– Ребята, найдите в тексте наиболее важные словосочетания, характеризующие состояние природы «после тучи».        36с. 2 абзац.     

(Дети читают отрывок от слов «Туча промчалась так же внезапно, как и набежала…То был Белый Гусь»).    Слайд 38

(«поваленная мокрая трава», «иссеченные градом гусята», «согретый солнцем луг».  Луг снова зазеленел)   

 (на слайде 38  репродукция картины Ф.А. Васильева «После грозы»).

III. Описание поведения Белого гуся в конце рассказа.      36с.

– Прочитайте, как  Е.И. Носов описывает Белого гуся в конце рассказа?   

(« Луг, согретый солнцем снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка… Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею»…« По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови»)                                   (слайд 39)

– А стоило ли идти на смерть? (да, стоило: ради спасения двенадцати гусят)

– Мо­жно ли сказать, что гусь совершил подвиг? По­чему?

(Да,  потому что он пожерт­вовал своей жизнью, защищая гусят).

Вы абсолютно правы, Белый гусь подарил жизнь своим гусятам ценой собственной жизни. Это подвиг. Наверня­ка ему было так же страшно, как и другим гу­сям, но он не двинулся с места, так как помнил о беспомощных и несмышленых гусятах.

– Какое чувство вызывает у вас поведение Белого гуся? (чувство грусти, печали, боли, сострадания, жалости).

– Но только ли грусть в финале рассказа? (Нет. Мы  восхищаемся  его подвигом (мужеством, стойкостью, отвагой, смелостью…)

Ребята, это все-таки светлая грусть, так как остались жить гусята.

- Вот послушайте, как автор пишет об этом! (слайд 39), (слайд 39)

IY. Описание поведения гусят в конце рассказа. Чтение отрывка.

На фоне уже весёлой музыки («Симфония №5» Л. Ван Бетховена) учитель или хорошо читающий ученик читает отрывок:  «Все двенадцать...».                         

слайд 40

- Ребята, посмотрите на экран, пожалуйста!

 В самом конце рассказа один гусенок «с темной ленточкой на спине»  всё-таки вскарабкался на спину своего отца, чтобы увидеть «удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца».

Y. Обобщающее слово учителя.

 - Жизнь продолжается, несмотря ни на что. Нам жаль гуся и погибших гусей (гусят), но мы восхищаемся подвигом Белого гуся, т.к. его дети остались живы и видят большой, сверкающий всеми красками мир.

– Как вы думаете? Каким человеком предстает перед нами автор? (добрым и мудрым  человеком, потому что он любит все живое и с интересом и любовью вглядывается в окружающий мир).

- Внимание на экран! Послушайте, пожалуйста, обращение самого Е.И. Носова ко всем школьникам. (слайд 41)

- "Как еще в школьные годы научиться видеть и слышать мир, развивать в себе бережное чувство прекрасного? Обязательно ли для этого совершать, к примеру, дальние путешествия? Нет, не обязательно. Сначала, ребята, следует научиться смотреть вокруг себя, выработать умение видеть в малом, повседневном, большое, необыкновенное. Без этого никакие, даже самые экзотические путешествия не принесут вам полной и глубокой радости познания"…

5. Памятник Белому гусю

– Мы уже говорили, что гусь совершил под­виг, а подвиги часто увековечиваются в памят­никах.

- Сейчас корреспонденты из пресс группы  покажут нам проект - плакат, который мы вместе выполнили прямо на уроке, посвящённый творчеству писателя Е.И.Носова и выступят с репортажем о памятниках  некоторым животным, которые чем-либо прославились или отличились. (см. фото «Изображение 409» в папке «Приложение»).

(- Мы предоставляем вашему вниманию свой проект, посвященный творчеству нашего земляка – писателя и художника Носова Е.И.(вешают плакат на магнитную доску). - Ребята, если тема сегодняшнего урока оставила вас неравнодушными, то вы сможете прочитать и другие, не менее интересные произведения Е.И. Носова.

- Ваши проекты мы объединили в одну папку - проект. Пусть она явится достойным вкладом в вашу литературную копилку.

- Мы тоже готовились к сегодняшнему уроку и сейчас вам расскажем о памятниках некоторым животным и литературным персонажам. Оказывается, в мире существует немало памятников животным.

Сообщение корреспондентов о памятниках животным:

Ученик 1 показывает презентацию.  Слайды  42-50.    (слайд 42)

Ученик 2: Больше всего таких памятни­ков поставлено собакам. Наверное, самый знаменитый памятник установлен в Париже, на р. Сене. Это памятник сенбернару Барри — статуя собаки с прижавшимся к ней ребенком. Надпись гласит: «Барри, спасшему сорок человек и убитому сорок первым». Действительно, существует легенда о том, что Барри, который служил в одном из альпийских монастырей и спасал людей из-под снега, спас сорок человек. Когда же он в очередной раз отправился на поиски, то нашел замерзающего путника. Пытаясь отогреть его, Барри стал облизывать человеку лицо. Тот пришел в себя, но принял собаку за волка и убил. Однако существует и другая версия, согласно которой сорок первый спасенный не убил умного пса. Этим сорок первым был ребенок. Он заблудился в горах и потерял сознание. Барри нашел его, отогрел, попытался отвести в монастырь, но ребенок был настолько слаб, что не мог идти. Тогда он обхватил шею собаки руками и забрался на спину сенбернару, так и был доставлен в монастырь. А Барри умер, прожив двенадцать лет.

Памятник с надписью «От благодарного человечества».   (слайд 43)

В 1935 году, в тот год, когда в нашей стране проходил 15 Международный конгресс физиологов, на территории Института экспериментальной медицины, рядом с Физиологическим отделом, был торжественно открыт «Памятник Собаке», созданный по инициативе И.П. Павлова, в знак признательности собаке за бескорыстное и преданное служение науке во благо всего человечества.

Это памятник - фонтан, выполненный в виде фигуры собаки на постаменте, украшенном 8 скульптурными изображениями голов собак разных пород и 4 картинами - барельефами, отображающими отдельные эпизоды из экспериментальной работы с собаками. Все сюжеты сопровождаются текстами И.П.Павлова. Два из них отражают нравственную идею памятника. Приводим их дословно: «Собака, благодаря ее давнему расположению к человеку, ее догадливости, терпению и послушанию, служит даже с заметной радостью многие годы, а иногда и всю свою жизнь экспериментатору» и «Пусть собака, помощник и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства».  (слайд 43)    

Неподалеку от Невского (Санкт-Петербург) 25 января 2000 года установлен памятник «Хорошему коту». После блокады, когда во время голода съели всех кошек, в Ленинграде расплодились крысы и мыши - разносчики опасных инфекционных болезней. Тогда по специальному распоряжению Советского правительства в город срочно доставили целый вагон усатых охотников. Их выпустили на улицы, и вскоре наступление грызунов было остановлено.                                                     (слайд 44)                        

- В Санкт-Петербурге есть «Памятник кошке». (слайд 45) Памятник представляет собой фигуру Кошки высотой около одного метра, которая установлена на гранитном двухметровом постаменте. Памятник символизирует благодарность и покаяние перед этими животными, которые часто были участниками экспериментов и принесли себя в жертву науке. Надпись на памятнике гласит: «Человечество обязано быть бесконечно благодарным кошке, подарившей миру великое множество первостепенных открытий в физиологии»

– Ребята, оказывается, есть памятники и литературным персонажам. слайд 46

    -  Например, памятник Русалочке Г.Х. Андерсена в Копенгагене. Скульптура, изображающая героиню сказки Ганса Христиана Андерсена является символом Копенгагена. Русалочка – сказочная героиня, ждавшая своего принца на протяжении 300 лет. Памятник высотой 1,6 м был установлен в городской бухте в 1913 году - ее купил датский бизнесмен и подарил Копенгагену.

Или же, памятник Царевне-Лягушке в Калининграде. (слайд 47)

Есть памятник Царевне-Лягушке и в Светлогорске. (слайд 48)

Ребята, очень интересно и то, что существуют памятники гусю.

Например, памятник животным гусю, свинье, коту и собаке — героям рассказа А.П. Чехова «Каштанка» — установлен в Таганроге. (слайд 49)

Или же в Германии символ Гёттингена – памятник «Девочка с гусем» (с. 50).

- Ребята, за каждым памятником  своя история, легенда. Если вас заинтересовало наше сообщение, то подробнее вы можете ознакомиться самостоятельно и таким образом пополнить свои знания.

Учитель: - Спасибо нашим корреспондентам!

6.  Домашнее задание – 1 мин

- Ребята, как вы считаете, наш главный герой из рассказа Носова достоин памятника? (да).

– Ну что ж, ребята, попытаемся и мы создать проект памятника Белому гусю. Подумаем, где будет стоять этот памят­ник, из какого материала и почему он будет высечен, каким будет изображен гусь, какую идею будет вы­ражать памятник, будет ли на нем какая-то надпись, и если да, то какая. Это и будет вашим домашним заданием. Вы его видите на слайде!     слайд 51 

 (Д/З: Создать проект памятника Белому гусю, описать его и нарисовать).

- Таким образом, мы попробуем увековечить память самоотверженного Белого гуся.

7. Подведение итогов урока  (2 мин)

– Какие чувства остались у вас после прочтения рассказа «Белый гусь» и  самого урока?                                   Слайд 51(Д/З)

- Действительно, в этом рассказе Е. Носова и юмор, и грусть. Смешное чередуется с драматическим. Рассказ пробуждает добрые чувства: нам жаль гуся и погибших гусей (гусят), восхищаемся подвигом Белого гуся, т.к. его дети остались живы и видят большой, сверкающий всеми красками мир.                                    Cлайд 52 

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!

8. Рефлексия.

-  Оцените свою работу на уроке.

- Что было трудным?

- Над чем заставил вас задуматься?

- Спасибо за урок! (выставление оценок) Звучит  песня «Мой край».

- Ребята!  В память о нашем уроке подарите, пожалуйста, свои рисунки гостям! (дети дарят (под песню «Мой край») гостям рисунки по теме: «Рассказ Е.И. Носова «Белый гусь»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.                 Друг Т.Г. Памятник Белому гусю. Урок по рассказу Евгения Носова «Белый гусь». 5 класс // Литература в школе, 2007. № 5. С. 45 – 47.

2.                 Евгений Носов: писатель и художник – Е.Д. Спасская. – Курск: ООО «Техинвест», - 57 с.

3.                 Еськов М. Умел слушать, умел видеть // Курск (газ.). – 2010. – №2. – 20 января. – с. 28.

4.                 Кедровский А.Е. Земляки: Творчество К.Д. Воробьева и Е.И. Носова. – Курск: Издательство КГПУ, 1999. – 154 с.

5.                 Книга о Мастере. Холмы и берега Евгения Носова: Очерки творчества/ Под ред. Е. Спасской. – Курск: «Крона», 1998. – 895 с.

6.                 Край родной, навек любимый (произведения курских писателей): хрестоматия / Под ред. С.Б. Каменецкой. – Курск: Издательство Курского государственного университета, 2009 г. – с. 122.

7.                 Курские тетради: Курск и куряне глазами ученых. Тетрадь 1-я/ Под ред. А.Т. Хроленко. – Курск: Издательство КГПУ, 1997. – 81 с.

8.                 Курские тетради: Курск и куряне глазами ученых. Тетрадь 2-я/ Под ред. А.Т. Хроленко. – Курск: Издательство КГПУ, 1998. – 72 с.

9.                 Курское слово/ Под ред. М.А. Бобуновой. – Курск: КГУ. Вып. 4 – 2007. – 107 с.

10.            Курское слово/ Под ред. А.Т. Хроленко. – Курск: КГУ. Вып. 2 – 2005. – 92 с.

11.            Литературные чтения, посвященные 80-летию со дня рождения Е. Носова (1925 – 2002): Сборник материалов – Курск, 2005 – 46 с.

12.            Махрин Ю. Евгений Носов: Покормите птиц! // Сельская жизнь (газ.) – 2100. - № 32. – 13 мая. http://www.sgazeta.ru/

13.            Спасская Е. Автографы с большой буквы // Городские известия (газ.) – 2009. - № 70. – 11 июня. – с. 5.

14.            Толока: Издание курских творческих союзов: Спец. Выпуск 43, посвященный 80-летию со дня рождения Е. Носова. – Курск: Издательский дом «Славянка», 2003. – 60 с.

15.            Толока: Издание курских творческих союзов: Спец. Выпуск 50, посвященный 80-летию со дня рождения Е. Носова. – Курск: Издательский дом «Славянка», 2005. – 96 с.

16.            Федорова М. Евгений Носов и сегодня с нами... // Городские известия (газ.)  – 2100. - № 62. – 22 мая. http://www.gi-kursk.ru/

17.            Черкесов В. Про «Белого гуся» // Литературная газета – 2010. – № 13. – 7 апреля. http://www.lgz.ru/

18.            http://www.krugosvet.ru/

19.            http://www.litra.ru/

20.            http://www.old.kurskcity.ru/

21.            http://ru.wikipedia.org/wiki/

22.            Репродукция картины Ф.А. Васильева «Перед грозой» и «После грозы», репродукция картины Томаса Бентона «Гроза», репродукция картины  К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», репродукции картин Носова Е.И. «Автопортрет», «Родные окна», «Берёзовый свет», «Церковь в Переделкине», «Тёмная вода».

23.            Фотографии Носова (копии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок вн. чтения "Е.И. Носов - великий писатель и художник. Белый гусь"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 033 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.11.2020 1195
    • DOCX 195 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Насыров Руслан Рифович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Насыров Руслан Рифович
    Насыров Руслан Рифович
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78956
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 214 человек из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Мини-курс

Эмоциональная сфера детей: диагностика, особенности и регуляция

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек