Инфоурок География Другие методич. материалыУрок-викторина по истории России на тему "Историческая действительность родного края в годы ВОВ"

Урок-викторина по истории России на тему "Историческая действительность родного края в годы ВОВ"

Скачать материал

Урок – викторина «Историческая действительность родного края в годы ВОВ»

Цели урока: 

1. Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны.

2. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

3. Воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

Оборудование и план подготовки: репродукции картин о событиях Великой  Отечественной войны; презентация Женщины трудового фронта; песни времен Великой Отечественной войны для му­зыкальной паузы; 2 команды: Голубые биреты ,Танкисты.

Тип: повторительно-обобщающий урок в форме викторины. Вопросы подобраны таким образом, чтобы повторить и обобщить знания учащихся и дать им возможность выйти за рамки программы, продемонстрировать свою эрудицию.

Условия викторины

1)    Участвуют две команды.

2)    За полный правильный ответ команда получает 2 очка, за правильный неполный ответ – 1 очко.

3)    Если команда не отвечает на вопрос, он переходит к команде соперников.

4)    Если команды не могут ответить на вопрос, отвечают зрители.

5)    Итоги подводит жюри после каждого раунда.

Ход викторины

       Учитель:. Добрый день, дорогие друзья!

         Здравствуйте, участники сегодняшней вик­торины! Наша                викторина посвящается исторической действительности родного края в годы войны. Время успело запахать траншеи на полях былых сражений. Однако оно бессильно ослабить па­мять о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советс­ких людей.Огромный вклад в Победу внесли и наши прадеды и пробабушки они на своих плечах вынесли победу.

Учитель: История не терпит суесловия.

            Трудна ее народная стезя.

            Ее страницы, залитые кровью,

            Нельзя любить безумною любовью

            И не любить без памяти нельзя.

           1-й ведущий. Эта жестокая война круто изменила жизнь людей, живущих в Советском Союзе. На фронт ушло почти все  население огромной страны.

2-й ведущий. За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком они прошли суровый путь войны через неудачи и отступления,    от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.

        1-й ведущий. Вдохновляемые справедливыми и благородными целями, воины Красной Армии храбро, не щадя своей жизни, сражались с ненавистным врагом, приближая долгожданный час победы. Эта война принесла горе в каждый дом.

        Павел: Стихотворение Николая Панова «Дом старшины»

После трудного боя достался матросам

Этот каменный полуразрушенный дом,

     Что стоял у дороги, над самым откосом,

Озаренный огнем, на пригорке крутом.

С подоконника вражеский автоматчик

Мертвым рухнул на камни. Пришла тишина.

И снаружи, гранату за пазухой пряча,

В едкий комнатный дым ворвался старшина.

Возле детской кроватки игрушки стояли,

Опрокинулся плюшевый желтый медведь,

И в распахнутом взрывом крылатом рояле

              Золотилась широкая струнная медь.

Старшина озирался в надвинутой каске

В полушубке бараньем, высокий, прямой,

От снегов Заполярья, предгорий кавказских

По дорогам войны он вернулся домой!

1-й ведущий. Мы собрались здесь, чтобы расши­рить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в  конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры. Представляем две команды: голубые биреты –девочки и танкисты-мальчики.

2-й ведущий. Позвольте ознакомить вас с правилами нашей игры   - викторины. Она будет проходить в несколько туров.  Первый тур – краеведческий. Команды подготовили домашнее задание по презентации «Женщины трудового фронта». Внимание команды выступаем.

Первый раунд. Краеведческий

Видеопрезентация «Женщины трудового фронта»

Второй раунд. Исторический

Известно что огромный вклад в годы войны внесли также писатели ,поэты .Среди них лаурят Нобелевской премии А.И.Солженицын.Он не только посвятил множество произведений о войне ,но и сам воевал от рядового до капитана.

Внимание команды представляют сценку: Старое ведро по произведению А.И.Солженицына. Продолжаем викторину.Вопросы игрокам:                                                                                  1) В годы Великой Отечественной войны для организации отпора врагу был создан Государственный Комитет Обороны. Кто его возглавлял?

1) В.М. Молотов;     2) И.В. Сталин;

3)Г.К.Жуков;            4) Л.П.Берия.

Ведущий. Правильный ответ 2

 

Архивариус. А теперь вопрос для игроков 2 команды. Известно, что война началась 22 июня 1941 года,

Ведущий. С. Щипачев. «22 июня 1941 года».

            Казалось, было холодно цветам,

            и от росы они слегка поблекли.

            Зарю, что шла по травам и кустам,

            обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

 и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

влезали в танки, закрывали люк

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом ни пел бы ни о чем,

а славил бы всю жизнь свою дорогу

когда б армейским скромным трубачом

 я  эти пять минут трубил тревогу.

    1-й ведущий. Сороковые, роковые

                                 Свинцовые, пороховые...                       

                                         Война гуляет по России,                       

                                         А мы такие молодые!

                                        (Д. Самойлов)

   ведущий. 2) Кто выступил по радио перед народом в этот день и сообщил    о  начале войны?

1)В.М. Молотов;      2) К.Е. Ворошилов;

3)И.В. Сталин;             4) Г.К. Жуков.

 (Правильный ответ 1).

 

ведущий.  Вопрос игрокам 1 команде.

3) Первое крупное поражение фашистских войск произошло...

     1)под Брестом;         2) под Москвой;

     3)под Киевом;          4) под Ленинградом.

(Правильный ответ 2).

 

        2-й ведущий. Немцы с первых дней войны упорно рва­лись к Москве. Гитлер мечтал на месте города Москвы образо­вать огромное водохранилище. Надеялся, что с падением Мос­квы войну можно было бы считать оконченной. Так происхо­дило со всеми завоеванными европейскими странами.

Уже на 7 ноября 1941 года Гитлер планировал провести на Красной площади парад фашистских войск.

Москва перешла на осадное положение. В первые месяцы войны немцам удалось приблизиться к столице нашей Роди­ны. Немцы пригороды Москвы могли видеть в бинокли.

Но советское командование поставило твердую цель: сде­лать все, чтобы сохранить столицу.

И в ночь с 5 на 6 декабря 1941 года наша армия перешла в контрнаступление.

4) В годы Великой Отечественной войны было учреждено звание Героя Советского Союза, которое присваивалось за совершение героических поступков, за особый героизм, проявленный  в боях. Кто в ходе войны стал первым трижды Героем Советского Союза?

 1)А.И. Покрышкин;           3) А. Матросов;

      2)И. Кожедуб;                   4) В. Талалихин.
(Правильный ответ — 1.)

 

Ведущий. Вопрос игрокам 1 сектора.

5) В ходе Великой Отечественной войны было решено в честь освобождения русских городов давать победный салют. В связи с освобождением каких городов был дан первый победный салют?

1)Ленинграда и Риги;               2) Орла и Белгорода;

    3)Москвы и Сталинграда;       4) Киева и Харькова.

(Правильный ответ — 2.)

 

      1-й ведущий. Стремясь взять реванш за катастрофу на берегах Волги и вернуть утраченную стратегическую инициа­тиву, гитлеровцы попытались летом 1943 года осуществить но­вое крупное наступление. Местом для наступления враг избрал район Курской дуги. Заблаговременно советским командова­нием была создана сильная оборона.

2-й ведущий. В сражении под Курском в районе Прохоровки немецко-фашистские войска подверглись сокрушитель­ному удару, до основания потрясшему германскую военную ма­шину. На Курской дуге было разгромлено до 30 вражеских ди­визий, из них 7 танковых. И прозвучали первые победные салюты. Внимание, следующий вопрос игрокам  2 сектора.

6) Определите, о каком плане фашистской Германии идёт речь?

«Будущая картина политической карты России: Северная Россия отойдёт к Финляндии; протектораты в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии… Борьба против России: уничтожение большевистских комиссаров и коммунистической интеллигенции…

Эта война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке сама жестокость – благо для будущего».

      1)План «Ост»;               2) Военная операция «Тайфун»;

       3)План «Барбаросса»;    4) Военная операция «Цитадель».

(Правильный ответ — 3-й).

Ведущий Подводим итоги первого раунда.

 

Третий раунд. Литературный

 

      Ведущий. Внимание вопрос игрокам 1 команды.

     1) Строки из личного письма поэта-фронтовика А.А. Суркова жене стали текстом песни:

  1)«Землянка»;           2) «В лесу прифронтовом»;

   3)«Темная ночь»;      4) «Катюша».
(Правильный ответ – 1)


(Звучит песня «Землянка».)вам предстоит её исполнить

 

Вопрос игрокам 2 команды.

2) Кто автор песни «Священная война»?

1)  В.Лебедев-Кумач;            2) К.Симонов;

3)А.Сурков;                           4) М.Исаковский.  Внимание её необходимо исполнить.

 

Ведущий: Внимание вопрос игрокам 1 команды.

3) Назовите автора стихотворных строк.

Я убит подо Ржевом                                                                                                                                                                                                                                                                                В безымянном болоте,                                                                                                        В пятой роте, на левом краю,                                                                                                       При жестоком налёте.

( А.Т.Твардовский)

 

Ведущий. Вопрос игрокам 2 команды.

4) Назовите автора стихотворных строк.

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,                                                         Как шли бесконечные, злые дожди,                                                                              Как крики несли нам усталые женщины,                                                           Прижав, как детей, от дождя их к груди?                                                      (К.Симонов)

 

Ведущий. Подводим итоги второго раунда.

 

Третий раунд. Исторический

1. Сколько дней и ночей длилась Великая Отечественная
война? (1418 военных дней и ночей.)

     2. Сколько дней длилась блокада города Ленинграда? (900 дней.)

       3. Что такое план «Тайфун»? (План наступления гитлеровских войск на Москву.)

4. Что такое план «Цитадель»? (План наступления гитлеровских войск в районе Курска)

врага.)     Внимание команды представляют историческую сводку по Владимирской области и Гусь-Хрустальному району в годы войны. Жюри оценивают.       

Вам необхобимо прочесть любое военное стихотворение.                                                                                                                                                                            

                         


1-й команда. Семен Ботвинник «Берлин горит».

  Берлин горит. Подтаявшая тьма

                Все выше поднимается и выше –

 Огонь вошел в угрюмые дома,

 И с тяжким гулом оседают крыши,

 И наземь балки падают, звеня,

 И жаркий пепел сыплется за ворот

 Я много видел пепла и огня;

Я видел свой, войну познавший, город

 И пламя, полыхающее в нем

 Берлин горит совсем другим огнем.

2-й ведущий. Елена Шевелева «Весна в Германии».

 Земля немецкая в дыму,

Но яблоня стоит нетленна,

Открыто радуясь всему,

Как будто вырвалась из плена.

Роса на бледных лепестках.

Мертвы немецких пушек дула.

 Идут советские войска,

Весна к ним ветки протянула.

              Они напомнят тишину,

Родные солнечные дали,

              Степные зори на Дону,

Лесные чаши на Урале.

Отчизна милая видна,

Простор ее весенних пашен.

На всей земле весна одна,

Она весна Победы нашей!

По окончании игры подводятся итоги и награждаются победители

   Преподаватель. Закончены викторина и путешествие в мир истории.

Мы еще раз поздравляем победителей и хотим пожелать нашим эрудитам терпения, трудолюбия и удачи. Игра закончена, но процесс познания продолжается, и еще многое предстоит вам узнать. Успехов всем участникам игры!

       1-й ведущий. Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы его творцы. Мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое, значит не понимать  настоящее.

 

Преподаватель.

Вы думали: история - забвение,

 Архив, куда грехи свои сдают?

Она тот Высший суд, где нет прощения,

 Где срока давности не признают.

Вы думали: история - что сказочка,

Где можно все напутать, переврать,

 Но это вам всего лишь только кажется,

Что можно ход истории прервать


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-викторина по истории России на тему "Историческая действительность родного края в годы ВОВ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок-викторина по истории России "Историческая действительность родного края в годы ВОВ" 9 класс.Цель: Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий ВОВ.Воспитание чувства патриотизма и гражданственности через изучение материалов фронтовиков и родного края.

Оборудование:презентация "Женщины трудового фронта" ,фронтовые песни,стихотворения ,плакаты.Тип урока:повторительно-обобщающий в форме викторины.Вопросы подобраны тек чтобы учащиися смогли продемонстрировать эрудицию и знания курса истории родного края.

Условия викторины:1.Участвуют две команды "танкисты" и "голубые биреты".2.За полный ответ получают 2 очка. 3.Если команда не отвечает вопрос достаётся зрителям. 4.Итоги викторины подводит жюри.

Ход викторины:Здравствуйте уважаемые гости и участники.Стихотворение: "Дом старшины"

1-раунд Краеведческий участники представляют презентацию "Женщины трудового фронта".

2--раунд Исторический участники отвечают на тестовые вопросы и набирают баллы.

3-раунд Литературный участники представляют сценку по произведению А.И.Солженицына" Старое ведро". Исполняют фронтовые песни. Итог викторины подводит жюри.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 708 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4688
  • 474
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 518
    • DOCX 42.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ларина Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ларина Елена Владимировна
    Ларина Елена Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 1574
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 969 человек из 82 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 26 регионов

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 27 регионов

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона