Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Лицей №2»
Урок-викторина
«Что мы знаем о Лобачевском?»
для учащихся 10-го класса
Авторы разработки
учитель математики I категории
Букина Олеся Алексеевна
учитель математики I категории
Мешалкина Ольга Геннадьевна
Барнаул
2014 год
Аннотация
Данный урок
рассчитан на получение новых знаний учащихся по теме «Что мы знаем о
Лобачевском?», осуществление межпредметной связи с историей и литературой. Это мероприятие
можно провести для учащихся в рамках Недели математики в школе.
Данную
методическую разработку урока-викторины можно использовать как внеклассное
мероприятие по математике для 10 классов на предметной неделе в процессе
осуществления образовательной деятельности. Для каждого задания приводится развернутый
и познавательный ответ.
Пояснительная записка
Основная цель мероприятия – оживить математику введением в нее
интересных задач, занимательных упражнений, любопытных практических сведений и
тем самым содействовать развитию мыслительных способностей ученика; пробуждение
и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.
Задачи мероприятия:
- способствовать возникновению интереса у большинства
учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды «любителей
математики»;
- повысить уровень математического мышления.
Цели урока:
1. Повышение познавательного интереса к предмету
математики.
2. Способствовать побуждению каждого учащегося к
творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.
3. Способствовать развитию кругозора учащихся,
математической речи и грамотности.
Тип учебного занятия: получение новых знаний и способов деятельности.
Основные
идеи урока:
- Создание целостного
мировоззрения.
- Связь предметов друг с
другом.
- Активное участие учащихся в
создании урока.
- Воспитание
самостоятельности.
Результативность
данного урока предполагает:
- Высокую активность учащихся
на уроке.
- Умение применять полученные
знания на уроках истории, знания на других предметах
- Умение работать
самостоятельно.
Дидактические материалы и оборудование: столы для игроков, экран,
тумба для ведущего, видеопроектор, жетоны (выдаются за правильный ответ),
призы.
Викторина, проводится для учащихся 10 класса в рамках недели
математики. В игре принимают участие две команды (от каждого класса по 5
участников). Каждая команда выбирает себе название. В игре задействованы еще 6
учащихся, которые выступают в роли консультантов. Игра проходит в два этапа:
два отборочных тура и финальная игра.
Правила игры:
Задача каждой
команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо
правильно ответить на вопросы 2-х отборочных туров и в финальной игре.
В отборочных турах за каждый вопрос команда может получить 1 балл, на
обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет
руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. За
каждой командой закреплены по 2 консультанта, они ведут подсчет баллов, если
команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.
Ход игры:
Игра начинается с представления команд и сообщаются правила игры. Путем
жеребьевки выбирается команда, начинающая игру. Проводится жеребьевка.
ВОПРОСЫ 1 ТУРА:
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
7.
|
8.
|
9.
|
10.
|
1.
Деятельность Лобачевского вызывает изумление.
Наряду с большой административной и педагогической работой он, не покладая рук,
занимался и наукой. Лобачевскому было всего 34 года, когда он решил
«многовековую» проблему V постулата из «Начал».Что создал Лобачевский?
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: Неевклидова геометрия
ПОЯСНЕНИЕ: Николай Лобачевский решил проблему, над которой человечество бесплодно
билось более двух тысяч лет. Анализируя попытки доказать V постулат,
Лобачевский сделал чрезвычайно смелый вывод о его недоказуемости. Раз V
постулат недоказуем как теорема, то принципиально возможна другая геометрия,
отличная от евклидовой,- неевклидова геометрия, отправной точкой которой
является отрицание V постулата.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Теория игр
Фрактальная графика
Числовой ряд
Неевклидова геометрия
2.
В гимназии, где учился Лобачевский, его
недолюбливали. Мальчик пристрастился к пиротехническим опытам. Как он был за
это наказан?
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: Отправлен в карцер
ПОЯСНЕНИЕ: Преподавателям не нравилось
«мечтательное о себе самомнение, излишнее упорство и вольнодумствие» ученика.
Несмотря на все это, Николай отлично учился.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Подметал двор
Чистил 10 ведер картошки
Был высечен розгами
Отправлен в карцер
3. Плохое поведение в гимназии чуть не сыграло злую шутку с Лобачевским.
Он имел все шансы попасть куда?
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: В армию
ПОЯСНЕНИЕ: Это могло произойти, когда вышел указ, предписывающий отдавать на
службу тех студентов, которые отличались дурным поведением.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
В тюрьму
В карцер
В ссылку
В армию
4. Лобачевского можно назвать юным гением. Какую степень он получил в 19
лет
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: Степень магистра
ПОЯСНЕНИЕ: В 22 - адъюнкта чистой математики,
а в 24 года был удостоен профессорского звания.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Степень магистра
Профессора
Доцента
Кандидата наук
5. Ученый любил ухаживать за растениями в саду. Его «любимцами» были?
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: Кедр
ПОЯСНЕНИЕ: Однако Лобачевский говорил, что не
дождется их плодов. Так и случилось. Они были сняты всего через несколько
месяцев после смерти ученого.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Кедр
Розы
Береза
Жимолость
6. Лобачевский отличился не только в точных науках, но также внедрял
различные новшества куда?
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: Сельском хозяйстве
ПОЯСНЕНИЕ: За некоторые достижения на этом поприще даже получал награды.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Гуманитарные науки
Юриспруденция
Ни в какой области
Сельском хозяйстве
7. Труды Лобачевского не забыты до сих пор, а его талант не подлежит
сомнению. Однако сам ученый боялся, что его труды забудут после смерти. Эти
опасения подогревала интенсивная критика его работ. Умирая, он произнес с
горечью: «И человек родился, чтобы …..».Продолжите фразу.
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: Умереть
ПОЯСНЕНИЕ: Скончался 12 (24) февраля 1856
года, в тот самый день, в который 30 годами ранее впервые обнародовал свою
версию неевклидовой геометрии. Похоронен на Арском кладбище Казани.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Принести пользу миру
Построить дом
Умереть
Посадить дерево
8.
В 1808 году он наибольшее внимание уделял медицине,
но под влиянием нового талантливого преподавателя Бартельса заинтересовался
физико-математическими науками. Помимо способностей к науке, каким даром владел
ученый?
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: Убеждения
ПОЯСНЕНИЕ: Он даже наставил на путь истинный
одного из своих студентов. Парень любил выпить и даже бросался на людей с ножом,
Лобачевский утихомирил лишь спокойным разговором. Кстати, с другими студентами
у ученого тоже были теплые отношения. Он любил весело провести время с
учениками, но панибратства никогда не допускал.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Ясновидения
Исцеления
Убеждения
Гипноза
9.
Одновременно с преподаванием Лобачевский читал
научно-популярные лекции для населения. И одновременно он неустанно развивал и
шлифовал главное дело своей жизни — неевклидову геометрию. Какую должность в
Казанском университете он занимал 20 лет?
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: Ректор
ПОЯСНЕНИЕ: Новый ректор, со свойственной ему
энергией, сразу погрузился в хозяйственные дела — реорганизация штата,
строительство учебных корпусов, механических мастерских, лабораторий и
обсерватории, поддержание библиотеки и минералогической коллекции, участвует в
издании «Казанского Вестника» и т. п.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Преподаватель
Ректор
Проректор
Лобачевский не работал в
университете
10. Известный
английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского…?Как?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Коперником
геометрии
ПОЯСНЕНИЕ: Так же, как Коперник разрушил
казавшуюся незыблемой догму о неподвижной Земле, Лобачевский первым подверг
сомнению наши обыденные представления о свойствах окружающего нас пространства.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Гений геометрии
Коперником геометрии
Ум геометрии
Галилео
ВОПРОСЫ 2 ТУРА:
11.
|
12.
|
13.
|
14.
|
15.
|
16.
|
17.
|
11. В
университете на Лобачевского сильно повлиял его педагог. Кто он?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Бартельс
ПОЯСНЕНИЕ: Немецкий математик Мартин Федорович
(Иоганн Христиан Мартин) Бартельс, также учивший Гаусса
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Бартельс
Гаусс
Ферма
Ломоносов
12. За время работы в университете он вёл курсы по геометрии,
тригонометрии, алгебре, анализу, теории вероятностей, механике, физике,
астрономии и даже гидравлике, часто замещал отсутствующих преподавателей. Но
уже занимая пост ректора он еще занимал одну должность. Какую?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Библиотекарь
ПОЯСНЕНИЕ: Уже занимая пост ректора,
Лобачевский два года работал университетским библиотекарем.
ВАРИАНТЫ
ОТВЕТОВ:
Художник
Дворник
Сторож
Библиотекарь
13. Женился на молодой богатой помещице. В приданое получил деревню
Полянки в Спасском уезде Казанской губернии и несколько десятков крепостных душ
в Тверской губернии. Сколько раз еще был женат Лобачевский?
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: 0
ПОЯСНЕНИЕ: Зануда и педант, в спутницы жизни
сознательно выбрал свою противоположность: жена Лобачевского отличалась легким
характером и веселым нравом. Перед алтарем новобрачные поклялись всегда быть
искренними друг с другом и никогда не врать, даже в мелочах. Оба сдержали
обещание.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1
0
2
3
14. Последние
годы Лобачевского были тяжелыми: увольнение из университета, смерть старшего
сына, финансовые затруднения. Какой недуг перед смертью поджидал ученого?
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: Слепота
ПОЯСНЕНИЕ: Лобачевский рассчитывал на наследство
жены, но оно находилось в управлении ее брата, игрока и кутилы, который
проиграл и свои деньги, и деньги Лобачевских. За несколько лет до смерти стал
слепнуть.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Глухота
Язва
Слепота
Нет правильного ответа
15. Лобачевский получил ряд ценных результатов и в других разделах
математики: так, в алгебре он разработал, независимо от Ж. Данделена, метод
приближённого решения уравнений, в математическом анализе получил ряд тонких теорем
о тригонометрических рядах. Какое еще понятие он уточнил?
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: Непрерывной функции
ПОЯСНЕНИЕ: Функция Лобачевского играет существенную роль в гиперболической геометрии. Функция П(х) определена
для каждого положительного х и 0 < П(х) < , монотонно убывающая непрерывная функция. Функция принимает все
значения, лежащие между 0 и . Таким
образом, в геометрии Лобачевского существует зависимость между угловыми и
линейными величинами; в этом существенное отличие геометрии Лобачевского от
геометрии Евклида.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Теория колец
Теория полей
Непрерывной
функции
Понятие многочлена
16. 200-летие
Лобачевского отмечалось в 1992 году. Что было выпущено Банком России в честь
этой даты?
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: Монета
ПОЯСНЕНИЕ: Была выпущена памятная монета в серии «Выдающиеся личности. России».
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Марка
Купюра
Медаль
Монета
17. До конца 1940-х годов, сведения о дате и месте рождения Н. И.
Лобачевского были противоречивы. В 1948 году А. А. Андронов опубликовал статью
о своих изысканиях по этому поводу, в которой указывал, что точной датой
рождения математика следует считать 20 ноября 1792 года (по старому стилю). А
где родился ученый?
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: Нижний Новгород
ПОЯСНЕНИЕ: Позднее Н. И. Привалова установила
местоположение дома П. А. Лобачевской. Изыскания А. А. Андронова и Н. И.
Приваловой стали общепризнанными, они способствовали тому, что Горьковскому
университету присвоили имя Н. И. Лобачевского.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Москва
Ленинград
Нижний Новгород
Владивосток
ФИНАЛЬНЫЙ ТУР:
18. Лобачевский сформулировал 5 постулатов, которые послужили созданию
новой неевклидовой геометрии. Как звучал 5 постулат?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: На
плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, проходит более чем одна
прямая, не пересекающая данную.
ПОЯСНЕНИЕ: Доказательство: Допустим, что пятый
постулат неверен: через точку А, не принадлежащую прямой в, можно
провести более чем одну прямую, которая не пересекается с прямой в.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Прямая продолжается
бесконечно.
Через две точки можно
провести одну и только одну прямую.
На плоскости через точку, не
лежащую на данной прямой, проходит более чем одна прямая, не пересекающая
данную
Из любого центра можно
провести окружность любым радиусом.
19. В 1802 году Прасковья Александровна (мать ученого) отдала всех троих
сыновей в гимназию. В каком городе она находилась?
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: Казань
ПОЯСНЕНИЕ: Это гимназия единственная в те годы во всей восточной части Российской
империи.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Москва
Бостон
Казань
Петербург
20. Сведения о дате рождения Н.И. Лобачевского до 1940-х годов были
противоречивы. А. А. Андронов опубликовал статью о своих изысканиях по этому
поводу, в которой указывал, что точной датой рождения математика следует
считать 20 ноября (по старому стилю), а местом — город Нижний Новгород. В каком
веке жил математик Лобачевский?
ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ: 18-19в.в.
ПОЯСНЕНИЕ: Дата рождения:20 ноября (1 декабря) 1792. Дата смерти: 12 (24) февраля
1856 (63 года)
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
17-18в.в.
17в.
18в.
18-19в.в.
Самоанализ
На всех этапах мероприятия применяются различные
методы активизации учащихся, что не позволяет им устать от однообразия
материала. Для проверки и оценки знаний учащихся используются слайды с готовыми
ответами для самопроверки, взаимопроверки.
Использованы методы:
• Словесный – при формировании теоретических и практических
знаний
• Наглядный – для развития наблюдательности, повышения
внимания
•Проблемно-поисковый – для развития самостоятельности
мышления, материал не сложный, учащиеся готовы к проблемному изучению материала
• Самостоятельная работа – материал доступен, использован
для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков
учебного труда
Таким образом, считаю, что урок представляет собой
целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.
Литература:
1. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/
Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999.
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
3. Математика в примерах и задачах. Журбенко Л.Н.,
Никонова Г.А. и др. (2009, 373с.)
4. История математики от Декарта до середины XIX
столетия. Г. Вилейтнер (1960, 468с.)
5. Взгляд на математику и нечто из нее. Аносов Д.В.
(вып. 3)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.