Инфоурок Математика Другие методич. материалыУрок-викторина «Что мы знаем о Лобачевском?»

Урок-викторина «Что мы знаем о Лобачевском?»

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №2»

 

 

 

 

 

 

 

Урок-викторина

«Что мы знаем о Лобачевском?»

для учащихся 10-го класса

 

 

 

Авторы разработки

учитель математики I категории

Букина Олеся Алексеевна

учитель математики I категории

Мешалкина Ольга Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул

2014 год

 

Аннотация

Данный урок рассчитан на получение новых знаний учащихся по теме «Что мы знаем о Лобачевском?», осуществление межпредметной связи с  историей и литературой. Это мероприятие можно провести для учащихся в рамках Недели математики в школе.

Данную методическую разработку урока-викторины можно использовать как внеклассное мероприятие по математике для 10 классов на предметной неделе в процессе осуществления образовательной деятельности. Для каждого задания приводится развернутый и познавательный ответ.

 

 

Пояснительная записка

Основная цель мероприятия – оживить математику введением в нее интересных задач, занимательных упражнений, любопытных практических сведений и тем самым содействовать развитию мыслительных способностей ученика; пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.

Задачи мероприятия:

- способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»;

- повысить уровень математического мышления.

Цели урока:

1.      Повышение познавательного интереса к предмету математики.

2.      Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.

3.      Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.

 

Тип учебного занятия: получение новых  знаний и способов  деятельности.

 

Основные идеи урока:

  • Создание целостного мировоззрения.
  • Связь предметов друг с другом.
  • Активное участие учащихся в создании урока.
  • Воспитание самостоятельности.

 

Результативность данного урока предполагает:

  • Высокую активность учащихся на уроке.
  • Умение применять полученные знания на уроках истории, знания на других предметах
  • Умение работать самостоятельно.

 Дидактические материалы и оборудование: столы для игроков, экран, тумба для ведущего, видеопроектор, жетоны (выдаются за правильный ответ), призы.

 

 

 

Викторина, проводится для учащихся 10 класса в рамках недели математики. В игре принимают участие две команды (от каждого класса по 5 участников). Каждая команда выбирает себе название. В игре задействованы еще 6 учащихся, которые выступают в роли консультантов. Игра проходит в два этапа: два отборочных тура и финальная игра.

Правила игры:

Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы 2-х отборочных туров и в финальной игре.

В отборочных турах за каждый вопрос команда может получить 1 балл, на обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. За каждой командой закреплены по 2 консультанта, они ведут подсчет баллов, если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.

Ход игры:

Игра начинается с представления команд и сообщаются правила игры. Путем жеребьевки выбирается команда, начинающая игру. Проводится жеребьевка.

 

ВОПРОСЫ 1 ТУРА:

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

 

 

1.       Деятельность Лобачевского вызывает изумление. Наряду с большой административной и педагогической работой он, не покладая рук, занимался и наукой. Лобачевскому было всего 34 года, когда он решил «многовековую» проблему V постулата из «Начал».Что создал Лобачевский?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Неевклидова геометрия

 

ПОЯСНЕНИЕ: Николай Лобачевский решил проблему, над которой человечество бесплодно билось более двух тысяч лет. Анализируя попытки доказать V постулат, Лобачевский сделал чрезвычайно смелый вывод о его недоказуемости. Раз V постулат недоказуем как теорема, то принципиально возможна другая геометрия, отличная от евклидовой,- неевклидова геометрия, отправной точкой которой является отрицание V постулата.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Теория игр

Фрактальная графика

Числовой ряд

Неевклидова геометрия

 

2.       В гимназии, где учился Лобачевский, его недолюбливали. Мальчик пристрастился к пиротехническим опытам. Как он был за это наказан?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Отправлен в карцер

 

ПОЯСНЕНИЕ: Преподавателям не нравилось «мечтательное о себе самомнение, излишнее упорство и вольнодумствие» ученика. Несмотря на все это, Николай отлично учился.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Подметал двор

Чистил 10 ведер картошки

Был высечен розгами

Отправлен в карцер

 

3.       Плохое поведение в гимназии чуть не сыграло злую шутку с Лобачевским. Он имел все шансы попасть куда?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В армию

 

ПОЯСНЕНИЕ: Это могло произойти, когда вышел указ, предписывающий отдавать на службу тех студентов, которые отличались дурным поведением.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

В тюрьму

В карцер

В ссылку

В армию

 

4.       Лобачевского можно назвать юным гением. Какую степень он получил в 19 лет

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Степень магистра

 

ПОЯСНЕНИЕ: В 22 - адъюнкта чистой математики, а в 24 года был удостоен профессорского звания.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Степень магистра

Профессора

Доцента

Кандидата наук

 

5.       Ученый любил ухаживать за растениями в саду. Его «любимцами» были?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Кедр

ПОЯСНЕНИЕ: Однако Лобачевский говорил, что не дождется их плодов. Так и случилось. Они были сняты всего через несколько месяцев после смерти ученого.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Кедр

Розы

Береза

Жимолость

 

6.       Лобачевский отличился не только в точных науках, но также внедрял различные новшества куда?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Сельском хозяйстве

 

ПОЯСНЕНИЕ: За некоторые достижения на этом поприще даже получал награды.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Гуманитарные науки

Юриспруденция

Ни в какой области

Сельском хозяйстве

 

7.       Труды Лобачевского не забыты до сих пор, а его талант не подлежит сомнению. Однако сам ученый боялся, что его труды забудут после смерти. Эти опасения подогревала интенсивная критика его работ. Умирая, он произнес с горечью: «И человек родился, чтобы …..».Продолжите фразу.

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Умереть

 

ПОЯСНЕНИЕ:  Скончался 12 (24) февраля 1856 года, в тот самый день, в который 30 годами ранее впервые обнародовал свою версию неевклидовой геометрии. Похоронен на Арском кладбище Казани.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Принести пользу миру

Построить дом

Умереть

Посадить дерево

 

8.       В 1808 году он наибольшее внимание уделял медицине, но под влиянием нового талантливого преподавателя Бартельса заинтересовался физико-математическими науками. Помимо способностей к науке, каким даром владел ученый?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Убеждения

 

ПОЯСНЕНИЕ: Он даже наставил на путь истинный одного из своих студентов. Парень любил выпить и даже бросался на людей с ножом, Лобачевский утихомирил лишь спокойным разговором. Кстати, с другими студентами у ученого тоже были теплые отношения. Он любил весело провести время с учениками, но панибратства никогда не допускал.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Ясновидения

Исцеления

Убеждения

Гипноза

 

9.       Одновременно с преподаванием Лобачевский читал научно-популярные лекции для населения. И одновременно он неустанно развивал и шлифовал главное дело своей жизни — неевклидову геометрию. Какую должность в Казанском университете он занимал 20 лет?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Ректор

 

ПОЯСНЕНИЕ: Новый ректор, со свойственной ему энергией, сразу погрузился в хозяйственные дела — реорганизация штата, строительство учебных корпусов, механических мастерских, лабораторий и обсерватории, поддержание библиотеки и минералогической коллекции, участвует в издании «Казанского Вестника» и т. п.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Преподаватель

Ректор

Проректор

Лобачевский не работал в университете

 

10.   Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского…?Как?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:  Коперником геометрии

ПОЯСНЕНИЕ: Так же, как Коперник разрушил казавшуюся незыблемой догму о неподвижной Земле, Лобачевский первым подверг сомнению наши обыденные представления о свойствах окружающего нас пространства.

      ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Гений геометрии

Коперником геометрии

Ум геометрии

Галилео

 

       ВОПРОСЫ 2 ТУРА:

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

 

 

11.   В университете на Лобачевского сильно повлиял его педагог. Кто он?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Бартельс

 

ПОЯСНЕНИЕ: Немецкий математик Мартин Федорович (Иоганн Христиан Мартин) Бартельс, также учивший Гаусса

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Бартельс

Гаусс

Ферма

Ломоносов

 

12.   За время работы в университете он вёл курсы по геометрии, тригонометрии, алгебре, анализу, теории вероятностей, механике, физике, астрономии и даже гидравлике, часто замещал отсутствующих преподавателей. Но уже занимая пост ректора он еще занимал одну должность. Какую?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Библиотекарь

 

ПОЯСНЕНИЕ: Уже занимая пост ректора, Лобачевский два года работал университетским библиотекарем.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Художник

Дворник

Сторож

Библиотекарь

 

13.   Женился  на молодой богатой помещице. В приданое получил деревню Полянки в Спасском уезде Казанской губернии и несколько десятков крепостных душ в Тверской губернии. Сколько раз еще был женат Лобачевский?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 0

 

ПОЯСНЕНИЕ: Зануда и педант, в спутницы жизни сознательно выбрал свою противоположность: жена Лобачевского отличалась легким характером и веселым нравом. Перед алтарем новобрачные поклялись всегда быть искренними друг с другом и никогда не врать, даже в мелочах. Оба сдержали обещание.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1

0

2

3

 

14.   Последние годы Лобачевского были тяжелыми: увольнение из университета, смерть старшего сына, финансовые затруднения. Какой недуг перед смертью поджидал ученого?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Слепота

 

ПОЯСНЕНИЕ: Лобачевский рассчитывал на наследство жены, но оно находилось в управлении ее брата, игрока и кутилы, который проиграл и свои деньги, и деньги Лобачевских. За несколько лет до смерти стал слепнуть.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Глухота

Язва

Слепота

Нет правильного ответа

 

15.   Лобачевский получил ряд ценных результатов и в других разделах математики: так, в алгебре он разработал, независимо от Ж. Данделена, метод приближённого решения уравнений, в математическом анализе получил ряд тонких теорем о тригонометрических рядах. Какое еще понятие он уточнил?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Непрерывной функции

ПОЯСНЕНИЕ: Функция Лобачевского играет существенную роль в гиперболической геометрии. Функция П(х) определена для каждого положительного х и 0 < П(х) < , монотонно убывающая непрерывная функция. Функция принимает все значения, лежащие между 0 и . Таким образом, в геометрии Лобачевского существует зависимость между угловыми и линейными величинами; в этом существенное отличие геометрии Лобачевского от геометрии Евклида.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Теория колец

Теория полей

Непрерывной функции

Понятие многочлена

 

16.   200-летие Лобачевского отмечалось в 1992 году. Что было выпущено Банком России в честь этой даты?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Монета

 

ПОЯСНЕНИЕ: Была выпущена памятная монета в серии «Выдающиеся личности. России».

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Марка

Купюра

Медаль

Монета

 

17.   До конца 1940-х годов, сведения о дате и месте рождения Н. И. Лобачевского были противоречивы. В 1948 году А. А. Андронов опубликовал статью о своих изысканиях по этому поводу, в которой указывал, что точной датой рождения математика следует считать 20 ноября 1792 года (по старому стилю). А где родился ученый?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Нижний Новгород

 

ПОЯСНЕНИЕ: Позднее Н. И. Привалова установила местоположение дома П. А. Лобачевской. Изыскания А. А. Андронова и Н. И. Приваловой стали общепризнанными, они способствовали тому, что Горьковскому университету присвоили имя Н. И. Лобачевского.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Москва

Ленинград

Нижний Новгород

Владивосток

 

ФИНАЛЬНЫЙ ТУР:

18.

19.

20.

 

 

18.   Лобачевский сформулировал 5 постулатов, которые послужили созданию новой неевклидовой геометрии. Как звучал 5 постулат?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: На плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, проходит более чем одна прямая, не пересекающая данную.

 

ПОЯСНЕНИЕ: Доказательство: Допустим, что пятый постулат неверен: через точку А, не принадлежащую прямой в, можно провести более чем одну прямую, которая не пересекается с прямой в.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Прямая продолжается бесконечно.

Через две точки можно провести одну и только одну прямую.

На плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, проходит более чем одна прямая, не пересекающая данную

Из любого центра можно провести окружность любым радиусом.

 

19.   В 1802 году Прасковья Александровна (мать ученого) отдала всех троих сыновей в гимназию. В каком городе она находилась?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Казань

 

ПОЯСНЕНИЕ: Это гимназия единственная в те годы во всей восточной части Российской империи.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Москва

Бостон

Казань

Петербург

 

20.   Сведения о дате рождения Н.И. Лобачевского до 1940-х годов были противоречивы. А. А. Андронов опубликовал статью о своих изысканиях по этому поводу, в которой указывал, что точной датой рождения математика следует считать 20 ноября (по старому стилю), а местом — город Нижний Новгород. В каком веке жил математик Лобачевский?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 18-19в.в.

 

ПОЯСНЕНИЕ: Дата рождения:20 ноября (1 декабря) 1792. Дата смерти: 12 (24) февраля 1856 (63 года)

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

17-18в.в.

17в.

18в.

18-19в.в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ

 

На всех этапах мероприятия применяются различные методы активизации учащихся, что не позволяет им устать от однообразия материала. Для проверки и оценки знаний учащихся используются слайды с готовыми ответами для самопроверки, взаимопроверки.

Использованы методы:

• Словесный – при формировании теоретических и практических знаний

• Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания

•Проблемно-поисковый – для развития самостоятельности мышления, материал не сложный, учащиеся готовы к проблемному изучению материала

• Самостоятельная работа – материал доступен, использован для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда

Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.

 

Литература:

1.      Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999.

2.      https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

3.      Математика в примерах и задачах. Журбенко Л.Н., Никонова Г.А. и др. (2009, 373с.)

4.      История математики от Декарта до середины XIX столетия.  Г. Вилейтнер  (1960, 468с.) 

5.      Взгляд на математику и нечто из нее.   Аносов Д.В. (вып. 3)  

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-викторина «Что мы знаем о Лобачевском?»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок викторина о великом русском математике ученом Лобачевском. На этом мероприятии ученики 10 класса могут в полной мере показать свои знания об этом ученом. Я надеюсь мой материал будет полезен и для моих коллег.Так как не в каждом справочнике есть интересныие факты из жизни этого ученого. В виткорине 20 вопросов с вариантами ответов. Так же вопосы иллюстрированы картинками. По возможности можно сделать презентацию.Этот материал уже был оппробирован на моих уроках.Урок можно проводить и в старших классах.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 436 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 623
    • DOCX 204.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мешалкина Ольга Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мешалкина Ольга Геннадьевна
    Мешалкина Ольга Геннадьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 8216
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Аспекты преподавания самостоятельного учебного курса «Вероятность и статистика» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 985 человек

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 15 регионов

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1707 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 161 человек

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе