Урок-путешествие в 5-м классе
"Упрощение выражений"
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-путешествие.
Место урока: третий урок по теме
«Упрощение выражений», 16 урок по теме «Умножение и деление натуральных чисел».
- Цели урока: формировать у учащихся умение
упрощать буквенные выражения на основе распределительного свойства
умножения, способствовать формированию детского коллектива, воспитывать
самостоятельность, развивать у учащихся интерес к предмету.
- Задачи
урока
Образовательные:
- повторить и
закрепить свойства умножения и сложения;
- способствовать
формированию в ходе урока умения применять распределительное свойство умножения
для упрощения буквенных выражений;
- способствовать
формированию умения применять распределительное свойство умножения при решении
уравнений;
- продолжить
формирование общих учебных умений и навыков: навыки планирования ответа, навыки
самоконтроля.
Воспитательные:
- воспитывать у
учащихся интерес к предмету, умение работать командой, умение слушать товарища,
отстаивать свою точку зрения, самостоятельность, навыки самоконтроля.
Развивающие: развивать восприятие, логическое и математическое
мышление, умение связывать изученный материал с новым, анализировать, выделять
главное.
Планируемые результаты:
1. Предметные: упрощают выражения, применяя
распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания.
2. Личностные: Объясняют самому себе свои
наиболее заметные достижения, проявляют устойчивый и широкий интерес к способам
решения познавательных задач, адекватно оценивают результаты своей учебной
деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности.
3. Регулятивные учебные
действия:
a. постановка новых целей,
преобразование практической задачи в познавательную;
b. уметь принимать решения в
проблемной ситуации;
c. уметь самостоятельно
контролировать свое время и управлять им.
4. Коммуникативные учебные
действия:
a. владеть устной и письменной
речью;
b. осуществлять взаимный
контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
5. Познавательные учебные
действия:
a. давать определения понятиям;
b. преобразовывать модели и
схемы для решения задач.
Методы обучения: беседа, самостоятельная
работа, фронтальная работа, наглядно-иллюстративные методы.
Оборудование: Презентация к уроку,
карточки с заданиями, карточка для лото, бочонки.
Эпиграф к уроку: «Знание – самое прекрасное из
владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит» Ал – Бируни (Древний
Восток)
Структура урока:
1. Орг.
Момент.
2. Устная
работа
3. Изучение
нового материала.
4. Физкультминутка;
5. Закрепление
полученных знаний:
1)
Займемся
устранением неполадок
2) «Поднять
паруса!»
3) «Опасность
в море!» Математическое лото.
4) «Высадка
на остров»
6. Итоги
урока
7. Домашнее
задание
Ход урока
1.
Организационный момент. Вступительное слово учителя. Постановка проблемной
задачи.
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.
Сегодня у нас
будет необычный урок. Ребята, мы отправляемся в путешествие на корабле к
острову математических сокровищ.
Мы поплывем
на красивом фрегате под названием «Знания». Я думаю, что вы доверите мне
командовать кораблем! Моей задачей будет помочь команде( т.е. вам) не сбиваться
с курса и благополучно преодолевать на пути все трудности и подводные течения
с помощью ваших крепких знаний добраться до конечной цели нашего путешествия-
до острова Математических сокровищ.. Ваша задача- слаженно работать, с
готовностью следовать за мной и помогать управлять кораблем. Мое настроение
будет зависеть от вас, от ваших знаний, которые как мне кажется, порадуют меня
сегодня.
Корабль сейчас спустят на воду, и мы
займем в нем свое место.
Все сегодняшние задания должны быть
выполнены в судовых журналах.
За каждое правильно выполненное
задание вы будете получать золотую монетку. В конце урока мы посчитаем
количество ваших золотых монеток и выставим оценки.
10 монеток – «5» в журнал
7-9 монеток – «4»
4-6 монеток – «3»
Учитель предлагает учащимся устно упростить выражения (записаны на
доске):
1.
23+49+m
2.
38+n+22
3.
х+54+16
4.
27х+73х – 25
5.
35∙12+8∙35
В примере 4. возникло
затруднение: дети не могут упростить выражение, учитель задает вопросы
(проблемный диалог):
- Какое выражение не получилось упростить?
- Что вам помогло упростить выражения 1-3, 5?
- Как вы думаете, что
нужно знать для того, упростить выражение 4
Итак, сформулируйте тему и
цели нашего урока.
Запишите в тетрадях тему нашего урока
«Упрощение выражений»
Итак, проверим вашу готовность к
отплытию.
2.
УСТНАЯ РАБОТА.
Проверка готовности команды
к путешествию.
(Учащиеся выполняют устные задания с
целью повторения пройденного материала).
1. Назовите изученные вами свойства
(можете воспользоваться своими памятками):
2) Вычислите с помощью
распределительного свойства(назовите только ответ)
38*63 + 37*38
25*78 - 68*25
77*52 + 23*52
101*52
3) Ребята, давайте вспомни, какие выражения называют буквенными?
(выражение, содержащее букву,
называют буквенным выражением)
4) посмотрите на доску, из
предложенных выражений выберите буквенные выражения.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель. Чтобы попасть на корабль
нужно изучить тему «Упрощение буквенных выражений».
1) - Посмотрите на доску, что вы видите? Давайте применим распределительное
свойство умножения для этих выражений.
3а
+ 7а = а(3 + 7) = 10а
27у – 12у = у(27 – 12) = 15у
49х+х-15х=х(49+1-15)=35х
63в-в-12в=в(63-1-12)=50в
2) Упрощая выражения, мы складывали коэффициенты, а буквенный множитель мы
оставляли без изменения.
3) Мы рассмотрели буквенные выражения, у которых одинаковая буквенная часть.
Такие выражения называют подобными.
А выражение 27х + 7у упростить нельзя, потому что у них буквенная часть разная.
4) Отметим, что распределительный закон умножения верен не только для
двух, а для любого числа слагаемых. Такие преобразования, в результате которых
получаются более простые выражения, называют упрощением выражений.
Таким образом, данные выражения мы записали в более простом виде, или, как
говорят математики, упростили. Такие преобразования, в результате которых
получаются более простые выражения, называют упрощением выражений.
Учитель: Ребята, есть вопросы? Кому не
понятно, спрашивайте.
Учитель: Вот мы и на корабле.
Отправляемся в путь! Мы с вами попали в быстрое теплое течение. Давайте мы
немножко отдохнем и проведем
4. Физкультминутку:
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Первичная проверка
понимания новых знаний и способов деятельности.
Цель
этапа:
установление обратной связи между учителем и учениками по вопросам содержания
нового учебного материала.
Учитель: Ой, кажется, наш корабль остановился.
Чтобы продолжить наше путешествие, нам нужно починить его.
1) Займемся устранением
неполадок. У
каждого из вас на столе есть задание в виде гаечного ключа. Возьмите его и выполните
задание в тетради. К доске пойдет …………….. (По желанию или по очереди)
Упростите
выражения и укажите коэффициент:
1) 23k + 37k;
2) 48b + b;
3) 32k – 9k ;
4) m + m + 3m;
5) 22k -2k – 9k;
6) 14b +
7b – 11b.
|
|
Учитель: Молодцы, мы починили наш корабль.
2) «Поднять паруса!»
Учитель: Итак, поднять паруса, мы отплываем!
Но в каком направлении нам двигаться к острову?
Давайте попробуем узнать! Для этого
нужно правильно решить уравнения и выбрать букву, которая соответствует правильному
ответу.
Итак, мы плывем на запад!
3) «Опасность в море!»
Внимание! В море появился пиратский
корабль. Необходимо срочно поиграть с пиратами в лото:
Математическое лото: С помощью магнитов надо
прикрепить бочонок в соответствующую карточку лото, размещенного на магнитной
доске”. (На бочонке записана задача, необходимо решить и прикрепить бочонок )
на 5минут
Задание выполняется под “Турецкое
рондо” Моцарта.
1.
Упростите
выражение: 35у+15у
(50у)
2.
В
одном мешке было х кг картофеля, а во втором в 2 раза больше. Сколько килограммов
картофеля было в двух мешках? (х+2х=3х)
3. Решите уравнение:
10к – к = 9к; (9к)
4. Вася решил у задач, а Миша –
на 4 задачи больше. Сколько задач решили Миша и Вася всего? (у+у+4=2у+4)
5. упростите: 8х – 4х +
7х (11х)
6. Решите уравнение:
5х+20х-125 (25х-125)
4) «Высадка на остров»
Задание. Найдите закономерность в
изображении корабликов и добавьте еще один кораблик.
6. «Итоги путешествия»
Вот мы и доплыли до заветного
острова. Дорога была не проста, много преград и трудностей пришлось преодолеть нашей
команде. Вот и наши сокровища: « Ваши знания – это клад» Ваши старания, ребята,
не были напрасны. Ведь вы сегодня на уроке не только овладели новыми и
интересными знаниями, которыми являются нашим кладом, но и совершили небольшое
путешествие. Благодаря вашим знаниям, сплоченности нашей команды, нам удалось
благополучно достигнуть финиша.
Учитель:
- Что нового вы узнали на уроке, что
вспомнили?
- Какие трудности были у вас на уроке?
- Что понравилось на уроке?
-И уходя с урока, мне бы
хотелось бы узнать ваше настроение от полученного общения:
Учащиеся выбирают кораблик одного из
трех цветов: красный, синий, зеленый, которые говорят о следующем:
- Красный: «Я очень доволен
уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на
уроке и понимал все, о чем говорилось».
- Синий: «Урок был интересным, и я
принимал в нем активное участие, на уроке мне было комфортно»
- Зеленый: «Пользы от урока я
получил мало, и к уроку я был не готов»
7. «Домашнее задание»
а) Составит задачи, связанные с нашим
путешествием, применяя упрощение выражений.
б) Зарисовать сегодняшнее
путешествие.
Посчитать золотые монетки, выставить
оценки за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.