Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа №
58»
Имени почетного
гражданина Ульяновской области Г. Д. Курнакова.
Урок – словарная работа в 8 классе на тему «Поговорим
о слове»
Выполнила учитель русского языка
и литературы МБОУ СШ №58 им. Г.Д. Курнакова
Старостина М.В.
Цели и задачи: научиться проговаривать слова на букву «К»,
дать им лексическое значение, определить этимологию некоторых слов. Правильно
использовать данные слова в речи. Повторить орфограммы: «Проверяемые безударные
гласные в корне слова», «Буква «И» в словах на -ция».
Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов,
орфографический словарь.
План урока:
1.
Повторение.
2.
Работа с
орфографическим словарем учебника.
3.
Определение
лексического значения слов.
4.
Закрепление.
5.
Домашнее
задание.
Ход урока
Овладеть словом
– значит усвоить
его
значение и нормы употребления в речи.
Л. К. Скороход.
1.
Повторение.
Ученик работает у доски. Под диктовку учащихся он
записывает слова, изученные ранее. Ученики контролируют правильность написания
словарных слов и тоже записывают их в тетрадь.
– Повторяем термин «лексическое значение» и значение
слов: аппликация, архитектор, барометр, беллетристика, впечатление,
воссоединение, декларация, достопримечательность.
– Вспоминаем информацию о словарях: как называется
словарь, в котором правильное написание слова? Каким словарём пользуемся,
определяя лексическое значение слова? Что можем узнать в этимологическом
словаре?
2.
Работа с
орфографическим словарём учебника.
Слова проговариваются орфографически и
орфоэпически: кавалерия, кампания/компания, канцелярия, конституция,
крыжовник, консультация, корреспондент, концентрат, конвейер, коклюш, каталог,
квартал.
3.
Определение
лексического значения.
(Учащиеся определяют лексическое значение сами,
потом сравнивают его со словарём, итог записывают).
Кавалерия – конное войско, конница.
Задание: составить со словом словосочетание со связью
управление.
Кампания – совокупность мероприятий для осуществления
очередной важной военной, общественно-политической или хозяйственной задачи.
Компания – 1. Общество, группа лиц, проводящих вместе время.
2. Торговое или промышленное предприятие, торгово-промышленное объединение
предпринимателей.
Задание: составить простое предложение со словом.
Канцелярия – отдел учреждения, ведающий служебной перепиской,
оформлением текущей документации.
Задание: Какое шутливое выражение, в котором используется
данное слово, вы знаете?
Конституция – основной закон государства, определяющий основы
общественного и государственного строя, систему государственных органов, права
и обязанности граждан. (Повторение орфограммы «Буква И в словах на -ция»).
Крыжовник – колючий садовый кустарник с кисло-сладкими ягодами,
а также его ягоды.
Задание: составьте словосочетание со словом, используя
связь управление.
Консультация – 1. Совещание специалистов по какому-нибудь делу,
вопросу. Созвать консультацию юристов. 2. Совет, даваемый специалистом.
Получить консультацию.
Корреспондент – автор корреспонденции (в 3 знач.). (Пояснить
значение слова «корреспонденция»). Задание: составьте словосочетание со
словом, используя связь управление.
Концентрат – готовый пищевой продукт в обезвоженном спрессованном
виде.
Конвейер – машина для непрерывного перемещения обрабатываемого
изделия от одного рабочего к другому, а также для транспортировки сыпучих,
кусковых или штучных грузов.
Задание: Составьте простое предложение с данным
словом.
Коклюш – острая инфекционная, преимущественно детская
болезнь, выражающаяся в приступах судорожного кашля.
Каталог – составленный в определённом порядке перечень
каких-нибудь однородных предметов. (Беседа о принципах организации библиотечных
каталогов).
Квартал – 1. Часть города, ограниченная пересекающимися
улицами. Жить на углу квартала. 2. Четвёртая часть отчётного года. Отчёт за
квартал.
4.
Закрепление.
Орфографическое и орфоэпическое проговаривание
слов. В качестве домашнего задания можно предложить ученикам составить из
вышеуказанных слов кроссворд.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.