Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок "Синтаксические нормы русского языка"

Урок "Синтаксические нормы русского языка"

Скачать материал

КГУ «Средняя школа имени Абая»

 

 

 

 

Открытый урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:учитель русского языка и литературы Пустограева В.И.

Тема "Синтаксические нормы русского языка".

Тип урока: обобщение и закрепление.

Цели:

  1. Подробно остановиться на синтаксических ошибках, являющихся самыми распространенными ошибками в устной и, особенно, письменной речи.
  2. Готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм).

Оборудование: компьютер, проектор, доска, опорный конспект.

Класс разбит на 4 группы по 6 человек.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя по теме урока.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Поэтому понятие “языковая норма” - одно из ключевых в учении о правильности речи. Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. Существуют нормы  лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические и орфоэпические (произносительные). На уроке мы остановимся на синтаксических нормах.

III. Работа в группах с карточками (4 варианта карточек). .

В каждой группе по 6 карточек одного варианта. Один из учеников читает задания (они одинаковые, только предложения у каждой группы разные).

Учащиеся коллективно выполняют задания.

Цель задания: выяснить, воспринимают ли учащиеся визуально и на слух грамматические ошибки.

  1. Самопроверка после выполнения заданий (на доске 4 варианта правильных ответов). (Приложение слайд №3).
  2. Слово учителя. Сделать вывод, какие синтаксические ошибки можно отметить в выписанных предложениях (на данном этапе работы называют только те, которые могут объяснить, так как это будет домашнее задание: определить тип синтаксической ошибки).

IV. Работа над синтаксическими нормами русского языка с использованием опорного конспекта.

Опорный конспект даётся каждому учащемуся. Ученики знакомятся с конспектом, обсуждают его, затем по очереди по одному человеку из группы поясняют каждый из 8 пунктов. (Смотри “Опорный конспект”).

Вывод. Когда в устной и письменной речи мы сталкиваемся с нарушением синтаксических норм? Вывод делают учащиеся.

С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся:

  • в предложениях с однородными членами;
  • именах собственных в предложении;
  • в предложениях с причастным оборотом;
  • в словосочетаниях при согласовании и управлении;
  • при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;
  • при других формах согласования главных членов предложения;
  • при употреблении деепричастного оборота;
  • при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.

V. Закрепление изученного.

Тренировочные упражнения.

1. Комментированное письмо (все выполняют в тетрадях). Записать предложения, под диктовку, найти синтаксические ошибки, объяснить их, записать предложения в исправленном виде.

1). Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе. (Причастие ищущим относится не к существительному героев, а к числительному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в ед. числе и дательном падеже). Верный вариант предложения: Одному из героев романа, ищущему смысл жизни…

2). Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. (В этом предложении производный предлог благодаря употреблён не с дательным падежом, а с родительным.) Верный вариант: Благодаря искусству Микеланджело.

3). Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога. (Нарушены нормы управления: хотел вникнуть куда? познать что). Правильный вариант: Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.

4). Я обратился и получил консультацию у специалиста по реставрации картин. (Обратился к кому? не хватает зависимого слова при управлении. Получил у кого?). Правильный вариант: Я обратился к специалисту и получил у него…

5). Мы оплатили за турпутевку и отправились на экскурсию. (В литературном языке принята беспредложная конструкция: оплатили турпутёвку и предложная уплатить за турпутёвку). Правильный вариант: Мы оплатили турпутёвку и отправились на экскурсию.

2. Упражнение. Выполнение в группах. (Приложение слайд №4).

Укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Обвести в кружок.

После выполнения ученики сверяют свои варианты с доской, где записаны правильные ответы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9. Оценивается работа каждой из 4 групп по формуле: количество правильных ответов умножается на 5 и делится на общее количество правильных ответов.

VI. Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой. (Приложение слайд №5).

Укажите номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Номера правильных ответов (2, 3, 5, 6, 9, 10 записаны на доске. После самопроверки учащиеся получают оценки. Объясняем предложения, вызвавшие особенные затруднения.

Кол-во правильных ответов

Оценка

6

“5”

5

“4”

4-3

“3”

VII. Итоговый тест I-II вариант. (Приложение, слайд №6).

Варианты правильных ответов:

Вариант 1: 1 - 1); 2 - 1); 3 - 3); 4 - 3),

Вариант 2: 1 – 4); 2 - 4); 3 - 2); 4 - 3).

VIII. Домашнее задание.

  1. Определить тип синтаксических ошибок в карточках (вариант №1-4)
  2. Подобрать самостоятельно задания с нарушениями синтаксических норм (12-15 заданий) (для использования на компьютере) или выполнить тестовые задания ЕГЭ 2008 г. (Вариант 1 - 10 части I задания А6). Пособие Пучковой Л.И. Русский язык 2008 г.
  3. Запомнить теоретический материал “Синтаксические нормы русского языка”. (Опорный конспект).

IX. Выводы по уроку.

  1. Перечислить основные синтаксические нормы русского языка.
  2. Привести примеры предложений с нарушениями синтаксических норм.

X. Итоги урока. оцеки

Оценки.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок "Синтаксические нормы русского языка""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист в области обращения с отходами

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 675 401 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.09.2020 838
    • DOCX 23.6 кбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Суркова Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Суркова Наталья Николаевна
    Суркова Наталья Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78711
    • Всего материалов: 214

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 292 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 852 человека

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Занимательное обучение русскому языку: основы орфоэпии и тайны русской орфографии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Искусственный интеллект как помощник в поиске работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе