Яндутова
Надежда Семеновна,
МБОУ
«Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики,
2015
год, МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики
Урок русского
языка во 2 классе по теме «Слова, которые отвечают на вопросы
какой? какая? какое? какие?»
Цели:
- Обобщить знания о словах –
признаках, упражнять в их подборе, в умении устанавливать связь между
словами- названиями и словами – признаками;
- Вырабатывать умения ставить вопросы к
словам- признакам.
- Развивать внимание, мышление,
речь учащихся, расширять кругозор, словарный запас;
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Презентация в виде
слайдов, мультимедийный проектор, карточки
с заданиями для работы в парах, иллюстрации животных, иллюстрация речки с
корабликом, карточки с буквами.(к, о, р, а, б, л, и, к)
Ход урока.
- Организационный момент.
Итак, друзья внимание-
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнем скорей урок.
2. Создание
проблемной ситуации.
-Сегодня у нас
необычный урок. Мы с вами отправляемся в путешествие. А на чем мы с вами
отправимся, вы узнаете, если соберете слово из запутавшихся букв:
(к,о,р,а,б,л,и,к
)
-А почему я выбрала
кораблик? (На улице весна. Тает снег, бегут ручейки. Можно пускать кораблики в
весенний ручеек.)
Подсказка: Тает
снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)
-А нравится ли вам весна? Почему?
-Какие весенние месяцы вы знаете? (март,
апрель, май)
-В народе говорят: март - грачевень, апрель-
грязевень, май-цветень.
-А почему так говорят?
А еще какие пословицы вы знаете о весне?
(Весна красна цветами, а осень пирогами. Плоды весенней работы видны осенью).
3. Формирование темы и цели урока.
-Давайте пустим наш кораблик в весенний ручеек. На первом
причале нас встречает ослик. Ослик приготовил вам слова, которые вы должны
распределить на две группы.
СЛОВА: весна, солнце, весёлые, ранняя, снег, ребята,
яркое, последний
- Внимательно прочитайте слова и подумайте на какие две группы
вы можете их распределить?
весна веселые
солнце ранняя
снег яркое
ребята последний
-По какому признаку вы определили слова в первый столбик?
(Эти слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)
-Что обозначают слова во втором столбике? (Признаки предметов)
К каждому слову подберите подберите подходящее по смыслу слова
из второго столбика.
-Задайте вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.
-
Так чем же сегодня будем заниматься на уроке? Определите тему урока.
( Схема) Слова, которые
обозначают признак предмета
отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие?
-
Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами и попробуем ответить на
вопрос «Нужны ли такие слова в нашей речи и для чего?»
И
если вы будете сегодня внимательны, трудолюбивы и дружны, к концу урока мы
вместе точно будем знать ответ на эти вопросы.
4. Актуализация
знаний.
1)
Наш кораблик, наш кораблик
По волнам бежит качаясь
А вот и рыбка золотая
Останавливает нас.
Золотая
рыбка хочет, чтобы вы правильно выбрали слово к каждому рисунку.
Птичка (рисунок) солнце (рисунок)
Красивый Яркий
Красивая Яркая
Красивое Яркое
Красивые Яркие
цветы (рисунок) скворечник (рисунок)
жёлтый уютный
жёлтая уютная
жёлтое уютное
жёлтые уютные
- А вы готовы к встрече веселых, звонких скворцов? Приготовили ли вы для
них домики? Птицы - наши друзья . Каждый из вас должен подготовиться к прилёту
этих птиц.
-Какую
пользу оказывают нам птицы? (Они уничтожают вредных насекомых, жучков.)
2) Работа с учебником
Ветер по морю гуляет и кораблик
подгоняет
Наш кораблик у причала и встречает нас
мышонок.
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки
От слов концовки откусили,
Из книжки в нору утащили
Открыли книжку на 147-ую страницу,
найдем третье упражнение. Прочитаем текст, вставляя пропущенные буквы.
3) Словарная работа
- В этом тексте встречаются такие слова. Давайте
прочитаем значения этих слов.
Рыхлый – неплотный,
рассыпчатый
Низина - равнинный
участок
Надулись почки – весенние
соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они
надуваются
Смола - липкий, твердеющий на воздухе сок
некоторых растений
4). Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток.
А лисица поджидает
Нам загадки загадает
-У него уши, хвост, шерсть.
- Можно ли по этому описанию определить о ком идет речь?
-Кто это может быть? (Под это описание подходит достаточно
много животных)
А вот следующая загадка.
Летом у него шерсть серая, зимой белая. Уши длинные, а хвост
короткий. Он пугливый.
-Какие слова помогли догадаться, о ком говорится в загадке?
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется …. (Олень)
-Для чего нам
нужны слова, которые обозначают признак предмета? (Для описания и уточнения.Итак
, слова, обозначающие признаки помогают нам определять предмет, даже не видя
их.)
5) Попробуйте сами придумать загадки,
используя слова –признаки.
4.Физкультминутка
Наши звери нас встречают, на физкультминутку приглашают.
У оленя дом большой,
Смотрит он в свое окно,
Зайка по лесу бежит,
В дверь ему стучит,
Тук, тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Зайка, зайка, забегай
Лапу мне давай.
5. Систематизация и обобщение
1)Образуйте от данных слов слова, которые обозначают признаки предметов.
Чистота – чистый
веселье –
звон –
весна-
свет-.
тепло-
2). Для чего же нужны в русском языке
слова–признаки?
Наш кораблик плывет
дальше. На причале нас встречает Незнайка. А давайте прочитаем рассказ про
весну, который составил Незнайка.
Наступила
весна. Светит солнышко. Тает снег. Побежали ручейки. Появились проталины.
Скворец запел песенку.
Прота́лина
— место, где стаял снег и открылась земля
– Нравится ли вам рассказ?
– Кому не
понравился?
– Чего в нем не
хватает? Как “раскрасить” текст? (Добавить слова-признаки).
Давайте поможем Незнайке составить красивый рассказ о весне.
– Попробуем прочитать текст, добавляя слова-признаки. Работаем
парами.
Слова для справок: ласковое, шумные, ранняя, последний, весёлую,
чёрные.
-Можете использовать и другие
слова.
– Какой текст получился красивее?
– Для чего нужны в речи слова-признаки? (Слова- признаки помогают лучше нарисовать картину
словами. С ними текст становится красивее)
6. Домашнее задание.
- Сегодня на уроке много говорили о
весне. Дома составьте и запишите 5 предложений о весне, используя слова,
которые обозначают признаки предметов.
Кораблик приплыл к берегу . Со всеми
заданиями вы справились. Молодцы! Все были сегодня очень активные.
7. Итог урока. Рефлексия.
-С какими словами мы познакомились
на уроке?
-Нужны ли такие слова в нашей речи?
-Оцените работу на уроке (Понятна ли
тема, как работали на уроке?)
Для этого вам могут помочь эти
выражения.
На уроке мне
Все было понятно
Было трудно
Было интересно
Прибавилось знаний
Пришлось
задуматься
Могу рассказать
другим
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.