Русский язык
Тип урока: урок введения нового
знания.
Тема: Русский алфавит, или азбука. Как мы используем
алфавит? Цели:
о знакомство с алфавитом или
азбукой, их ролью в жизни людей, формирование умения пользоваться алфавитом; развитие
связной речи учащихся; познавательных способностей, мышления, внимания;
привитие интереса к изучению русского языка; о воспитание культуры речи,
терпения, взаимовыручки, доброго отношения друг к другу при работе в группе,
парах; Демонстрационный материал:
1)
Плакат с алфавитом.
2)
Выставка нескольких видов словарей, энциклопедий.
З) Плакат «Говори правильно!».
4)
Образец написания буквы Аа.
5)
Эталон самостоятельной работы. Раздаточный материал:
1)
Список учеников класса в алфавитном порядке.
2)
Карточки со словами для групповой работы.
З) Подсказки с пронумерованным
алфавитом для работы в паре.
икт:
1) Слайдовая презентация.
Музыкальное
сопровождение:
1)
Песня «Солнышко лучистое».
2) Мелодия
«Подмосковные вечера».
Ход урока:
1. Мотивирование к учебной
деятельности. Урок начинается со стихотворения.
Прозвенел уже звонок — Начинается урок.
А теперь все повернитесь И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам.
Пусть сегодняшний урок принесет
вам радость общения, Сегодня на уроке, ребята, вас ждет много интересных
заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость,
смекалка.
II. Актуализация опорных знаний.
1.
Каллиграфическая минутка:
Вот два столба наискосок, А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь, а?
Перед тобою буква... (А)
Пропишите в тетради прописную и
строчную букву Аа отдельно и в соединении с другими буквами.
Аа Аа Аа ая
ал ам ав ае
2.
Словарная работа.
Сейчас мы разгадаем кроссворд (на
экране слайд N9 1 с кроссвордом). Отгадайте загадки. Запишите отгадки в
тетрадь. (Дети отгадывают загадки, записывают слова-отгадки в тетрадь, на
экране кроссворд заполняется, ученики сверяют с образцом написанное, исправляют
самостоятельно ошибки)
1)
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста
Если я ...
(Капуста)
2)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
З) У нашего Василия
Есть имя и . (Фамилия)
4)
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает. (Сахар)
5)
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори «Простите»
Или лучше . . . (Извините)
6)
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
7)
По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
— Как называются эти слова? (Словарные) — Почему мы их
так называем?
— Проверьте написанные слова по
образцу на экране, исправьте ошибки.
— Кто не сделал ни одной ошибки?
— Кто сделал одну ошибку?
— Кто сделал две ошибки?
— Кто сделал больше двух ошибок?
— Какое ключевое слово получилось?
(Алфавит)
— Кто знает, что мы называем
алфавитом? (Буквы, расположенные в определенном порядке)
— Давайте сверим наши ответы по
учебнику. Прочитайте, что такое алфавит на с. 81.
— А сейчас мы узнаем откуда алфавит получил своё название
(слайд .N9 2).
Историческая справка:
Слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом
языке первая буква называлась «альфа>>, а вторая в то время называлась
«вита». — Повторите быстро «альфа-вита». Что получилось? Отсюда и пошло —
алфавит. Это слово нужно запомнить как словарное. Запишите его к нашим
словарным словам в тетради. Давайте обозначим ударение и ошибкоопасные места.
Посмотрите на плакат «Говори правильно!». Прочитайте хором.
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!
АЛФАВИТ
ПО АЛФАВИТУ
АЛФАВИТНЫЙ ПОРЯДОК Запомнили!
— А как можно по-другому назвать
алфавит? (Азбука)
— А сейчас мы узнаем как же образовалось слово азбука?
Историческая справка (слайд N9 З):
«Азбука>> - всем хорошо
знакомое слово. А появилось оно тысячу лет назад из названий двух первых
русских букв. Буква «А» называлась тогда «Аз», а буква «Б» - «Буки». Из этих
двух названий и получилось слово «Азбука». Азбука, которой мы сейчас пользуемся, была
создана братьями Кириллом и Мефодием в 9 веке (слайд N9 4).
З. Работа над пословицами (слайд .N2 5).
— Ребята, раньше, когда не все люди умели читать и писать,
быть грамотным было большим достижением. Таких людей называли учеными. А
выучиться мог далеко не каждый. Вот почему существуют такие пословицы.
Прочитайте. Как вы понимаете их смысл.
Азбуке учиться — всегда
пригодится.
Азбуку учат — на всю избу
кричат.
«Аз», «буки», «веди» страшат, что медведи.
III.
Постановка учебной задачи и определения темы.
— Определите тему сегодняшнего
урока. (Русский алфавит или азбука слаЙД М 6)
— Какие цели мы поставим перед собой? (СлаЙД М 6)
1. Вспомнить . . (алфавит).
2. Выяснить, для
чего используют . (алфавит). З. Научиться пользоваться . (алфавитом). Это цели
нашего урока.
Физкультминутка.
IV.
Открытие нового знания.
1. Знакомство с алфавитом.
— Давайте вспомним сколько букв в
алфавите? (33)
33 родных сестрицы
Писаных красавицы На одной живут странице И повсюду славятся.
К нам они сейчас спешат Славные сестрицы.
Очень просят всех ребят С ними подружиться.
— На какие 2
группы делится алфавит? (На гласные и согласные буквы)
— Сколько гласных букв? (10)
— Сколько согласных букв? (21)
— Сколько букв не обозначают
звуков? (2)
— Какие? (ъ и
ь)
— Каждая буква имеет свое место и
свое название.
— Давайте хором назовем все буквы алфавита. Помните, ошибки
в названии букв — грубое нарушение норм языка, а правильное название букв
является показателем культуры человека. (Слайд М 7 с алфавитом) Проговаривание
алфавита хором.
2. Для чего мы используем алфавит?
— У вас на партах список нашего класса, найдите в нем свои
фамилии. Кто найдет, поднимайте руки. Одни нашли сразу, другие позже, а
некоторые до сих пор ищут. Каким образом находили, выберите правильный ответ из
предложенных:
1.
Читали подряд все фамилии.
2.
Читали фамилии выборочно.
З. Ориентировались по первым
буквам фамилий.
Правильно,
ориентировались по первым буквам фамилий, ведь все фамилии в журнале записаны в
алфавитном порядке.
— А для чего еще нам пригодится в
жизни знание алфавита? Как мы используем алфавит? (В энциклопедиях, словарях
быстро найти слово или какой-нибудь ответ, в телефонной книжке, медицинские
карты в больнице расположены в алфавитном порядке, в библиотеке книги на полке)
— Значит, алфавит человеку знать необходимо!
З. Групповая работа.
Расположите в алфавитном порядке:
I
группа: Алёша, Данил, Ира, Назар, Саша, Ярослав.
II
группа: Апельсин, банан, груша, лимон, мандарин, яблоко.
III
группа: Капуста, морковь, огурец, помидор, свёкла, чеснок.
IV
группа: Воробей, галка, дятел, жаворонок, ласточка, сорока.
V
группа: Брусника, ежевика, земляника, калина, рябина, смородина.
V. Фиксация
затруднения в учебной деятельности и построение проекта выхода.
1. Помоги Незнайке.
— Незнайку попросили расставить на
полочке в классной библиотеке книги в алфавитном порядке. Он не смог этого
сделать. Как вы думаете, почему? (Фамилии некоторых писателей начинаются с
одной буквы, он не знает какую книгу из них ставить сначала, а какую потом —
слайД ЛФ 8 с Незнайкой)
2. Построение проекта выхода (слайд N9 9
с фамилиями писателей). — Давайте вспомним, на каком уроке и по какой теме у
нас было похожее задание? (Урок математики, тема «Сравнение чисел»)
-— Как мы
действовали? (Если сотни были одинаковые, мы смотрели на
Десятки, если и Десятки бЫЛИ
одинаковые, смотрели на еДИНИЦЫ)
Так давайте поступим и со словами так же. Слова,
которые начинаются с одинаковой буквы, будем располагать по алфавиту в
зависимости от второй буквы и так далее.
1. Майков
А.
|
Барто А.
|
2.
Маршак С.
|
Заходер Б.
|
З.
Михалков С.
|
Майков А.
|
4.
Пушкин А.
|
Маршак С.
|
5. Заходер
Б.
|
Михалков С.
|
6.
Барто А.
|
Пушкин
А.
|
А теперь
проверьте себя (слайд .N9 10). Физкультминутка.
З. Первичное
закрепление.
Записать
слова в алфавитном порядке. Вставить пропущенные буквы (с.
83, упр. 125
(1 столбик)).
Девочка,
дежурный, деревня.
VI.
Самостоятельная
работа с самопроверкой по образцу (с. 83, упр. 125) I вариант (2 столбик):
Пальто, пенал, петух.
II вариант (З
столбик): Яблоко, ягода, язык.
VII. Включение нового знания в систему
знаний и повторение.
1. Работа в
парах.
— Расшифруйте
слово, пользуясь алфавитом.
14
|
16
|
В
|
16
|
5
|
24
|
29
|
м
|
О
|
л
|
О
|
д
|
ц
|
ы
|
(слайд NQ 12)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.