Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок русского языка во 2 классе по теме "Русский алфавит, или азбука. Как мы используем алфавит?"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Русский алфавит, или азбука. Как мы используем алфавит?"

Скачать материал

Русский язык

Тип урока: урок введения нового знания.

Тема: Русский алфавит, или азбука. Как мы используем алфавит? Цели:

о знакомство с алфавитом или азбукой, их ролью в жизни людей, формирование умения пользоваться алфавитом;  развитие связной речи учащихся; познавательных способностей, мышления, внимания; привитие интереса к изучению русского языка; о воспитание культуры речи, терпения, взаимовыручки, доброго отношения друг к другу при работе в группе, парах; Демонстрационный материал:

1)     Плакат с алфавитом.

2)     Выставка нескольких видов словарей, энциклопедий.

З) Плакат «Говори правильно!».

4)               Образец написания буквы Аа.

5)               Эталон самостоятельной работы. Раздаточный материал:

1)     Список учеников класса в алфавитном порядке.

2)     Карточки со словами для групповой работы.

З) Подсказки с пронумерованным алфавитом для работы в паре.

икт:

1) Слайдовая презентация.

Музыкальное сопровождение:

1)     Песня «Солнышко лучистое».

2)     Мелодия «Подмосковные вечера».

Ход урока:

1. Мотивирование к учебной деятельности. Урок начинается со стихотворения.

Прозвенел уже звонок — Начинается урок.

А теперь все повернитесь И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам.

Пусть сегодняшний урок принесет вам радость общения, Сегодня на уроке, ребята, вас ждет много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация опорных знаний.

1.     Каллиграфическая минутка:

Вот два столба наискосок, А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь, а?

Перед тобою буква... (А)

Пропишите в тетради прописную и строчную букву Аа отдельно и в соединении с другими буквами.

Аа Аа Аа ая ал ам ав ае

2.     Словарная работа.

Сейчас мы разгадаем кроссворд (на экране слайд N9 1 с кроссвордом). Отгадайте загадки. Запишите отгадки в тетрадь. (Дети отгадывают загадки, записывают слова-отгадки в тетрадь, на экране кроссворд заполняется, ученики сверяют с образцом написанное, исправляют самостоятельно ошибки)

1)      Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я ... (Капуста)

2)      Круглое, румяное,

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

З) У нашего Василия

Есть имя и . (Фамилия)

4)      Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает. (Сахар)

5)      Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори «Простите»

Или лучше . . . (Извините)

6)      Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

7)      По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

— Как называются эти слова? (Словарные) — Почему мы их так называем?

— Проверьте написанные слова по образцу на экране, исправьте ошибки.

— Кто не сделал ни одной ошибки?

— Кто сделал одну ошибку?

— Кто сделал две ошибки?

— Кто сделал больше двух ошибок?

— Какое ключевое слово получилось? (Алфавит)

— Кто знает, что мы называем алфавитом? (Буквы, расположенные в определенном порядке)

— Давайте сверим наши ответы по учебнику. Прочитайте, что такое алфавит на с. 81.

— А сейчас мы узнаем откуда алфавит получил своё название (слайд .N9 2).

Историческая справка:

Слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа>>, а вторая в то время называлась «вита». — Повторите быстро «альфа-вита». Что получилось? Отсюда и пошло — алфавит. Это слово нужно запомнить как словарное. Запишите его к нашим словарным словам в тетради. Давайте обозначим ударение и ошибкоопасные места. Посмотрите на плакат «Говори правильно!». Прочитайте хором.

ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!

АЛФАВИТ

ПО АЛФАВИТУ

АЛФАВИТНЫЙ ПОРЯДОК Запомнили!

— А как можно по-другому назвать алфавит? (Азбука)

— А сейчас мы узнаем как же образовалось слово азбука?

Историческая справка (слайд N9 З):

«Азбука>> - всем хорошо знакомое слово. А появилось оно тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква «А» называлась тогда «Аз», а буква «Б» - «Буки». Из этих двух названий и получилось слово «Азбука». Азбука, которой мы сейчас пользуемся, была создана братьями Кириллом и Мефодием в 9 веке (слайд N9 4).

З. Работа над пословицами (слайд .N2 5).

— Ребята, раньше, когда не все люди умели читать и писать, быть грамотным было большим достижением. Таких людей называли учеными. А выучиться мог далеко не каждый. Вот почему существуют такие пословицы. Прочитайте. Как вы понимаете их смысл.

Азбуке учиться — всегда пригодится.

Азбуку учат — на всю избу кричат.

«Аз», «буки», «веди» страшат, что медведи.

III.     Постановка учебной задачи и определения темы.

— Определите тему сегодняшнего урока. (Русский алфавит или азбука слаЙД М 6)

— Какие цели мы поставим перед собой? (СлаЙД М 6)

1. Вспомнить . . (алфавит).

2. Выяснить, для чего используют . (алфавит). З. Научиться пользоваться . (алфавитом). Это цели нашего урока.

Физкультминутка.

IV.    Открытие нового знания.

1. Знакомство с алфавитом.

— Давайте вспомним сколько букв в алфавите? (33)


33 родных сестрицы

Писаных красавицы На одной живут странице И повсюду славятся.

К нам они сейчас спешат Славные сестрицы.

Очень просят всех ребят С ними подружиться.

— На какие 2 группы делится алфавит? (На гласные и согласные буквы)

— Сколько гласных букв? (10)

— Сколько согласных букв? (21)

— Сколько букв не обозначают звуков? (2)

— Какие? (ъ и ь)

— Каждая буква имеет свое место и свое название.

— Давайте хором назовем все буквы алфавита. Помните, ошибки в названии букв — грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека. (Слайд М 7 с алфавитом) Проговаривание алфавита хором.

2. Для чего мы используем алфавит?

— У вас на партах список нашего класса, найдите в нем свои фамилии. Кто найдет, поднимайте руки. Одни нашли сразу, другие позже, а некоторые до сих пор ищут. Каким образом находили, выберите правильный ответ из предложенных:

1.   Читали подряд все фамилии.

2.   Читали фамилии выборочно.

З. Ориентировались по первым буквам фамилий.

Правильно, ориентировались по первым буквам фамилий, ведь все фамилии в журнале записаны в алфавитном порядке.

— А для чего еще нам пригодится в жизни знание алфавита? Как мы используем алфавит? (В энциклопедиях, словарях быстро найти слово или какой-нибудь ответ, в телефонной книжке, медицинские карты в больнице расположены в алфавитном порядке, в библиотеке книги на полке) — Значит, алфавит человеку знать необходимо!

З. Групповая работа.

Расположите в алфавитном порядке:

I           группа: Алёша, Данил, Ира, Назар, Саша, Ярослав.

II        группа: Апельсин, банан, груша, лимон, мандарин, яблоко.

III    группа: Капуста, морковь, огурец, помидор, свёкла, чеснок.

IV   группа: Воробей, галка, дятел, жаворонок, ласточка, сорока.

V       группа: Брусника, ежевика, земляника, калина, рябина, смородина.


V. Фиксация затруднения в учебной деятельности и построение проекта выхода.

1.    Помоги Незнайке.

— Незнайку попросили расставить на полочке в классной библиотеке книги в алфавитном порядке. Он не смог этого сделать. Как вы думаете, почему? (Фамилии некоторых писателей начинаются с одной буквы, он не знает какую книгу из них ставить сначала, а какую потом — слайД ЛФ 8 с Незнайкой)

2.    Построение проекта выхода (слайд N9 9 с фамилиями писателей). — Давайте вспомним, на каком уроке и по какой теме у нас было похожее задание? (Урок математики, тема «Сравнение чисел»)

-— Как мы действовали? (Если сотни были одинаковые, мы смотрели на

Десятки, если и Десятки бЫЛИ одинаковые, смотрели на еДИНИЦЫ)

Так давайте поступим и со словами так же. Слова, которые начинаются с одинаковой буквы, будем располагать по алфавиту в зависимости от второй буквы и так далее.

1. Майков А.

Барто А.

2. Маршак С.

Заходер Б.

З. Михалков С.

Майков А.

4. Пушкин А.

Маршак С.

5. Заходер Б.

Михалков С.

6. Барто А.

Пушкин А.

А теперь проверьте себя (слайд .N9 10). Физкультминутка.

З. Первичное закрепление.

Записать слова в алфавитном порядке. Вставить пропущенные буквы (с.

83, упр. 125 (1 столбик)).

Девочка, дежурный, деревня.

VI.           Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (с. 83, упр. 125) I вариант (2 столбик): Пальто, пенал, петух.

II вариант (З столбик): Яблоко, ягода, язык.

VII.       Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1. Работа в парах.

— Расшифруйте слово, пользуясь алфавитом.

14

16

В

16

5

24

29

м

О

л

О

д

ц

ы

(слайд NQ 12)


VIII, Рефлексия.

— Какова была тема нашего урока?

— Какие цели мы ставили перед собой? (слайд N2 1 1) — Мы вспомнили алфавит?

— Узнали, для чего используем его?

— Научились им пользоваться?

— Если вам понравился урок и вы всё запомнили и поняли, то поаплодируйте себе.

— Вы сегодня все старались. Спасибо за хороший урок.

Домашнее задание: записать в тетрадь 6 названий игрушек в алфавитном порядке, чтобы некоторые названия начинались с одинаковой буквы.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка во 2 классе по теме "Русский алфавит, или азбука. Как мы используем алфавит?""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.12.2020 222
    • PDF 2.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Стринадко Ольга Эдуардовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Стринадко Ольга Эдуардовна
    Стринадко Ольга Эдуардовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 99488
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 661 человек из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 554 человека

Мини-курс

Стратегии маркетинга и продаж в B2B

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе