Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
УУД
|
1.Организационный
момент.
Цель
этапа:
Создание
благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное
восприятие учебного материала.
|
-Послушайте
и отгадайте загадку:
Есть у
радости подруга
В виде
полукруга.
На лице
она живет,
то
куда-то вдруг уйдет,
То
внезапно возвратится,
Грусть-тоска
ее боится.(улыбка)
-Улыбнитесь
друг другу и с хорошим настроением начнем урок.
|
Включение
в деловой ритм.
Эмоциональная
настройка.
- улыбка
|
Л.:самоопределение
Р.:целеполагание
К.:планирование
учебного сотрудничества с у чителем и сверстниками
|
2.Минутка
чистописания.
Цель: формирование
графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
|
Слайд 1
Ум да
разум надоумят сразу.
-
Прочитайте запись. Как можно назвать такое изречение?
-Как вы
понимаете смысл этой пословицы?
-С
какого звука начинается первое слово?
-дайте
характеристику звуку
-пропишите
первую и вторую строчки. (рабочая тетрадь, с. 26)
-
Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
- Пусть
эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
|
Такое
изречение можно назвать пословицей.
Человек
грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.
-Пишут буквуУу,Ульяна,
умный
Пишут в тетради пословицу.
|
К.:
планирование учебного сотрудничества с у чителем и сверстниками
П.:логические
–анализ объектов с целью выделения признаков
|
3.Актуализация
знаний (введение в тему урока)
Цель:
воспроизведение ранее полученных знаний необходимых для «открытия» нового
знания.
|
Отгадайте еще загадку: (Слайд
2)
Я у дуба, я у
зуба,
Я у слов и у
цветов.
Я упрятан в
темноту
Я не вверх, а
вниз расту. (Корень)
- О каких значениях корня
говорится в тексте загадки?
-Сколько
значений у слова корень?
-Какой вывод
можно сделать?
- Арина нам подготовила
выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь
слово «корень». Послушаем.
(Слайд 3)
- Как вы
думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?
|
Корень
есть у растений, у зуба, у слова.
Много
Слово
«корень» - многозначное
Ученица
зачитывает значение слова «корень»:
1) подземная часть растения;
2) часть волоса, зуба, ногтя;
3 )части слова
Это важная, необходимая часть.
|
П.: логические
–анализ объектов с целью выделения признаков
К.: инициативное
сотрудничество в поиске и выборе информации
Индивидуальная
работа (домашнее задание)
|
4.
Постановка темы и цели урока.
Проблемные
вопросы.
Цель:
определение темы урока, постановка перед учащимися учебной проблемы.
|
-Ребята, а какое значение корня
будет интересовать нас на уроках русского языка?
- назовите тему урока
-Что бы вы хотели узнать на этом
уроке?
-Обозначим проблемные вопросы.
1) Что такое корень? (Слайд
4 )
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
4) Однокоренные слова .
5) Признаки однокоренных слов .
|
На уроке
нас будет интересовать корень слова.
- корень
слова
… о
корне слова,…(ответы детей)
|
Р.:
целеполагание
К.: постановка
вопросов
П.: общеучебные
-самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;
логические-формулирование проблемы
|
5.Работа
над новым материалом. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
научить находить в родственных словах общую часть (корень слова),упражнять в
группировке слов по основанию – однокоренные слова, используя два
признака(общность формы и смысла).
|
(Слайд 5 )
- Прочитайте слова. Распределите
их по группам.
-Обсудите в «паре» сколько групп
у вас получилось.
- Сколько?
-1 ряд запишет 1группу ( со
словом зима), (Слайд 6 )
-2 ряд- 2 группу (со словом воз),
-3 ряд – со словом боль
-Как называются слова в каждой
группе?
-Почему?
- Может, кто-то из вас догадался,
как называется общая часть в родственных словах?
- У родственных слов есть другое
название –…
-Посмотрите на проблемные вопросы
урока, найдите и прочитайте это слово.
- Итак, сформулируйте вывод о
том, какие слова называются однокоренными.
- Прочитайте вывод в учебнике.
- Выделим корень в словах, он
выделяется вот таким значком.
Назовите корень в словах 1
группы, 2 группы, 3 группы. (Слайд 7 )
|
Зима,
воз, зимушка, больница, перевозка, боль, зимний, заболеть, зимовать, увозить,
больной, повозочный.
Три
группы.
Учащиеся
пишут.
Слова в
каждой группе называются родственными.
В них
есть общая часть. Они близкие по значению.
Общая
часть в родственных словах называется корнем.
Однокоренные
Родственные
слова называются однокоренными, у которых одинаковый корень.
Читают
вслух правило – с.80
- в
словах : зима, зимушка, зимний, зимовать,
корень зим;
- в
словах воз, перевозка, увозить, повозочный корень воз;
- в
словах больница, боль, заболеть, больной корень боль
|
Р.:
планирование, прогнозирование;
П.:
моделирование, логические-решение проблемы, построение логической цепи
рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
К.:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
на
доске таблица с проблемными вопросами урока
Учитель
показывает на доске.
Фронтальная
работа
|
6.
Физкультминутка
Цель: переключить
внимание с одного вида деятельности на другой, улучшить
обменные процессы,
способствовать
повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
|
(Слайд
10 )
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны
вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками
перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение
головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
|
Выполняют
движения.
Наклоны
Рывки
руками перед грудью.
Наклоны,
повороты головы
Дети
садятся за парты.
|
|
7.
Составление алгоритма.
Задание
«Ловушка»
Цель:
включить учащихся в выведение способа действий по определению однокоренных
слов
|
(Слайд 8
)
Упражнение №6 (с.81) Работа в паре:
Докажите своё мнение.
-Прочитайте песенку Водяного из мультфильма.
- Можно ли считать родственными выделенные слова?
В ходе обсуждения
учитель фиксирует признаки однокоренных слов, выделенные детьми:
1)
Корень – главная значимая часть слова, пишется одинаково.
2) В нём
заключено общее значение однокоренных слов. Один корень должен иметь одно
значение.
- Сделаем вывод: для
определения однокоренных слов надо учитывать два признака: общий корень и
общее значение слов.
- Выпишите однокоренные слова и
обозначьте корень.
-Какими словами можно дополнить
этот ряд?
- Что нужно учитывать для
определения однокоренных слов?
- Как будем действовать,
определяя однокоренные слова?
-Составим
алгоритм:
1шаг –
определить корень по одинаковому написанию. (Слайд 9)
2 шаг –
проверить, одинаковое ли значение имеет корень в словах.
|
Читают –
с.81, №6
Доказывают
свои точки зрения:
- вод- одинаковый корень
- вод- со значением вода,
-вод- со значением дружить.
для
определения однокоренных слов надо учитывать два признака: общий корень и
общее значение слов.
вода,
подводная, подводник, …
|
Р.:
планирование, прогнозирование;
П.:
моделирование, логические-решение проблемы, построение логической цепи
рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
К.:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
на
доске тоже открывается алгоритм
|
8.
Закрепление. Проверка способа.
Цель:
различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями
|
- Используя выведенный алгоритм,
определите и докажите: являются ли слова однокоренными.
(Слайд 13 )
Копать, капать
Лесник,
перелесок
Летний (день),
летательный (аппарат).
- Работает наш способ? Помогает
определять однокоренные слова?
-Выпишите только однокоренные
слова, выделяя корень. (Слайд 14 )
- Проверьте.
|
Доказывают,
опираясь на алгоритм (лексическое значение слов, одинаков ли корень)
Алгоритм
помогает определить однокоренные слова.
Выписывают
: лесник, перелесок, выделяют корень лес
|
Р.:
контроль, оценка, коррекция
П.:
общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных
способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание, рефлексия способов и условий действия
К.: управление
поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
|
9.
Самостоятельная работа.
Цель:
первичное закрепление, формировать умение по овладению способами группировки
однокоренных слов
|
- Упражнение в Рабочей тетради
стр.26 №2 (1) Самостоятельная работа.
- Проверим. Посмотрите на экран. (Слайд 10)
- Оцените
себя . (Слайд 15)
|
Самостоятельно
выполняют задание в Рабочей тетради.
С
заданием справился успешно, я доволен собой.
Мне было
трудно, но я справился.
Задание
оказалось трудным. Мне нужна помощь.
|
Самооценка
«светофорики»
Р.:
контроль, оценка, коррекция
П.:
общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных
способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание, рефлексия способов и условий действия
К.: управление
поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
|
10. Подведение
итогов урока.
Цель: выяснить чему научились
дети на уроке, что узнали нового.
|
-В чём разница между нашими
знаниями в начале урока и в конце урока?
-Какой прирост в знаниях мы
получили?
- Что нового вы поняли на этом
уроке?
Домашнее задание: упр.5,
стр61, выучить правило
|
Знали,
что в русском языке есть родственные слова, в которых общая часть.
Родственные
слова называются однокоренными, общая часть называется корнем, как
выделяется корень.
Однокоренные
слова обладают двумя признаками: общий (одинаковый) корень, общее
лексическое значение.
|
Р.:
контроль, оценка, коррекция, зафиксировать новое учебное содержание во
внешней речи
П.: выбор
наиболее эффективных способов решения задач
Л.: интерес
к приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию
|
11. Рефлексия.
Цель: анализируя, осознавать свои
возможности, делать свой собственный выбор, самооценка учащимися результатов
своей учебной деятельности.
|
(Слайд 11)
-Покажите человечка, как для вас
прошел урок.
|
«смайлики»
|
К.: умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П.: рефлексия
Л.: смыслообразование
|
12. Домашнее
задание.
Цель: повторить и закрепить ранее
изученный материал.
|
(Слайд 17)
Записать словарные слова на букву
«о» из словаря учебника , №5 с. 81 (по выбору 3 любых слова).
-Спасибо за работу. Урок
закончен. (Слайд18)
|
запись в
дневниках
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.