Инфоурок Литература КонспектыУрок русского языка в 10 классе Тема: Имя прилагательное как часть речи

Урок русского языка в 10 классе Тема: Имя прилагательное как часть речи

Скачать материал

Ким Евгения Феликсовна,

учитель русского языка и литературы

СШ имени Дзержинского с ДМЦ

Каратальского района

 

Урок русского языка  в 10 классе

Тема:  Имя прилагательное как часть речи

 

Цели и задачи:

·        повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»;

·        развитие орфографической зоркости и навыков  использования прилагательных в речи,  монологического ответа, логического и аналитического мышления;

·        развитие творческих способностей учащихся, умений создавать проекты;

·        воспитание чувства  коллективизма, умения работать в группе.

 

Тип урока:  обобщение и закрепление пройденного материала

Вид урока:  урок – семинар

Методы: частично – поисковый, метод проектов, исследовательский

Оборудование: компьютеры, видеопроектор,  тесты – тренажеры по теме «Имя

                           прилагательное»

 

Ход  урока

 

   Дар речи - великое счастье человека.

Любить свой  родной язык, хорошо знать его,        

уметь пользоваться им во всем его богатстве –

это и обязанность и радость. 

                               Л. Успенский

 

1.     Психологический настрой. ПЦ

2.     Актуализация.

Тему сегодняшнего урока вы сформулируете сами после проверки домашнего задания. 
Итак, вам было предложено сделать дома копии картины, но - картины - словесной, автором которой является Лев Успенский. Так как вы с текстом-подлинником не знакомы, я набросала «черно-белый эскиз». А вы должны были его самостоятельно «раскрасить», то есть дополнить текст изобразительными средствами, которыми вы овладели и которые здесь уместны. Материал исходный выглядел так (на экране):

Друзья! 
С детства и до старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают речь, узнают слова и выражения, постигают их связи. 
И чем бы в жизни не занимались, всюду вам необходимо знание языка, умение выражать мысли. Для формирования речи нужно постоянно увеличивать запас слов, обогащать ее пословицами и поговорками. Этому помогает чтение произведений, знакомство со словарями, чтение литературы о языке. 
Эти книги подскажут, как отличить слово от шелухи и научат любить слово...

3.     Реализация домашнего задания.

%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87   1. Выполненные домашние задания читаются и обсуждаются      (2-3 работы). 
2. Знакомство с авторским текстом (образец выразительного чтения) 
  

    Юные друзья! 
С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с живым языком. С детства люди впитывают родную речь, как живую воду, узнают новые и новые слова и выражения, постигают их смысловые связи. 
И чем бы вы во взрослой жизни не занимались, всюду вам необходимо глубокое знание родного языка, умение выражать точные, яркие, глубокие мысли. 
Для успешного формирования грамотной речи нужно постоянно увеличивать словарный запас, обогащать ее мудрыми пословицами и поговорками. Этому помогает вдумчивое чтение классических произведений, знакомство с толковым, фразеологическим, орфоэпическим словарями, чтение научной литературы о языке. 
Эти умные книги подскажут, как отличить настоящее слово от словесной шелухи. 
И научат любить великое Слово... 

·        Какими «красками» вы пользовались в создании словесной картины? 

·        О какой части речи мы будем сегодня говорить?

 

4.     Работа по теме урока. Работа в группах.

 

1)    Слово учителя.

Сегодня мы проведем с вами урок-семинар по теме «Имя прилагательное». Но урок буду вести не я, а вы сами. Исходя из анализов тестовых заданий по данной теме, группам были даны задания -  подготовить проекты по темам: «Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных. Степени сравнения» и «Правописание имен прилагательных».

 

Задача каждой группы: обобщить сведения по данным темам, доступно донести до учащихся.

 

2)    «Мозговой штурм»

*    Почему прилагательное называют прилагательным?

*    Что обозначает имя прилагательное?

*    На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

*    Как изменяется имя прилагательное?

*    Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное?

*    Какие признаки предмета обозначают прилагательные?

 

3)    Выступление групп.

 

1 группа  -  проект «Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных. Степени  сравнения».

Закрепить полученную информацию (вопрос – ответ)

 

 

 

 

 

2 группа – проект «Правописание имен прилагательных»

 

5.     Применение. Формирование основных навыков и умений.

 

1)    Распределительный диктант.

 

Задание:  распределите данные прилагательные по разрядам.

 

Качественные

Относительные

Притяжательные

 

 

 

 

 

   Высокие горы, лисья нора, городской парк, серебряная посуда, летний отдых, честный человек, умный ученик, отцов пиджак, лисья шуба, золотое сердце, сестрин халат, медвежья берлога, ласковая дочка.

 

2)    Конструирование.

 

Задание: от качественных прилагательных образовать степени сравнения (работа в парах)

 

Высокий – выше, менее высокий, высочайший, самый высокий

Честный – честнее, более честный, честнейший, честнее всех

Умный – умнее, менее умный, умнейший, наиболее умный

Ласковая – ласковей, менее ласковая, ласковейшая, ласковей всех

 

3)    Словарный диктант «Проверь себя!»

 

Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

   Ледя( н, нн )ая  вода; лу ( н, нн ) ый свет; кругло (суточный); (не) интересный доклад; операцио( н, нн )ый  блок;  оси (н, нн )ый лист; (не) мягкий, а твердый карандаш;  (не)навистный; ветря( н, нн )ая  мельница; брат (ск, к) ий; казахско (русский) словарь; уз (ск, к) ий; совреме (н, нн)а; черномор (ск, к)ий; близ (ск, к)ий; вовсе (не) интересный фильм; немец (ск, к)ий;  багрово (красный); научно (фантастический) журнал; велико (державный).

  

6.     Подведение итогов.

 

Слово учителя. Хорошо, молодцы, с  заданиями вы справились хорошо. Я думаю, что сейчас мы  готовы к небольшому тесту, которое покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу не торопиться, думать и работать внимательно.

 

7.     Тестирование по 2 вариантам.

 

 

 

 

 

 

 

 

8.     Рефлексия.  

  В заключении хотелось бы заняться немного творчеством.

- Какой главный праздник приближается в Казахстане?

 

Задание: подведя итог вышесказанному, используя прилагательные и иллюстративный материал, составьте творческие проекты по темам: «Астана» и «Президент». В своей творческой защите употребите прилагательные.

 

9.     Задание на дом. § 26, 27 повторить все орфограммы; упр. 304.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 10 классе Тема: Имя прилагательное как часть речи"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок русского " Имя прилагательное как часть речи" разработан для 10 класса. Тип урока - закрепление и обобщение изученного. Вид урока- урок-семинар. На уроке используется мультимедийная компьютерная презентация, которая делает урок ярким и увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным. Она позволяет вовлечь учащихся в образовательную деятельность, является своеобразным планом урока. Цели и задачи:повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»;развитие орфографической зоркости и навыков использования прилагательных в речи, монологического ответа, логического и аналитического мышления;развитие творческих способностей учащихся, умений создавать проекты;воспитание чувства коллективизма, умения работать в группе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 712 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.09.2020 597
    • DOCX 881.1 кбайт
    • 29 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Миляева Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Миляева Татьяна Викторовна
    Миляева Татьяна Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74348
    • Всего материалов: 206

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1529 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 886 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции