Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок русского языка в 3 классе «Словоизменение имен существительных».

Урок русского языка в 3 классе «Словоизменение имен существительных».

Скачать материал

 

 

 

Урок русского языка

в 3 классе:

 

 

«Словоизменение имен

существительных».

 

(создание условий для развития у младших школьников критического мышления)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\Тема урока. Словоизменение имен существительных.

Цель урока. Создание условий для развития у учащихся умения изменять имена существительные по числам и падежам, ставить существительные в разные падежные формы.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, кружки для обозначения цветом своего настроения.

Ход урока

I.       Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

II.    Минутка чистописания.

Кк ок кл

 корзина

III. Фонетический разбор слова «корзина».

IV. Словарная работа. Актуализация опорных знаний.

Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? Обсудите со своим соседом.

Корзина, в корзине, корзинка, корзинный, с корзиной, из корзин, в корзину, корзиночка.

Как вы определили, где однокоренные слова, а где форма одного и того же слова?

Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова. Обозначьте во всех словах окончание и основу.

Что общего и чем отличаются основы слов 1-го и 2-го столбика?

Какой можно сделать вывод? /При изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, при образовании однокоренных слов изменяется основа слова./

V.    Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока.

Как изменяются имена существительные?

Прочитайте название раздела. Поясним каждое слово.

Что значит изменить слово? /Изменить его окончание./

Что получается в результате такого изменения? /Форма этого слова./

Как вы думаете, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке?

Прием «Дерево предсказаний»

 

 

 

 

 

 

 

 


Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

VI. Стадия осмысления.

1. Прием «Инсерт»

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Изменение имен существительных

Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.

Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.

В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы:

Название падежа

Вспомогательное слово

Падежные вопросы

Именительный

существует

кто? что?

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

дать

кому? чему?

Винительный

вижу

кого? что?

Творительный

доволен

кем? чем?

Предложный

думаю

о ком? о чем?

 

Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. Родительный буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.д.). Дательный – от слова «дать», так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку и т.д.). Творительный – связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так Михаилом Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется.

 

После того, как чтение закончено, просим учащихся вернуться к своим первоначальным версиям и внести необходимые исправления. Затем обращаем их внимание на список коллективных версий, зафиксированных на доске. Учитель убирает с доски неверную информацию.

Какие новые сведения для себя вы отметили? /Каждый называет то, что новым явилось для него./

Все ли понятно? Какие появились вопросы?

Узнали ли вы, что такое падеж?

А узнали вы, сколько падежей в русском языке?

Откуда произошли названия падежей?

2. Первичное закрепление.

Упра. 119.

а) Чтение отрывка из басни.

б) Дописывание окончаний карандашом в учебнике.

в) Выписывание словосочетаний по образцу в учебнике. Определение падежей.

3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Упр. 120 выполняется в парах по вариантам: I вариант склоняет слово «кот», а II вариант – слово «сосна».

4. Повторение пройденного.

Упр. 122

VII.    Итог урока. Стадия рефлексии.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Скажите своими словами, что такое изменение по падежам? /Словоизменение./

Какие падежи запомнили?

Составление кластера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что вам понравилось на уроке?

С какими трудностями вы столкнулись?

-  Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

Выставление оценок.

Выберите из конверта кружок такого цвета, каким бы вы обозначили свое настроение в конце урока.

VIII. Домашнее задание: выполнить упр.121 на с. 97; выучить падежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 3 классе «Словоизменение имен существительных»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 920 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.10.2020 891
    • DOCX 54.5 кбайт
    • 16 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Киричок Анжела Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Киричок Анжела Ивановна
    Киричок Анжела Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82313
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 846 человек

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе