Урок русского языка
в 3 классе
«Правописание родовых
окончаний имён прилагательных».
3 класс. Учебник Л.М.
Зеленина
Тема: Правописание
родовых окончаний имён прилагательных.
Обучающая цель:
-научить правописанию
окончаний имён прилагательных с основой на мягкий и твёрдый согласный звук через
проблемную ситуацию;
-формировать навыки
правописания окончаний имён прилагательных;
-закреплять умения
распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён прилагательных
с существительными, определять род и число;
-способствовать развитию
орфографической зоркости.
Развивающая цель:
-развивать внимание и
логическое мышление;
-расширять словарный
запас уч-ся.
Воспитательная цель:
-создание атмосферы
доброжелательности между уч-ся, учителем;
- Учить работать в группах,
парах.
Ход урока
1.Орг. момент
- Прозвенел для нас
звонок,
Начинается урок.
2.Проверка д/з
- Вспомните, какое
домашнее задание выполняли?
( Сочинение-описание на
тему «Моё любимое животное».)
-Как вы понимаете
высказывание « Мы в ответе за тех, кого приручили».
-Скажите, какой частью
речи являются слова при помощи, которых вы описывали животных?
- С какой целью
используем в своей речи имена прилагательные?
3.Актуализация знаний.
Работа в парах.
- А что такое имя
прилагательное и что вы о нём знаете, вы расскажите друг другу по команде,
используя карточки-вопросы, которые лежат у вас на партах. На 1,2,3 вопросы
отвечают ребята 1в., а на 4,5,6 вопросы отвечают ребята 2в.
(У детей на партах карточки-вопросы « Что
я знаю об имени прилагательном»)
Что я знаю об имени
прилагательном
1.Что такое имя
прилагательное?
2.Что обозначает имя
прилагательное?
3.На какие вопросы
отвечает имя прилагательное? Примеры.
4.С какой частью речи
связано имя прилагательное?
5.Что образует имя
прилагательное с существительным?
6.Какое слово главное,
какое зависимое? Примеры.
4.Актуализация опорных
знаний.
Словарная работа.
-Замените словосочетание
именем прилагательным, имена прилагательные запишите, определите род и выделите
окончание.
-Сок из моркови –
морковный
-Варенье из земляники –
земляничное
-Кисель из молока –
молочный
-Суп из гороха –
гороховый
-Салат из капусты -
капустный
-Хлеб из пшеницы –
пшеничный
-Пюре из картофеля –
картофельное
- Печенье из овса –
овсяное
- Сок из помидоров –
томатный
Проверка.
- Поменялись тетрадями,
проверьте работу друг друга.
-Какую тему вам
напомнила словарная работа?
-Ребята, обратите
внимание на задание, по данному заданию сформулируйте тему урока. (1
слайд)
1в.
2в.
Смешн… заяц
Больш… деревня
смешн… песенка
больш… город
смешн… происшествие
больш… озеро
-Какую цель поставим
себе на урок?
-А для чего нам это
нужно?
- Как определить род
имён прилагательных?
-На какой вопрос
отвечают им. прилаг. мужского рода? (2
слайд)
- Какие имеют окончания?
Примеры.
- На какой вопрос
отвечают им. прилаг. женского рода?
Какие имеют окончания?
Примеры.
- На какой вопрос
отвечают им. прилаг. среднего рода?
-Какие имеют окончания?
Примеры.
- Допишите окончания им.
прилаг-ных.
1в. выполняет задание слева
2в. выполняет задание справа
-Докажите, что вы правильно
написали окончания прилагательных?
-Как проверить
правильность написания окончаний им. прилаг.?
6. Проблемная ситуация.
Работа в группах.
- Всегда ли можно
проверить окончание имён прилагательных вопросом?
(столкновение мнения
уч-ся с вопросом, уч-ся ещё раз вслух ставят вопросы и выясняют, что вопросы не
всегда помогают в правильном написании окончаний имён прилагательныхных)
- А сейчас будете
работать в группах.
- Определите, кто у вас
будет спонсор знаний.
- 1-ой
группе предлагаю исследовать:
- В каких случаях пишется
окончание -ый, -ий у имён прилагательных мужского рода?
-2-ой
группе предлагаю исследовать:
- В каких случаях
пишется окончание -яя у имён прилагательных женского рода?
-3-ей группе предлагаю исследовать:
- В каких случаях
пишется окончание -ее у имён прилагательных среднего рода?
-У вас на партах
карточки со словосочетаниями, возьмите их и исследуйте окончания.
1 группа
Син… карандаш
Добр… человек
2 группа
Син… лента
Добр… ученица
3 группа
Син… небо
Добр… сердце
Поиск решений.
Учитель ведёт диалог.
1.Выделите основу слова
имён прилагательных.
2.Посмотрите внимательно,
на какой звук оканчивается основа слова.
- определите,
твёрдый или мягкий звук?
- посмотрите,
какое окончание пишется в этих случаях?
3. Влияет ли твёрдость и
мягкость на окончание им. прилаг-ных?
- Сделайте вывод в своей
группе, составьте схему с помощью карточек.
( Представитель 1 группы
показывает схему, делает вывод.)
(Представитель 2 группы показывает
схему, делает вывод.)
(Представитель 3 группы показывает
схему, делает вывод.)
Вывод: Если основа
прилагательного мягкая, то окончание начинаем писать с буквы обозначающей
мягкость звука.
Физкультминутка.
Отдых
наш – физкультминутка.
Занимай
свои места!
Шаг
на месте левой, правой,
Раз
и два, раз и два.
Руки
подняли и покачали –
Это
деревья в лесу.
Руками
взмахнули,
Кисти
встряхнули,
Ветер
сбивает росу.
Плавно
руками, дети, помашем,
Это
к нам птицы летят,
Как
они сядут, мы тоже покажем,
Крылышки
сложим назад.
7. Работа по учебнику.
с.111 упр.24
Уч-ся выполняют задание
у доски с объяснением.
Вечерний туман, вечерняя
заря, вечернее небо.
-В каких случаях пишутся
окончания –ий, -яя, -ее?
Вывод:
8. Самостоятельная
работа.
Храбрость, смелость,
силач, крепыш, синева, зима.
- Прочитайте слова,
какой частью речи они являются?
-От данных слов
образуйте имена прилагательные
-от 1 слова прилагательное
мужского рода
-от 2 слова прилагательное
женского рода
- от 3 слова прилагательное
среднего рода
и снова м.р., ж.р.,
ср.р.
-Определите род,
выделите окончания.
-Проверка.
Храбрый, смелая,
сильное, крепкий, синяя, зимнее.
-Что нужно сделать,
чтобы правильно написать родовые окончания имён прилагательных?
9. Упражнение для
закрепления.
Разноуровневые задания.
1 уровень
-Посмотрите на экран,
следующее упражнение для закрепления. (3слайд)
-Допишите окончания имён
прилагательных, определите род, выделите окончания.
- Определите значение
слова лёгкий, заменяя его в каждом отдельном сочетании соответствующим синонимом.
Лёгк… работа - (нетрудная,
несложная)
Лёгк… мороз - (небольшой,
слабый)
Лёгк… ранение – (неопасное
для жизни)
2уровень.
Запишите рассказ,
выбирая имена прилагательные.
Сегодня ( отличн..,
замечательн.., чудесн..) день.
Впереди виден ( густ..,
таинствен.., незнаком..) лес.
В лесу ( высок..,
зелён.., могуч..,) деревья.
Вдали ( старин..,
камен.., таинствен.., ) крепость.
Мы идём по ( узк..,
широк.., лесн..) тропинке к крепости.
-Что нужно сделать,
чтобы не ошибиться в написании родовых окончаний имён прилагательных?
10. Тест. (4слайд)
Выберите правильный
ответ.
1. Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета
2. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какая?
какое? какие?
в) что делает? что
сделал? что сделала?
3. С какой частью речи связано имя
прилагательное?
а) с глаголом
б) с существительным
4. Какие окончания имеют прилагательные
женского рода?
а) –ой, -ый, -ий
б) –ая, -яя
в) – ое, -ее
5. Какие окончания имеют прилагательные
мужского рода?
а) – ой,- ый, -ий
б) –ая, -яя
в) –ое, -ее
6. Какие окончания имеют прилагательные
среднего рода?
а) –ой, -ый, -ий
б) –ая, -яя
в) –ое, -ее
-Обменяйтесь работами с
соседом, проверьте правильность ответов.
Проверка. (5
слайд)
- Поднимите руку, кто
справился с тестом.
11. Рефлексия.
Предлагаю вам закончить
высказывание.
Сегодня
на уроке я:
-научился
-
было трудно
-
было интересно
12.Домашнее задание стр. 111. упр.26.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.