Урок
русского языка в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение»
Урок-открытие
новых знаний
Результаты
обучения. Личностные: восприятие русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к
русскому языку; увеличение словарного запаса.
Метапредметные:
способность понимать информацию при чтении текста.
Познавательные:
Познакомить с содержанием тем по лексике и понятием лексическое значение
слова. Сформировать навык толкования лексического значения слова с
помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов.
Повторить правописание гласных и согласных в корне слов.
Ход
урока
1. Орфографический
диктант.
Оч..рстветь,
з..вистливый, с..молюбивый, небл..годарный, м..лчаливый, д..брейший,
скр..мнейший.
Записать в два
столбика слова (в первый – положительные качества человека, во второй –
отрицательные, объяснить условия выбора гласной в корне, составить два
предложения, используя слова из двух столбиков).
Объяснить значение
слов. Вспомнить литературное произведение, где герой облаладал сначала
положительными качествами, а потом превратился в отвратительного и шаловливого
мальчика (устно). – Алеша из сказки-повести А. Погорельского.
2.Диалог с
учащимися.
- Из чего состоит
наша речь? (Из предложений.)
- Из чего состоят
предложения (Из связанных между собой слов.)
- Что могут
обозначать слова? (Предметы, признаки предметов, явления действительности,
понятия..).
- Замечательный
писатель К. Г. Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе: воды,
воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке
есть великое множество хороших слов и названий» (цитата записана на доске).
- Как вы понимаете
высказывание К. Г. Паустовского?
-.Приведите
примеры «хороших слов и названий»для слов, о которых говорит писатель. Запишите
в тетрадь.
- Как вы думаете –
сколько слов в русском языке?
Чтение статьи в
учебнике (параграф 64).
3.Учитель: Итак,
слово – одна из главных единиц языка. Словарный состав языка очень богат. Мы не
можем посчитать все слова русского языка
Все слова, которые
есть в языке, образуют его словарный состав, или лексику. Слово лексика
происходит от греческого лексис – слово, выражение, оборот.
Запись в тетрадях:
Лексика – это словарный состав языка. Лексика изучается в разделе науки о языке
– лексикологии.
- Как вы думаете,
изменяется ли словарный состав языка, т. е. лексика, или остается неизменным,
постоянным? С чем это связано? Приведите примеры слов. возникших в наше время.
- Для каждого
человека важно пополнять и обогащать свой словарный состав.
4.Тренировочное
упражнение.
Упр. 326 (устно).
- Понятно ли вам
значение всех слов в текстах? Если же возникнет проблема с толкованием слова,
то можно обратиться к толковым словарям ( работа со словарями).
Знакомство со
словарями и словарной статьей упр. 328.
- Как, кроме
толкового словаря, можно объяснить лексическое значение некоторых слов?
Чтение в учебнике
стр. 152.
Упр. 334.
- Запомните!
Лексическое значение слова наиболее ярко и точно проявляется в тексте, а не в
словаре.
Упр. 330
(письменно).
5.Рефлексия.
- Понравился ли
вам урок?
- Что нового вы
узнали?
6.Домашнее
задание. Упр. 331, выучить записи в тетради (лексика, лексикология).
Литература
1.Ожегов С. И.
Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – 24-е издание, испавленное. Москва:
ОНИКС 21 век, 2004. -1200 с.
2.Русский язык. 5
класс: учебник. В 2 ч. Ч.1./ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А.
Тростенцова. – Москва: Просвещение, 2012. – 192 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.