Практическое применение дидактической игры на уроке русского языка
Урок русского языка в 5 классе по теме
«Синтаксис и пунктуация. Закрепление знаний»
Форма урока: урок-игра.
Цели урока:
1) систематизация
знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» посредством игры;
2) развитие логического
мышления, умение подбирать аргументы;
3) учить школьников
культуре речи;
4) воспитание чувства
товарищества, интереса к предмету.
Оборудование: письмо
инопланетянина, раздаточный материал, листы самооценки…
Планируемые результаты:
Предметные:
знание опознавательных признаков простого предложения и понятия: «главные и
второстепенные члены предложения, двусоставные и односоставные предложения,
однородные члены, вводные слова, обращения, прямая речь, слова автора, диалог»;
уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в
сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции
предложений.
Метапредметные:
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых
явлений на межпредметном уровне.
Личностные:
желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом,
созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как
члена общества.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация на учебную деятельность
2. Определение темы и целей урока.
- Нам с вами необходимо определить тему и цели урока, а поможет
нам в этом кроссворд:
«. Кроссворд
1.
2.
3. 4. 5.
6.
7.
8. 9.
1.Первая буква названия
главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак
предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое
предмет? Обычно выражен глаголом, но бывает и прилагательным, и существительным,
подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое)
2.Часто встречающийся
союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе
сложносочинённого. (И).
3.Первая буква названия
вида предложения по интонации. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные).
4.Первая буква знака
препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, где оба главных
члена предложения стоят в именительном падеже и выражены именами
существительными (Тире).
5.Часто встречающийся
союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе
сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А).
6.Первая буква названия
знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки).
7.Первая буква названия
синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по
смыслу и грамматически. (Словосочетание).
8.Первая буква названия
падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).
9.Первая буква части
речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в
составе сложного. (Союз).
В итоге сложилось слово
– СИНТАКСИС.
Второе слово нужно
собрать из разрезанных букв (на каждой парте).
В итоге сложилось слово
– ПУНКТУАЦИЯ .
3. Цели и
мотивация. Мы изучили такой раздел, как «Синтаксис и пунктуация» и сегодня мы
должны систематизировать полученные знания, а поможет в этом нам игра «Помоги
инопланетянину понять русский язык». Когда инопланетянин высадился на нашей
планете, то услышал такие слова, как «словосочетание», «предложение»,
«Распространенные и нераспространенные предложения», «текст»… Он просит вас
помочь ему разобраться с непонятными словами, чтобы в дальнейшем рассказать об
этом своим собратьям. Ему важно, чтобы вы объяснили все доходчиво и понятно
(слова учителя сопровождаются шуточными слайдами).
4.Первый тур
«Словосочетание»
- Что такое
словосочетание?
Инопланетянин, у леса,
чудесный день, красные и зеленые, первый снег, снег падает, сильный ветер.
На карточке записаны
фразы, мальчики записывают только словосочетания, а девочки все то, что не
является словосочетанием.
Проверка. Один из
учащихся читает, остальные слушают и проверяют.
А теперь, сверим
ответы.
- Встаньте те
девочки, у кого записаны такие словосочетания.
- Проверим, что
записали мальчики.
- Что можно
составить из словосочетания? (предложения)
- Какие бывают
предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)
- Следующий тур
«Простое предложение».
- Что такое простое предложение?
Работа в группах.
Класс делится на 3
группы (по рядам).
У каждой группы лежат
конверты с посланием инопланетянина.
-Давайте откроем их и
посмотрим, что находится внутри конверта (слова).
- Из тех слов,
которые оказались у вас на парте, нужно составить предложение и, если оно
составлено верно, записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло.
Проверка. Одна группа
читает своё предложение, две другие слушают и определяют, какое предложение по
цели высказывания.
1
группа. Откуда прилетел инопланетянин?
2 группа. Он
хочет узнать, что такое синтаксис.
3 группа. Он не
понимает, что такое пунктуация.
Какие предложения вы
составили? Дайте им характеристику.
3 тур «Сложное
предложение». У каждой команды телеграммы со схемами предложений. Помогите
инопланетянину понять, что они обозначают.
1.Расставьте знаки
препинания, объясните, схемы каких предложений вы видите.
[ ] а [ ].
[ О О О ].
[ ] (чтобы).
А П.
[ О … ]!
2. В предложении
расставьте знаки препинания, запишите его и найдите грамматическую основу.
Инопланетянин
благодарит вас за приятное общение
и говорит
что вы ему очень
помогли
5. Включение в
систему знаний и повторение.
Вы молодцы! Хорошо
работали на уроке. Давайте вспомним, какие разделы науки о языке мы сегодня
повторили?
6.Рефлексия учебной
деятельности.
- Возникали ли у вас
трудности при выполнении заданий? Какие?
- Понравился ли вам
урок? Какое у вас настроение?
- Давайте оценим вашу
работу на уроке. На листочках нарисуйте лицо, передайте на нем ваше настроение
и поставьте себе оценку за урок.
7. Домашнее задание.
Написать сочинение на лингвистическую тему «Что я знаю о синтаксисе и
пунктуации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.