Инфоурок Литература КонспектыУрок русского языка в 7 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

Скачать материал

Действительные и страдательные причастия Причастия бывают действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета (мальчик, пишущий письмо — сам мальчик пишет письмо). Страдательные причастия обозначают признак, возникший у предмета в результате действия другого предмета (письмо, написанное мальчиком — не письмо само себя написало, а мальчик его написал). Действительные причастия могут быть образованы как от переходных, так и от непереходных глаголов (лететь — летящий, летевший; увидеть — увидевший; вести — ведущий, ведший; прочитать — прочитавший, гулять — гуляющий, гулявший), а страдательные — только от переходных глаголов (лететь — непереходный глагол; увидеть — увиденный; вести — ведомый; прочитать — прочитавший, гулять — непереходный глагол). Переходные и непереходные глаголы Глаголы бывают переходными и непереходными. Переходные глаголы могут присоединять к себе существительное, местоимение или числительное в винительном падеже без предлога, например: Я пишу (что?) письмо (в. п.), Друг позвал (кого?) меня (в. п.) на ужин, Архитектор спроектировал (что?) три (в. п.) дома. Глаголы, которые не могут присоединять к себе существительное, местоимение или числительное в винительном падеже без предлога, называются непереходными, например: сидеть, белеть, приходить и т. п. Дополнение при переходном глаголе называется прямым. В двух случаях оно может стоять при переходных глаголах в родительном падеже: 1) при отрицании: написать письмо — не написать письма; подать руку — не подать руки; 2) когда дополнение обозначает часть целого: налить воду — налить воды (часть целого); купить хлеб — купить хлеба (часть целого). Комментарии преподавателя по изучаемому материалу Возможные трудности Добрые советы Бывает непросто определить, возможна ли в данном предложении замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом, например: «которую можно увидеть только в очень ясную ночь». 1.  Обратите внимание на синтаксическую роль относительного местоимения "который", служащего для связи частей в сложноподчинённом предложении. • Если местоимение «который» является подлежащим, то придаточную часть, как правило, можно заменить причастным оборотом с действительным или страдательным причастием, например: "Возле дороги они увидели крестьянскую девушку, которая выгоняла телят из овса". - "Возле дороги они увидели крестьянскую девушку, выгонявшую телят из овса". "На вершине пологого холма, который сверху донизу был покрыт цветущей рожью, виднелась небольшая деревенька". - "На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого цветущей рожью, виднелась небольшая деревенька". http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=28 bugaga.net.ru • Если местоимение «который» является второстепенным членом предложения, то придаточную часть в некоторых случаях можно заменить причастным оборотом со страдательным причастием. Однако замена возможна только при условии, что перед словом "который" нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом, например: "Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду". - "Она подарила мне черепок от вазы, найденной ею в саду". 2.  Обратите внимание на сказуемое придаточной части. • Если сказуемое выражено непереходным глаголом, то страдательное причастие от него образовать нельзя и замена придаточной части причастным оборотом невозможна, например: "Человек, которому Игорь верил, бессовестно обманул его". • Невозможна замена, когда сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени, например: «Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы». (Сравните с аналогичным предложением, где глагол, выполняющий функцию сказуемого, употреблён в прошедшем времени и потому замена возможна: «Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы». – «Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы»). • Кроме того, нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если сказуемое в придаточном предложении выражено  прилагательным или существительным, например: "Мальчишки боялись дворника, который был очень сердит". • Замена невозможна, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение, например: "Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать". 3.  Обратите внимание на предлоги и частицы в придаточной части. • Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог: «Дорога, по которой везли раненых, была очень ухабистой». • Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при  сказуемом в нем стоит частица «бы»   (причастия не  имеют такого морфологического признака, как наклонение и не могут употребляться с этой частицей). В предложении: «Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения» замена придаточной части на причастный оборот невозможна. 4. Невозможна адекватная замена причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части, например, в предложении: "Егор Павлович был для Петрова олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают только о политике и ценах на сахар".

http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=28

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 7 классе по теме "Действительные и страдательные причастия""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная тема изучается в курсе 7 класса по русскому языку в разделе "Самостоятельные части речи". На уроке учитель использует дифференцированные задания в зависимости от контингента учащихся. Основные методы, используемые учителем: исследовательский, частично-поисковый. Формы работы: работа в группах, индивидуальная работа, фронтальная беседа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 524 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.04.2020 112
    • DOCX 16.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тимофеева Ольга Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тимофеева Ольга Дмитриевна
    Тимофеева Ольга Дмитриевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 107803
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 609 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 195 человек

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 22 человека