Мотивация (самоопределение к деятельности)
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной
деятельности посредством создания
эмоциональной обстановки;
- определить содержательные рамки урока.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Постановка проблемы.
Цель:
- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения
нового материала;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ,
обобщение;
- зафиксировать затруднение
при выполнении учащимися пробного учебного действия
|
Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок с
притчи:
«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика,
для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех
своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас
открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу
сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить
дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные
средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта
проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с
особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в
то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка
толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он
повернулся к остальным ученикам и сказал им...»
Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец?
(Ответы детей.)
А вот слова старца:
«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?
Во-первых, сама жизнь.
Во-вторых, не спешите.
В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.
В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.
В-пятых, не жалейте сил и энергии.
И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».
Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой
совет вам кажется самым трудным? Почему?
Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все
проблемные вопросы урока.
На доске – синтаксическая конструкция:
Маша, Ирина и Катя успешно сдали
экзамены.
Учитель читает задание:
Двух мальчиков попросили прочитать предложение и сосчитать, сколько девочек
успешно сдали экзамен. Ответы ребят оказались разными (было выдвинуто 2
версии: 3 девочки и 2 девочки), но каждый из них был по-своему прав. А
каково ваше мнение?
Учащиеся аргументировано соглашаются с выдвинутыми версиями или
опровергают их.
Ученик :
-Я
думаю, что успешно сдали экзамены 3 девочки, потому что здесь три
действующих лица (Маша, Ирина, Катя), а значит, три однородных подлежащих.
Учитель:
-А что тебе помогло определить, что
здесь однородные подлежащие?
Ученик :
-Интонация перечисления. (Читает
предложение вслух с интонацией перечисления).
Учитель:
- Есть в классе другие мнения?
Ученик :
- А
мне кажется, в этом предложении говорится о двух девочках, успешно сдавших
экзамены (Ирина и Катя), потому что слово «Маша» можно рассматривать как
обращение, а обращение не является членом предложения, поэтому остаётся
только 2 действующих лица (Ирина и Катя).
Учитель:
-Прочитай,
пожалуйста, предложение вслух. (Ученик читает). Как изменилась интонация предложения?
Ученик:
-Появилась звательная интонация.
Учитель:
-А в чём выражается звательная
интонация?
Ученик:
-В том, что обращение произносится более
высоким тоном.
Учитель:
-Ребята, а почему предложения были
прочитаны с разной интонацией?
Ученик:
- Я думаю, что всё зависит от
коммуникативной ситуации, которую себе каждый представил: если нужно было
сказать о том, что все 3 девочки сдали экзамен, то при чтении предложения
была использована интонацию перечисления, а если сообщить Маше о том, что Катя
и Ирина сдали экзамен, то звательная интонация при обращении «Маша».
Учитель:
- Вы абсолютно правы.
Учитель:
-Произведите синтаксический разбор
данных предложений.
(Учащиеся делают синтаксический разбор
данных предложений).
Учитель:
-В
чём сходство между предложениями?
Ученик 1:
-Сходство заключается в том, что оба
предложения являются невосклицательными, повествовательными, простыми,
распространёнными, осложнёнными.
Ученик 2:
-Эти
предложения сходны ещё и тем, что в них одинаково расставлены знаки
препинания.
Ученик 3:
-Сказуемое и все второстепенные
члены абсолютно одинаковые.
Ученик 4:
-Слово
«Маша» в двух предложениях стоит в именительном падеже.
Учитель:
-А в чём же различие?
Ученик 1:
-Различие
заключается в интонации, с которой произносятся предложения. В предложении с
обращением появляется звательная интонация.
Ученик 2:
-Несмотря на то, что предложения
осложнённые, одно из них осложнено только однородными членами, а другое ещё и
обращением.
Ученик 3:
-В
одном предложении 3 однородных подлежащих (Маша, Катя, Ирина), а в
предложении с обращением только два (Катя и Ирина), а слово «Маша» является
обращением и членом предложения не является.
Учитель:
-Ребята, а одинаково ли в предложениях
расставлены знаки препинания?
Ученик:
-Полностью, скорей всего, нет, потому
что эти знаки препинания отражают разные пунктуационные правила: в одном
предложении – при однородных членах, в другом – при обращении.
|
Личностные УУД:
- самоопределение
Личностные УУД:
- смыслообразование
Регулятивные УУД:
- выполнение пробного учебного действия, фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами
родного языка ситуации затруднения
Познавательные УУД:
- логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков.
|
Формулировка темы и цели урока.
Цель:
- организовать
коммуникативное взаимодействие, в ходе которого будет
сформулированы тема и цели урока.
Составление
алгоритма нахождения обращения.
|
- Какова будет тема нашего сегодняшнего
урока и можете её сформулировать?
Ученики:
- Тема урока – «Обращение».
Учитель:
-Верно. Но ведь вам многое уже известно
об обращении. Давайте подытожим то, что уже прозвучало при обсуждении задания
и то, что вам ещё известно об обращении.
Задание. Поставьте плюс напротив
утверждения, которое вам известно в колонке с «ДО». Время на выполнение – 2
минуты.
|
Личностные УУД:
- выдвижение гипотез, их доказательство
Регулятивные УУД:
- целеполагание
- планирование
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено
и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого
и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и
диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.
Познавательные:
Перерабатывать и преобразовывать
информацию (из ответов в алгоритм), составлять алгоритм и действовать по
нему.
Регулятивные:
Выдвигать версии. Определять проблему в
учебной деятельности. Искать пути решения проблемы.
Коммуникативные:
участвовать в обсуждении проблемы, высказывать свою точку зрения, отстаивать
её, уважать мнение другого.
|
Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения
нового способа действия.
|
Задания
исследовательского характера.
1.
Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)
1. Платком
взмахнула у ворот моя любимая.
2. Я вернусь к тебе Россия.
3. С чего
начинается Родина?
4.Мой друг
гостей своих с улыбкой встречает.
5. Любимый город
может спать спокойно.
6. Прямее
веди нас дорога.
7. Чего тебе
надобно, старче?
8. Жизнь моя
ничуть не стала тише…
9. Поклон-привет
тебе он шлет моя любимая.
10.Прости мне
милый друг двухлетнее молчанье!
Проверка выполнения задания по
эталону.
1. Я вернусь к тебе, Россия.
2. Мой друг, отчизне посвятим
души прекрасные порывы!
3. Чего тебе надобно, старче?
4. Поклон-привет тебе он шлет,
моя любимая.
5.
Прости
мне, милый друг, двухлетнее молчанье!
Проверка выполнения задания по
эталону.
2.Спишите предложения, распределив их
на 2 группы (подумайте, по какому признаку вы это сделаете).
Учитель:
-По какому признаку вы распределили
предложения по 2-ум группам?
Ученик:
-По назначению обращений. В одну группу
я выписал предложения, где обращение выражено одушевлённым существительным, а
в другую – неодушевлённым.
-Учитель:
-Какую новую информацию об обращении вы
получили?
3.Спишите предложения, распределив их
на 2 группы (подумайте, по какому признаку вы это сделаете).
Учитель:
-По какому признаку вы распределили
предложения по 2-ум группам?
Ученик:
- В одну группу я выписал предложения,
где обращение –распространённое, а в другую –нераспространённое.
Учитель:
-А чем обычно могут быть распространены
обращения?
Ученик:
-Определением или приложением.
-Учитель:
- Какую новую информацию об обращении вы
получили?
- В каком падеже употреблено обращение в
примерах? А в предложении: «Чего тебе надобно, старче?».
Что
за форма старче? В обращении у нас обычно используется
именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился
старик ко старухе…
Перед
нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и
употреблялся при обращении. Во многих
языках отказались от звательного падежа, не только в русском. Тем не менее,
знать о его существовании полезно, потому что с его формами мы встречаемся
ежедневно. При обращении: Вань, Саш, Наташ, Тань, Марин, Коль.
Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.
-Учитель:
-Какую новую информацию об обращении вы
получили?
4. Работа с материалом учебника,
стр.166-170, параграф 55-57.
- Изучите материал учебника и ответьте
на вопрос: «Что нового вы узнали об обращении?»
Физминутка
«4 стихии».
|
Личностные УУД:
-смыслообразование
Регулятивные УУД:
- контроль
- коррекция
- оценка
Познавательные УУД:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого
и поискового характера.
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
- умение структурировать знания, выбор эффективных способов
решения задач
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами
родного языка
- управление поведением
партнера – контроль, коррекция.
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Цель:
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить свое умение применять изученную теорию;
- развивать умение
самостоятельной проверки по эталону
|
Работа
с таблицей «ДО и ПОСЛЕ».
-Поставьте
плюсы в колонку «ПОСЛЕ». Осталось ли для вас что-то непонятным, неизвестным?
1. Найдите обращения. Над обращением
поставьте букву «О». Поставьте пропущенные знаки препинания. (один ученик
работает у доски).
1. Не будь товарищ слепым и глухим. Держи
товарищ порох сухим. 2. Идите, слов не тратя, на красный наш костёр.
Сюда миллионы братьев, сюда
миллионы сестёр! 3. Веди светло и прямо к работе и боям республика моя. 4.
Рабы разгибайте спины и колени (В. В. Маяковский). 5. Мерзкий грунт
долби лопата, танк дави, греми лопата, штык работай, бомба бей (А. Твардовский). 6. До
войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (А. Твардовский). 7. Поэта дом
опальный о Пущкин мой ты первый посетил (А. С, Пушкин). 8. Друзья мои
прекрасен наш союз (А. С. Пушкин). 9. Без ошибок не
прожить на свете, коль весь век не прозябать в тиши. Только б дочка шли
ошибки эти не от бедности, от щедрости души. 10. Ах, няня няня я тоскую, мне
тошно милая моя! Дитя моё ты нездорова (А.С.Пушкин).Да ты красавица
готова? (А. С. Пушкин).
Работают самостоятельно, самооценивание по критериям:
• 20-18 - «5»
• 17-15 - «4»
• 14-10 - «3»
• Менее «10» - изучи еще раз внимательно
параграфы 55-57.
|
Личностные УУД:
- самоопределение
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
- коррекция
- оценка
|
Развитие учебно-языковых и речевых
умений.
Цель:
- обозначить логическую
необходимость изучения этой темы.
|
- Где вы сможете применить
материал сегодняшнего урока? (в речевом этикете).
Этикет - установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.
- Назовите этикетные обращения.
Я
пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
(Н.Гоголь.);
Прощай,
ваше благородие! (А. Пушкин)
—
Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко)
-
Платить, дядя, надо, - тихо сказал кондуктор.
-
Мамаша, гляди, пакет унесут.
Проблемная ситуация.
- Как бы вы обратились к незнакомому
человеку с просьбой указать дорогу к бассейну в городе Болгар?
Русские стандарты вежливого обращения
сегодня (сообщение)
Русская этикетная система сегодня на
распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена,
дискредитирована, а новая еще не создана… В центре общественных дискуссий
оказались три ключевых обращения ХХ в.: товарищ (товарищи), господин
(господа), гражданин (гражданка, граждане).
Обращения «дама», «женщина»,
«мужчина», «мужик» несут в себе, кроме всего прочего, признаки опрощения
высокоразвитого языка до давно изжитых оттенков физиологического свойства.
Наверное, правы те, кто приравнивает их к ругательным словам нецензурного
ряда. Сюда же надо отнести слова-обращения «мать», «отец», «старуха»,
«старая» и даже иногда «бабушка», звучащие для многих оскорбительно.
Есть ли традиционные обращения в нашей
стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений,
например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд
обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка; молодой человек,
парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы
обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения,
например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на
улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и
мужчине.
- Давайте подумаем, это недостаток
нашего языка или его достоинство?
Вывод:
Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного
достоинства и почтения к тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо,
когда оно одинаково комфортно для обеих сторон.
|
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами
родного языка
– контроль, коррекция
|
Рефлексия деятельности
Цель:
- оценить результаты собственной деятельности
- повторить способ нового знания
- сконцентрироваться на
затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.
|
- Чему был посвящен наш урок? Вспомните,
какова была цель урока. Удалось ли её достичь?
- Какие затруднения вы испытали?
- Что помогло вам их преодолеть? Помог ли вам в работе совет
мудреца?
- Выберите то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть
вашу трудность:
– Я рекомендую вам выбрать то домашнее задание , которое поможет вам
преодолеть вашу трудность:
Кто знает, что такое обращение, знает,
что обращение на письме выделяется знаками препинания, но не всегда могу
увидеть обращение в тексте и правильно выделить знаками препинания, скажет
себе: «У тебя обязательно всё получится!» и
выполнит упражнение 348, выучит параграфы 55-57.
Кто научился находить
обращения в тексте и правильно выделять знаками препинания, может объяснить тему товарищу, скажет себе: «Молодец!»
и выполнит исследовательскую работу: проведите наблюдение за речью героев
комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Какие обращения они используют в своей речи?
Запишите.
Кто научился
находить обращения в тексте и правильно выделять знаками препинания, но у него остался вопрос по теме урока, скажет себе: «Ты хорошо
работал!» и выучит параграфы 55-57, выполнит упражнение 358.
Спасибо за урок!
|
Личностные УУД:
- смыслообразование
- нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого
содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее
личностный моральный выбор
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
- коррекция
- оценка
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УУД:
- доказательство
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.