МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная
школа»
УРОК –
ПУТЕШЕСТВИЕ
«К СОКРОВИЩАМ
РОДНОГО СЛОВА»
( 5
класс)
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Семыкина
В. Н.
2017год
Цель: углубить и расширить знания
обучающихся по теме «Лексика»;
вырабатывать умение пользоваться различными
видами словарей;
с помощью занимательного материала убедить
школьников по-новому взглянуть на особенности русского языка, увидеть его
богатство, красоту и величие.
Оборудование: 1. Стенд с указателями «Живой как
жизнь»,
«В стране интересных
уроков»
2. Выставка справочников,
словарей под девизом
« О словарях разнообразных»
Уважаемый государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин,
Я об этом достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к Словарю.
Я. Козловский
Цитата М. Горького: « Я очень рекомендую для знакомства
с русским языком читать сказки, русские былины, сборники песен»
Проблемный вопрос: «Прав ли был И. С. Тургенев, сказав:
«Русский язык богат, велик и могуч»?
Ход
урока – путешествия
1.Учитель
Друзья! Мы отправимся с вами в необычное
путешествие к сокровищам родного слова.
Вас, конечно же ,интересует. что это за сокровища и
где они находятся?
Ну что ж, слушайте…
Язык достался нам в наследство от многих поколений людей
как самое дорогое богатство. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он
считается одним из самых выразительных языков мира.
Прекрасным и звучным, выразительным и гибким назвал
русский язык
А. С. Пушкин.
Многие русские писатели говорили также о необычайном
богатстве русского языка, о том, что на этом языке можно передать самые
сложные, самые разнообразные мысли и чувства.
Итак, в путь, за сокровищами, в чудесную Страну Слов!
Отправимся мы туда двумя командами:
1-
Команда
2- Команда
Ковальчук Настя
Городничева Даша Якимова
Дарьяна
Гнеев Илья
Якунин Никита
Садыкова Ульяна
Помощник учителя : Медведева Алена
Жюри: Петреева Снежана, Ильин Даниил,
Алтухова Катя
В дальнее путешествие мы обычно с собой
путеводитель, чтобы познакомиться с городами и странами, куда лежит путь.
Таким путеводителем для нас будут
указатели:
«Живой как Жизнь»
«В стране интересных уроков»
«Познание продолжается»
Кроме указателей, вашими помощниками в
пути будут различные словари, которые стоят на выставке «О словарях
разнообразных»
Уважаемый государь,
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин,
Я об этом достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к Словарю.
Я. Козловский
Много разных слов в русском языке, и
каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче,
образнее он выражает свою мысль.
«Хорошее слово- красивая речь»,- говорит русская
пословица.
Чтобы мы могли понять написанное, могли точно
рассказать о прочитанном и увиденном , чтобы речь наша была красивой, надо
знать много слов. Стоп! Внимание! Кажется, впереди- игра.
Игра- наш друг, большой и умный,-
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор, веселый , шумный,
Поможет новое узнать.
2.Учитель.
Сейчас я предлагаю вам проверить свой словарный
запас. (Раздает карточки со словом «ГРАМОТЕЙ». За одну минуту нужно составить
из его букв как можно больше слов. Это должны быть существительные в И. п., ед.
числе. (Том, маг, атом, гам, гром, море, гора, метр, мера, мот, тема, мат,
мета, рай, рот, рота…)
(Проверка работ, подсчет очков)
Учитель.
Друзья! Вы убедились, что слов у нас в запасе,
оказывается, немало. А умеем ли мы правильно писать эти слова?
С помощью какой книги мы можем проверить свою
грамотность?
(Орфографический словарь)
Используя словарь, напишите правильно данные слова:
1команда: аннотация, разумник (умник);
2команда: размолвка, жардиньерка.
(Проверка работ, подсчет очков)
3. Учитель.
А для того, чтобы объяснить значение любого слова,
какие словари существуют?
(Толковые словари)
Попробуйте сначала самостоятельно объяснить значение
записанных вами слов, а потом сверите свое толкование с тем, которое дается в словаре.
(Проверка работ, подсчет очков)
4. Учитель.
Ребята, слова русского языка значат очень многое.
Представьте, что мы с вами оказались в незнакомом городе. Попробуем угадать его
название, прослушав разговор людей, здесь живущих.
Сценка. Выходят двое «прохожих».
Марина. – До каких пор ты будешь бить баклуши?
Валера. – Да стараюсь, а ничего не получается..
У меня уже ум за разум заходит.
Марина. – У тебя все шиворот-навыворот получается!
Валера. – Я просто не в своей тарелке. И не
кричи ты во всю Ивановскую!
Учитель.
Догадались, что это за город? Правильно. Это город
Фразеологизмов, которыми чрезвычайно богат русский язык.
А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как
появились в нашей речи такие слова? Ну, например, почему мы говорим «кричать
во всю Ивановскую»?
Медведева Алена.
Раньше для всенародного объявления царских указов
глашатай выходил на Ивановскую площадь в Кремле, близ колокольни Ивана
Великого, и громким голосом сообщал о царском указе, отсюда и пошло выражение «кричать
во всю Ивановскую», то есть кричать громко.
Учитель.
А теперь я прочту вам стихи, а вы найдите в них фразеологизмы
и попробуйте объяснить их значения.
( В помощь возьмите фразеологические словари)
1 команда:
За домом, едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой - засучив рукава.
В. Викторов
2 команда:
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу-
Не ударил в грязь лицом
И не сел в калошу.
В. Шибаев
Работать спустя рукава- плохо.
Работать засучив рукава – хорошо .
Не ударить в грязь лицом – не
опозориться.
Сесть в калошу – оказаться в нелепом,
смешном положении.
1 команда:
Вешать можно на гвоздь полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку, и веревку, и тряпку…
Но никогда и нигде не вешайте носа в беде!
О. Коринец
2 команда:
Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха.
Говоря ему медведь
Наступил на ухо.
А. Татьяничева
Не вешать носа – не унывать.
Медведь наступил на ухо –отсутствие
музыкального слуха.
(Проверка работ)
5. Учитель.
Продолжаем наше путешествие. На воротах следующего
города, с которым мы вами познакомимся написано: «Богат наш язык, велик и
могуч»
Люди, живущие в этом городе, рассказывают сказки, играют,
поют. Они следуют совету М. Горького, который говорил:
« Я очень рекомендую для
знакомства с русским языком
читать сказки, русские былины,
сборники песен.»
Отовсюду так и сыплются пословицы и поговорки:
« Недолго думал, да хорошо молвил».
«Язык разум открывает», и др.
А какие пословицы и поговорки знаете вы?
(Проверка домашнего задания)
А можете ли вы произнести скороговорки?
1.
Чищу
щучью чешую
2.
Желтый
жирный жадный жук прятал денежки в сундук.
6. Учитель
Следующий город на нашем пути «Тавтология» .
Пропуском в город будет служить отгадывание кроссворда и
ответ на вопрос:
«Что означает слово «тавтология»»?
Медведева Алена (помощник):
а) письменный ответ: «Тавтология – это …»
б) отгадываем кроссворд: для этого нужно вписать в
клетки недостающие
буквы, чтобы получилось слово «тавтология».
(Каждая команда получает лист с заданием)
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10
Т а в т о л о
г и я
О
Ч
К
А
Вопросы: 1,3 – знаки препинания;
2,7 – единица лексики;
4 – записанная речь;
5 – часть слова;
6 – словарный состав языка;
8 – часть речи;
9 – то, что не подходит под общее
правило;
10 – наука о языке.
Ответы: 1. Точка. 2. Антоним. 3. Вопрос. 4.
Текст.
5. Окончание. 6. Лексика. 7. Омоним.
8. Глагол. 9. Исключение. 10.
Языкознание.
(Проверка работ. Результаты жюри.)
7. Учитель.
Давайте еще поговорим о тавтологии. Как вы думаете –
хорошо это или плохо – употреблять 2-3 раза подряд одно и то же слово?
1 команда:
Вдали засинело синее море. ( Раз засинело значит оно уже
синее.)
2 команда:
Я это слышал своими собственными ушами.
( Есть чужие уши, или скажем, что слышал ногами, и
т.д.)
Помощник.
Вывод: тавтологические обороты засоряют наш язык, но
с ними можно бороться. Надо внимательно следить за своей речью и больше читать
хороших книжек.
Учитель.
Давайте потренируемся: я читаю стихотворение, вы
его записываете, карандашом зачеркиваете ненужные слова и передаете текст
членам жюри
для оценки работы.
Я утром увидел своими глазами:
От белого снега бело за окном.
Зима по земле прошагала шагами
И все изменила вокруг и кругом.
Школьники записывают тавтологические обороты, дают их
толкование.
(Члены жюри проверяют и оценивают работы )
8. Учитель.
И последняя наша остановка в небольшом городке,
название которому вы дадите сами, прослушав разговор обучающихся 7 класса,
сдающихся экзамен.
Сценка.
Паша: - Димка, ну что ты? Завалил?
Что там рассказывай!
Дима: - Заметано! ( Прячет шпаргалки)
Паша: - Что делает сама?
Дима: -Режет всех подряд.
Паша: - А Русалка?
Дима: - Точит.
Паша: - Ну а этот, их ассистент?
Дима: - Этот? Засыпает!
Паша: - А как же ты?
Дима: - Я немного секу, но и то чуть не схлопотал «пару».
Паша: - А Валерка?
Дима: - Плавает на шторах…
Чтобы подумал иностранец, изучавший русский язык по
институтским пособиям и произведениям наших классиков, этот разговор? Наверное,
он решил бы, что здесь собрались жертвы какой-то расправы, а спасенный
счастливчик рассказывает о проделках злодейской шайки.
Но как в ней оказалась сказочная русалка? И как
можно плавать на шторах?
Однако, ребята, этот язык, вероятно, понятен.
Что означают слова: Русалка, сама, засыпать, сечь
и т. д.?
настоящего языка!
Помощник (Медведева Алена).
«Русалка» - учитель русского языка.
«Сама» - директор школы.
«Засыпать», «топить» - задавать трудные
вопросы на экзаменах.
«Сечь» - разбираться в учебном
материале.
Учитель.
Это жаргон – разновидность речи,
используемой в узком кругу «посвященных».
Это обедненный, грубый и безобразный заменитель
настоящего языка!
В речи культурного человека не должно быть места
жаргонизмам.
Так как же называлась наша последняя остановка?
(Жаргонизмы)
Учитель.
Ребята! Вот и закончилось наше путешествие в мир
языка. Сегодня вы узнали много нового и интересного об удивительной Стране
Слов. Мы смогли проникнуть в хранилище словесных богатств этой волшебной
страны.
Перед каждым из вас открыты широкие возможности
самостоятельно продолжить это путешествие. И самое важное – не забывайте в пути
о своих главных помощниках – словарях.
А теперь попробуем дать ответ на проблемный вопрос,
прозвучавший в начале урока: « Прав ли был И. С. Тургенев ,сказав, что
«Русский язык богат, велик и могуч»?
Докажите это!
Подведение итогов путешествия, награждение победителей.
Медведева Алена:
«Русский язык! Сколько прекрасного, чистого связано
с тобой! Лучшие произведения литературы и науки написаны на этом языке. Он
велик и богат. Самый точный и самый выразительный. На нем можно говорить и с
другом и врагом. Он выражает и любовь и ненависть.
Уметь правильно пользоваться им – вот цель нашего
сегодняшнего урока- путешествия».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.