Инфоурок Литература КонспектыУрок русского языка в 5 классе "К сокровищам родного слова"

Урок русского языка в 5 классе "К сокровищам родного слова"

Скачать материал

 

 МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

      УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ

 

 

 

«К  СОКРОВИЩАМ

РОДНОГО  СЛОВА»

            

               ( 5 класс)

 

                                       Подготовила                                                                                                                                                                                                                                                               

                                      учитель  русского языка

                                     и литературы

                                     Семыкина В. Н.

 

 

                              2017год

 

Цель: углубить и расширить знания обучающихся по теме «Лексика»;

           вырабатывать умение пользоваться различными видами словарей;

           с помощью занимательного материала убедить школьников по-новому      взглянуть на особенности русского языка, увидеть его богатство, красоту и величие.

 

Оборудование:  1. Стенд с указателями «Живой как жизнь»,

                                «В стране интересных уроков»

                            2. Выставка справочников, словарей  под девизом

                                « О словарях разнообразных»

                      

                              Уважаемый государь

                              По прозванию Словарь,

                              Даже Пушкин,

                              Я об этом достоверно говорю,

                              Не однажды за советом

                              Обращался к Словарю.

                    

                                     Я. Козловский

 

   Цитата М. Горького: « Я очень рекомендую для знакомства с русским    языком читать сказки, русские былины, сборники песен»

 

Проблемный вопрос: «Прав ли был И. С. Тургенев, сказав: «Русский язык богат, велик и могуч»?

 

                                     Ход урока – путешествия

                                                                                      

1.Учитель

         Друзья!  Мы отправимся с вами в необычное путешествие к сокровищам родного слова.

       Вас, конечно же ,интересует. что это за  сокровища и где они находятся?

Ну что ж, слушайте…

   Язык достался нам в наследство от многих поколений людей как самое дорогое богатство. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира.

  Прекрасным и звучным, выразительным и гибким назвал русский язык  

А. С. Пушкин.

 Многие русские писатели  говорили также о необычайном богатстве русского языка, о том, что на этом языке можно передать самые сложные, самые разнообразные мысли и чувства.

    Итак, в путь, за сокровищами, в чудесную Страну Слов!

    Отправимся мы туда двумя командами:

1-    Команда                                                  2- Команда 

                                                                   Ковальчук Настя

   Городничева  Даша                               Якимова Дарьяна

   Гнеев Илья                                              Якунин Никита

   Садыкова Ульяна

 

 

Помощник учителя : Медведева Алена

 

Жюри: Петреева Снежана,  Ильин Даниил, Алтухова Катя

 

В дальнее путешествие  мы обычно с собой путеводитель, чтобы познакомиться с городами и странами, куда лежит путь.

Таким путеводителем для нас будут указатели:

  «Живой как Жизнь»

  «В стране интересных уроков»

  «Познание продолжается»

 

Кроме указателей, вашими помощниками в пути будут различные словари, которые стоят на выставке «О словарях разнообразных»

           

       Уважаемый государь,

       По прозванию Словарь,

       Даже Пушкин,

       Я об этом достоверно говорю,

       Не однажды за советом

       Обращался к Словарю.

 

                        Я. Козловский

 

Много разных слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее  он выражает свою мысль.

 «Хорошее слово- красивая речь»,- говорит русская пословица.

    Чтобы мы могли понять написанное, могли точно рассказать  о прочитанном и увиденном , чтобы речь наша была красивой, надо знать много слов. Стоп! Внимание! Кажется, впереди- игра.

               Игра- наш друг, большой и умный,-

               Не даст скучать и унывать,

               Затеет спор, веселый , шумный,

               Поможет новое узнать.

 

 

2.Учитель.

          Сейчас я предлагаю вам проверить свой словарный запас. (Раздает карточки со словом «ГРАМОТЕЙ». За одну минуту нужно составить из его букв как можно больше слов. Это должны быть существительные в И. п., ед. числе. (Том, маг, атом, гам, гром, море, гора, метр, мера, мот, тема,  мат, мета, рай,  рот, рота…)

 

(Проверка работ, подсчет очков)

 

Учитель.

    Друзья! Вы убедились, что слов у нас в запасе, оказывается, немало. А умеем ли мы правильно писать эти слова?

    С помощью какой книги мы можем проверить свою грамотность?

                   (Орфографический словарь)

   Используя словарь, напишите правильно данные слова:

 

1команда: аннотация, разумник (умник);

2команда: размолвка, жардиньерка.

 

(Проверка работ, подсчет очков)

 

3. Учитель.

    А для того, чтобы объяснить значение любого слова, какие словари существуют?

                    (Толковые словари)

    Попробуйте сначала самостоятельно объяснить значение записанных вами слов, а потом сверите свое толкование с тем, которое дается в словаре.

 

(Проверка работ, подсчет очков)

 

4. Учитель.

    Ребята, слова русского языка значат очень многое.  Представьте, что мы с вами оказались в незнакомом городе. Попробуем угадать его название, прослушав разговор людей, здесь живущих.

 

Сценка. Выходят двое «прохожих».

 

Марина. – До каких пор ты будешь бить баклуши?

Валера.  – Да стараюсь, а ничего не получается..

                   У меня уже ум за разум заходит.

Марина. – У тебя все шиворот-навыворот получается!

Валера.  – Я просто не в своей тарелке. И не кричи ты во всю Ивановскую!

Учитель.

    Догадались, что это за город? Правильно. Это город Фразеологизмов, которыми чрезвычайно богат русский язык.

    А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как появились в нашей речи такие слова? Ну, например, почему мы говорим «кричать во всю Ивановскую»?

 

Медведева Алена.

       Раньше для всенародного объявления царских указов глашатай выходил на Ивановскую  площадь в Кремле, близ колокольни Ивана Великого, и громким голосом сообщал о царском указе, отсюда и пошло выражение «кричать во всю Ивановскую», то есть кричать громко.

 

Учитель.

       А теперь я прочту вам стихи, а вы найдите в них фразеологизмы и попробуйте объяснить их значения.

( В помощь возьмите фразеологические словари)

 

                           1 команда:

  

За домом, едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой - засучив рукава.

           В. Викторов

 

 

                        2 команда:

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу-

Не ударил в грязь лицом

И не сел в калошу.

      В. Шибаев

 

Работать спустя рукава- плохо.

Работать засучив рукава – хорошо .

Не ударить в грязь лицом – не опозориться.

Сесть в калошу – оказаться в нелепом, смешном положении.

 

 

                           1 команда:

Вешать можно на гвоздь полотенце и трость,

Лампу, плащ или шапку, и веревку, и тряпку…

Но никогда и нигде не вешайте носа в беде!

                    О. Коринец

                           2 команда:

Не умеет дятел петь,

Нет у дятла слуха.

Говоря ему медведь

Наступил на ухо.

   А. Татьяничева

 

 

Не вешать носа – не унывать.

Медведь наступил на ухо –отсутствие музыкального слуха.

 

(Проверка работ)

 

5. Учитель.

    Продолжаем наше путешествие. На воротах следующего города, с которым мы вами познакомимся написано: «Богат наш язык, велик и могуч»

  Люди, живущие в этом городе, рассказывают сказки, играют, поют. Они следуют совету М. Горького, который говорил:

       « Я очень рекомендую для знакомства с русским языком

        читать сказки, русские былины, сборники песен.»

 

Отовсюду так и сыплются пословицы и поговорки:

« Недолго думал, да хорошо молвил».

«Язык разум открывает»,  и др.

 

А какие пословицы и поговорки знаете вы?

 (Проверка домашнего задания)

 

А можете ли вы произнести скороговорки?

 

1.    Чищу щучью чешую

2.    Желтый жирный жадный жук прятал денежки в сундук.

 

6. Учитель

   Следующий город на нашем пути «Тавтология» .

Пропуском в город будет служить отгадывание кроссворда и ответ на вопрос:

«Что означает слово «тавтология»»?

 

Медведева  Алена (помощник):

     а) письменный ответ: «Тавтология – это …»

     б) отгадываем кроссворд: для этого нужно вписать в клетки недостающие

буквы, чтобы получилось слово «тавтология».

 

(Каждая команда получает лист с заданием)

 

                          1   2    3    4    5   6   7    8   9    10

                         

                          Т   а     в   т    о   л   о    г   и      я

                          О

                          Ч 

                          К

                          А

 

Вопросы:  1,3 – знаки препинания;

                   2,7 – единица лексики;

                      4 – записанная речь;

                      5 – часть слова;

                      6 – словарный состав языка;

                      8 – часть речи;

                      9 – то, что не подходит под общее правило;

                     10 – наука о языке.

 

Ответы:     1. Точка.   2. Антоним.   3. Вопрос.  4. Текст. 

                   5. Окончание.   6. Лексика.   7. Омоним.

                   8. Глагол.  9. Исключение. 10. Языкознание.

                           

 (Проверка работ. Результаты жюри.)

 

7.  Учитель.

     Давайте еще поговорим о тавтологии. Как вы думаете – хорошо это или плохо – употреблять 2-3 раза подряд одно и то же слово?

 

1 команда:

Вдали засинело синее море. ( Раз засинело значит оно уже синее.)

 

2 команда:

Я это слышал своими собственными ушами.

 ( Есть чужие уши, или скажем, что слышал ногами, и т.д.)

 

Помощник.

      Вывод: тавтологические обороты засоряют наш язык, но с ними можно бороться. Надо внимательно следить за своей речью и больше читать хороших книжек.

 

Учитель.

       Давайте потренируемся:  я читаю стихотворение, вы его записываете, карандашом зачеркиваете ненужные слова и передаете текст членам жюри

для оценки работы.

 

 

Я утром увидел своими глазами:

От белого снега бело за окном.

Зима по земле прошагала шагами

И все изменила вокруг и кругом.

 

Школьники записывают тавтологические обороты, дают их толкование.

 

(Члены жюри проверяют и оценивают работы )

 

8.  Учитель.

         И последняя наша остановка в небольшом городке, название которому вы дадите сами,  прослушав разговор  обучающихся 7 класса, сдающихся экзамен.

 

Сценка.

Паша:   - Димка, ну что ты? Завалил?

                Что там рассказывай!

Дима:   - Заметано! ( Прячет шпаргалки)

Паша:   - Что делает сама?

Дима:   -Режет всех подряд.

Паша:   - А Русалка?

Дима:   - Точит.

Паша:   - Ну а этот, их ассистент?

Дима:   - Этот? Засыпает!

Паша:   - А как же ты?

Дима:   - Я немного секу, но и то чуть не схлопотал «пару».

Паша:   - А Валерка?

Дима:   - Плавает на шторах…

 

      Чтобы подумал иностранец, изучавший русский язык по институтским пособиям и произведениям наших классиков, этот разговор? Наверное, он решил бы, что здесь собрались жертвы какой-то расправы,  а спасенный счастливчик рассказывает о проделках злодейской шайки.

       Но как в ней оказалась сказочная русалка? И как можно плавать на шторах?

       Однако, ребята, этот язык, вероятно, понятен.

       Что означают слова: Русалка, сама, засыпать, сечь и т. д.?

настоящего языка!

 

Помощник (Медведева Алена).

 

«Русалка» - учитель русского языка.

«Сама» - директор школы.

«Засыпать»,  «топить» - задавать трудные вопросы на экзаменах.

«Сечь» - разбираться в учебном материале.

 

 Учитель.

 

       Это жаргон – разновидность речи, используемой в узком кругу «посвященных».

 

      Это обедненный, грубый и безобразный заменитель настоящего языка!

В речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам.

Так как же называлась наша последняя остановка?

 (Жаргонизмы)

                                                                                                    

Учитель.

         Ребята! Вот и закончилось наше путешествие в мир языка. Сегодня вы узнали много нового и интересного об удивительной Стране Слов. Мы смогли проникнуть в хранилище словесных богатств этой волшебной страны.

      Перед каждым из вас открыты широкие возможности самостоятельно продолжить это путешествие. И самое важное – не забывайте в пути о своих главных помощниках – словарях.

   

    А теперь попробуем дать ответ на проблемный вопрос, прозвучавший в начале урока:  « Прав ли был И. С. Тургенев ,сказав, что «Русский язык богат, велик и могуч»?

Докажите это!

 

Подведение итогов путешествия, награждение победителей.

 

Медведева Алена:

       «Русский язык! Сколько прекрасного, чистого связано с тобой! Лучшие произведения литературы и науки написаны на этом языке.  Он велик и богат. Самый точный и самый выразительный. На нем можно говорить и с другом и врагом. Он выражает и любовь и ненависть. 

        Уметь правильно пользоваться им – вот цель нашего сегодняшнего урока- путешествия». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 5 классе "К сокровищам родного слова""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: углубить и расширить знания обучающихся по теме «Лексика»; вырабатывать умение пользоваться различными видами словарей; с помощью занимательного материала убедить школьников по-новому взглянуть на особенности русского языка, увидеть его богатство, красоту и величие.Оборудование: 1. Стенд с указателями «Живой как жизнь», «В стране интересных уроков» 2. Выставка справочников, словарей под девизом « О словарях разнообразных» Уважаемый государь По прозванию Словарь, Даже Пушкин, Я об этом достоверно говорю, Не однажды за советом Обращался к Словарю. Я. Козловский Цитата М. Горького: « Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки, русские былины, сборники песен»Проблемный вопрос: «Прав ли был И. С. Тургенев, сказав: «Русский язык богат, велик и могуч»?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 987 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.06.2020 305
    • DOCX 27.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Карцев Александр Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Карцев Александр Викторович
    Карцев Александр Викторович
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 98733
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе