Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 5 классе "К сокровищам родного слова"

Урок русского языка в 5 классе "К сокровищам родного слова"


МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»








УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ




«К СОКРОВИЩАМ

РОДНОГО СЛОВА»

( 5 класс)


Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Семыкина В. Н.



2017год


Цель: углубить и расширить знания обучающихся по теме «Лексика»;

вырабатывать умение пользоваться различными видами словарей;

с помощью занимательного материала убедить школьников по-новому взглянуть на особенности русского языка, увидеть его богатство, красоту и величие.


Оборудование: 1. Стенд с указателями «Живой как жизнь»,

«В стране интересных уроков»

2. Выставка справочников, словарей под девизом

« О словарях разнообразных»

Уважаемый государь

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин,

Я об этом достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к Словарю.

Я. Козловский


Цитата М. Горького: « Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки, русские былины, сборники песен»


Проблемный вопрос: «Прав ли был И. С. Тургенев, сказав: «Русский язык богат, велик и могуч»?


Ход урока – путешествия

1.Учитель

Друзья! Мы отправимся с вами в необычное путешествие к сокровищам родного слова.

Вас, конечно же ,интересует. что это за сокровища и где они находятся?

Ну что ж, слушайте…

Язык достался нам в наследство от многих поколений людей как самое дорогое богатство. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира.

Прекрасным и звучным, выразительным и гибким назвал русский язык

А. С. Пушкин.

Многие русские писатели говорили также о необычайном богатстве русского языка, о том, что на этом языке можно передать самые сложные, самые разнообразные мысли и чувства.

Итак, в путь, за сокровищами, в чудесную Страну Слов!

Отправимся мы туда двумя командами:

  1. Команда 2- Команда

Ковальчук Настя

Городничева Даша Якимова Дарьяна

Гнеев Илья Якунин Никита

Садыкова Ульяна



Помощник учителя : Медведева Алена


Жюри: Петреева Снежана, Ильин Даниил, Алтухова Катя


В дальнее путешествие мы обычно с собой путеводитель, чтобы познакомиться с городами и странами, куда лежит путь.

Таким путеводителем для нас будут указатели:

«Живой как Жизнь»

«В стране интересных уроков»

«Познание продолжается»


Кроме указателей, вашими помощниками в пути будут различные словари, которые стоят на выставке «О словарях разнообразных»

Уважаемый государь,

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин,

Я об этом достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к Словарю.


Я. Козловский


Много разных слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль.

«Хорошее слово- красивая речь»,- говорит русская пословица.

Чтобы мы могли понять написанное, могли точно рассказать о прочитанном и увиденном , чтобы речь наша была красивой, надо знать много слов. Стоп! Внимание! Кажется, впереди- игра.

Игра- наш друг, большой и умный,-

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор, веселый , шумный,

Поможет новое узнать.



2.Учитель.

Сейчас я предлагаю вам проверить свой словарный запас. (Раздает карточки со словом «ГРАМОТЕЙ». За одну минуту нужно составить из его букв как можно больше слов. Это должны быть существительные в И. п., ед. числе. (Том, маг, атом, гам, гром, море, гора, метр, мера, мот, тема, мат, мета, рай, рот, рота…)


(Проверка работ, подсчет очков)


Учитель.

Друзья! Вы убедились, что слов у нас в запасе, оказывается, немало. А умеем ли мы правильно писать эти слова?

С помощью какой книги мы можем проверить свою грамотность?

(Орфографический словарь)

Используя словарь, напишите правильно данные слова:

1команда: аннотация, разумник (умник);

2команда: размолвка, жардиньерка.


(Проверка работ, подсчет очков)


3. Учитель.

А для того, чтобы объяснить значение любого слова, какие словари существуют?

(Толковые словари)

Попробуйте сначала самостоятельно объяснить значение записанных вами слов, а потом сверите свое толкование с тем, которое дается в словаре.


(Проверка работ, подсчет очков)


4. Учитель.

Ребята, слова русского языка значат очень многое. Представьте, что мы с вами оказались в незнакомом городе. Попробуем угадать его название, прослушав разговор людей, здесь живущих.


Сценка. Выходят двое «прохожих».


Марина. – До каких пор ты будешь бить баклуши?

Валера. – Да стараюсь, а ничего не получается..

У меня уже ум за разум заходит.

Марина. – У тебя все шиворот-навыворот получается!

Валера. – Я просто не в своей тарелке. И не кричи ты во всю Ивановскую!

Учитель.

Догадались, что это за город? Правильно. Это город Фразеологизмов, которыми чрезвычайно богат русский язык.

А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как появились в нашей речи такие слова? Ну, например, почему мы говорим «кричать во всю Ивановскую»?


Медведева Алена.

Раньше для всенародного объявления царских указов глашатай выходил на Ивановскую площадь в Кремле, близ колокольни Ивана Великого, и громким голосом сообщал о царском указе, отсюда и пошло выражение «кричать во всю Ивановскую», то есть кричать громко.


Учитель.

А теперь я прочту вам стихи, а вы найдите в них фразеологизмы и попробуйте объяснить их значения.

( В помощь возьмите фразеологические словари)


1 команда:

За домом, едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой - засучив рукава.

В. Викторов



2 команда:

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу-

Не ударил в грязь лицом

И не сел в калошу.

В. Шибаев


Работать спустя рукава- плохо.

Работать засучив рукава – хорошо .

Не ударить в грязь лицом – не опозориться.

Сесть в калошу – оказаться в нелепом, смешном положении.



1 команда:

Вешать можно на гвоздь полотенце и трость,

Лампу, плащ или шапку, и веревку, и тряпку…

Но никогда и нигде не вешайте носа в беде!

О. Коринец

2 команда:

Не умеет дятел петь,

Нет у дятла слуха.

Говоря ему медведь

Наступил на ухо.

А. Татьяничева



Не вешать носа – не унывать.

Медведь наступил на ухо –отсутствие музыкального слуха.


(Проверка работ)


5. Учитель.

Продолжаем наше путешествие. На воротах следующего города, с которым мы вами познакомимся написано: «Богат наш язык, велик и могуч»

Люди, живущие в этом городе, рассказывают сказки, играют, поют. Они следуют совету М. Горького, который говорил:

« Я очень рекомендую для знакомства с русским языком

читать сказки, русские былины, сборники песен.»


Отовсюду так и сыплются пословицы и поговорки:

« Недолго думал, да хорошо молвил».

«Язык разум открывает», и др.


А какие пословицы и поговорки знаете вы?

(Проверка домашнего задания)


А можете ли вы произнести скороговорки?


  1. Чищу щучью чешую

  2. Желтый жирный жадный жук прятал денежки в сундук.

6. Учитель

Следующий город на нашем пути «Тавтология» .

Пропуском в город будет служить отгадывание кроссворда и ответ на вопрос:

«Что означает слово «тавтология»»?


Медведева Алена (помощник):

а) письменный ответ: «Тавтология – это …»

б) отгадываем кроссворд: для этого нужно вписать в клетки недостающие

буквы, чтобы получилось слово «тавтология».


(Каждая команда получает лист с заданием)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Т а в т о л о г и я

О

Ч

К

А


Вопросы: 1,3 – знаки препинания;

2,7 – единица лексики;

4 – записанная речь;

5 – часть слова;

6 – словарный состав языка;

8 – часть речи;

9 – то, что не подходит под общее правило;

10 – наука о языке.


Ответы: 1. Точка. 2. Антоним. 3. Вопрос. 4. Текст.

5. Окончание. 6. Лексика. 7. Омоним.

8. Глагол. 9. Исключение. 10. Языкознание.

(Проверка работ. Результаты жюри.)


7. Учитель.

Давайте еще поговорим о тавтологии. Как вы думаете – хорошо это или плохо – употреблять 2-3 раза подряд одно и то же слово?


1 команда:

Вдали засинело синее море. ( Раз засинело значит оно уже синее.)


2 команда:

Я это слышал своими собственными ушами.

( Есть чужие уши, или скажем, что слышал ногами, и т.д.)


Помощник.

Вывод: тавтологические обороты засоряют наш язык, но с ними можно бороться. Надо внимательно следить за своей речью и больше читать хороших книжек.


Учитель.

Давайте потренируемся: я читаю стихотворение, вы его записываете, карандашом зачеркиваете ненужные слова и передаете текст членам жюри

для оценки работы.



Я утром увидел своими глазами:

От белого снега бело за окном.

Зима по земле прошагала шагами

И все изменила вокруг и кругом.


Школьники записывают тавтологические обороты, дают их толкование.


(Члены жюри проверяют и оценивают работы )


8. Учитель.

И последняя наша остановка в небольшом городке, название которому вы дадите сами, прослушав разговор обучающихся 7 класса, сдающихся экзамен.


Сценка.

Паша: - Димка, ну что ты? Завалил?

Что там рассказывай!

Дима: - Заметано! ( Прячет шпаргалки)

Паша: - Что делает сама?

Дима: -Режет всех подряд.

Паша: - А Русалка?

Дима: - Точит.

Паша: - Ну а этот, их ассистент?

Дима: - Этот? Засыпает!

Паша: - А как же ты?

Дима: - Я немного секу, но и то чуть не схлопотал «пару».

Паша: - А Валерка?

Дима: - Плавает на шторах…


Чтобы подумал иностранец, изучавший русский язык по институтским пособиям и произведениям наших классиков, этот разговор? Наверное, он решил бы, что здесь собрались жертвы какой-то расправы, а спасенный счастливчик рассказывает о проделках злодейской шайки.

Но как в ней оказалась сказочная русалка? И как можно плавать на шторах?

Однако, ребята, этот язык, вероятно, понятен.

Что означают слова: Русалка, сама, засыпать, сечь и т. д.?

настоящего языка!


Помощник (Медведева Алена).


«Русалка» - учитель русского языка.

«Сама» - директор школы.

«Засыпать», «топить» - задавать трудные вопросы на экзаменах.

«Сечь» - разбираться в учебном материале.


Учитель.

Это жаргон – разновидность речи, используемой в узком кругу «посвященных».


Это обедненный, грубый и безобразный заменитель настоящего языка!

В речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам.

Так как же называлась наша последняя остановка?

(Жаргонизмы)

Учитель.

Ребята! Вот и закончилось наше путешествие в мир языка. Сегодня вы узнали много нового и интересного об удивительной Стране Слов. Мы смогли проникнуть в хранилище словесных богатств этой волшебной страны.

Перед каждым из вас открыты широкие возможности самостоятельно продолжить это путешествие. И самое важное – не забывайте в пути о своих главных помощниках – словарях.

А теперь попробуем дать ответ на проблемный вопрос, прозвучавший в начале урока: « Прав ли был И. С. Тургенев ,сказав, что «Русский язык богат, велик и могуч»?

Докажите это!

Подведение итогов путешествия, награждение победителей.


Медведева Алена:

«Русский язык! Сколько прекрасного, чистого связано с тобой! Лучшие произведения литературы и науки написаны на этом языке. Он велик и богат. Самый точный и самый выразительный. На нем можно говорить и с другом и врагом. Он выражает и любовь и ненависть.

Уметь правильно пользоваться им – вот цель нашего сегодняшнего урока- путешествия».











  • Русский язык и литература
Описание:

Цель: углубить и расширить знания обучающихся по теме «Лексика»;

вырабатывать умение пользоваться различными видами словарей;

с помощью занимательного материала убедить школьников по-новому взглянуть на особенности русского языка, увидеть его богатство, красоту и величие.

Оборудование: 1. Стенд с указателями «Живой как жизнь»,

«В стране интересных уроков»

2. Выставка справочников, словарей под девизом

« О словарях разнообразных»

Уважаемый государь

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин,

Я об этом достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к Словарю.

Я. Козловский

Цитата М. Горького: « Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки, русские былины, сборники песен»

Проблемный вопрос: «Прав ли был И. С. Тургенев, сказав: «Русский язык богат, велик и могуч»?

Автор Семыкина Вера Николаевна
Дата добавления 24.03.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 812
Номер материала MA-070808
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»