Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Урок русского языка «Суффикс как часть слова» 2 класс

Урок русского языка «Суффикс как часть слова» 2 класс

Муниципальное нетиповое бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №76»




Открытый урок русского языка «Суффикс как часть слова»

2 класс

УМК « Начальная школа 21века»

Учебник: С.В.Иванов «Русский язык. 2 класс»







Составила учитель начальных классов

Бондаренко Лариса Викторовна



г. Новокузнецк, 2016

1. Класс: Дата: 25.11.16. Предмет:   русский язык  . № урока по расписанию: 2

2. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова; способствовать развитию умения определять значение и местонахождение суффикса в слове; содействовать ознакомлению со словарными словами ученик, собака

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты(предметные)

Наблюдают за языковым материалом. Определят функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Личностные результаты

Оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий

Универсальные учебные действия (метапредметные)

П - умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы

Р - составляют план и последовательность действий.

К - строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы.

Основное содержание темы, понятия, термины

Суффикс как часть слова. Функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Ученик, собака

Оборудование

Проектор, презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык. Часть первая. 2 класс» авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.,











Ход урока:



Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Создание эмоционального настроя учащихся, доброжелательной творческой атмосферы партнерства и сотрудничества.

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя.

Взаимное приветствие:

-Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся.

Прозвенел звонок веселый,
Наш урок пора начать.
Дружно мы в ладоши хлопнем,
Ножкой вместе все притопнем,
Поздоровайтесь друг с другом.
Вижу – можно начинать. Садитесь.

- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

-какие условные обозначения вы видите на доске.(На доске ключ, перо, «Как устроен наш язык») Что вы можете сказать о содержании нашего урока нашим гостям, что нас ожидает?

-Молодцы, а тему урока мы сформулируем немного позже.



Приветствуют учителя и гостей.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе











- Сегодня мы будем говорить о том, как устроен наш язык, откроем «Тайну языка» (ключ), познакомимся с новым словарными словами (перо)

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

.

II. Чистописание


Индивидуальная.

Работа в парах

Практический.

Письмо.

- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы. Обозначьте карандашом опасные места


-Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш,ш», обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. (образец написания букв на экране СЛАЙД 2 )

- Поменяйтесь тетрадями, подчеркните лучшую букву у соседа, затем пропишите в своей тетради буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.


-Дайте характеристику букве ш и её звукам

25 ноября.

Классная работа.




Прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети меняются тетрадями с соседом







Дети рассказывают, что буква ш: согласная, глухая, парная, всегда твёрдая

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


Подведение к теме












Выявление

причины затруднения

и постановка

цели деятельности.


Фронтальная. Работа в парах

Словесный.

Практический.

Чтение, беседа, письмо


-Отгадайте загадку(СЛАЙД 3):

Есть большой и светлый дом,

Почемучек много в нём.

И пишут они и считают,

Читают, творят и мечтают.(школа)


-Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) На экране слова «школа» и «школьник». Как ещё называют школьника?(ученик) Знакомство с новым словарным словом (карточку поместит на доску под табличкой перо)

- Что вы можете сказать о словах «школа» и «школьник» ? Докажите.


Работа в парах(СЛАЙД 4):

-Назовите различия между этими словами (по разному звучат, отвечают на разные вопросы, состав слов

- выделите известные вам части слов в обоих словах?

- какие возникли затруднения?








- Почему вы её никак не обозначили?



-Какая будет цель нашей работы? Кукую тайну языка мы сегодня откроем?


- Школа, школьник, ученик (Записывают в тетрадь слова)












- Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.

- Различия в составе и оттенке значения.

-hello_html_m66005642.gif Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа – а школьник - (нулевое).

Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.



- Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

Познакомиться с новой частью слова



















Письмо


IV.Постановка учебной задачи


Фронтальная. Словесный, проблемный.

Беседа


Попробуйте сформулировать учебные задачи нашего сегодняшнего урока.

А я вам помогу. (СЛАЙД 5):






Предлагают варианты учебных задач

Узнать:

1) как называется новая часть слова?

2)где она стоит в слове?

3) как она обозначается?

4)Для чего она служит?

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.


V. Построение проекта выхода из затруднения.

Изучение нового материала.


Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с текстом,

Беседа, упражнение











Работа с учебником.




Давайте решать эти учебные задачи

1) как называется новая часть слова?

-Как мы можем это узнать, где искать ответ?

- Откройте учебник на с.107. Прочитайте тему урока «Суффикс как часть слова» (СЛАЙД 6):

Теперь мы знаем как называется новая часть слова. Запишите её название в тетрадь

-А теперь решим остальные учебные задачи.

2)где она стоит в слове?

Работа с упражнением 1 на странице 107 (СЛАЙД 7):

-Прочитайте пары слов. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?

(Ответили на задачу)


3) как она обозначается?

- Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка?

. hello_html_111a9887.png ! ?

Какой знак вы не знаете куда отнести? Ваши предположения. Этим знаком мы обозначаем суффикс. Выделите его в слове слонёнок.

4)Для чего она служит? Какова её роль?

Это мы узнаем на странице 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка».

Так какую же тайну языка мы сегодня открыли? Давайте сделаем вывод (СЛАЙД 8):





Ответ в учебнике

Читают название темы














Читают, записывают в тетрадь, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)

- Она находится между корнем и окончанием.











hello_html_m18ca58a9.png









Читают учебный текст, знакомятся с правилом

Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов.



Правило, упражнение

VI. Физминутка

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка

-встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка.

Работа со словами учителя

Смена деятельности, эмоциональная разрядка, которая возникает во время движения, выполнения физических упражнений, подготовка к восприятию материала.



VII. Усвоение новых знаний и способов действий.

Первичное закрепление.











Групповая.

Словесный, проблемный. практический. упражнение

Суффикс имеет значение. А знаете ли вы эти значения. Что могут обозначать суффиксы?

Вот вам ещё одна учебная задача. Давайте её решим в группах.

«О чём говорят нам суффиксы?»

Разделитесь на группы .

Задания в группах, помощь, контроль.

1 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист-

строи _____ плот ______ арт _______

учи ______ двор ______ машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Женя – Женечка Миша – Мишенька

Аня - ...________________ Алёша - ..._________________________

Света - ..._______________ Федя - ...___________________________

Дима - ...________________ Люба - ...___________________________

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

3 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов
ик, ищ, ишк, ин


дом - _______ дом - _________


дом - _________ дом - __________


Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.



Вывод :С какой ещё учебной задачей справились? Работу по изучению суффиксов продолжим на следующих уроках. Будем учиться правильно их находить.





-

















Род занятий или профессия













Имена звучат ласково











Превращают в маленькие предметы и увеличивают предметы



Что могут обозначать суффиксы?



6. Образование слов с помощью суффиксов

(если успеем)








Фронтальная. Практический. Упражнение

Игра «Побудь волшебником»

Кто из вас хочет стать волшебником?

В руках у меня «волшебная палочка», а вот слова: нос, дом, хвост, стол

- Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

Проверка по слайду



Упражнение

Первичный контроль


На доске карточки со словами:

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

Задание: выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.


hello_html_63a2630c.png

На доске составляется схема характеристики суффикса.



9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.



Прием «Кластер»

Фронтальная

Что знаем о суффиксах? Какие учебные задачи мы решили на уроке.

- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

- Всё ли понятно?

- Что ещё хотелось бы узнать?

- Был ли для вас урок полезным? Почему?

- Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться


- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников Выставление и аргументация оценок за урок

).

- Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

- Встаньте и изобразите собой лесенку успеха.

- Покажите, на сколько сегодня вы:

  • Были активны на уроке.

  • На сколько вы поняли новую тему.

  • На сколько вам понравился урок

(Сидят за партами – плохо, слабо;

Просто стоят – хорошо;

Стоят, руки вверх – отлично).


Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя. Ответы на вопросы.

Открыто осмысливают т оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам . Саморегуляция.

Домашнее задание дифференцированного характера.

Фронтальная. Словесный.

Объяснение учителя.


- рассмотрите в учебнике на стр.109 и 110 упр.4 и упр.5. в этих упражнениях похожее задание, вам предлагаются найти суффиксы в некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?

выберите сами упражнение по вашим силам и запишите в дневник.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи



Упр. 5 отмечено в учебнике “гирей” - “трудное задание”.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Упражнение




  • Начальные классы
Описание:

Открытый урок русского языка «Суффикс как часть слова»

2 класс

УМК « Начальная школа 21века»

Учебник: С.В.Иванов «Русский язык. 2 класс»

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова; способствовать развитию умения определять значение и местонахождение суффикса в слове; содействовать ознакомлению со словарными словами ученик, собака

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты(предметные)

Наблюдают за языковым материалом. Определят функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Личностные результаты

Оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий

Универсальные учебные действия (метапредметные)

П - умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы

Р - составляют план и последовательность действий.

К - строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы.

Основное содержание темы, понятия, термины

Суффикс как часть слова. Функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Ученик, собака

Оборудование

Проектор, презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык. Часть первая. 2 класс» авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.,

Автор Бондаренко Лариса Викторовна
Дата добавления 31.01.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 631
Номер материала MA-069896
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы