Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок русского языка на тему "Омонимы" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Омонимы" (5 класс)

Скачать материал

 

 

                   Урок русского языка в 5 классе по теме «ОМОНИМЫ»

 

                                Цели данного урока:

1.                      Обучающие:

                 -научиться отличать ОМОНОМЫ от синонимов и слов с переносным значением;

 -развивить умение пользоваться различными типами словарей;

 -усвоить теоретические знания по данной теме;

 -расширить словарный запас.

 

 Приобретение учащимися интеллектуальных умений:

-формировать  умение сопоставлять синонимы, антонимы, омонимы;

-формулировать гипотезу:  омонимы или многозначные слова,

- формировать  умение делать выводы по данному вопросу.

- воспитывать эстетическое отношение к слову как основной единице языка.                                                              

 

 

 

ХОД    УРОКА

 

1.Учащимся предлагается для  прочтения  (ПРОЕКЦИЯ НА ЭКРАНЕ) следующее стихотворение:

 

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.                                                                         С. Баруздин  

 

-Прочитайте стихотворение.

-Как оно связано с темой, которую мы начали изучать?

-Какие термины связаны с темой «Лексика»?

      Учащиеся называют следующие термины и дают им определения:

-лексическое значение,

-толкование,

-синонимы,

-переносное значение,

-прямое значение   и т.д.

 

Исследовательская работа №1(по колонкам):

 

-найти в словарях :многозначные слова, ,однозначные слова синонимы и т.д.

-Какими словарями пользовались?

(Учащиеся называют толковый словарь Ожегова. Шведовой, словари синонимов).

 

   Переход к новому материалу.

   

 -Сегодня мы познакомимся ещё с одним термином, о котором чуть позже вы мне расскажете сами.   Послушайте отрывок из рассказа Н.Сладкова «Овсянка». Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком. 
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали

 

Исследовательское задание №2:

На доске написано слово ОМОС=одинаковый

-Какие одинаковые слова вы услышали?

-Чем они похожи и в чём отличие?

Учащиеся отмечают, что они одной и той же части речи, одинаково пишутся и произносятся.

На доске появляется запись :синонимы,

                                                 антонимы…

- образуйте по аналогии то слово, которое обозначает открытое нами явление.

-ОМОНИМЫ

Исследовательское задание №3:

-попробуйте сами дать определение слову ОМОНИМ,  сравните с правилом в учебнике на стр.143.

-у кого совпали вас логические части?

Исследовательское задание №4:

-Откройте ваши школьные Толковые словари (стр.305) и определите, как строятся словарные статьи об

омонимах. (Учащиеся сами определяют, что для омонимов есть отдельные словарные статьи)

Добавление учителя:

1.Существуют специальные словари омонимов (показываю); кроме того, омонимы можно найти в Интернете в Википедии  (вывожу одну страницу  на большой экран). Омонимы придают особую выразительность пословицам: Каков ни есть, а хочет есть, загадкам и крылатым словам: У каких быков нет ни хвостов, ни рогов? (Быки мостов). В бою рубят, а после боя развлекают.(Шашки)

Давайте убедимся в том, что Омонимия (новый термин для пятиклассников)-довольно распространенное явление в русском языке

.  Учитель диктует:

 Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Также не откроешь дверь.

Учащиеся записывают загадку ,дают отгадки,  доказывают, что это омонимы

Исследовательское задание №4..

. Выразительно прочитайте тексты стихотворений. Определите, в каком тексте используются омонимы, а в каком – многозначное слово.

ДВЕ СЕМ_И

Жила-была сем_я:
Сп_шили, семеня,
По следу мамы Утки
Три радос_ных малютки.

Жила-была сем_я:
Весь день спала Свин_я,
Л_жали с ней в закутке
Три радос_ных малютки.

Вес_ло утята
В речку заплывали,
С визгом поросята
Ж_ром заплывали.
В реч(?)ке было ч_сто,
А в закутке грязно:
Каждый жил как хоч_т –
Это так прекрасно!

Учащиеся быстро находят и антонимы, и многозначные слова, и омонимы

Устные упражнения:

-на чем основана шутка? Какое явление положено в её основу?(Учащиеся вновь употребляют термин ОМОНИМИЯ)

Сев в такси,
Спросила такса:
– За проезд какая такса?
А водитель:
– Денег с такс
Не берем совсем,
Вот так-с!   (Я.Козловский)

-А теперь вернемся к рассказу о споре ребят.  Прочитам стихотворение,  найдём  омонимы, объясним   их значение.

ОВСЯНКА

Вот этой овсянки
Не хочется киске.
(Вот этой овсянки,
Которая в миске.)

Какой же овсянки
Она захотела?
Не той ли,
Что мимо сейчас пролетела?   А.Шибаев)

Итоги урока  .Рефлексия:

-На протяжении всего урока вы исследовали новое для вас понятие- омонимы.

Последнее исследовательское задание:

На доске выведено стихотворение  .Внимательно его прочтите и определите, какие признаки омонимов в нем названы?

 Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки. (М.Яснов)

Задание на дом: из раличных словарей, которые у вас есть дома (или из Интернета), выписать несколько пар омонимов(можно нарисовать  или сделать презентации).

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Омонимы" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 671 810 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.04.2020 444
    • DOCX 42.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Климова Кристина Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Климова Кристина Дмитриевна
    Климова Кристина Дмитриевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85395
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 290 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 852 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 499 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 336 человек

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Подготовка и проведение тренинга

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе