Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок русского языка по теме: "Несклоняемые имена существительные"

Урок русского языка по теме: "Несклоняемые имена существительные"

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока

 

 письма и развития речи

 

по теме: «Несклоняемые имена существительные»

 

8 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Учитель: Пипочкина Н.П.

 

 

 

2018 г.

Дата поведения: 15.11. 18 г.

Класс: 8

 

Тема урока: Несклоняемые имена существительные.

 

Цель урока: формирование  представления  у  школьников  о  несклоняемых  именах существительных, дать понятие «несклоняемые имена существительные».

Задачи:

Образовательные:

1.  Познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными.

2. Расширение  и обогащение словаря учащихся  новыми словами.

3. Учить применять полученные знания на практике.

Коррекционно- развивающие:

1. Развивать умение правильно употреблять несклоняемые существительные в косвенных падежах.

2. Развивать осмысленное восприятие материала.

3. Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении несклоняемых существительных.

4. Коррекция познавательной деятельности на основе различных упражнений.

Воспитательные:

1. Формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

2. Прививать интерес к предмету.

3. Воспитывать аккуратность письма тетрадях  и на доске.

Оборудование:  компьютерная презентация, записи на доске, карточки,   учебник, тетрадь, кроссворд, учебник Русский язык.8 класс Н. Г. Галунчикова,    Э. В. Якубовская.

 

 

                                              Ход урока

 

         Организационный момент.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

         Словарная работа –  Игра «Прятки»                               (слайд – 2 -3)

1.Среди букв отыскать и записать словарные слова:

ффотеффчестффвоффгражффдаффнинффдеффмокффраффтияффаэффродффромффффтиффпогффраффияффтеффлегффраффобффраффзоффваффниеффнаффциоффнальффностьффтерффриффтоффрияфф.

 

Оте́чество, граждани́н, демокра́тия, аэродро́м, типогра́фия, телегра́ф, образова́ние, национа́льность, террито́рия.

 

2.Самопроверка.

- Сверьте написание слов в тетради с записью на слайде. Исправьте ошибки карандашом.

 

3.Самооценка.

Поставьте карандашом оценку.

         «Цепочка знаний» - повторение изученного о имени существительном.

         Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы продолжаем работать по теме: « Имя существительное», и познакомимся с очень интересными словами. А что это за слова вы узнаете, когда прослушаете  стихотворение:

 « Про то, как не надо говорить»:

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,

А вернее – я и ты без кашна и без пальты,

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол

 И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

 Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

 В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

 

- Употребление,  каких  слов   показалось  странным? (кенгуру,  кино, пальто, кафе, метро,  фортепьяно,  шимпанзе,  пенсне,  кашне, какаду)

- Все значения слов вам понятны?                                                   (слайд – 4 -9)

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

 

Эти слова называются  несклоняемые имена существительные - которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.

 -Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов.

 

         Работа по теме урока.

          Склонение существительного – метро. ( один ученик работает у доски)

 

- Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:

И.п. есть        что?            метро

Р.п. нет          чего?          метро

Д.п. рад          чему?         метро

В.п. вижу       что?           метро

Т.п. доволен   чем?          метро

П.п. думаю    о чем?    о  метро

 

- Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Вот  это еще раз доказывает, что эти имена  существительные называются несклоняемыми.

 

         Игра «Зоопарк»                                                    (слайд – 10 - 11)

Учитель вешает на доску табличку с заголовком «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе. Записывает на доске слово вольер.

- Что такое вольер?

Вольер — участок, огороженная площадка (с навесом или открытая) с присоединяющимися к ней клетками или домиками для содержания мелких животных (кроликов, пушных зверей, птиц, собак)...

 

- Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы  будем говорить.

 

 А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?

Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.

 В) Крупный попугай с пестрым хохолком.

 Г) Самая маленькая птица на земном шаре.

Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг?

 

(Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают под карточку «Зоопарк»)

- Запомните правописание, этих существительных, правильно употребляйте их в речи.

 

Физминутка: «Если нравится, то делай так….»

         Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж.  ( по очереди уч-ся записывают предложения на доске)                                                        ( слайд -12)

В магазине продаются разные _____________.

Мне купили новое зимнее  _____________.

У ______________ меховой воротник. 

К _______________ пришиты красивые пуговицы. 

Мне было тепло в __________________.

Я доволен своим _______________.

 

         Выборочный диктант

 

-  Выписать несклоняемые имена существительные.

 

По местному радио сообщили прогноз погоды. В просторном фойе театра зрители осмотрели выставку картин. В уютном кафе можно выпить вкусное какао. Гостям рассказали, как строилось московское метро. Завод подарил детскому дому новое пианино. Родители купили дочери зимнее пальто. У нас в клетке живет красивый какаду. В парке детей катал маленький пони.

 

         «Четвертое лишнее» - работа в парах.                 ( слайд – 13  - 14)

- Исключите лишнее слово, объясните свой выбор.

 

Радио, дерево, домино, пальто.

Шимпанзе, солнце, кенгуру, кино.

Пианино, кафе, пони, люди.

 

         Самостоятельная работа - Найди и исправить ошибки.

                                                                                  ( слайд – 15 - 16)

- Правильно  запишите предложения без ошибок.

 

 

 Родители вернулись из кина поздно вечером.

 

По радиву звучали весёлые песни.

 

Брат ушел гулять без пальта и шапки.

 

 

         «Сломай рифму»                                              ( слайд – 17)

- Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму.

(Перед началом выполнения один учащийся читает стихотворение выразительно, затем выполняет на задание доске).

 

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

 

         Творческая работа

         Работа с деформированным текстом.

 

   Вчера, в, побывали, цирке,  ребята.

Находились, клоунов,   портреты, и, фойе, в, акробатов.

Цветные,  кашпо, стены,  украшали.

Шимпанзе, выступал, на, забавный, арене.

Кофе, в, пили, вкусный, кафе, зрители.

Сегодня, по, рассказали, школьному, ребята, радио, о, цирке.

 

- Подчеркнуть несклоняемые имена существительные.

          «Доскажи словечко»     (устно)

1. Смотрите: по площадке
Ходят две лошадки-
Маленькие кони, 
А зовутся …( пони )

2. Я возражать не смел,
И мне дарили все всегда 
Не то, что я хотел:
То – шарф, то – новое пальто,
То – «Музыкальное … ( лото ) 

3. Асфальтовое, новое, 
Во всей своей красе,-
Дождем умыто, росами,
Укатано колёсами,
Раскинулось … (шоссе)

4. Сел в машину верный пёс,
Будто к месту он прирос.
Он сидит с шофером рядом
И дорогу мерит взглядом.
Хоть не часто на Руси 
Ездят таксы на … (такси)

 

6 . Итог урока – Подошел к концу урок                                        ( слайд – 18)

                           Подводить пора итог.

Какие имена существительные выучили?

Какие имена существительные называем несклоняемыми?

 

7. Рефлексия.                                                                                  (слайд – 19)
- За что можешь себя похвалить?
- Кто считает, что урок для него прошел удачно?
- Для кого тема урока показалась трудной, и он ничего не понял.
- Послушайте  рифмовку про несклоняемые имена существительные и запомните её.
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино.
Слов этих ты не забывай
И никогда их не склоняй!

 

8. Домашнее задание                                                                (слайд – 20)

 

Творческое задание: составьте текст, включив в него несклоняемые существительные, обозначающие животных и птиц. ( Тема: зоопарк).

 

9. Оценки за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка по теме: "Несклоняемые имена существительные""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист по планированию

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 913 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.07.2020 183
    • DOCX 23.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ушакова Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ушакова Татьяна Петровна
    Ушакова Татьяна Петровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72452
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 503 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 338 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 853 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Здоровый образ жизни и основы физической культуры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эмоции и отношения: как управлять собой и понимать других

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек