Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Урок русского языка по теме "Изменение имен существительных по падежам"

Урок русского языка по теме "Изменение имен существительных по падежам"

Тема. Изменение имён существительных по падежам

Цель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. Познакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении.

Основные понятия: склонение, падеж.

Методы обучения: проблемно-поисковый, технология проблемного диалога, технология проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, смена вида деятельности, работа в парах, групповая работа.

УУД:

1.принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

2.осуществлять поиск средств ее осуществления;

3.решать проблемы творческого и поискового характера, планировать;

4.контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

5.определять наиболее эффективные способы достижения результата;

6.понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

7.использовать ИКТ для решения познавательных задач.



Ход урока:

I .Самоопределение к деятельности.

-Поприветствуем друг друга: «Добрый день! Давайте улыбнёмся, друг другу, я рада видеть вновь ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

II.Актуализация знаний

- Как вы настроены, поработать сегодня. Хорошо!!!!!

1. Чистописание.

На доске развешаны в беспорядке буквы, соедини буквы, какое слово получилось – склонение

-Что такое склонение имён существительных?

(Ответы детей: Изменение имен существительных по падежам , падеж помогает связывать слова в словосочетании и предложении.

III. Подведение к проблеме:

Все пробудилось ото сна :

По миру шествует весна

Как будто расцветаем мы,

Почувствовав приход весны

И захотелось выйти мне

Навстречу молодой весне

В листве зеленой утону

И в этом обвиню весну

Природа дышит лишь одной

Неповторимою весной

Скворец, присевший на сосне,

Горланит песни о весне

Другим об этом расскажи

И ты узнаешь…(падежи)


- Прочитайте стих .Что меняется у слов ? Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения? ( Нет нельзя )

- Только в нужном падеже имена существительные могут войти в состав предложения.

IV.Формулирование проблемы:

- Как происходит изменение имён существительных по падежам?

- Какую проблему решим на уроке?

V.Составление плана исследования:

1. Выдвижение гипотезы решения проблемы.( как происходит…….почему…..)

2.Выбор методов исследования: как и где можно проверить высказывания (словари, учитель, Интернет, учебник)

3. План последовательности проведения исследования.

- Составим план работы, чтобы доказать свои высказывания

План:

  1. Что означает слово « падеж»

  2. Таблица падежей

  3. .Составление алгоритма

  4. .. Информация о полученных результатах .Вывод.

VI. Проведение исследования:

1.. Сбор : обработка информации «Открытие» учащимися новых знаний.

- Сообщение 1 группы детей: « Падеж» - от латинского casus ( падение). Греческие учёные заметили ,что слова , употребленные в речи, « падают» той или иной формой. Название русских падежей , кроме Т. И П. происходит от латинских и представляют их дословный перевод.

- Сказка о падежах.(можно использовать отрывок из книги «Акитаммарг»

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.

А наша задача – выучить и понять 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво

2. Фронтальная работа с таблицей Падежи имён существительных

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Примеры

Именительный

есть

кто? что?

Лиса, земля

Родительный

нет

кого? чего?

Лисы, земли

Дательный

рад

кому? чему?

Лисе, земле

Винительный

вижу

кого? что?

Лису, землю

Творительный

любуюсь

кем? чем?

Лисой, землей

Предложный

говорю

о ком? о чём?

о лисе, о земле

- О каких вспомогательных словах говорится в таблице? Прослушайте стихотворение

Сладостей у Маши нет –

Дам Марусе я конфет.

Вижу: Маша своевольна,

Не играет, не довольна.

Думает она о чём?

Падежи тут ни при чём!

Дотошные ученики удивятся: «И какая же связь между какой-то своенравной Машей и темой, которую мы рассматриваем?» Особой связи, конечно, тут нет. Но тот, кто внимательно посмотрит на стишок, заметит, что в каждой строчке, либо в конце, либо в начале, одно слово выделено. Это «волшебные» слова-помощники. Они-то нам и помогут запомнить падежные вопросы, а там, глядишь, и склонение имен существительных, шутя и играючи, освоить удастся. -

V II.Формирование самообразовательных умений.

- Выполнение упражнения с опорой на таблицу( в парах)

Работа с книгой .выполнение упражнения

VI. Релаксация для глаз (физминутка на компьютере)

- Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственные буковки, дадим им немного отдохнуть. ( Дети выполняют движения глазами.)

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Как определить падеж имени существительного

1 Найди слово в предложении, к которому относится имя существительное

2 Найди слово в предложении, к которому относится имя существительное

3 По падежному вопросу и окончанию определи падеж. Для проверки подбери вспомогательное слово.

2.. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

- Дифференцированная работа:

  • 1- группа – это упражнение 432

  • 2- группа задания развивающего характера упражнение 434

- Прочитай. Определите падеж выделенного имени существительного. Объясни смысл пословиц.

После выполнения работы дети проверяют задание и оценивают работу.

3. Анализ и обобщение полученных результатов.

4. Отчёт исследования:

- чтобы определить падеж имени существительного надо…………….( знать падежные вопросы и вспомогательные слова и ……)

IX. Рефлексия. Продолжите фразу…

Я знаю…..

Я умею….

Я научился….

Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой урок.

( Урок – творчества, радость, труд, открытие нового, хорошее настроение и т.д.)

- Достигли ли мы целей , которые ставили в начале урока? Докажите это.

- В завершение урока попробуйте составить слово из разных частей слов( работа в парах)

(Учитель оценивает работу детей.)

X. Домашнее задание: начать составлять себе памятку « Падежи имён существительных»

XI.Итог урока.

Спасибо за урок

  • Начальные классы
Описание:

Цель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. Познакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении.

Основные понятия: склонение, падеж.

Методы обучения: проблемно-поисковый, технология проблемного диалога, технология проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, смена вида деятельности, работа в парах, групповая работа.

УУД:

1.принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

2.осуществлять поиск средств ее осуществления;

3.решать проблемы творческого и поискового характера, планировать;

4.контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

5.определять наиболее эффективные способы достижения результата;

6.понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

7.использовать ИКТ для решения познавательных задач.

Автор Романова Елена Алексеевна
Дата добавления 14.02.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 411
Номер материала MA-070195
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы