Урок
русского языка (УМК «Перспективная начальная школа»,
3
класс)
Тема: Чередование
звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные
Цели:
1.
Обучающая:
создание условий для овладения учащимися способа действий при выборе гласной в
суффиксах существительных - ек, - ик;
2.
Развивающая:
развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
3.
Воспитательная: формирование коммуникативной культуры: умение
работать в паре, группе, вести диалог;
Средства
обучения:
учебник, карточки, рабочая тетрадь, листы самооценки
Ход
урока
I.
Организационный момент
Проверка
готовности учащихся к уроку
II.
Актуализация знаний и фиксация затруднений
2.1.Чистописание
|
Решите ребус и отгадайте словарное слово. (Забота)
а о е и
я
бп дт зс
Написание
соединений букв по образцу.
-Что объединяет эти буквы?
|
-Как
проверяем безударную гласную в корне слова?
-Как
проверяем парную согласную?
2.2.
Создание проблемной ситуации
-Запишите слова, вставляя
нужную букву и объясните свой выбор:
Л _ сной, но _ ка, сн _ жок,
ры _ ка, ветер _ к, волч _ к
( по ходу выполнения задания
выделяем корень)
-В какой части слова находятся орфограммы?
(в корне и суффиксе)
- На какую
орфограмму записаны слова? (безударный гласный в корне
слова, парный согласный, существительные с суффиксом ок)
-После какой морфемы стоит
суффикс? -Для чего служит?
- Проверяем, какие буквы вставили.
(Учащиеся
по цепочке называют, что у них получилось. На доске отмечаются все получившиеся
варианты).
-Раз
вы умеете проверять слова, то помогите мне заполнить пропуски в стихотворении:
У
Буратино в сказке
Есть
ключ _ к золотой,
Откроет
этим ключ _ ком
Замоч
_ к нам с тобой.
-Прочитайте
предложение.
-Можем сказать какой суффикс
мы должны написать? (Затрудняются ответить)
-Чего мы
не знаем, чтобы справиться с этим заданием? (Не знаем
правила написания суффиксов -ик и -ек)
2.3.
Формулирование темы и постановка учебной задачи
-
Сформулируйте тему урока. (Правило употребления суффиксов -ок и -ек).
-Какую
учебную задачу поставим перед собой? (Узнать способ, когда слова
употребляются с суффиксом -ек, а когда с суффиксом -ик.)
III. Открытие
нового знания
3.1.
Групповая работа
-
Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс -ик, а когда
суффикс -ек.
-
Сейчас вы будете работать в группах.
Но
сначала давайте вспомним основные правила работы в группе:
1)
Умейте слышать и слушать.
2)
Умейте спорить, но не ссориться.
3)
Правильно распределяйте обязанности между членами группы.
4)
Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.
(Группы
созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо
успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и
выступают у доски).
Карточка
№ 1
1
уровень
План
работы:
1.
Сравните пары слов.
2.
Спишите.
3.
Выделите суффиксы.
4.Устно
сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик , а когда суффикс -ек.
Представьте свои выводы, расскажите как рассуждали.
Есть
ёжик – нет ёжика
Есть
гвоздик – нет гвоздика
Есть
орешек – нет орешка
Есть
овражек – нет овражка.
Карточка
№ 2
2
уровень
План
работы:
1.
Соедините
пары слов линиями и сравните их.
2.
Спишите.
3.
Выделите суффиксы.
4.
Приведите свои примеры написания слов с суффиксами -ек, -ик.
5.
Устно
сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик , а когда суффикс -ек. Представьте
свои выводы, расскажите как рассуждали.
шалашик
(нет) сыночка
котик
(нет) пенёчка
сыночек
(нет) котика
пенёчек
(нет) шалашика
Карточка
№ 3
3
уровень
План
работы:
1. Спишите,
измените форму данных слов, подставляя к ним слово «нет».
2. Выделите
суффиксы.
3. Составьте
графическую модель для выбора суффикса -ик, -ек
4. Представьте
графическую модель для написания суффиксов -ик, -ек, расскажите как
рассуждали.
ключик
– нет…..
кораблик
–………
звоночек
–……….
кармашек–………..
3.2.
Представление результатов:
1 группа:
Мы
сравнили пару слов…………..
Заметили……………………………
Сравнили
другую пару……………
Заметили,
что и в первом и во втором слове есть суффикс - ик. Сравнили эту пару слов с
другой: есть орешек – нет орешка. Здесь в первом случае пишется суффикс - ик,
а во втором слове мы его не увидели.
2 группа:
Мы
соединили пару слов и заметили…………
Соединили
другую пару слов и заметили………
Мы
сделали вывод, что если изменив слово суффикс -ик сохранился, то пишем в
суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса -ик в слове нет, то пишем в
суффиксе гласную Е.
3
группа:
Мы
изменили форму слов, подставляя к ним слово «нет». Например, ………
И
заметили, что …………………….
Потом
мы изменили форму других слов. Например, …………..
И
заметили, что…………………….
Сделали
вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек.
3.2.
Составление алгоритма
-
Чтобы грамотно писать слова с суффиксами -ик, -ек нужно знать алгоритм
действий.
-
Давайте вместе его составим.
-
Предложите свои варианты. Выделим самые главные фразы из правила, чтобы
получился алгоритм.
1.
Измени форму слова
2.
Определи «убегает» ли гласный.
ДА НЕТ
пиши – ек пиши – ик
Сформулируйте
самостоятельно правило о правописании суффиксов –ек, -ик. (в слове, где есть
орфограмма «беглый гласный в суффиксе», пиши букву Е (звоночЕк), а в слове, где
этой орфограммы нет, - букву И (кораблИк)!)
-
Теперь познакомьтесь с текстом-правилом на плакате Летучей Мыши и сделайте
вывод о том, как надо правильно писать суффиксы - ик, - ек.
Физкультминутка
IV.
Первичное закрепление
4.1.
Работа в парах по учебнику
-
А теперь, пользуясь составленным алгоритмом и графической моделью, выполним упражнение
152 с. 133.
-
Работать будете в парах.
Давайте
вспомним основные правила работы в паре:
1.
Говорим вежливо, называя собеседника по имени.
2.
Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
3.
Внимательно слушаем.
4.
Чётко высказываем своё мнение.
5.
Уважаем мнение собеседника.
-
Прочитайте задание и объясните его товарищу за партой. В паре работаем вместе,
объясняем написание суффикса по очереди, доказывая выбор буквы. Договоритесь в
паре, кто записывает в тетрадь слова с суффиксом - ик, а кто с суффиксом - ек.
(Учащиеся
работают в паре, проговаривая во внешней речи алгоритм проверки выбора буквы
при написании суффиксов - ик, -ек, записывают в свою тетрадь нужный вариант).
Проверка
работ.
-
Давайте проверим работу.
-
Назовите слова, которые вы выписали?
-
Какой способ проверки вы использовали? (мы использовали форму Р.п., ед.ч)
-
Какие трудности у вас были при выполнении работы? Как вы их решали? Что можете
сказать о выборе буквы при написании суффиксов - ик, - ек?
(Учащиеся
рассказывают правило проверки написания суффиксов имен существительных - ик, -
ек).
-
Иногда слова с беглым гласным путают с другими словами, где такой орфограммы
нет.
-
Как это узнать? (нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п.
ед.ч.)
Звоночек
– звоночка
Кораблик
– кораблика
-
Где гласный звук «сбежал»? (гласный звук сбежал в слове звоночек)
-
Где он остался на месте? (в слове кораблик гласный звук остался)
-
В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»? (в слове
звоночек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»)
-
Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные:
-ек
и -ик)
4.2. Работа в парах. Задание с ловушкой.
-Будем работать в
парах. Возьмите карточку.
-Действуя по
алгоритму, проверьте слова. Если в них допущены ошибки, исправьте их.
Салатек, человечик,
кустек, фонарек, дождик, венек.
-Проверьте
свою работу по эталону. (на доске)
Салатик –
салатика фонарик – фонарика
Человечек –
человечка дождик – дождика
Кустик –
кустика веник – веника
Учитель предлагает
сделать вывод:
- Как вы
рассуждали? (Учащиеся
рассказывают правило проверки написания суффиксов имен существительных - ик, -
ек).
V.
Самостоятельная работа
5.1.
Работа с таблицей
- Заполните
таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.
Примеры
|
Пиши
Е
|
Пиши
И
|
Дом..к
|
|
+
|
Песоч..к
|
+
|
|
Диванч..к
|
|
+
|
Кружоч..к
|
+
|
|
Пенёч..к
|
+
|
|
Ключ..к
|
|
+
|
Камеш..к
|
+
|
|
Ножич..к
|
+
|
|
Мост..к
|
|
+
|
Зайч..к
|
|
+
|
5.2.Взаимопроверка
Кто
не допустил ни одной ошибки поставьте ! это отлично
Кто
допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо
Кто
допустил более двух ошибок, поставьте себе ? это значит ещё остались
вопросы, не всё понято, надо ещё поработать.
VI. Итог
6.1.
Рефлексия
-Какую
учебную задачу вы перед собой ставили в начале урока? (узнать
правило правописания суффиксов -ик, -ек)
-Смогли
мы её достичь? (да)
-А теперь,
давайте вернёмся к словам, которые вызвали у вас затруднения в начале урока:
У
Буратино в сказке
Есть
ключ _ к золотой,
Откроет
этим ключ _ ком
Замоч
_ к
нам с тобой.
-А поможет нам в
этом… (алгоритм, графическая модель)
-Доскажите
слова по алгоритму:
- Если при изменении формы слова существительного,
гласный убегает, то пиши...
- Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то
пиши …
6.2.
Самооценка
-Теперь
я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами
один два три.
1.
Я все понял, но у меня есть еще вопросы.
2.
Я все понял, могу работать по алгоритму.
3.
Я все понял, могу объяснить другим.
Учащиеся
оценивают себя.
VI. Домашнее
задание
1. Упр. 154, с. 133. Записать текст
правильно. Слова с суффиксами -ек и -ик проверить формой Р. п. единственного
числа.
2. Составьте
четверостишие из слов:
пенёчек – грибочек
денёчек – цветочек
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.