Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Урок русского языка по теме «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс

Урок русского языка по теме «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс

hello_html_m80fabfa.gifhello_html_319107d9.gifhello_html_m61882354.gifhello_html_52d81ae9.gifУрок русского языка (УМК «Перспективная начальная школа»,

3 класс)


Тема: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные


Цели:

1. Обучающая: создание условий для овладения учащимися способа действий при выборе гласной в суффиксах существительных - ек, - ик;

2. Развивающая: развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

3. Воспитательная: формирование коммуникативной культуры: умение работать в паре, группе, вести диалог;


Средства обучения: учебник, карточки, рабочая тетрадь, листы самооценки


Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку


II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

2.1.Чистописание

http://festival.1september.ru/articles/598889/img1.jpg

Решите ребус и отгадайте словарное слово. (Забота)

а о е и я

бп дт зс

Написание соединений букв по образцу.

-Что объединяет эти буквы?

-Как проверяем безударную гласную в корне слова?

-Как проверяем парную согласную?


2.2. Создание проблемной ситуации

-Запишите слова, вставляя нужную букву и объясните свой выбор:

Л _ сной, но _ ка, сн _ жок, ры _ ка, ветер _ к, волч _ к

( по ходу выполнения задания выделяем корень)

-В какой части слова находятся орфограммы? (в корне и суффиксе)

- На какую орфограмму записаны слова? (безударный гласный в корне слова, парный согласный, существительные с суффиксом ок)

-После какой морфемы стоит суффикс? -Для чего служит?

- Проверяем, какие буквы вставили.

(Учащиеся по цепочке называют, что у них получилось. На доске отмечаются все получившиеся варианты).

-Раз вы умеете проверять слова, то помогите мне заполнить пропуски в стихотворении:

У Буратино в сказке

Есть ключ _ к золотой,

Откроет этим ключ _ ком

Замоч _ к нам с тобой.


-Прочитайте предложение.

-Можем сказать какой суффикс мы должны написать? (Затрудняются ответить)

-Чего мы не знаем, чтобы справиться с этим заданием? (Не знаем правила написания суффиксов -ик и -ек)

hello_html_affbb11.gif

2.3. Формулирование темы и постановка учебной задачи

- Сформулируйте тему урока. (Правило употребления суффиксов -ок и -ек).

-Какую учебную задачу поставим перед собой? (Узнать способ, когда слова употребляются с суффиксом -ек, а когда с суффиксом -ик.)

III. Открытие нового знания

3.1. Групповая работа

- Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс -ик, а когда суффикс -ек.

- Сейчас вы будете работать в группах.

Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе:

1) Умейте слышать и слушать.

2) Умейте спорить, но не ссориться.

3) Правильно распределяйте обязанности между членами группы.

4) Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.


(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).


Карточка № 1

1 уровень

План работы:

1. Сравните пары слов.

2. Спишите.

3. Выделите суффиксы.

4.Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик , а когда суффикс -ек. Представьте свои выводы, расскажите как рассуждали.


Есть ёжик – нет ёжика

Есть гвоздик – нет гвоздика

Есть орешек – нет орешка

Есть овражек – нет овражка.


Карточка № 2

2 уровень

План работы:

1. Соедините пары слов линиями и сравните их.

2. Спишите.

3. Выделите суффиксы.

4. Приведите свои примеры написания слов с суффиксами -ек, -ик.

5. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик , а когда суффикс -ек. Представьте свои выводы, расскажите как рассуждали.


шалашик (нет) сыночка

котик (нет) пенёчка

сыночек (нет) котика

пенёчек (нет) шалашика


Карточка № 3

3 уровень

План работы:

1. Спишите, измените форму данных слов, подставляя к ним слово «нет».

2. Выделите суффиксы.

3. Составьте графическую модель для выбора суффикса -ик, -ек

4. Представьте графическую модель для написания суффиксов -ик, -ек, расскажите как рассуждали.


ключик – нет…..

кораблик –………

звоночек –……….

кармашек–………..



3.2. Представление результатов:


1 группа:

Мы сравнили пару слов…………..

Заметили……………………………

Сравнили другую пару……………

Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс - ик. Сравнили эту пару слов с другой: есть орешек – нет орешка. Здесь в первом случае пишется суффикс - ик, а во втором слове мы его не увидели.


2 группа:

Мы соединили пару слов и заметили…………

Соединили другую пару слов и заметили………

Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс -ик сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса -ик в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.


3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово «нет». Например, ………

И заметили, что …………………….

Потом мы изменили форму других слов. Например, …………..

И заметили, что…………………….

Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек.


3.2. Составление алгоритма

- Чтобы грамотно писать слова с суффиксами -ик, -ек нужно знать алгоритм действий.

- Давайте вместе его составим.

- Предложите свои варианты. Выделим самые главные фразы из правила, чтобы получился алгоритм.


1. Измени форму слова

2. Определи «убегает» ли гласный.



ДА НЕТ



пиши – ек пиши – ик


Сформулируйте самостоятельно правило о правописании суффиксов –ек, -ик. (в слове, где есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», пиши букву Е (звоночЕк), а в слове, где этой орфограммы нет, - букву И (кораблИк)!)

- Теперь познакомьтесь с текстом-правилом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать суффиксы - ик, - ек.


Физкультминутка


IV. Первичное закрепление

4.1. Работа в парах по учебнику


- А теперь, пользуясь составленным алгоритмом и графической моделью, выполним упражнение 152 с. 133.

- Работать будете в парах.

Давайте вспомним основные правила работы в паре:

1. Говорим вежливо, называя собеседника по имени.

2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3. Внимательно слушаем.

4. Чётко высказываем своё мнение.

5. Уважаем мнение собеседника.


- Прочитайте задание и объясните его товарищу за партой. В паре работаем вместе, объясняем написание суффикса по очереди, доказывая выбор буквы. Договоритесь в паре, кто записывает в тетрадь слова с суффиксом - ик, а кто с суффиксом - ек.

(Учащиеся работают в паре, проговаривая во внешней речи алгоритм проверки выбора буквы при написании суффиксов - ик, -ек, записывают в свою тетрадь нужный вариант).


Проверка работ.

- Давайте проверим работу.

- Назовите слова, которые вы выписали?

- Какой способ проверки вы использовали? (мы использовали форму Р.п., ед.ч)

- Какие трудности у вас были при выполнении работы? Как вы их решали? Что можете сказать о выборе буквы при написании суффиксов - ик, - ек?

(Учащиеся рассказывают правило проверки написания суффиксов имен существительных - ик, - ек).


- Иногда слова с беглым гласным путают с другими словами, где такой орфограммы нет.

- Как это узнать? (нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.)

Звоночек – звоночка

Кораблик – кораблика

- Где гласный звук «сбежал»? (гласный звук сбежал в слове звоночек)

- Где он остался на месте? (в слове кораблик гласный звук остался)

- В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»? (в слове звоночек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»)

- Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные:

-ек и -ик)


4.2. Работа в парах. Задание с ловушкой.

-Будем работать в парах. Возьмите карточку.

-Действуя по алгоритму, проверьте слова. Если в них допущены ошибки, исправьте их.

Салатек, человечик, кустек, фонарек, дождик, венек.


-Проверьте свою работу по эталону. (на доске)

Салатик – салатика фонарик – фонарика

Человечек – человечка дождик – дождика

Кустик – кустика веник – веника


Учитель предлагает сделать вывод:

- Как вы рассуждали? (Учащиеся рассказывают правило проверки написания суффиксов имен существительных - ик, - ек).


V. Самостоятельная работа

5.1. Работа с таблицей

- Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

Пиши Е

Пиши И

Дом..к


+

Песоч..к

+


Диванч..к


+

Кружоч..к

+


Пенёч..к

+


Ключ..к


+

Камеш..к

+


Ножич..к

+


Мост..к


+

Зайч..к


+


5.2.Взаимопроверка

Кто не допустил ни одной ошибки поставьте ! это отлично

Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо

Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе ? это значит ещё остались вопросы, не всё понято, надо ещё поработать.

VI. Итог

6.1. Рефлексия

-Какую учебную задачу вы перед собой ставили в начале урока? (узнать  правило правописания суффиксов -ик, -ек)

-Смогли мы её достичь? (да)

-А теперь, давайте вернёмся к словам, которые вызвали у вас затруднения в начале урока:

У Буратино в сказке

Есть ключ _ к золотой,

Откроет этим ключ _ ком

Замоч _ к нам с тобой.

-А поможет нам в этом… (алгоритм, графическая модель)

-Доскажите слова по алгоритму:

- Если при изменении формы слова существительного, гласный убегает, то пиши...

- Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …


6.2. Самооценка

-Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами один два три.

1. Я все понял, но у меня есть еще вопросы.

2. Я все понял, могу работать по алгоритму.

3. Я все понял, могу объяснить другим.

Учащиеся оценивают себя.


VI. Домашнее задание


1. Упр. 154, с. 133. Записать текст правильно. Слова с суффиксами -ек и -ик проверить формой Р. п. единственного числа.

2. Составьте четверостишие из слов:

пенёчек – грибочек

денёчек – цветочек




  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока русского языка по программе "Перспективная начальная школа" 3 класс

по теме «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные».

Цели:

1. Обучающая: создание условий для овладения учащимися способа действий при выборе гласной в суффиксах существительных - ек, - ик;

2. Развивающая: развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

3. Воспитательная: формирование коммуникативной культуры: умение работать в паре, группе, вести диалог;

Средства обучения: учебник, карточки, рабочая тетрадь, листы самооценки

Скачать материал
Автор Карасёва Ирина Александровна
Дата добавления 15.10.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 675
Номер материала MA-071852
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс повышения квалификации
«Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»