Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок русского языка по теме "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме." (2 класс)

Урок русского языка по теме "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме." (2 класс)

Скачать материал

Урок русского языка

 2 класс

Учитель:  Михайлова Наталья Евгеньевна, МБОУ «СОШ № 26» г. Балаково

Тема: Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.

Цель урока: знакомство с чередованием звуков в корнях слов, которое видно на письме.

 

 Задачи  урока:

- научить  различать чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме;

- научить проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные);

- сформировать умение работать с Обратным  словарём;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические   умения.

 

Перечень  УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:

регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

коммуникативные умеют излагать свое мнение и  аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера ( оппонента);

личностные  - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Мотивация к учебной деятельности

- Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 

 

- Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза» 

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому. (Пауза)

- Внимание мое растет.

- Я, как разведчик, все замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно. (Пауза)

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю!

 

Личностные:  действие самоопределения.

 

Коммуникативные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

 Актуализация знаний по теме «Чередование звуков в корнях слов, которые видно на письме»)

- Что в начале урока необходимо сделать, чтобы работа была успешной?

- Надо повторить всё , что будет необходимо для открытия нового знания.

 

1.     Повторение правил

Презентация «Помоги Мише»

2.     Тренировочные упражнения

ü 1 группа учеников – дифференцированные задания

ü 2 группа учеников – фронтальная работа с классом

ü Две    пары учеников работают у доски  по карточкам.

 

1 карточка

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово: удав, волна

 

 Проверка работы:

- Как мы называем такое чередование звуков?

 

    2 карточка

Образуй родственное слово-название признака от слова снег, река. Выдели в словах корни.

 

     Проверка работы:

- С какой проблемой вы столкнулись?

 

 

 

Познавательные:

Логические: анализ объектов с целью выделения

 в них существенных признаков.

3.Выявление места и причины затруднения

 -Вернитесь к правилу на стр. 91. Прочитайте.

- Корень – это общая часть родственных слов, которая общая по смыслу и, обычно, по написанию?

- А в наших словах буквы разные.

- Что же делать?

- Узнать, почему такое может быть в русском языке, т.е. открыть новые знания.

 

 

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

4.Построение проекта выхода из затруднения

(постановка учебной задачи)

- Определим, какой у нас будет урок?

- Урок открытия новых знаний.

- Объясните, почему?

- Назовите тему урока.

- Чередование звуков в корнях слов, которые мы видим на письме.

- Сформулируйте цель урока.

- Составим план работы. Что будем делать?

 

ФИЗМИНУТКА

Двигательная

 

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

5.Реализация построенного проекта

1.     Работа по учебнику стр. 139

Выполнение требований.

- Подбери родственные слова – названия признаков к словам – названиям предметов: рука, река, молоко.

- Какие слова мы называем словами – названиями предметов?

- Какие слова  мы называем словами – названиями признаков?

 

Работа в парах. Запись в тетрадь.

- Миша подобрал такие слова:

рука – ручной

река – речной

     молоко – молочный

 

- Вы согласны с Мишей?

- Посмотри, как Миша выделил корни!

- Ты видишь, какие звуки чередуются в каждой паре слов? Назови их!

- Маша сказала, что в каждой паре слов чередуются звуки. Ты не возражаешь?

- Как будет называться такое чередование звуков?

- Почему это чередование будет так называться?

- Обозначается разными буквами.

 

Познавательные:  использование различных

способов поиска, сбора, обработки, анализа,

 передачи и интерпретации информации

в соответствии с коммуникативными  и

познавательными задачами

Коммуникативные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

6. Первичное закрепление во внешней речи

Работа с текстом учебника

стр. 140

Запись слов в тетрадь с комментированием:

 

конюх-конюшня

- Как мы назовём такое чередование звуков?

- Объясните, почему?

 

ФИЗМИНУТКА

Для глаз

 

Познавательные:

Общеучебные:  умение структурировать  знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

7. Включение в систему знаний и повторение

1. Работа с Обратным  словарём

- Среди слов с основой на – Х найди такие, от которых можно образовать другие слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выпиши эти слова парами. Буквы чередующихся согласных в корне  слова подчеркни.

 

запах-запашок

смех-смешок

стих – стишок

слух – слушок

петух-петушок

пастух-пастушок

 

Фронтальная работа

Коммуникативные умение излагать свое мнение

 и  аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера ( оппонента)

9. Рефлексия учебной деятельности

- Какая проблема у нас возникла в начале урока?

- Как теперь вы её решите?

- Какие знания открыли?

- А достигли ли вы поставленной цели,  мы проверим, выполнив небольшое задание.

 

 

Задание:

Зачеркни только те пары слов, которые относятся к чередованию звуков, которые видно на письме.

 

Рука-ручная

Река-речной

Вода-водный

Молоко – молочный

Лев –львы

Смех – смешной

 

Взаимопроверка

 

-  Молодцы!

Личностные : осознание своих возможности

в учении, способность адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

 связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

 

 

Литература

1.     Конструирование технологической карты

урока в соответствии с требованиями ФГОС И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева,  Управление начальной школой № 12 2011 

2.     Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка по теме "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме." (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель организации

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языкаУМК "Перспективная начальная школа"2 классТема: Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.Цель урока: знакомство с чередованием звуков в корнях слов, которое видно на письме. Задачи урока: - научить различать чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме;- научить проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные);- сформировать умение работать с Обратным словарём;- обогащать словарный запас учащихся;- совершенствовать орфографические умения.Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента); личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.Тип урока: открытие новых знанийМетоды обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 343 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.09.2020 127
    • DOCX 31.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Черных Лариса Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Черных Лариса Владимировна
    Черных Лариса Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 59889
    • Всего материалов: 200

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 256 человек

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 24 человека