Урок русского языка
2 класс
Учитель: Михайлова
Наталья Евгеньевна, МБОУ «СОШ № 26» г. Балаково
Тема: Чередование
звуков в корнях слов, которое видно на письме.
Цель урока:
знакомство
с чередованием звуков в корнях слов, которое видно на письме.
Задачи урока:
- научить
различать чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме;
- научить проверять
сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости
согласные);
- сформировать
умение работать с Обратным словарём;
- обогащать
словарный запас учащихся;
- совершенствовать
орфографические умения.
Перечень
УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
регулятивные- принимают
и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные-
используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами;
коммуникативные – умеют
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения , допускать
существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента);
личностные -
осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего
успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: открытие
новых знаний
Методы
обучения:
наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы
работы:
фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока:
Этап
урока
|
Деятельность
учителя и учащихся
|
УУД,
формирующиеся на данном этапе
|
1.Мотивация
к учебной деятельности
|
- Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
- Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно,
закройте глаза»
Под тихую мелодичную музыку
дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому. (Пауза)
- Внимание мое растет.
- Я, как разведчик, все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно. (Пауза)
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю!
|
Личностные: действие
самоопределения.
Коммуникативные:
планирование
учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
|
2.Актуализация
знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
|
Актуализация знаний по теме «Чередование
звуков в корнях слов, которые видно на письме»)
- Что в начале урока необходимо сделать,
чтобы работа была успешной?
- Надо повторить всё , что будет
необходимо для открытия нового знания.
1. Повторение правил
Презентация
«Помоги Мише»
2. Тренировочные упражнения
ü 1 группа учеников – дифференцированные задания
ü 2 группа учеников – фронтальная работа с классом
ü Две пары учеников работают у доски по карточкам.
1 карточка
Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово:
удав, волна
Проверка работы:
- Как мы называем такое чередование звуков?
2
карточка
Образуй родственное слово-название признака от слова
снег, река. Выдели в словах корни.
Проверка
работы:
- С
какой проблемой вы столкнулись?
|
Познавательные:
Логические:
анализ объектов с целью выделения
в них
существенных признаков.
|
3.Выявление
места и причины затруднения
|
-Вернитесь
к правилу на стр. 91. Прочитайте.
- Корень
– это общая часть родственных слов, которая общая по смыслу и, обычно, по
написанию?
- А в
наших словах буквы разные.
- Что же
делать?
- Узнать,
почему такое может быть в русском языке, т.е. открыть новые знания.
|
Познавательные:
Постановка
и формулирование проблемы;
умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
|
4.Построение
проекта выхода из затруднения
(постановка
учебной задачи)
|
- Определим, какой у нас будет
урок?
- Урок открытия новых
знаний.
- Объясните, почему?
- Назовите тему урока.
- Чередование звуков в корнях слов, которые мы видим на письме.
- Сформулируйте цель урока.
- Составим план работы. Что
будем делать?
ФИЗМИНУТКА
Двигательная
|
Регулятивные:
Целеполагание
как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
|
5.Реализация
построенного проекта
|
1.
Работа по учебнику стр. 139
Выполнение
требований.
- Подбери родственные
слова – названия признаков к словам – названиям предметов: рука, река,
молоко.
- Какие слова мы
называем словами – названиями предметов?
- Какие слова
мы называем словами – названиями признаков?
Работа
в парах. Запись в тетрадь.
- Миша подобрал такие слова:
рука – ручной
река – речной
молоко – молочный
- Вы согласны с Мишей?
- Посмотри, как Миша выделил корни!
- Ты видишь, какие звуки чередуются
в каждой паре слов? Назови их!
- Маша сказала,
что в каждой паре слов чередуются звуки. Ты не возражаешь?
- Как будет
называться такое чередование звуков?
- Почему это
чередование будет так называться?
-
Обозначается разными буквами.
|
Познавательные:
использование
различных
способов
поиска, сбора, обработки, анализа,
передачи
и интерпретации информации
в
соответствии с коммуникативными и
познавательными
задачами
Коммуникативные:
планирование
учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
|
6.
Первичное закрепление во внешней речи
|
Работа с текстом учебника
стр. 140
Запись слов в тетрадь с комментированием:
конюх-конюшня
- Как мы назовём такое чередование звуков?
- Объясните, почему?
ФИЗМИНУТКА
Для глаз
|
Познавательные:
Общеучебные: умение
структурировать знания;
оценка
процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
умение
выражать свои мысли.
|
7.
Включение в систему знаний и повторение
|
1. Работа с Обратным словарём
- Среди слов с основой на – Х найди такие, от которых можно
образовать другие слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выпиши эти
слова парами. Буквы чередующихся согласных в корне слова подчеркни.
запах-запашок
смех-смешок
стих – стишок
слух – слушок
петух-петушок
пастух-пастушок
Фронтальная работа
|
Коммуникативные – умение
излагать свое мнение
и
аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек
зрения, принимать позицию партнера ( оппонента)
|
9.
Рефлексия учебной деятельности
|
- Какая
проблема у нас возникла в начале урока?
- Как
теперь вы её решите?
- Какие
знания открыли?
- А
достигли ли вы поставленной цели, мы проверим, выполнив небольшое задание.
Задание:
Зачеркни
только те пары слов, которые относятся к чередованию звуков, которые видно на
письме.
Рука-ручная
Река-речной
Вода-водный
Молоко –
молочный
Лев
–львы
Смех – смешной
Взаимопроверка
-
Молодцы!
|
Личностные
:
осознание своих возможности
в
учении, способность адекватно судить
о
причинах своего успеха или неуспеха в учении,
связывая
успехи с усилиями, трудолюбием.
|
Литература
1.
Конструирование
технологической карты
урока в
соответствии с требованиями ФГОС И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева, Управление
начальной школой № 12 2011
2.
Проектирование уроков
деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы.
Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И.
Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.