Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / урок русского языка на тему:"Окончание слова"

урок русского языка на тему:"Окончание слова"

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе  «Школа 2100». Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебников «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 2 класса, автора Т.А.Ладыженской, 2006 -2008г.издания, а также дополнительных пособий: для учителя  - методические рекомендации, авторов Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской, Р.И. Никольской, Г.И. Сорокиной, 2008 г..

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, позна-ния, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизне-деятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно пред-ставляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализа-ции выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности:

  • учеба,

  • познания,

  • коммуникация,

  • профессионально-трудовой выбор,

  • личностное саморазвитие,

  • ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения риторике во 2 классе

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2007 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетент-ностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний в разделах «Общение» и «Речевые жанры»;

  • Овладение умениями анализировать, оценивать общение и умение успешно пользоваться даром слова;

  • Освоение коммуникативно-речевой компетенции.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.

В первом блоке дается понятие о науке риторике, которая учит умелому, успешному общению; о том, как важно ориентироваться в том, кто говорит (пишет)- что -  кому говорит (пишет). Выделяется специальное обучение умениям говорит-слушать, читать-писать.  

Во втором – рассматриваются в сопоставлении тема и заголовок текста, опорные слова; рассматриваются такие основные типы текстов, как рассуждение, описание, повествование, дается понятие об их смысловых различиях. Это содержание обучения является базой для развития коммуни-кативно – речевой компетенции учащихся.

Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.    

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к речевому этикету, при этом в центе внимания находятся этикетные диалоги со значением «просьба» и «отказ» (в просьбе), усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образова-тельной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, Инте-грированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивиро-ванной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психоло-гическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.

Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает 1 час в неделю и 34 часа в год.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта — переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса «Детской риторики».

Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений об риторике будет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления социальных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нет­радиционных форм уроков, в том числе методики ролевых игр, проблемных дискуссий.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей:

  • передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания,

  • проводить информационно-смысловый анализ текста,

  • ис­пользовать различные виды чтения (ознакомительное),

  • создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитан­ную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно),

  • составлять план.

На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуника­тивной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные сред­ства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Инновационное развитие методики преподавания риторики ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб­ную деятельность (постановка цели,  определение оптимального соотно­шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.


Требования к уровню подготовки

учащихся  2  класса

должны знать:

  • ­­­­­­­понятие о науке риторике,

  • основные типы текстов (рассуждение, описание, повествование);
    должны уметь:

  • ­­­­анализировать и оценивать общение (правильность речи, уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресата высказывания, соответствие высказывания (текста)жанровым признакам);

  • владеть компетенциями: рефлексивной, коммуникативно-речевой, смыслопоисковой, ценностно-ориентированной;

  • способны решать следующие жизненно-практические задачи: успешно извлекать информацию при слушании и чтении, эффективно общаться с автором письменного текста или с тем, кому он адресован.
















Тематическое планирование уроков риторики во 2 классе (34ч)


урока

Тема уроков

Дата урока

по плану

Фактическая дата урока


Общение (18 ч)



1

Проверь себя.



2

Наука риторика. Кто-что-кому.



3

4

Кому-кто. Адресат - адресант





5

Как мы говорим. Темп. Тон речи.



6

То же слово, да не так бы молвить.



7

Настроение, чувства и тон говорящего.



8

Мимика, жесты, поза.

Говорящий взгляд.



9

Обобщающий урок.



10

Учусь слушать.

Мы слушаем – нас слушают



11

Слушали, услышали.

Слушаем и стараемся понять.



12

Слушаем и выделяем непонятное.



13

Слушаем, как говорят.



14

Слушаем на уроке.

Слушаем целый день.



15

Вежливая просьба.

Просить – умолять – требовать.



16

Прошу вас. Скрытая просьба.



17

Учусь читать и писать.

О чём говорит шрифт?



18

Рисунки, таблицы, схемы.



Название раздела: Текст. (16 ч)

19

20

Тема и основная мысль.





21

Опорные слова



22

Пересказ. Подробный пересказ.



23

Краткий пересказ. План.



24

Текст и план.



25

Вежливый отказ.

Согласие или отказ



26

Отказывай, не обижая.

Ответы на отказ.



27

Типы текстов.



28

Рассуждение. Примеры и

правило в рассуждении.





урока

Тема уроков

Дата урока

по плану

Фактическая дата урока

29

Точные и неточные,

убедительные и неубедительные объяснения.



30

Описание.

Признаки предмета



31

Описание в объявлении



32

Загадки-описания.

Сочини загадку.



33

Невыдуманный рассказ.

Было или придумано?



34

Части рассказа.

Хочу вам рассказать.








  • Начальные классы
Описание:

Создать условия для развития умения распознавать формы одного и того же слова, для формирования представлений об окончании как изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, в словосочетании и предложении.

Познавательные: строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; используют ознакомительное и поисковое чтение, осознают цель чтения.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в материализованной громкоречевой и умственной форме; овладевают способами решения учебной задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, общей беседе

основные термин урока: Окончание слова, признаки и роль окончания, состав слова, формы одного и того же слова, однокоренные
слова

Автор Толканова Ксения Александровна
Дата добавления 15.11.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 244
Номер материала MA-072181
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы