Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план
разработан применительно к учебной программе «Школа 2100».
Календарно-тематический план
ориентирован на использование
учебников «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 2 класса, автора
Т.А.Ладыженской, 2006 -2008г.издания, а также дополнительных пособий: для
учителя - методические рекомендации, авторов Т.А. Ладыженской, Н.В.
Ладыженской, Р.И. Никольской, Г.И. Сорокиной, 2008
г..
Школьное образование в современных условиях призвано
обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна
основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, позна-ния,
профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и
смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на
формирование компетентной личности, способной к жизне-деятельности и
самоопределению в информационном обществе, ясно пред-ставляющей свои
потенциальные возможности, ресурсы и способы реализа-ции выбранного жизненного
пути.
Главной целью школьного образования является
развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды
ценностной человеческой деятельности:
·
учеба,
·
познания,
·
коммуникация,
·
профессионально-трудовой
выбор,
·
личностное саморазвитие,
·
ценностные ориентации,
поиск смыслов жизнедеятельности.
С этих позиций обучение рассматривается как
процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой
соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это
определило цель обучения риторике во 2 классе
На основании требований Государственного
образовательного стандарта 2007 г. в содержании календарно-тематического
планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее
время компетент-ностный, личностно-ориентированный, деятельностный
подходы, которые определяют задачи обучения:
·
Приобретение знаний в
разделах «Общение» и «Речевые жанры»;
·
Овладение умениями
анализировать, оценивать общение и умение успешно пользоваться даром слова;
·
Освоение
коммуникативно-речевой компетенции.
Компетентностный подход определяет
следующие особенности предъявления содержания образования: оно
представлено в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование
компетенций.
В первом блоке дается понятие о науке риторике, которая учит умелому, успешному общению; о
том, как важно ориентироваться в том, кто говорит (пишет)- что - кому
говорит (пишет). Выделяется специальное обучение умениям говорит-слушать,
читать-писать.
Во втором – рассматриваются в сопоставлении тема и заголовок
текста, опорные слова; рассматриваются такие основные типы текстов, как
рассуждение, описание, повествование, дается понятие об их смысловых различиях.
Это содержание обучения является базой для развития коммуни-кативно – речевой компетенции
учащихся.
Таким образом, календарно- тематическое
планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование
ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития
учащихся.
Личностная ориентация образовательного
процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.
Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной
самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к речевому
этикету, при этом в центе внимания находятся этикетные диалоги со значением
«просьба» и «отказ» (в просьбе), усилению мотивации к социальному познанию и
творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в
том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию
современной образова-тельной политики: необходимость воспитания человека и
гражданина, Инте-грированного в современное ему общество, нацеленного на
совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на
передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивиро-ванной
к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психоло-гическими
установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию
информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, проявлять творческий
подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к
конструктивному взаимодействию с людьми.
Согласно действующему в школе учебному плану
календарно-тематический план предусматривает 1 час в неделю и 34 часа в год.
С учетом уровневой специфики классов выстроена
система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты
обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является
обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования,
отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного
стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных
результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным
и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные
способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а
ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как
общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что
предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса
«Детской риторики».
Дидактическая модель обучения и педагогические
средства отражают
модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение
конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся,
обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об
риторике будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на
основе личностного осмысления социальных фактов и явлений. Особое
внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной
учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных
форм уроков, в том числе методики ролевых игр, проблемных дискуссий.
Реализация календарно-тематического плана
обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках
информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей:
·
передавать содержание
текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания,
·
проводить
информационно-смысловый анализ текста,
·
использовать различные
виды чтения (ознакомительное),
·
создавать письменные
высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с
заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно),
·
составлять план.
На уроках учащиеся могут более уверенно
овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в
речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать
право на иное мнение), приводить примеры. Для решения познавательных и
коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные
источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие
базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией
общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы
(текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Инновационное развитие методики преподавания
риторики ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной
компетенции учащихся.
С точки зрения развития умений и навыков
рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся
самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели,
определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее
результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения,
осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными
достижениями, чертами своей личности.
Требования
к уровню подготовки
учащихся
2 класса
должны знать:
·
понятие о науке
риторике,
·
основные типы текстов
(рассуждение, описание, повествование);
должны уметь:
·
анализировать и
оценивать общение (правильность речи, уместность использования словесных и
несловесных средств общения с точки зрения адресата высказывания, соответствие
высказывания (текста)жанровым признакам);
·
владеть компетенциями:
рефлексивной, коммуникативно-речевой, смыслопоисковой,
ценностно-ориентированной;
·
способны решать следующие
жизненно-практические задачи: успешно извлекать информацию при слушании и
чтении, эффективно общаться с автором письменного текста или с тем, кому он
адресован.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.